Рецензия на фильм Вуди Аллена «Дождливый день в Нью-Йорке»: О забытом будущем и несбыточном прошлом

Оценка: 7,5 из 10
Новый фильм Вуди Аллена «Дождливый день в Нью-Йорке» вышел на экраны 10 октября 2019 года. В ролях: Тимоти Шаламе, Эль Фаннинг, Селена Гомес, Джуд Лоу.
Новый фильм Вуди Аллена - портал в прошлое, которого никогда не было. Это такая же сказка, как «Полночь в Париже» или «Сенсация», с уникальным образом Нью-Йорка, который есть в картинах «Манхэттен», «Пули над Бродвеем», «Загадочное убийство...», это возвращение во вселенную, где не умолкают звуки джаза, почти всегда идёт дождь, а антураж складывается из антикварной мебели и других таинственных атрибутов минувшего века.
Повествование разворачивается вокруг молодой пары - меланхоличного интеллектуала-невротика, носящего символичное имя Гэтсби (Тимоти Шаламе) и талантливой амбициозной журналистки Эшли. Гэтсби и Эшли учатся в одном университете в провинциальной Аризоне, родном городе Эшли. Девушке выпадает счастливая возможность взять для университетской газеты интервью у известного режиссера Роланда Полларда на Манхэттене. Молодая журналистка окрылена предстоящим эксклюзивом, а Гэтсби предвкушает возможность вернуться в родной и горячо любимый город. Вместе они отправляются в Нью-Йорк на уик-энд, надеясь на безмятежное времяпрепровождение. Судьба, однако, распоряжается иначе. В качестве препятствий выступают назойливые родители-плутократы, которые так и норовят зазвать на очередной светский приём, капризные звёзды кинематографа, курьезные инциденты, старые знакомые и один неловкий поцелуй на съёмочной площадке. Все это делает поездку в Нью-Йорк если не беззаботно-прекрасной, то как минимум увлекательной. В конечном счете, каждому она предоставляет возможность столкнуться с пресловутым экзистенциальным выбором.
«Дождливый день в Нью-Йорке» - своеобразный палимпсест, дань прошлому; к излюбленной режиссёром эпохе Скотта Фицджеральда здесь отсылает не только имя главного персонажа, но и модернистские полотна, музыка Чарли Паркера и тонкое послевкусие на языке, как от выдержанного алкоголя. Несмотря на это, просмотр картины оставляет впечатление увиденного вновь,а не просто чего-то ушедшего.
«Задача поэта - не искать новые эмоции, а по-новому использовать старые» - цитирует Годар Элиота в картине 1964 года «Банда аутсайдеров». После чего зрителю стихийно, ситуационно начитывают «Ромео и Джульетту» Шекспира на французском языке. Вуди Аллен, делая последним фильмом парафраз самого себя, вслед за Элиотом и Годаром осуществляет перенос субстанциального в контингентное.
Однако, в «Дождливом дне» речь идёт не только о последовательно выстроенной системе перекрёстных ссылок. В творчестве режиссера оформляются своеобразные «метаперсонажи», имеющие абстрактно-обобщенную сущность и возникающие перед зрителем в результате нюансирования, стипуляции, уточнения. Гэтсби - очевидное альтер эго автора, которое раньше предпочитал играть он сам, а в последнее время воплощают талантливые и харизматичные представители актерской профессии вроде Джесси Айзенберга в фильме «Римские приключения», Оуэна Уилсона в «Полночи...» или Хоакина Феникса в «Иррациональном человеке. Гэтсби настолько же скептик, насколько романтик, он соткан из противоречий: ненавидит клише, но обожает свидания под дождём около городских часов, привык к изысканной жизни, но ругает консьюмеризм и капитализм, потерян, но зачастую даже чересчур уверен в себе. Девушка Гэтсби Эшли - такой же кочующий из фильма в фильм образ, она одновременно напоминает и Рейчел Макадамс, и Эмму Стоун, и Скарлет Йоханссон - в разное время вдохновлявших режиссера актрис. С ними Эль Фаннинг сближает экспрессивная актёрская манера и создаваемый на экране характер - подверженный аффектам, наивный, впечатлительный, комичный, не блещущий интеллектом, но по-своему притягательный.
В «Дождливом дне...», как и в других фильмах режиссера, люди по-прежнему находят себя в мелких разборках, чтобы уйти от действительно значимых проблем. Разница только в том, что если в картине «Манхэттен» это было артикулировано, осмыслено и обращено к зрителю, то сейчас Аллен больше не считает нужным это проговаривать: ведь «то, о чем следует молчать» и так считается между строк.
Не секрет, что почти все ленты Вуди Аллена автобиографичны. Более того, большинство из них снято в неуловимом, но витальном жанре трагикомедии. Амбивалентная драматическая структура настоящей картины как бы откликается на жизненные перипетии (к примеру, недавний скандал с движением #meetoo, результатом которого стал запрет на выход ленты на экраны в США, выглядит весьма иронично на фоне увлечения Эшли более опытными мужчинами).Такая параллель с реальными конфликтами и нахождение в них почти кинематографической абсурдности происходящего говорит об актуальности всего старого и старине всего актуального. Представляется, что именно в этом концепте - гений американского классика.
Анна Стрельчук, InterMedia
«Мосфильм. Золотая коллекция» покажет «Человека ниоткуда» и «Золотого теленка» в честь юбилея Сергея Юрского

Марафон фильмов с участием актера Сергея Юрского в честь его юбилея проведет телеканал «Мосфильм. Золотая коллекция» 16 марта 2025 года. В этот день актеру могло бы исполниться 90 лет.
Марафон в 08.30 откроет сатирическая комедия Эльдара Рязанова «Человек ниоткуда», в котором актер сыграл дикаря из племени тапи. В этом фильме актер впервые исполнил главную роль, но она ему не принесла известность, поскольку почти сразу ленту сняли с проката.
В 09.55 программу продолжит трехсерийный телефильм «Маленькие трагедии», снятый Михаилом Швейцером по произведениям Александра Сергеевича Пушкина. В нем Сергей Юрский предстал перед зрителем в образе поэта-импровизатора.
Позднее — в 14.15 — на телеканале покажут культовый детектив «Место встречи изменить нельзя» с актером в роли врача Ивана Груздева. Артист сам попросил режиссера Станислава Говорухина дать ему эту роль, так как она привлекла его драматизмом характера и ситуации.
Популярную комедию «Любовь и голуби», в которой актер сыграл дядю Митю, начнут транслировать в 21.05. Завершит юбилейный марафон в 23.00 фильм «Золотой теленок», в котором Сергей Юрский создал образ Остапа Бендера, ставший одним из лучших воплощений великого комбинатора в кино.
Фильм «Свет» обсудят в «Закрытом показе» на Первом канале

Телевизионная премьера и обсуждение фильма «Свет» состоится 22 марта 2025 года в «Закрытом показе» на Первом канале. «ИнтерМедиа» напоминает, что главные роли в картине режиссера Антона Коломейца снялись Дарья Коныжева, Елена Яковлева, Милана Владыкина, Галина Алехина, Елена Жданова, Валерий Панков, Виктория Верберг, Сергей Волков, Сергей Шанин и др. В центре сюжета соцработник Татьяна Сергеевна, которая переосмысливает свою жизнь накануне 60-летия. События из прошлого, из ее юности, которые она хотела бы забыть, заставляют женщину задуматься о том, какие ошибки она допустила тогда и как эта самая жизнь могла сложиться. «Свет» получил три награды на кинофестивале в Выборге и вышел в прокат в феврале 2024 года.
В обсуждении в студии примет участие съёмочная группа фильма «Свет»: режиссёр, сценарист Антон Коломеец, актёры Елена Жданова, Сергей Шанин и Валерий Панков, художник-постановщик Людмила Дуплякина и продюсер Анна Шалашин, - а также приглашенные эксперты. В их числе актер Гоша Куценко, киновед Вячеслав Шмыров, кинокритик София Маргацкая, историк кино Станислав Луговой, журналист, писатель и сценарист Лев Рыжков и другие. Особым гостем станет мама режиссёра - Галина Семёновна Коломеец.
Эфир в 23.10.
«Собачье дело», «Историю Сулеймана» и «Мастера и Маргариту» покажут на фестивале «Франкофония»

Кинофестиваль «Франкофония» пройдет с 18 по 23 марта 2025 года в кинотеатре «Пионер». Зрителям будут представлены киноленты разных жанров из Франции, Швейцарии, Канады, Кипра, раскрывающие искусство современного кинематографа, а также разнообразие культур франкофонии.
Фестиваль откроет 18 марта премьера байопика «Божественная. Сара Бернар» об известной на весь мир французской театральной приме. Программа продолжится 19-го числа основанным на реальных событиях «Собачьим делом» — драмеди из Швейцарии, отмеченным призом в Каннах в 2024 году за лучшую роль четвероногого артиста. Ещё один каннский призёр прошлого года – социальная драма «История Сулеймана» о парижском велокурьере – будет показана 21-го. Фильм получил приз за лучшую мужскую роль и приз жюри конкурса «Особый взгляд» и еще около 20 международных наград, а также четыре главные французские кинопремии «Сезар».
Киприотская драма «Нейлон за пять шиллингов», которую гости фестиваля увидят 20 марта, рассказывает о любовном треугольнике на фоне Второй мировой войны. Тот же временной период заявлен в приключенческом байопике «Сент-Экзюпери», который будет показан 22-го. Закроет фестиваль 23 числа канадская картина «Канавал», лауреат МКФ в Торонто 2023, посвященная сложностям адаптации 9-летнего мальчика, переехавшего с семьей из Гаити в Квебек.
В программу фестиваля также вошел российский фильм «Мастер и Маргарита», который будет показан 22 марта с французскими субтитрами в переводе Сергея Козина.