Правообладатели и авторы - о решении РАО об увеличении ставки отчислений с авторского вознаграждения
Правообладатели и авторы поддерживают решение Российского авторского общества об увеличении ставки отчислений с авторского вознаграждения из-за вынужденной выплаты взносов в Пенсионный фонд России.
Авторскому совету Российского авторского общества (РАО) пришлось принять нелегкое решение – в связи с необходимостью выплаты страховых взносов в Пенсионный фонд России (ПФР) некоммерческая организация с сентября 2019 года повысила ставки отчислений с авторского вознаграждения. Об этом РАО уведомило авторов и правообладателей в сообщении и пояснило свою официальную позицию. Согласно письму, размер отчислений для правообладателей – юридических лиц и ИП – был увеличен на 7% за исполнение произведений в эфире телеканалов, радиостанций и в интернете. Теперь ставка составляет 27% (до повышения 20% плюс 3% – отчисления в специально созданный при РАО Фонд поддержки правообладателей). Увеличение ставок коснулось и других категорий, и среды распространения произведений. Отмечается, что повышенная ставка для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей будут действовать в течение трех лет, а в сентябре 2022 года ставки вернутся к уровню августа 2019-го.
На протяжении нескольких лет РАО высказывало свою позицию ПФР и Министерству финансов России о том, что выплаты страховых взносов Обществом, которое не связано с авторами и правообладателями трудовым договором, некорректны и противоречат закону. Тем не менее добиться справедливости пока не удалось. Авторы и правообладатели, понимая абсурдность требований и соглашаясь в том, что принятая временная мера – в настоящий момент единственно возможный вариант решения, поддерживают позицию Российского авторского общества.
Вдова автора известной песни «Трава у дома» композитора Владимира Мигули Марина Мигуля назвала сложившуюся ситуацию безобразием, с которым необходимо бороться на законодательном уровне:
- РАО само по себе – агент, посредник, который регулирует наши деньги, и поэтому эта организация не обязана платить отчисления в Пенсионный фонд. Я считаю, что необходимо вносить изменения на законодательном уровне... Как и другие правообладатели, я поддерживают РАО и, если потребуется, мы подпишем письмо в правительство, чтобы разобраться с этим безобразием.
Композитор Иван Бурляев с возмущением отметил, что ПФР стал своего рода черной дырой.
- По внутренним ощущениям, наши права, защищаемые международными конвенциями и договорами, в очередной раз попираются. ПФР, как чёрная дыра, затягивающая в себя всё материальное, хочет новых жертв. К сожалению, жертвами стали мы – авторы. Безусловно, если уж встал вопрос о помощи в наполнении этой организации нашими с вами деньгами, хотелось бы, как минимум, увидеть гарантии нашей безбедной пенсии. Но это лирика. Что же касается сложившейся ситуации: авторы «физлица» сейчас выступают «потерпевшей стороной». РАО пыталось защитить их интересы, но Верховный суд РФ решил, что они – должники. Возможно, следует продолжать борьбу через законодательные органы. Но, как мы знаем, закон обратной силы не имеет. Следовательно, придётся платить и переплачивать за свою «безбедную пенсию» и страховую медицину. Увы, но повышение ставки РАО в сложившейся ситуации для них неизбежно, – сказал он.
Коллегу поддержала композитор Алла Богословская, вдова советского и российского композитора, народного артиста СССР, дирижера и пианиста Никиты Богословского. Она отметила, что авторские отчисления следует выплачивать вне зависимости от законодательных изменений:
- Решение уже принято. Что мы можем сделать? Я – человек законопослушный, значит, будем исполнять. Другое дело, что хотелось бы, конечно, получать свои авторские отчисления в полном объеме. Поэтому эту ситуацию нужно как-то менять, перерабатывать закон.
Генеральный директор ООО «Национальное музыкальное издательство» Дмитрий Майко, как игрок индустрии, выразил свое недоумение в связи с требованием ПФР:
- Мы понимаем разницу между нами и РАО: мы ─ коммерческая организация, РАО ─ некоммерческая. Мы как коммерческая организация всегда выплачиваем авторские вознаграждения. Более того, в соответствии с договором с автором мы принимаем его на работу и несем налоговую нагрузку за него, осуществляем взносы. А РАО коммерческую деятельность не ведет.
Актер, сценарист, продюсер, член Авторского Совета РАО Никита Высоцкий уверен, что повышение ставок – это часть большой проблемы.
- Конечно, есть вещи, которые могут нравиться и не нравиться. Но это как ругаться на снег, который пошел. К сожалению, это проблема находится вне РАО. Ранее суды по этим вопросам были проиграны, такова позиция финансового руководства страны, а не какая-то злая воля людей, которые сейчас управляют РАО и его финансами. Поэтому, можно сейчас обижаться и сердиться, но не делать того, что предлагают, <…> чтобы РАО могло расплатиться с теми долгами, которые им вменяют российские фискальные органы, – сказал он.
Глава звукозаписывающей компании Effective Records, член Ревизионной комиссии РАО Кирилл Лупинос оценивает увеличение ставок отчислений с авторских вознаграждений как справедливое и закономерное решение:
- Государство начинает все больше интересоваться проблемами авторов и их взаимодействием с РАО. К сожалению, невозможно облегчить нагрузку для всех участников процесса, поэтому кто-то должен был взять на себя фискальную функцию. Мы как крупный правообладатель относимся к этому с пониманием ─ рано или поздно это должно было произойти. В нашей стране авторское право всегда находится в развитии и постоянно оптимизирует внутренние процессы своего института.
Вячеслав Тюрин перевыпустил пророческую «Завтра не наступит никогда»
Продюсер и автор хитов группы Reflex Вячеслав Тюрин 20 декабря 2024 года перевыпустил в рамках своего сольного проекта VIVITI обновленную версию сингла «Завтра не наступит никогда». Эта песня, впервые представленная два года назад, сегодня обретает особый смысл.
Созданная в 2021 году, она изначально была написана под впечатлением от новостей, которые тогда казались далекими от реальности. Однако события двух последних лет придали строчкам особую глубину. Для многих завтра действительно так и не наступило.
Сам Вячеслав так объяснил корреспонденту «ИнтерМедиа» смысл звучащих в песне строк:
- Хочу ещё раз напомнить: «Завтра не наступит никогда!» Живите сегодняшним днём. Цените мгновения, которые происходят здесь и сейчас. Радуйтесь жизни, планируйте будущее, но помните: ваше настоящее — это единственное, что по-настоящему важно.
Ни один политик не спасёт вашу душу. Только вы сами можете стать лучшей версией себя, стать по-настоящему ЧЕЛОВЕКОМ. Надеюсь, моя музыка и эти слова вдохновят вас быть добрее, увереннее и находить радость в каждом моменте. Учитесь жить сегодняшним днём — ведь никто не знает, что будет завтра.
Антология русского шансона с картинками выйдет под Новый год
Книга «Ништяк, браток! Антология шансона. Хиты, изменившие русскую культуру» Наталии Хомяковой выйдет в конце декабря 2024 года в издательстве «Бомбора».
- Пожалуй, ни один жанр не внес на нашу музыкальную сцену столько самобытного, сколько шансон, - сообщается в описании. - Блатная песня, романтические баллады, «гимны» кавказских застолий, и даже… рэп. Все это окружает нас и формирует культурную среду, в которой уже далеко не первое десятилетие живет и меняется российское общество. Внутри своей книги культуролог, исследователь шансона и автор канала «Чифирнуть бы, ништяк!» Наталия Хомякова разбирает жанр на примере 35 культовых песен: от Михаила Круга и группы «Бутырка» до Стаса Михайлова и «Каспийского груза». Коллекция нетленных хитов собрана внутри первого большого исследования шансона, написанного в жанре нон-фикшн.
Истории песен сопровождаются уникальными иллюстрациями к каждой главе, а также внутри книги есть QR-коды, которые ведут на собранные автором плейлисты к главам: каждый из них поможет лучше понять этот жанр, или просто взглянуть на него под другим углом.
Обзор: «Билли Айлиш и Финнеас: они спаслись из рабства Голливуда | Decoders»
2024, Decoders.
В выпуске мне всё понравилось, кроме названия. Ну какое, прости господи, рабство Голливуда? Даже если под этим Татьяна Старикова и Даниил Трабун подразумевали плату, которую другие юные звёзды вроде Бритни Спирс или Джастина Бибера отдавали за раннюю славу, можно было сформулировать более внятно (но менее кликбейтно). Например, как в описании ролика: «Как стать суперзвездами, не выходя из дома? Билли Айлиш и Финнеас дарят надежду на то, что слава не всегда приходит через страдания».
Полное имя Билли Айлиш - Билли Айлиш Пайрат Бэрд О’Коннелл. Почему её назвали Пиратом? Потому что, когда она родилась, её 4-летний на тот момент брат Финнеас был очень увлечён пиратской темой – игрушками, картинками и т.д. Семья у О’Коннеллов необычная, творческая, но родители сделали много, чтобы «детронизация» старшего ребёнка прошла безболезненно – даже назвали младшего ребёнка в честь увлечения брата. В дальнейшем Финнеас и Билли стали примером идеальных отношений и идеального сотворчества брата с сестрой. Таня и Даня, конечно, чуть иронизируют на эту тему, разыгрывая сценку из любого совместного интервью О’Коннеллов, где Билли и Финнеас неизменно безудержно хвалят друг друга. Тем не менее этот пример вдохновляет и ведущих, которые очень эмоционально рассказывают о семье героев, и зрителей, которые будут много улыбаться при просмотре.
Попутно «декодеры» подробно и интересно описывают всю карьеру Билли и Финнеаса, который стал звездой раньше сестры, но потом предпочёл сделать суперзвезду из Билли. Это его обещание выглядело шуткой (да и было таковой), однако сбылось. Старикова и Трабун искренне беспокоятся за Финнеаса О’Коннелла, сольное творчество которого всегда остаётся в тени музыки Билли Айлиш, и стараются как можно больше рассказать о его песнях. При этом они, правда, оговариваются, что Финнеас и не хочет суперзвёздной карьеры, и в этом гармоничном тандеме каждый получил то, что хотел. Особенно приятно, что для этого никому из них не пришлось продавать душу дьяволу, Голливуду и кому-либо ещё: они просто делали, что им нравится, на домашней студии, а потом разрешили миру восторгнуться и лечь к их ногам.
Сообщая как бы между делом массу любопытных фактов о Билли и Финнеасе, Татьяна Старикова и Даниил Трабун делятся и соображениями по поводу причин сверхпопулярности Билли Айлиш. Если в песнях Тейлор Свифт всегда есть конкретный прототип и для лучшего понимания надо знать контекст её жизни, то в композициях Билли не понятно, кого она имеет в виду. Поэтому слушателям так легко экстраполировать её переживания на свои собственные и представлять, что эта песня – о тебе.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»