Рецензия: документальный фильм «Beef: Русский хип-хоп»
Оценка: 8 из 10.
Телепремьера документального фильма «Beef: Русский хип-хоп» (2019, автор и режиссёр - Рома Жиган) состоялась на Первом канале 7 февраля 2020 года. В сетке телеканала лента про рэп внезапно заменила другую документалку: ранее в программе планировался показ фильма «История The Cavern Club». Причина замены не объявлена, но в связи с этим возникло интересное наблюдение: фильм про клуб, ставший «колыбелью Beatles», можно показать неделей раньше, неделей позже, да хоть через месяц или через год - ничего в Cavern уже не изменится, не устареет, не утратит места в истории. С русским хип-хопом не то: кинопремьера фильма Ромы Жигана состоялась год назад, а за это время умер Децл, L'One утратил псевдоним и опять стал Леваном Горозией, мода на рэп-баттлы прошла, многие малоизвестные герои забылись совсем, а новые кумиры вознеслись из ниоткуда. То есть, по мнению тех, кто пристально следит за жанром, «Beef: Русский хип-хоп» надо было показывать по возможности сразу после окончания кинопроката. Но если воспринимать фильм как «пособие для чайников» по истории российского хип-хопа, то показ нужно признать вполне своевременным.
Рэпер Рома Жиган вряд ли останется в истории жанра своими музыкальными работами, но пропуском в будущие учебники для него будет документалка «Beef». Материалы для неё готовились в течение семи лет, для фильма опрошены более ста рэперов, причём нельзя сказать, что «кого-то важного забыли»; скорее наоборот, без некоторых можно было и обойтись. Масштаб проделанной работы впечатляет - на фоне иных документалок с двумя спикерами и тремя архивными фрагментами полуторачасовую ленту Жигана можно назвать образцом тщательности подхода и объективности: Оксимирон и Тимати, Баста и Джиган, Лигалайз и Мистер Малой, Noize MC и Хованский, «Каста» и «Хлеб», Скриптонит и Big Russian Boss - они такие разные, но всё-таки они вместе олицетворяют жанр. И это настоящий «инфотейнмент»: вполне доступная и даже развлекательная форма повествования не отменяет того факта, что на выходе получается глубокое исследование социально-культурного феномена русского рэпа.
В качестве монтажных перебивок в фильме используются городские пейзажи, снятые с воздуха, и не только открыточные виды, но и спальные «человейники»: этот несложный приём подчёркивает урбанистическое происхождение жанра. Более спорным и попсовым видится приём с приглашением юного актёра в роли аллегорического начинающего рэпера, сталкивающегося с типичными проблемами. Сам Рома Жиган время от времени появляется с пафосными, почти речитативными подводками, которые в этом фильме смотрятся вполне органично. В первые полчаса картина, похоже, ориентируется именно на «чайников»: это такое введение в жанр, воспоминания о том, как рэп попал в Россию и как непросто приходилось его немногочисленным поклонникам. Заинтересовав таким образом невовлечённую аудиторию, Рома переходит на уровень «для продвинутых» и глубже погружает зрителей в серьёзные темы: война со скинхедами, откровенные рассказы о проблемах с наркотиками, жёсткие тексты песен, отображающие несовершенство окружающего мира. В первой половине фильма герои не матерятся (что, конечно, попахивает фальсификацией истории), но постепенно по ходу погружения в контекст лексика становится более расслабленной: кстати, вместо банальных запикиваний в телеверсии использовались синонимы, произнесённые клоунским голосом.
Ближе к финалу Рома Жиган решает объяснить, что такое «beef», и шокирует зрителя документальными кадрами оскорблений, драк и выяснений, кто из рэперов первый начал. Правда, этот контент уравновешивают суровые владикавказские мужчины Мияги и Эндшпиль, рассуждающие о «скандалах на камеру» и вялых пародиях на разборки афроамериканских звёзд хип-хопа. После рассказа о баттл-рэпе и сетований, что в ставший модным жанр пришло много «нетрушных» чуваков, фильм выходит на финишную прямую. Красивым финалом картины стал блиц с ответами на вопрос, что для вас хип-хоп, под титры.
Алексей Мажаев, InterMedia
Катерина Шпица снялась в клипе группы «Марсель»
Премьера клипа «Я буду здесь» группы «Марсель» состоялась 21 ноября 2024 года. Группа решила удивить поклонников глубоким по смыслу роликом. Режиссер Роман Васильков рассказал, что девушки в клипе примеряют образы мужчин, находясь в плачевном ментальном состоянии, метафорой которого выступает заброшенная усадьба, где происходит действие видео. Команде удалось максимально передать уникальность локации и подчеркнуть ей драматическую линию песни. Одну из главных ролей в видео исполнила актриса Катерина Шпица.
- Вы знаете, я даже надеяться не мог, что в моем клипе когда-то сыграет замечательная актриса российского кино Катя Шпица, - признался фронтмен группы Степан Ледков. - Однажды в отеле перед концертом в городе Казань я спустился в кинотеатр, чтобы посмотреть фильм «Экипаж», в котором играла Катя. И я подумал, что было бы круто, чтобы она когда-нибудь снялась в нашем клипе. И вот мечта сбылась! Я очень благодарен Кате за то, что она согласилась и поддержала мою песню. Всем девочкам, которые участвуют в клипе - огромное спасибо! Кстати, быстрее всех согласилась на роль в клипе Снежанна Самохина, и в ответ сразу прислала мне видео, где она поёт «Я буду здесь» в гриме кикиморы на съемках сказки «Маша и Медведи». Я пересмотрел его раз сто! А Виолетте Чиковани для кадра даже пришлось научиться играть на саксофоне, но, кажется, уроки нашего Мити Блинова ей даже понравились.
В ключевой сцене Степана заковали в настоящие тяжелые цепи. Сам артист шутит, что чувствовал себя Халком, но в момент съемок ощутил страх за свою жизнь, так как цепи, которые постановщики повесили ему на шею, как оказалось, в сумме весили десятки килограмм и чуть не задушили его не метафорически, а буквально.
В 2025 году группа «Марсель» будет отмечать 20-летие. Юбилейные концерты состоятся 14 февраля в Москве, в клубе Urban, и 22-го в Санкт-Петербурге, в клубе А2.
«Эмилия Перес» и Ханс Циммер стали триумфаторами премии Hollywood Music in Media
Церемония вручения наград Hollywood Music in Media состоялась 20 ноября 2024 года. По три наград получили композитор Ханс Циммер и фильм «Эмилия Перес». Циммер был удостоен призов сразу за три проекта – саундтрек к фантастическому фильму «Дюна: Часть вторая», саундтрек к документальному фильму «BBC: Планета Земля III» и лучшую песню «Love Will Survive» из мини-сериала «Татуировщик из Освенцима».
Музыкальная драма «Эмилия Перес» режиссера Жака Одиара получила награды как лучший мюзикл, за лучший саундтрек к полнометражному фильму композиторов Камиль и Клемана Дюколя и лучшее исполнение песни «El Mal» актрисой Зои Салдана. Лучшим музыкальным документальным фильмом стал байопик Фаррелла Уильямса «По кусочкам».
Дайан Уоррен удостоена награды за лучшую песню «The Journey» к фильму «The Six Triple Eight»), Элтон Джон, Брэнди Карлайл, Берни Топин и Эндрю Уотт - за композицию «Never Too Late» из документального фильма «Элтона Джона: Никогда не поздно», Майли Сайрус, Ликке Ли и Эндрю Уайатт за песню «Beautiful That Way» из «Шоугёрл».
Приз за лучшую песню из анимационного фильма достался команде из пяти человек, написавшей «Kiss the Sky» из мультфильма «Дикий робот». Композитор картины Крис Бауэрс получил награду за лучший саундтрек.
За лучшие саундтреки к фильмам отмечены также композиторы Робин Керолан («Носферату»), Альберто Иглесиас («Комната по соседству»), Илан Эшкери (документальная лента «Супермен: История Кристофера Рива»), за сериалы – Аттикус Росс, Леопольд Росс и Ник Чуба («Сёгун»), Блейк Нили («Властелины воздуха») и другие.
Игорь Крутой награжден орденом «За заслуги перед Отечеством»
Игорь Крутой получил государственную награду. Президент России Владимир Путин наградил композитора орденом «За заслуги перед Отечеством» второй степени. Соответствующий указ размещен на сайте правовой информации. Награду композитор получил «за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность».
29 июля 2024 года Игорь Крутой отметил 70-летие.