Билли Айлиш выпустила третий альбомРоман Карманов дал большое интервью по поводу трехлетия ПФКИВладимир Путин назвал IV выставку-форум «Уникальная Россия» по-настоящему красивым проектомШвейцария стала победителем «Евровидения»Йост Кляйн из Нидерландов отстранен от участия в финале «Евровидения 2024»Настя Задорожная ждет ребенкаДжастин Бибер станет отцомХилари Дафф стала мамой в последний разПевица Нюша разводится с мужемУчастники группы Little Big ждут ребенкаУмер Андрей ТропиллоБогдан Шувалов стал победителем шоу «Голос»Стас Михайлов получил орден на день рожденияОльгу Ярилову приговорили к семи годам за мороженоеМасштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАССУмер итальянский модельер Роберто КаваллиУмер О. Джей СимпсонИлья Авербух и Лиза Арзамасова ждут ребёнкаПевец Евгений Кунгуров покончил с собойМария Шумакова стала мамой

Рецензия на фильм Фернанду Мейреллиша «Два Папы»: Есть ли жизнь (церкви) после смерти (Бога)?

постер к фильму

Оценка: 7 из 10

Биографический фильм «Два Папы» вышел на Netflix 20 декабря 2019 года. Режиссёр: Фернанду Мейреллиш. В ролях: Энтони Хопкинс, Джонатан Прайс, Хуан Минухин, Сидни Коул и другие.

Белое на белом застилает глаза. На проводе Ватикан – сегодня не тот, что раньше. Папа Франциск тщетно пытается забронировать авиабилеты в эконом-классе. С другой стороны трубки слышится смех: сотрудница авиакомпании полагает, что это розыгрыш. Сюжет картины "Два Папы" Фернанду Мейреллиша во многом соответствует реальным событиям, происходившим несколько лет назад в Ватикане, когда папа Франциск (Хорхе Бергольо) сменил на этом посту сложившего с себя обязанности Бенедикта XVI (Йозефа Ратцингера). Сценарий к картине написал Энтони МакКартен по мотивам пьесы «Папа», вышедшей в 2017 году.

В апреле 2005 года кардинал Хорхе Марио Бергольо (Джонатан Прайс), архиепископ Буэнос-Айреса, был вызван в Ватикан после смерти Папы Иоанна Павла II для проведения конклава. Либеральная фигура Бергольо рассматривалась многими кардиналами как радикальная альтернатива Йозефу Ратцингеру (Энтони Хопкинс) – консерватору и реакционеру, среди ярых своих противников снискавшего прозвище «нацист». В конечном счёте, именно ему суждено было стать новым Папой Бенедиктом XVI. Семь лет спустя статус Папы пошатнулся из-за скандала с утечками в Ватикане, а кардинал Бергольо принял непростое решение об оставлении своих обязанностей архиепископа.

Бергольо, так и не добившись ответа папы Бенедикта на запрос об отставке, был вынужден отправиться в Ватикан. Бергольо и Бенедикт встретились в летней резиденции понтифика – во дворце Кастель-Гандольфо. Их теологическая беседа занимает 3/4 хронометража фильма и состоит из по-эстетски выхолощенных мизансцен, в которых фигурируют самые «чистые» цвета: белый, красный, чёрный, иногда золотой, чтобы добавить акценты.

В ходе диалога двух почтенных старцев (коими для мира кинематографа являются в первую очередь Хопкинс с Прайсом – их личности здесь просачиваются сквозь кардинальские облачения) мы узнаём, что любимое телешоу Бенедикта – это «Комиссар Рекс», а ещё он почти битломан, но на фортепиано исполняет все-таки Дебюсси; в библиотеке Бергольо же Грамши соседствует с Брехтом и Марксом, а книги по психоанализу – с произведениями античных скептиков.

Нетрудно догадаться, что Бергольо и Бенедикт в фильме Мейреллиша – две противоположности. Они располагаются по разные стороны церкви. Один – за ее неприступными стенами, другой – на переполненной кающимися паперти. Бог Бенедикта – Бог блага и истины. Он – первоначало, всесовершенство и причина всего. Ему обычно противопоставляют тяжелый опыт, о котором здесь повествует Бергольо. Диктатура и насилие всегда совершались под именем этого самого божественного Идеала.

На исповеди Бергольо Бенедикт признаётся, что больше не слышит голос Бога, по крайне мере в том виде, в каком тот отзывался в его сердце когда-то. Это падение иллюзии, явленное всему миру в 20 веке, переживается понтификом в личном измерении только сейчас. Речь Бога, которая ложно указывала на присутствие говорящего, теперь сменяется письмом (писанием) – его следом в мире. Этот след существует в лице другого, но Бога в нем нет и никогда не было, а иначе – где был Христос во времена Освенцима? Отсюда вывод, что Бог всегда предстаёт лишь как отсутствующий, ускользающий, а, следовательно, и бесконечно трансформирующийся.

Сократический идеал покоя сменяется божественным становлением. Это сама жизнь, которая существует и разворачивается во множественности. Большая часть диалога Бергольо и Бенедикта происходит в Сикстинской Капелле. В ней находится чуть ли не главное произведение, свидетельствующее о «подвижности» Бога в мире: бунтарь Микеланджело на фреске Страшного суда вместо Христа изобразил античного героя – богочеловека Геракла. (Торс Иисуса на изображении Буанаротти повторяет торс античной скульптуры, найденной при жизни художника.) «Когда-то даже ангелов фактически не существовало в теологии, а теперь развелось больше, чем голубей».

Новый постмодернистский бог требует и нового наместника св. Петра. Тот смотрит футбол, насвистывая песни ABBA, и посещает по пятницам классы танго. Папские красные туфли, а вместе с ними и весь придворный маскарад, он легко заменяет комфортным и аскетичным одеянием. В очках нового папы крест соседствует с флагом ЛГБТ, а на его выступлениях одинаково громко кричат футбольные фанаты и религиозные фанатики.

Сама работа Мейреллиша для Netflix в хорошем смысле этого слова эклектична. Документальные кадры сменяются здесь стилизацией под пленочную съёмку, а медитативные пейзажи из фильмов Терренса Малика – барочными интерьерами и образами популярной культуры. В мизансцене, которая могла бы быть картиной Уорхолла или инсталляцией Каттелана, Йозеф Ратцингер и Хорхе Бергольо пьют ярко-оранжевую фанту из стеклянных бутылок и закусывают ее дымящимся куском итальянской пиццы. Мертвенно-бледный саван гробницы Христа, под который мимикрировало все предшествующее повествование ленты, вдруг озаряется лучами яркого солнца.

На проводе Ватикан. Сегодня он не тот, что раньше. Ему необходимо устоять на острие между переменой и компромиссом; встроиться в новый мир, не сотворив себе при этом кумира. Бог более не взывает с небес, он безмолвно смотрит на нас глазами другого. Но как узнать, что этот другой – не маленький божок, новый господин или мнимый идеал? Ответом может послужить одна из реплик Бергольо: «Жизнь, которая у нас есть (будь она от Бога или сама по себе) непрерывно меняется».

Анна Стрельчук, InterMedia

«Унесенные призраками» снова выйдут в повторный российский прокат

кадр из мультфильма

Легендарный анимационный фильм «Унесенные призраками» Хаяо Миядзаки выпустит в повторный российский прокат 20 июня 2024 года кинокомпания Russian World Vision.

«Унесенные призраками» - это захватывающая сказка о приключениях школьницы Тихиро в мире духов и призраков, которая стала хитом в японском и мировом прокате. По сюжету, Тихиро с мамой и папой переезжает в новый дом. Заблудившись по дороге, они оказываются в странном пустынном городе, где их ждет великолепный пир. Родители с жадностью набрасываются на еду и к ужасу девочки превращаются в свиней, став пленниками злой колдуньи Юбабы. Теперь, оказавшись одна среди волшебных существ и загадочных видений, Тихиро должна придумать, как избавить своих родителей от чар коварной старухи.

Картина стала первым в истории аниме, номинированным на «Оскар» и получившем его в 2003 году, а также в 2002-м была удостоена главного приза Берлинского кинофестиваля.

«ИнтерМедиа» напоминает, что «Унесённые призраками» уже выходили в повторный российский прокат в 2021 году – к 20-летию премьеры фильма.

Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Сергей Горошко оценил влияние Павла Дурова на образ злодея из «Майора Грома»

кадр из фильма

Сергей Горошко порассуждал о сходстве его героя в фильме «Майор Гром. Игра» с создателем «ВКонтакте» Павлом Дуровым. В продолжении франшизы Горошко играет Сергея Разумовского — антагониста заглавного персонажа.

- Зритель действительно может увидеть сходство с Дуровым, который основал знаменитую соцсеть, - признал в интервью Газете.ру Сергей Горошко. - Но я не ориентировался на его образ при подготовке к роли.

Актер не вполне согласился с тем, что в сериале «Калимба» он тоже сыграли «нехорошего» персонажа:

- Я раньше всегда отвечал «да» на этот вопрос, а потом подумал — а кто хороший-то? Человек сплетен из плохих и хороших поступков. Есть поступки, о которых потом думаешь: «Господи, какой же я был дурак!» Я считаю, что нет плохих людей, есть обстоятельства.

Параллельно Сергей Горошко занимается развитием музыкальной карьеры, имея за плечами опыт игры на барабанах.

- У меня группа Chili Cheese — это ребята, с которыми мы играли еще до моего отъезда в Питер в 2016 году, - говорит он. - У нас уже было концертов пять-шесть, сейчас записывается альбом, летом будет тур.

Напоминаем, что зрительская премьера фильма «Майор Гром: Игра» состоится 22 мая 2024 года в киноцентре «Октябрь». После показа состоится обсуждение картины с создателями Вселенной Bubble и кинотрилогии про Майора Грома. В прокат лента выйдет днем позже.

Источник: Газета.ру Фото: кадр из фильма "Майор Гром: Чумной доктор"
Теги: цитаты, Майор Гром, Сергей Горошко

Фрэнсис Форд Коппола нашел параллели между современной Америкой и падением Римской империи

кадр из фильма

Премьера фильма Фрэнсиса Форда Копполы "Мегалополис" состоялась в конкурсной программе Каннского кинофестиваля. На пресс-конференции создателей футуристической картины режиссёр признался, что не верит в благополучное будущее для больших киностудий.

- Что меня пугает, так это то, как в киноиндустрии появляются и исчезают люди, нанятые исключительно для выполнения долговых обязательств,- приводит слова Копполы Gazetametro.ru. – Работа продюсеров больше не заключается в создании хороших фильмов, им нужно заниматься сведением счетов и общением с инвесторами. Сейчас больше возможностей у современных компаний, таких как Amazon, Apple, чем у крупных студий с их долгами.

Интересно, что "Мегалополис" был снят полностью на деньги из кармана режиссёра, который продал виноградник, чтобы получить нужную сумму – 120 миллионов долларов.

- Мне посчастливилось инвестировать 20 миллионов в 2008 году в бизнес, – рассказывает он. – И это решение обеспечило финансирование моего фильма.

Первые рецензии на картину предрекают ей как минимум серьёзные проблемы в прокате из-за обилия аллегорий на Римскую империю и "Гамлета" и сложности зрительского восприятия. Коппола заверяет, что был готов к такой реакции и она его не пугает.

- Я знал, что мой фильм не похож ни на что другое, - сказал режиссер. - Но я за него сам заплатил и думаю, что имею право сделать всё по-своему.

В фильме сильный политический подтекст, за который отвечает герой Шайа ЛаБафа – отпрыск богатой семьи, который в конечном итоге становится фигурой в стиле Дональда Трампа. Как отмечает Коппола, он видит параллели между современной Америкой и падением Римской империи.

- Сейчас существует тенденция голосовать за неоправых, - отметил он. - Но я просто надеюсь, что мы помним ужасы Второй мировой войны. Даже во время съёмок у нас были разные мнения, потому что некоторые актёры имеют отличные от моих политические предпочтения. Но у вас должна быть свобода высказывать своё мнение.

В 85 лет Фрэнсис Форд Коппола, сняв "Мегалополис", наконец-то осуществил свою мечту и оставил позади все страхи, которые, возможно, были у него в карьере.

- Есть много художников, которые, умирая, сожалеют: почему я не сделал этого, почему не сделал того, – говорит он. – Когда я буду умирать, то смогу сказать: я сделал всё что хотел. Я снял всё что хотел и теперь вижу, как мои дети реализуют свои мечты. Я даже видел, как моя дочь выиграла "Оскар".

«ИнтерМедиа» напоминает, что работу над «Мегалополисом» Коппола начал в 2021 году. А сам проект находился в разработке с 1980-х годов.

Источник: gazetametro.ru Фото: кадр из фильма
Теги: Фрэнсис Форд Коппола, Мегалополис
β 16+