Рецензия на фильм «Звездные войны: Скайуокер. Восход»: Чуи, ты в порядке?
Оценка: 7 из 10
В широкий прокат фильм выходит в России 19 декабря 2019 года. Режиссер: Джей Джей Абрамс. В ролях: Адам Драйвер, Дэйзи Ридли, Джон Бойега, Кэрри Фишер, Марк Хэмилл, Иен Макдермид, Оскар Айзек, Донал Глисон, Билли Ди Уильямс.
Сага о Далекой-Далекой Галактике плавно подходит к концу. На видеосервисе Disney+ уже стартовал сериал «Мандалорец», где-то на горизонте маячит ещё один про Оби-Вана Кеноби, но на большом экране, кажется, мы уже не увидим «Звездные войны» в ближайшие годы. Оно и к лучшему – франшиза явно зачастила, перестала удивлять (в хорошем смысле, не так, как «Последние джедаи») зрителей и стала терять свое лицо, превращаясь в очередной бесконечный сериал, в котором супергероев заменили люди, обладающие Силой.
Война между Сопротивлением под началом генерала Леи и Первым Орденом, возглавляемым Кайло Реном, продолжается. Из глубин неизведанной части космоса доносится сигнал от Палпатина, а вместе с сигналом поднимается огромная армада космических кораблей. Кайло Рен и Рэй, девушка без прошлого, влекомы Силой. Они ненавидят друг друга, хотя и связаны Силой вместе, и оба сомневаются в том, что выбрали правильную сторону. Окончание войны совершенно невозможно, пока они не разгребут множество накопившихся личных противоречий.
Первую часть сверхновой трилогии, запущенной в 2015 году, некоторые фанаты охарактеризовали высказыванием «Чуи, мы дома», очевидно, подчеркивая, что режиссеру удалось выдержать атмосферу и стиль оригинальных фильмов Джорджа Лукаса. Второй фильм Райана Джонсона, скорее, вызывал немой вопрос «Чуи, где мы?». Завершение трилогии явно попытались сделать чуть менее радикальным в своих изменениях франшизы, хотя оно, возможно, заставит фанатов в растерянности кричать «Чуи, ты в порядке?!». Все-таки подобные циклы и саги лучше поручать одному исполнителю, чтобы зритель не испытывал мучений из-за полной смены стиля, духа, канона или всего этого сразу.
Джей Джей Абрамс сумел в фильме «Скайуокер. Восход» выполнить, пожалуй, самую важную задачу – достойно завершить франшизу. Причем не только трилогию, но и в целом всю сагу Джорджа Лукаса. Однако на фоне заключительной части внезапно осознаешь, что Райан Джонсон (постановщик «Последних джедаев», а также ряда хороших фильмов), не такой плохой режиссер и сценарист, как о нем отзывались фанаты «Звездных войн».
С одной стороны, «Скайуокер. Восход» почти полностью лишен экспозиции – сумбурная завязка всем своим существованием показывает, что рассчитана только на поклонников, ждущих фильм. Она почти не объясняет ничего тем зрителям, кто случайно оказался в зале, надеясь пожевать попкорн, глядя очередной блокбастер. Кроме того, фильм почти полностью повторяет ключевые повороты из шестого эпизода Джорджа Лукаса.
Сравнения с «Последними джедаями» напрашиваются по ходу просмотра сами собой. Райан Джонсон уделял много внимания второстепенным персонажам и сюжетным линиям – пожалуй, слишком много, сделав фильм перегруженным. Но это позволило создать несколько интересных персонажей, раскрыв их с новой стороны. Если в первом фильме Абрамса Кайло Рен выглядел жалкой копией Дарта Вейдера, то в «Последних джедаях» из него вышла полноценная личность. В заключительном фильме персонажу вновь был уделено печально мало экранного времени, отчего весь его образ свелся к типичным клише о мятущихся персонажах. Генерал Хакс в этой части и вовсе превратился в полное посмешище.
Можно не любить «Последних джедаев» по большому числу вполне обоснованных причин, но там была хотя бы одна красочно поставленная экшен-сцена – битвы Рей и Кайло с элитными гвардейцами Сноука. В последней части ничего столь запоминающегося не будет и близко – это касается и хореографии на световых мечах, и умения поставить красивую картинку, и финального столкновения космических кораблей – экшен весь фильм выглядит очень пресно.
В целом в финальном эпизоде много роялей в кустах, много фансервиса, а мотивация некоторых персонажей сводится к банальному «я его ненавижу». При этом фансервис рассчитан на тех зрителей, кто уж очень хорошо знает франшизу, а потому на массовую аудиторию работать не будет. Фанаты же с таким скепсисом встречают современные «Звездные войны», что выжать из них слезу какой-то крупной отсылкой или значимым возвращением не выйдет. Зато сразу становится понятно, зачем надо было выпускать так много приквелов/спин-оффов (даже два фильма в данном случае – уже много). Помимо очевидной причины – чтобы наполнить денежные мешки до краев – фильмы серии «Звездные войны: Истории» нужны, поскольку широкая масса зрителей, не являющихся ярыми фанатами, без них просто забыла бы о некоторых важных сюжетных сценах и персонажах, которые присутствовали и в спин-оффах, и сыграли свою роль в заключительном эпизоде.
Тот факт, что в «Скайуокер. Восход» вернется Палпатин, был известен давно – сначала персонажа слили на одном из постеров, окончательно это стало ясно, когда в актерский состав был принят Иен Макдермид – исполнитель той же роли в фильмах Джорджа Лукаса. При этом тот рояль в кустах, с помощью которого Палпатина привязали к остальным сюжетным линиям, вызывает вовсе не умиление и восторг, как, скорее всего, ожидали авторы, а громкий хохот, доносящийся одновременно со всех концов зала. Хотите узнать, как превратить «Звездные войны» в «Санта-Барбару»? Спросите Абрамса.
Не будем спойлерить, каким образом покойный Палпатин вернется к жизни в этом фильме (фанатских теорий на сей счет великое множество), но подход режиссера говорит о том, что снимать что-нибудь по франшизе Warhammer 40000 ему было бы куда сподручнее. Выглядит так, словно вдохновлялся он именно этой космической вселенной, а вовсе не «Звездными войнами».
Джей Джей Абрамс хорошо знает, когда пора остановиться и как заканчивать сюжетные линии – сериал «Остаться в живых» тому лучший пример (сарказм). Впрочем, в любом случае, что простые зрители, что преданные фанаты саги, все останутся довольны концовкой – она выдержана в нужном тоне, чтобы считаться завершением всей истории Скайуокеров. За одно это уже можно простить фильму его недостатки. Но после финальных титров все-таки очень хочется попросить Боба Айгера наконец остановиться.
Павел Соломатин, InterMedia
«Финист. Первый богатырь» и «Волшебник Изумрудного города. Дорога из желтого кирпича» завершили новогоднюю битву в российском прокате
Фильм-сказка «Финист. Первый богатырь» занял первую строчку в российском бокс-офисе по итогам уикенда 9-12 января 2024 года. На второй неделе проката он заработал почти 300 миллионов рублей, а общая сумма сборов составила 2,26 миллиарда. На втором месте оказалась еще одна сказка – «Волшебник Изумрудного города. Дорога из желтого кирпича»: за уикенд его касса составила 295,7 миллиона, а за обе недели проката – 2,89 миллиарда.
«ИнтерМедиа» напоминает, что именно эти два российских проекта устроили настоящую «битву» в новогоднем прокате. В первый праздничный уикенд января лидировал «Волшебник Изумрудного города», который затем уступил лидерство «Финисту». Примечательно, что при этом падение сборов обоих проектов на второй неделе было очень значительным: на 81,5% у первого фильма и 73,7% у второго.
Третье место досталось комедии «Ёлки 11» (фильм заработал на своей четвертой прокатной неделе 79,7 миллиона), четвертое – киносказке «Домовёнок Кузя» (73,3 миллиона), а на пятом – зарубежная новинка «Охота на воров 2: Пантера» (58,3 миллиона).
По данным Министерства культуры РФ, в новогодние праздники на киносеансы было продано 12,9 миллионов билетов (несмотря на то, что со 2 января цены на них выросли по сравнению с 2024 годом). Всего на новогодних каникулах состоялось 268 тысяч кинопоказов. Посещаемость кинотеатров на 97% обеспечили отечественные фильмы.
«Онегина» Сарика Андреасяна покажет ТНТ
Телевизионная премьера фильма «Онегин» режиссера Сарика Андреасяна состоится на ТНТ 19 января 2025 года. «ИнтерМедиа» напоминает, что главные роли в новой экранизации романа в стихах Александра Сергеевича Пушкина исполнили Виктор Добронравов, Лиза Моряк, Денис Прытков, Таня Сабинова, а также снялись Алена Хмельницкая, Алексей Гришин, Владимир Вдовиченков, Татьяна Лютаева, Ольга Тумайкина, Александр Яцко и другие.
Евгений Онегин (Добронравов) живет на широкую ногу: балы, приемы, театральные премьеры и прочие развлечения, которые может предложить молодому человеку столица. Но светская жизнь давно утомила его, потому известие о болезни живущего в деревне дяди, он воспринимает, как возможность сбежать от опостылевшего света. Однако, добравшись до имения, Онегин узнает о кончине родственника, что, впрочем, не сильно расстраивает Евгения. Его финансовые дела весьма печальны, а дядя богат и других наследников у него нет. Онегин запирается в имении, сторонится соседей, которые очень скоро начинают называть его между собой чудаком. В бесцельном одиночестве Евгений живет до тех пор, пока в соседнем имении не объявляется вернувшийся из-за границы хозяин — юный, восторженный, еще не пресыщенный жизнью Ленский (Прытков), который знакомит Евгения с сестрами Лариными - Татьяной (Моряк) и Ольгой (Сабинова).
В российский прокат «Онегин» вышел в марте 2024 года.
Эфир в 21.00.
Балет «Снежная королева» МАМТа стал частью проекта «Театр в кино»
Премьера киноверсии балета «Снежная королева» состоится 25 января 2025 года в киноцентре «Октябрь». Киноверсия создана телеканалом «Россия-Культура» и Московским академическим Музыкальным театром имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко в рамках второго сезона проекта «Театр в кино». В этот же день киноверсия выйдет во всероссийский прокат, который осуществляет дистрибьюторская компания «Кино.Арт.Про».
Балет «Снежная королева» – двухактный спектакль по мотивам одноименной сказки Ханса Кристиана Андерсена. В качестве музыкального материала для постановки автор либретто и хореограф Максим Севагин выбрал фрагменты из Четвертой, Пятой и Шестой симфоний П.И.Чайковского. Выбор музыки является своеобразным продолжением традиции Московского Музыкального театра и его знаменитого хореографа Владимира Бурмейстера, поставившего в 1961 году оригинальный балет «Снегурочка» на музыку из сочинений Чайковского. В спектакле задействована вся балетная труппа театра. Главные партии исполняют Елена Соломянко (Герда), Иннокентий Юлдашев (Кай), Наталья Сомова (Снежная Королева), Артур Мкртчян (Благородный северный олень). Художник-постановщик – Екатерина Моченова, художник по костюмам – Юлдус Бахтиозина, музыкальное сопровождение – симфонический оркестр театра под руководством дирижера-постановщика Фёдора Безносикова. Режиссер киноверсии – Валерий Спирин, оператор – Евгений Тимохин.
- Я очень рад, что балет «Снежная королева» стал частью проекта «Театр в кино» и выходит на большие экраны, - говорит Максим Севагин. - Киноверсия балета позволяет глубже погрузиться в историю, увидеть те тонкости исполнения и уловить те эмоции артистов, которые нередко ускользают от зрителей, находящихся в зале театра. Для меня также ценно, что люди из самых разных уголков России, не имеющие возможности приехать к нам в театр, смогут познакомиться с этим спектаклем благодаря проекту «Театр в кино».