Правообладатели и авторы - о решении РАО об увеличении ставки отчислений с авторского вознаграждения
Правообладатели и авторы поддерживают решение Российского авторского общества об увеличении ставки отчислений с авторского вознаграждения из-за вынужденной выплаты взносов в Пенсионный фонд России.
Авторскому совету Российского авторского общества (РАО) пришлось принять нелегкое решение – в связи с необходимостью выплаты страховых взносов в Пенсионный фонд России (ПФР) некоммерческая организация с сентября 2019 года повысила ставки отчислений с авторского вознаграждения. Об этом РАО уведомило авторов и правообладателей в сообщении и пояснило свою официальную позицию. Согласно письму, размер отчислений для правообладателей – юридических лиц и ИП – был увеличен на 7% за исполнение произведений в эфире телеканалов, радиостанций и в интернете. Теперь ставка составляет 27% (до повышения 20% плюс 3% – отчисления в специально созданный при РАО Фонд поддержки правообладателей). Увеличение ставок коснулось и других категорий, и среды распространения произведений. Отмечается, что повышенная ставка для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей будут действовать в течение трех лет, а в сентябре 2022 года ставки вернутся к уровню августа 2019-го.
На протяжении нескольких лет РАО высказывало свою позицию ПФР и Министерству финансов России о том, что выплаты страховых взносов Обществом, которое не связано с авторами и правообладателями трудовым договором, некорректны и противоречат закону. Тем не менее добиться справедливости пока не удалось. Авторы и правообладатели, понимая абсурдность требований и соглашаясь в том, что принятая временная мера – в настоящий момент единственно возможный вариант решения, поддерживают позицию Российского авторского общества.
Вдова автора известной песни «Трава у дома» композитора Владимира Мигули Марина Мигуля назвала сложившуюся ситуацию безобразием, с которым необходимо бороться на законодательном уровне:
- РАО само по себе – агент, посредник, который регулирует наши деньги, и поэтому эта организация не обязана платить отчисления в Пенсионный фонд. Я считаю, что необходимо вносить изменения на законодательном уровне... Как и другие правообладатели, я поддерживают РАО и, если потребуется, мы подпишем письмо в правительство, чтобы разобраться с этим безобразием.
Композитор Иван Бурляев с возмущением отметил, что ПФР стал своего рода черной дырой.
- По внутренним ощущениям, наши права, защищаемые международными конвенциями и договорами, в очередной раз попираются. ПФР, как чёрная дыра, затягивающая в себя всё материальное, хочет новых жертв. К сожалению, жертвами стали мы – авторы. Безусловно, если уж встал вопрос о помощи в наполнении этой организации нашими с вами деньгами, хотелось бы, как минимум, увидеть гарантии нашей безбедной пенсии. Но это лирика. Что же касается сложившейся ситуации: авторы «физлица» сейчас выступают «потерпевшей стороной». РАО пыталось защитить их интересы, но Верховный суд РФ решил, что они – должники. Возможно, следует продолжать борьбу через законодательные органы. Но, как мы знаем, закон обратной силы не имеет. Следовательно, придётся платить и переплачивать за свою «безбедную пенсию» и страховую медицину. Увы, но повышение ставки РАО в сложившейся ситуации для них неизбежно, – сказал он.
Коллегу поддержала композитор Алла Богословская, вдова советского и российского композитора, народного артиста СССР, дирижера и пианиста Никиты Богословского. Она отметила, что авторские отчисления следует выплачивать вне зависимости от законодательных изменений:
- Решение уже принято. Что мы можем сделать? Я – человек законопослушный, значит, будем исполнять. Другое дело, что хотелось бы, конечно, получать свои авторские отчисления в полном объеме. Поэтому эту ситуацию нужно как-то менять, перерабатывать закон.
Генеральный директор ООО «Национальное музыкальное издательство» Дмитрий Майко, как игрок индустрии, выразил свое недоумение в связи с требованием ПФР:
- Мы понимаем разницу между нами и РАО: мы ─ коммерческая организация, РАО ─ некоммерческая. Мы как коммерческая организация всегда выплачиваем авторские вознаграждения. Более того, в соответствии с договором с автором мы принимаем его на работу и несем налоговую нагрузку за него, осуществляем взносы. А РАО коммерческую деятельность не ведет.
Актер, сценарист, продюсер, член Авторского Совета РАО Никита Высоцкий уверен, что повышение ставок – это часть большой проблемы.
- Конечно, есть вещи, которые могут нравиться и не нравиться. Но это как ругаться на снег, который пошел. К сожалению, это проблема находится вне РАО. Ранее суды по этим вопросам были проиграны, такова позиция финансового руководства страны, а не какая-то злая воля людей, которые сейчас управляют РАО и его финансами. Поэтому, можно сейчас обижаться и сердиться, но не делать того, что предлагают, <…> чтобы РАО могло расплатиться с теми долгами, которые им вменяют российские фискальные органы, – сказал он.
Глава звукозаписывающей компании Effective Records, член Ревизионной комиссии РАО Кирилл Лупинос оценивает увеличение ставок отчислений с авторских вознаграждений как справедливое и закономерное решение:
- Государство начинает все больше интересоваться проблемами авторов и их взаимодействием с РАО. К сожалению, невозможно облегчить нагрузку для всех участников процесса, поэтому кто-то должен был взять на себя фискальную функцию. Мы как крупный правообладатель относимся к этому с пониманием ─ рано или поздно это должно было произойти. В нашей стране авторское право всегда находится в развитии и постоянно оптимизирует внутренние процессы своего института.
Определен состав жюри конкурса «Голоса Родины–2024»
Произведения участников Всероссийского творческого конкурса композиторов и поэтов на создание патриотической песни «Голоса Родины» будут оценивать видные деятели культуры и искусства. Конкурс проводится Российским музыкальным союзом (РМС) при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.
Прием заявок на конкурс открыт с 1 марта по 8 сентября 2024 года. К участию приглашаются авторы патриотических песен на русском языке, написанных не ранее января 2023-го. В этом году конкурс проводится в четырех номинациях: «Великая Россия», «Родной край», «Военно-патриотические песни» и специальная номинация «Приз зрительских симпатий». Подать заявку можно через сайт проекта www.golosa-rodiny.ru.
В жюри отборочного этапа вошли музыковед Ольга Пашинина, автор программ радио «Орфей» Йосси Тавор, генеральный директор журнала «PianoФорум» Марина Задерацкая, музыкальный продюсер Айк Григорян и композитор Павел Левадный.
До 18 октября судьи выберут 12 лучших композиций, которые прозвучат в финале. Финальный гала-концерт конкурса, приуроченный ко Дню народного единства, состоится в Москве.
Жюри финала конкурса:
- Александр Клевицкий – генеральный директор РМС, композитор, заслуженный деятель искусств РФ, художественный руководитель и главный дирижер Академического Большого концертного оркестра им. Ю.В. Силантьева, член Общественного совета при Министерстве культуры РФ;
- Лариса Назарова – генеральный директор Благотворительного фонда актеров, актриса, заслуженный работник культуры РФ, почетный член Российской академии художеств;
- Александр Шаганов – поэт-песенник, автор слов к популярным эстрадным песням;
- Людмила Сироткина – начальник отдела музыкального искусства и народного творчества Департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Министерства культуры РФ;
- Юрий Потеенко – композитор, хоровой дирижер, музыкальный педагог, заслуженный деятель искусств РФ, пятикратный лауреат премии «Золотой орел» в номинации «Лучшая музыка к фильму»;
- Татьяна Рогозина – поэтесса, композитор, автор-исполнитель, общественный деятель, член Союза писателей России, лауреат премий «Песня года» и «Шансон года»;
- Александр Симоненко – композитор, автор музыки и музыкального оформления к спектаклям, полнометражным фильмам, телесериалам и спортивным шоу.
- Конкурсанты, ставшие победителями и призерами в номинациях, награждаются дипломами лауреатов конкурса – первой, второй либо третьей степени и памятными призами. Конкурсанты, ставшие победителями в номинациях, получают денежные призы. Оценка исполнений музыкальных произведений в специальной номинации «Приз зрительских симпатий» осуществляется путем зрительского голосования на сайте проекта.
Игорь Бутман выступит со своим оркестром в Китае
Московский джазовый оркестр под управлением Игоря Бутмана даст концерты в в КНР 25 и 26 мая 2024 года. Выступления состоятся в рамках перекрестных Годов культуры России и Китая на открытой площадке у Великой Китайской стены.
- Мы уже несколько раз были с гастролями в Китае, - сказал ТАСС Игорь Бутман. - Я выступал в Шанхае и на острове Хайнань. С Московским джазовым оркестром мы три дня выступали в культовом клубе Blue Note в Пекине - концерты прошли с большим успехом. В этот раз 25 и 26 мая мы сыграем все самое лучшее, что у нас есть на открытой площадке у Великой Китайской стены. С нами будет виртуозный пианист и вокалист Олег Аккуратов, а также солистка оркестра Фантине.
В программу войдут известные китайские песни в джазовой обработке Московского джазового оркестра плюс отечественные классические и джазовые композиции и авторская музыка Бутмана.
- Представим всех солистов-инструменталистов, - отметил саксофонист. - Одна из наших задач показать наш импровизирующий джазовый оркестр, работающий в разных стилях, играющий разный репертуар. А привезем мы в Китай все самое лучшее!
Как мы сообщали ранее, Денис Мацуев также планировал гастрольный тур по Китаю в мае 2024 года.
Сергей Шнуров выпустил «Дракона» из нового «Майора Грома»
Премьера новой песни Сергея Шнурова «Дракон» состоялась 23 мая 2024 года. Цифровой релиз сингла осуществили «Первое музыкальное издательство» и лейбл ShnurOK. Песня вошла в фильм Олега Трофима «Майор Гром. Игра». В тексте песни содержатся аллюзии на «Последнего героя» и «Звезду по имени Солнце» группы «Кино».
- Здесь правит жадность и сила, зависть здесь правит и лесть, будь осторожен мой милый, прежде чем с лошади слезть, - поет Сергей Шнуров.
Ранее создатель трех лент о майоре Громе, базирующихся на одноименном комиксе, Олег Трофим допустил съемки продолжения кинофраншизы.