На выставке NAMM Musikmesse научили зарабатывать на музыке
![Евгений Сафронов, Егор Старшелюк](https://cdn1.intermedia.ru/img/news_x400/339522.jpg)
Лекция «Современная музыкальная индустрия и монетизация записей» состоялась в рамках программы MuzzLab 2.0 музыкальной выставки NAMM Musikmesse в Сокольниках 13 сентября 2019 года. В качестве спикера выступил главный эксперт информационного агентства InterMedia Александр Тихонов.
Прежде всего, спикер отметил, что любую музыку можно подразделить на три категории: хорошая, плохая и коммерческая. Затем докладчик напомнил, что основной формой существования музыкального искусства является фонограмма – от момента появления первой грампластинки в конце XIX века и до наших дней. Углубившись в историю, Александр Тихонов рассказал, что в России граммофонные записи появились в 1898 году, а первый договор между лейблом и исполнителем был подписан несколько лет спустя: популярный в то время певец Николай Большаков отдал фирме грамзаписи права на все свои песни за 100 рублей.
Затем автор лекции заметил, что примерно в то же время возникла и главная проблема музыкального рынка – пиратские записи, и продемонстрировал контрафактную пластинку 1902 года. По мнению эксперта, на данный момент контрафакт составляет около 99% современного музыкального рынка, из-за пиратов зарабатывать на музыке очень сложно. Александр Тихонов привел любопытную статистику: 5 из 10 артистов, подписавших контракт с лейблом, оказываются убыточными, трое едва окупают расходы, один имеет небольшую прибыль и еще один зарабатывает столько, что покрывает убытки от остальных коллег.
В России до последнего времени основной формой существования музыки был компакт-диск: в декабре 2019 года индустрия компакт-дисков отметит свой 30-летний юбилей. Спикер продемонстрировал, как оформление CD используется в рекламных целях: на голографической обложке альбома группы «Ю-Питер» «Биографика» лидер группы Вячеслав Бутусов подмигивает поклонникам.
Затем лектор перешел к сравнительно новой форме существования музыки – рингтонам и рингбэктонам.
- У Эндрю Ллойда Уэббера есть свой остров в Средиземном море, потому что он очень талантливый композитор и у него очень хороший менеджмент. В России до островов пока не дошло, но не так давно одно известное российское музыкальное издательство реализовало 3 175 562 рингтонов, за что потребители заплатили 2 982 646 долларов 72 цента. Гонорар, выплаченный композитору – автору рингтонов, составил 130 008 долларов 81 цента, это сумма за год. Другой композитор, из Оренбурга, получилза создание рингтонов29 128 долларов 34 цента. Максимальная сумма, выплаченная соавтору композитора, составила 1 454 доллара 60 центов. Вот такие суммы получают некоторые музыканты, - заметил г-н Тихонов.
Эксперт подчеркнул, что для понимания перспектив заработков на современном рынке надо понимать одну важную вещь: век новой музыки крайне быстротечен, жизнь песен стала намного короче. По словам эксперта, неплохой доход авторам могут принести стриминговые платформы – некоторые авторы получают от них по 2-5 тыс. долларов. В целом заработок артиста сейчас складывается из стриминга, живых концертов, коллективного управления правами. В последнем случае артисту и автору очень помогают РАО, ВОИС и РСП.
Далее спикер перешел к анализу других способов заработка в музыкальной индустрии. Он подробно остановился на рынке рингбэктонов (мелодиях, которые играют на мобильных телефонах вместо гудка) – единственной сфере музыки, которая, как подчеркнул аналитик, недоступна для пиратов. Ее годовой оборот в России составляет 6 млрд рублей, средства распределяются между автором, исполнителем и продюсером фонограммы.
Среди других инструментов доходности и продвижения г-н Тихонов отмечает краудфандинг – народное финансирование, позволяющее собрать деньги на запись альбома и получить объективную оценку своего творчества.
В заключение лектор отметил, что монетизация творчества возможна только в том случае, если у исполнителя есть хит – в противном случае система не будет работать. Эксперт вдохновил слушателей примером Консуэло Веласкес – человека, не причастного к музыкальной индустрии, но написавшего «Besame mucho» и получившего всемирную известность.
Подводя итог, Александр Тихонов напомнил собравшимся, что рынок, в том числе и музыкальный, развивается и меняется очень быстро, и очень важно отслеживать эти изменения и правильно их интерпретировать.
Денис Ступников, InterMedia
Обзор: «Топ 20 самых трогательных песен в мире, по версии Umanchannel»
![кадр из клипа](https://cdn1.intermedia.ru/img/news_x400/393222.jpg)
2025, Александр Уманчук.
Субъективную двадцатку самых слезовыжимательных песен Александр Уманчук составил, объединив два выпуска «Топ 10 самых трогательных песен в мире». Первая десятка посвящена иностранным песням, вторая – русскоязычным. Прежде чем начать спорить с выбором Уманчука, отмечу, что качество его видеоконтента сильно выросло. Если раньше он больше работал «говорящей головой», рассуждающей о том, как поёт тот или иной артист, то теперь каждый пункт его списков талантливо смонтирован и сопровождается адекватными видеоиллюстрациями. То есть Уманчук теперь не только говорит, но и показывает, что очень полезно как для узнаваемости, так и с просветительской точки зрения.
Дело в том, что иностранный список тоскливых произведений у многих зрителей вызовет вопросы типа «кто эти люди» и «что это за песня». Из реальных хитов на все времена тут только «Nothing Compares 2 U» в исполнении Шинейд О'Коннор, а группы Depeche Mode, Coldplay и Radiohead представлены далеко не самыми очевидными треками. Зато сразу можно прослушать их фрагменты и получить от Уманчука справочную информацию об артистах и произведениях. Кроме того, в список вошли и совсем малоизвестные песни, вызывающие у чувствительного Александра слезотечение. За пару минут они вряд ли смогут зацепить и новых поклонников, но вдруг?
Что касается русскоязычного списка, то сюда попало больше общеизвестных треков, хотя некоторые пункты и здесь удивляют – например, русская народная песня «Прощай, радость, жизнь моя» и некое творение группы «Лампабикт». Но в целом эта часть позволяет даже где-то поплакать вместе с ведущем – под «Город золотой», который Уманчуку пели в качестве колыбельной, «Я хочу быть с тобой» или «Знаешь ли ты». Секрет популярности последней у футбольных болельщиков Александр видит в том, что у брутальных бородатых мужиков тоже есть чувства.
Попадание в список «На заре» или «Это всё» довольно спорно, но на объективность Уманчук и не претендует. А «Как быть» в исполнении Александра Серова, сколько бы песня ни казалась вам излишне китчевой, по-прежнему ошеломляет девушек любых возрастов, так что без неё автор обойтись не смог.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
Баста планирует собрать «Лужники» два дня подряд
![Екатерина Чичеткина/InterMedia](https://cdn1.intermedia.ru/img/news_x400/393244.jpg)
Концерты Басты состоятся на БСА «Лужники» 27 и 28 июня 2025 года. В программу войдут лучшие песни исполнителя.
- Два концерта подряд! – подчёркивается в соцсетях рэпера.
«ИнтерМедиа» напоминает, что впервые Баста собрал Большую спортивную арену «Лужников» в июне 2022 года.
Сообщение не является рекламой и носит исключительно информационный характер.
Обзор: «Горячая и страстная прелюдия любви | «Винтаж» - «Роман» | «Хит Сториз»
![кадр из клипа](https://cdn1.intermedia.ru/img/news_x400/393187.jpg)
2025, «Муз шоу».
Авторам проекта «Хит Сториз» с Анной Плетнёвой и Алексеем Романовым повезло и не повезло одновременно. Повезло – потому что они про каждую песню «Винтажа» рассказывают так смешно и интересно, что не нужно придумывать дополнительные сценарные ходы. А не повезло – потому что сразу пропадает надобность в «дополнительных опциях», которыми стараются снабдить каждый выпуск: комментариями экстрасенсов, астрологов, филологов, пульмонологов и т.д. и т.п.
В «Хит Сториз» про «Роман» «Винтажа» вставной челюстью смотрится только сюжет про пиар-романы, не закончившиеся свадьбой. Выбор героев сюжета говорит сам за себя: это Николай Басков, Дима Билан и Сергей Лазарев. Воздержусь от подробных комментариев, но смотреть неловко. Зато откровения, воспоминания и признания Ани и Лёши звучат захватывающе, особенно когда участники «Винтажа» друг другу противоречат. Они не стали отрицать, что «Роман» в целом и фраза «Рома-Рома-Роман» навеяны хитом Леди Гаги «Alejandro». «Мы её стырили! – восклицает Плетнёва. – Но максимально непохоже и максимально круто». Что за Роман стал героем песни, Анна, зардевшись, рассказывать отказалась, чтобы не палить «мужчину всей моей жизни». Алексей же Романоф опроверг версию личной тайны Плетнёвой, сказав, что «песня вообще не про Романа» и что «ни один Роман от песни не пострадал». (Видимо, кроме Абрамовича, на портрет которого Анна молилась в клипе без его ведома.)
По словам Алексея, он хотел, чтобы композицию записало женское звёздное трио – партнёршами Ани могли стать Вера Брежнева и Жанна Фриске. Эту пару Плетнёва отвергла, назвав певиц «неактуальными». Партнёр по «Винтажу» предложил более юных Лою и Нюшу, но тут выяснилось, что Анна вообще не хочет «делить славу» с другими певицами. Романоф до сих пор немного жалеет, что коллективной «бомбы» не получилось. В качестве некоторой «мести» он рассказал, что леденящую душу историю про мышь, якобы накакавшую солистке в рот на съёмках клипа, Аня придумал, чтобы было что обсуждать с журналистами.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»