Рецензия: Тимур Шаов - «Тайное знание гидрометцентра»
2019, издательство «Хорошая музыка»
Оценка: 7,5 из 10.
Бард Тимур Шаов продолжает делать остроумные наблюдения за современностью, облекая их в совершенно несовременную форму. Акустические инструменты, несколько привычных аккордов - и ничто не отвлекает от поэтических образов, рифм и историй. Называйте этот жанр, как хотите, - авторская песня, КСП, бардовская музыка, - но он давно и принципиально не предлагает новых методов и не пытается привлечь новую публику. Судя по свежему альбому Шаова, это даже и к лучшему: если бы артист начал расширять аудиторию с помощью заигрывания с ней, вряд ли попытки выглядели бы органично. Пластинке под названием «Тайное знание гидрометцентра» с первой песней под названием «Категорический императив» не хватает на обложке лишь нашлёпки «Только для интеллигенции». Остальные могут проходить мимо - к счастью, у Тимура достаточно поклонников, которым он интересен именно в характерной для него стилистике грустного пересмешника.
В «Категорическом императиве» Тимур умудрился срифмовать категорический императив Канта: «Уйдёшь ли во власть, в монастырь, в запой - всегда с собою бери звёздное небо над головой и нравственный закон внутри». Трек «Убей телевизор!» по музыке, аранжировке и эксцентричности напоминает ранний «Аквариум» и как-то слишком доходчиво для Шаова рассуждает о пагубном влиянии телевидения. Зато в «Секшуал харассмент» интонация выбрана правильно - ехидный вальсок с текстом типа «не касайтесь рукой меня, девушка, я вас тоже ничем не коснусь, я не то чтобы старенький дедушка, я харассмента просто боюсь» к финалу превращается в фантазию на тему, что было бы, если б в домогательствах обвинили Пушкина. В песне «Тайное знание гидрометцентра» Тимур Шаов оценивает количество злобы в окружающей атмосфере («мы выделяем злобу в атмосферу», и она «даёт в итоге облака дерьма»), но это не беспомощные заклинания в духе «ребята, давайте жить дружно», а едкая сатирическая картина российских реалий.
«Куда, куда уходят деньги?» - жестокий романс на бытовую тему, «Сны о главном» - довольно спорная по посылу песня о том, как жене лирического героя приснился Путин: сочинено вроде с юмором и не без критического взгляда, но интонация не кажется точной и уместной. «Движуха» - зарисовка из провинциальной жизни, а «Застолье» - нарочито старомодный взгляд взрослого барда на место своего поколения в изменившемся обществе («есть такое выражение «уходящая натура», говоря по-современному, отстой»). Песню с нехитрым по названию и смыслу названием «Бросай курить!» Шаов подал в шуточно-рок-н-ролльной форме, но мотивационные тексты со слоганами в повелительном наклонении - явно не его призвание. Финальный трек «Достало!» сначала косит под неспешную фолк-былину, в которой эзопов язык чередуется с выражениями типа «адский трэш и полный буллшит», а после слова «достало» превращается в «Болеро» Равеля с пессимистичным текстом Тимура Шаова.
Наверно, Шаов мог бы высказываться порезче, критиковать окружающий мир пожёстче - но он предпочитает иронию сарказму, не пытается перекричать оппонентов и вообще предлагает всем сохранять здравомыслие. В моменты сильных брожений в обществе подобные разумные голоса обычно пропускают мимо ушей, так давайте прислушаемся к ним хотя бы сейчас.
Алексей Мажаев, InterMedia
Reflex выпустит новогодний сборник
Группа Reflex 27 декабря 2024 года выпустит макси-сингл «Новогодние». В пластинку войдут все новогодние песни коллектива: «Запах Нового года» (1998, композиция проекта Диана), «Это Новый год» (2003), «С Новым годом» (2018, оммаж хиту группы АВВА) и ремикшированная версия «Это Новый год» (2022)
- Новый год — это время музыки, создающей сказочную атмосферу праздника. Если вы ищете идеальные песни для новогодних вечеров, группа Reflex подготовила сюрприз для всех своих поклонников - макси-сингл с лучшими новогодними хитами в обновленном звучании, - рассказали участники группы корреспонденту «ИнтерМедиа»
Продюсер и автор практически всех хитов группы Reflex Вячеслав Тюрин, собрал все новогодние треки в одном макси-сингле, провел полный ремастеринг, а версию «Это Новый год» 2022 года перемиксовал, придав ей ещё более ультрасовременное звучание. В России сингл выйдет на лейбле Zion Music, в других странах – под дистрибьюцией Orchard Music (Sony Music).
Обзор: «Почему «Сектор Газа» — это не колхоз, а модно?»
2024, «Лазерный диск».
Когда Олег Кармунин называет диски «Сектора Газа» музыкой «для бедноты из посёлков городского типа», мне сразу вспоминается гараж у Макса в недальнем Подмосковье: именно там происходило моё более пристальное, чем хотелось бы, знакомство с песнями Юрия Клинских. Местные пацаны при этом чуть ли не со слезой слушали «Лирику» и особенно «Я взял вину на себя». Понятно было, что мы имеем дело с культурным феноменом, но воспринимать в таком количестве песни про грязные носки, сельский туалет, венерические заболевания, опарышей и самогон было тяжёлым испытанием для того, кто вырос на Рихтере (зачёркнуто) и Pink Floyd. Боюсь, это противоречивое отношение к «Сектору Газа» мне уже не изжить, сколько бы сериалов ни сняли про Юру Хоя.
Тем не менее в этом выпуске «Лазерного диска» ведущий сохранил довольно правильный баланс. Кармунин не торопится превозносить таланты самородка из Воронежа, постоянно напоминая про «низовую культуру», «вершину низкого стиля», пошлость и «мелкотемье» «Сектора Газа». Вместе с тем он подчёркивает и сильные стороны Хоя, который пел на том же языке, на котором разговаривал с друзьями-провинциалами. Олег упоминает роль компании Gala Records в популяризации записей «Сектора Газа» (да и организации записей), а также лёгкое отношение Юрия Клинских к заимствованию чужих мелодий. Кстати, обратите внимание на то, что среди «референсов» его творчества есть не только очевидные хиты (часть которых были остроумно спародированы в рок-опере про Кощея), но и довольно редкие и малоизвестные в России артисты.
Кроме того, во «Вселенной «Сектора Газа» бытовые и «низовые» моменты легко совмещались со сказочными обстоятельствами и монструозными персонажами, и в этом смысле Хой заметно повлиял на, например, группу «Король и шут». А главный вывод выпуска заключается в том, что «Сектор Газа» талантливо, смачно и без стеснения описывал ту самую «немытую Россию», которую люди с хорошим вкусом старались не замечать. Любопытно, что к концу 90-х Юрий написал несколько более «гражданственных», скажем так, произведений – и кто бы мог подумать, что четверть века спустя «Демобилизация» и «Пора домой» станут восприниматься как песни протеста?
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
Вячеслав Тюрин перевыпустил пророческую «Завтра не наступит никогда»
Продюсер и автор хитов группы Reflex Вячеслав Тюрин 20 декабря 2024 года перевыпустил в рамках своего сольного проекта VIVITI обновленную версию сингла «Завтра не наступит никогда». Эта песня, впервые представленная два года назад, сегодня обретает особый смысл.
Созданная в 2021 году, она изначально была написана под впечатлением от новостей, которые тогда казались далекими от реальности. Однако события двух последних лет придали строчкам особую глубину. Для многих завтра действительно так и не наступило.
Сам Вячеслав так объяснил корреспонденту «ИнтерМедиа» смысл звучащих в песне строк:
- Хочу ещё раз напомнить: «Завтра не наступит никогда!» Живите сегодняшним днём. Цените мгновения, которые происходят здесь и сейчас. Радуйтесь жизни, планируйте будущее, но помните: ваше настоящее — это единственное, что по-настоящему важно.
Ни один политик не спасёт вашу душу. Только вы сами можете стать лучшей версией себя, стать по-настоящему ЧЕЛОВЕКОМ. Надеюсь, моя музыка и эти слова вдохновят вас быть добрее, увереннее и находить радость в каждом моменте. Учитесь жить сегодняшним днём — ведь никто не знает, что будет завтра.