Рецензия на фильм Вацлава Мархоула «Раскрашенная птица»: Инфернальная Одиссея

Оценка: 8,5 из 10
Экранизацию скандального романа Ежи Косински «Раскрашенная птица» чешского режиссёра Вацлава Мархоула показали в конкурсе 76-го Венецианского кинофестиваля. В ролях: Петр Котлар, Удо Кир, Джулиан Сэндс, Алексей Кравченко, Стеллан Скарсгард.
Немолодой человек красит пойманную птицу и запускает в небеса. Та взмывает вверх, а через мгновение на неё набрасывается стая, чтобы разодрать в перья. Зрителю пока невдомёк, что это аллегория на все произведение, главный герой которого, подобно отмеченной твари, чужд всем вокруг, и становится объектом по-звериному неоправданного насилия. Показали уже немало, но впереди - настоящий ад, точнее - его картография. Как у Данте и Боттичелли, однако без пафоса и амбивалентности мира: здесь они замещаются абсурдистским ужасом и опустошённой иронией. «Раскрашенная птица» - своеобразная Одиссея по заброшенной, анархистской местности Восточной Европы во время Второй Мировой войны. Только без самого Улисса. Здесь на скитания обречён Телемах, ищущий дом, но так никогда его и не настигающий.
Фильм только начался, а журналисты и критики уже выходят из зала. Кажется, что-то не удалось. Отмотаем назад и начнём сначала - вдруг, сработает?
Первая сцена - сожжение несчастного хорька. Крестьянские пейзажи в черно-белой палитре. Еврейский мальчуган живёт у длинноволосой женщины преклонного возраста, ведёт быт, отстранённо рассматривает фотографию родителей.
Старушка внезапно умирает. Дом пылает в огне. Телемах отправляется в дальнейшее странствие. Он видит все человеческие немощи и пороки. Тут и библейская болезнь, и невежество, примитивная вера в магию и демонов, тотемы и табу, перверсии и макабр. Око за око и прах к праху, а в итоге - страсти по Мархоулу, не меньше, хотя и не без заимствований. Одно из главных - хичкоковский образ враждебной человеку вселенной через повторяющихся рефреном птиц - уже кинематографический архетип. Между склейками чувствуется и Алексей Герман, и «Иваново детство» Тарковского, и радикализм Ханеке с Триером.
Продакшн у картины оправданно гигантский: 11 лет съёмок и звездная россыпь на экране. В эпизодах - Удо Кир в роли деспотичного абьюзера-славянина, Стелан Скарсгард в качестве жалостливого фрица, Джулиан Сэндс - перверта. Изрядно повзрослевший Алексей Кравченко будто вернулся к собственной роли из «Иди и смотри». Все - с целью хладнокровно и последовательно сконструировать всепоглощающее месиво из выстрелов, пыток, жестокости, покалеченных тел и выдранных заживо глаз. Это вуайеризм и кино ощущений. Однако, стимуляция зрителя этим тотальным насилием происходит так долго, что органы чувств притупляются, оставляя на выжженной земле лишь болезненную иронию и подлинно кафкианский ужас.
Кругом - иррациональное и его мистические союзники. Трансгрессия и либертинаж. По аналогии с мифологическими произведениями в композиции непроизвольно проглядываются девятки: всего 9 минут диалогов на почти трёхчасовой хронометраж, 9 глав-эпизодов. Неслучайно, сам автор заявил, что в картине выжата и сконцентрирована вся эпическая поэзия книги. В «Раскрашенной птице» почти нет слов, нет вербализации, а чуть ли не единственная фраза мальчика обращена не к человеку, а к животному. Для коммуникации же между героями выбран искусственно созданный межславянский - межнациональный язык наподобие эсперанто, который понимаешь сразу же без перевода. Все потому, что ни одна нация не должна ассоциироваться с происходящим, и одновременно - задуманы параллели со всеми сразу. Это портрет человечества в его самой упаднической и разлагающейся форме.
Под конец просмотра покидают силы и надежда (хотя последнюю следовало бы оставить задолго до). Можно было бы допустить, что это кино для подготовленного фестивального зрителя, но готовым к нему быть попросту невозможно. В этом расширении границ дозволенного на экране - и его слабость, и преимущество.
Анна Стрельчук, Венеция, InterMedia
Крис Пайн снимется в криминальном триллере Ноа Хоули

Крис Пайн («Стартрек», «Чудо-женщина») сыграет главную роль в фильме «Nowhere Fast». Как сообщает Variety, сценаристом и режиссером проекта выступит Ноа Хоули (сериал «Фарго», «Люси в небесах»). Криминальный триллер расскажет о преступнике из маленького городка в Техасе, который непреднамеренно убивает племянника своего босса. Подробности проекта пока держатся в секрете.
Счастливая семья Ольги Прокофьевой оказывается результатом эксперимента в трейлере фильма «Последний день рождения»

Трейлер и дату премьеры фильма «Последний день рождения» обнародовала 19 февраля 2025 года компания «Кинологистика». Главные роли в триллере о психологическом эксперименте по поиску «формулы счастья» исполнили Арсений Попов, Артур Сопельник, Ольга Прокофьева, Александр Андриенко, Наталья Бергер, Полина Беленькая и другие. Сценарий написал Сергей Калужанов («Мажор», «Метод 2»), режиссером выступил Юрий Ильин («Семь пар нечистых», «Сокровища партизанского леса»).
- На празднование дня рождения собирается большая семья: родители, три брата и сестра, - сообщается в синопсисе. - Ничто не предвещает беды: мирно текут застольные разговоры, с широкими улыбками поднимаются бокалы. Неловкая реплика меняет всё, и семейное счастье оказывается искусно созданным проектом одного из «братьев», опытного психолога, посвятившего жизнь поиску «формулы счастья». Его метод – манипуляция эмоциями и желаниями окружающих, но в выверенные математические расчёты вмешивается любовь.
В российский прокат «Последний день рождения» выйдет 13 марта.
Вышел трейлер фильма «Литвяк» о легендарной военной летчице

Первый трейлер фильма «Литвяк» обнародовала 19 февраля 2025 года киностудия «28 панфиловцев». «ИнтерМедиа» напоминает, что картина режиссера и сценариста Андрея Шальпоа посвящена Лидии Литвяк, которая стала самым результативным летчиком-истребителем среди женщин во время Второй мировой войны. Главные роли исполнили Полина Чернышова, Виктория Соловьева, Евгений Ткачук, Петр Рыков, Полина Пушкарук, Иван Бровин, Андрей Некрасов и др.
- Дорогие друзья! Трейлер – мудреная штука. Хочется, чтобы он рассказал обо всем и при этом сохранил все интриги, - говорят создатели фильма. - Хочется, чтобы зритель захотел посмотреть кино, но потом, во время просмотра, испытал бы восторг и удивление, увидав что-то впервые. Хочется, чтобы трейлер оправдывал ожидания, но при этом выделялся на общем фоне, запоминался и вызывал чувства. Одним словом – сложный жанр. Сегодня мы публикуем трейлер нашего фильма «Литвяк». До релиза ещё несколько месяцев и мы очень рады, что можем наконец показать вам кусочек материала, создаваемого вместе с вами! Чем больше людей узнают о нас, тем лучше!
«ИнтерМедиа» напоминает, что работа над фильм «Литвяк» началась в 2019 году, деньги, как и на предыдущую картину студии «28 панфиловцев» собирали с помощью крадуфандинга. Планировалось, что фильм выйдет в 2021 году, но в результате съемки удалось завершить лишь летом 2024-го.
Картину выпустит в российский прокат 30 октября кинокомпания «Атмосфера кино».