Сергей Полунин уехал из РоссииБывший муж Анны Седоковой покончил с собойСелена Гомес выходит замужНастя Ивлеева вышла замужРоберт Де Ниро и Бен Стиллер снова снимутся в «Знакомстве с родителями»Хибла Герзмава стала наставницей шоу «Голос»Светлана Светикова станет мамой в третий разЮра Борисов номинирован на «Золотой глобус»Анна Седокова официально развелась с Янисом ТиммойМарк Эйдельштейн сыграет главную роль во втором сезоне «Мистера и миссис Смит»Марина Федункив подтвердила, что стала мамойУмер бывший солист «На-На» Владимир ЛёвкинУмерла актриса Светлана СветличнаяКрис Прэтт стал отцом в четвертый разСкончался пресс-секретарь певца Shaman Антон Коробков-ЗемлянскийАкула стала мамойУмер продюсер и композитор Куинси ДжонсМарго Робби родила сынаАлександра Даддарио стала мамой на ХэллоуинПротив Гуфа возбудили уголовное дело о грабеже

(Берлин-2020) Рецензия на фильм «Сибирь»: Веня Ерофеев становится серьёзным и переезжает на Крайний Север

постер к фильму

Оценка: 7 из 10

Метафизическую драму «Сибирь» показали на Берлинском кинофестивале 24 февраля 2020 года. Режиссёр: Абель Феррара. В ролях: Уиллем Дефо, Дуня Сычева, Саймон Макберни и другие.

«Сибирь» Абеля Феррары продолжает предыдущий фильм режиссёра «Томмазо» — автобиографическую драму об одиночестве в кругу семьи и глубинных переживаниях проблем повседневности. В «Томмазо» альтер-эго автора — американский режиссёр Томас (снова Уиллем Дефо) — бродит по Риму, посещает уроки итальянского языка и клуб анонимных алкоголиков; ведёт класс по актерскому мастерству, неловко занимается сексом и диспутирует с молдавской женой Феррары Кристиной Кирьяк, а ещё работает над таинственным сценарием фильма под названием «Сибирь». Теперь у зрителя Берлинале появилась возможность этот фильм посмотреть, а заодно совершить путешествие по закоулкам культурного бессознательного.

Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла маленькую деревеньку на краю мира — в заснеженных горах то ли Сибири (которая здесь скорее культурно-символическая локация, чем топоним), то ли Баварии (где на самом деле снималась картина). Томас — по-русски Фома, самый неверующий и сомневающийся из апостолов — здесь все такой же потерянный и неприкаянный Клинт. Он же — третьестепенная личность автора.

Старина Клинт владеет небольшой таверной, где из гостей только местный бродяга, беккетовского вида сибирская бабушка и ее беременная внучка — жена Томмазо из предыдущего фильма. Бабуля пьёт крепкий алкоголь (угадайте, какой), поддерживая стереотипные тосты, а девушка — плохо говорит по-русски (русская речь, кстати, оставлена в картине без перевода, поэтому считывается европейским зрителем только на уровне звуков). Попутно она демонстрирует прелести плодоносного женского тела: громадный живот и багряные, разбухшие от молока соски, которые персонаж Дефо периодически лобзает в кадре с трепетным упоением.

В своём новом творении Феррара окончательно порывает с нарративом, который, разумеется, и не нужен, но зато продолжает активно отсылать к Булгакову, Солженицыну и Тарковскому, обильно используя мифологемы из Библии и других метакультурных текстов.

Россия присутствует в фильме не только в качестве условного места действия, но и в аспекте кинематографической преемственности: все мы, разумеется, помним харизматичную лису из «Антихриста» Ларса фон Триера, которая, глядя на того же Уильяма Дефо, инфернальным голосом произносит «Хаос правит миром». Она отсылает к дневникам Тарковского 70-х годов, где упоминается задуманная, но так и не реализованная им картина «Двое видели лису». Также известно, что в «Сталкере» режиссер изначально собирался снимать лису, а не собаку, но оставил эту идею из-за технической невозможности реализации.

В «Сибири» Абель Феррара прибегает к этому образу в его триеровском варианте, правда, замещая его уже другим, обычно совсем уж молчаливым, но не менее архитипическим существом — русской рыбешкой из проруби.

Новая работа Феррары — это поэтизированное путешествие алкоголика в самом что ни на есть воспалённом состоянии сознания, то жизнерадостно приподнятом новой рюмкой, то омраченном тяжелым похмельем. Бесцельность действия и постмодернистски гетерогенное устройство картины напоминает поэму Ерофеева «Москва-Петушки», с той лишь разницей, что у Феррары нет места для самоиронии; но зато по экспоненте растёт увлечение герметическим символизмом в духе «мамы!» Даррена Аронофски, который не допускает практически никаких интерпретаций, кроме очевидной (и тривиальной) психоаналитической. Так, все женские фигуры, образы родителей и, в особенности, отца, с которым персонаж, с одной стороны, отождествляет себя (отца в фильме тоже играет Дефо), с другой, напротив, хочет откреститься от его качеств, в определённом смысле убить его подобно Эдипу — не живые люди. Они – обитатели сна, представляющие собой грани, оттенки личности главного героя/автора.

На протяжении всего фильма герой Дефо сражается с медведем, но не физически, как ДиКаприо в «Выжившем», а аллегорически, преодолевая самого себя, силясь вылезти из удушливых объятий исполинского тела умирающего патриархального мира. В своей не очень сладкой грезе Клинт мечется от настоящего к относительно недавнему по меркам истории травматическому прошлому (в одной из сцен появляется аналог ГУЛАГа) и давно прошедшему — времени идолов и богов: Иисуса Христа (хипстерской внешности) или Ярила Солнца из славянского мифа.

Туман и снег застилает кадр, по земле обетованной течёт кровь и млеко. Пропал Ерашалаим — снежный и пустынный, с палящим солнцем и леденящим душу холодом одновременно. Осталась выжженная земля и ни камня на камне. Благо, все возвращается. Невозможность повернуться вспять, чтобы исправить содеянное, приводит к отчаянию, но и приоткрывает хаосмотическую сущность вселенной — тотальное ничто, которое можно разглядеть на дне бутылки, в глазах любимой женщины или гротескной адской рыбины. Это кино до крайности субъективное, без нужды романтизирующее и возводящие в абсолют экзистенциальные переживания автора. Такой мистический имматериализм (и при этом все же картина недостаточно радикальная, чтобы быть плодотворно непонятой). В контексте нынешнего фестиваля бэд-трип Феррары-Дефо — одна из самых бодрых картин, несмотря на всю свою сомнамбулическую меланхоличность, в равной степени сторонящаяся и открытой провокации, и компромиссно-конвенционального кинематографа.

Анна Стрельчук, Берлин, InterMedia

Кристофер Нолан снимет свою «Одиссею» с Томом Холландом и Энн Хэтэуэй

обложка книги

Новым фильмом Кристофера Нолана будет экранизация поэмы Гомера «Одиссея». Об этом официально объявила 23 декабря 2024 года в соцсетях кинокомпания Universal Pictures.

- Это будет мифологический эшкн, снятый по всему миру с использованием совершенно новой технологии кинопленки IMAX, - говорится в заявлении студии. - Фильм впервые переносит основополагающую сагу Гомера на экраны кинопленки IMAX и выйдет в кинотеатрах по всему миру 17 июля 2026 года.

Слухи о новом фильме Нолана появились пару месяцев назад. За это время был частично подтвержден каст проекта. Главные роли в картине сыграют Том Холланд, Зендая, Мэтт Дэймон, Шарлиз Терон, Роберт Паттинсон, Энн Хэтэуэй, Лупита Нионго. Вероятно, это далеко не полный актерский состав.

Древнегреческая поэма — один из основополагающих текстов западной литературы. В ней рассказывается история Одиссея, царя Итаки, и его опасного путешествия домой после Троянской войны, исследуются темы героизма, верности, хитрости и борьбы с божественной волей. В поэме есть такие знаковые эпизоды, как его встречи с циклопом Полифемом, сиренами и богиней-ведьмой Цирцеей, а кульминацией является финальное воссоединение Одисея с женой Пенелопой.

Поэма ранее служила исходным материалом для многих экранизаций, среди которых итальянский фильм 1954 года «Улисс» режиссера Марио Камерини с Кирком Дугласом в главной роли, а также мини-сериал 1997 года «Одиссея» режиссера Андрея Кончаловского с Армандом Ассанте в главной роли. Рэйфа Файнса и Жюльет Бинош можно увидеть в роли Одиссея и Пенелопы в фильме Уберто Пазолини «Возвращение Одиссея», который вышел в мировой и российский прокат в начале декабря. Также из поэмы черпали вдохновение «Улисс» Джеймса Джойса, «Пенелопиада» Маргарет Этвуд, «Взгляд Улисса» Тео Ангелопулоса, «Холодная гора» (роман Чарльза Фрейзера и фильм Энтони Мингеллы с Николь Кидман и Джудом Лоу в главных ролях), «О, где же ты, брат?» братьев Коэн и «Звездный путь: Одиссея».

Фото: обложка книги
Теги: Одиссея, Кристофер Нолан, кинопроект
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Из фильмов «Брат» и «Брат-2» вырезали культовые фразы

кадр из фильма

Цензурированную версию фильмов Алексея Балабанова «Брат» и «Брат-2» показал кабельный телеканал «Победа» 22 декабря 2024 года. В первой части убрали реплику Данилы Багрова: «Не брат ты мне, гнида чернож…» Цензоры просто заглушили аудиодорожку с этими словами. Во второй части убрали фразу персонажа Виктора Сухорукова: «Вы мне, гады, еще и за Севастополь ответите!».

По информации телеграм-канала «Осторожно, новости», фразу Данилы Багрова в трамвае подвергают цензуре уже больше 10 лет. Первые упоминания об этом были на российских форумах еще в 2011 году. А в 2015-м на Change_org даже запустили петицию с требованием показывать «Брат» без цензуры фразы «Не брат ты мне, гнида чернож...». Она собрала 171 подпись.

«ИнтерМедиа» напоминает, что екатеринбуржцы определились с местом для памятника режиссеру Алексею Балабанову в сентябре этого года.

Источник: Осторожно, новости Фото: кадр из фильма
Теги: цензура, Брат (кино)

«Мастер и Маргарита» и «Трасса»: 100 российских кинематографистов подвели итоги 2024

Павел Мишкин

Редакция «Кинопоиска» опросила сто специалистов отечественной киноиндустрии — режиссёров, актёров, сценаристов, продюсеров, операторов, композиторов и художников, работавших над самыми популярными проектами 2024 года. Они выбрали главные российские фильмы и сериалы, а также три ключевых слова, лучше всего определяющих уходящий киногод. Участие в опросе приняли Фёдор Бондарчук, Клим Шипенко, Сергей Бурунов, Сергей Светлаков, Алексей Герман-младший, Роман Кантор, Сарик Андреасян, Александр Петров, Олег Трофим, Андрей Золотарёв, Слава Копейкин, Тина Канделаки, Илья Куликов, Лев Зулькарнаев, Александр Войтинский, Роман Котков, Анна Уколова, Валентина Ляпина, Михаил Врубель, Гавриил Гордеев, Макар Кожухов, Сергей Калужанов, Илья Учитель и другие.

Главным фильмом 2024 года по результатам опроса стала новая экранизация романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Картина вышла в прокат в январе и, собрав свыше 2 млрд рублей, попала в топ-3 самых кассовых фильмов года после второго «Холопа» и «Бременских музыкантов». Главные роли в «Мастере и Маргарите» исполнили Евгений Цыганов и Юлия Снигирь, а Воланда сыграл немецкий актёр Аугуст Диль.

Главным сериалом 2024 года выбрали драматический проект «Трасса» режиссёра Душана Глигорова с Кариной Разумовской в роли петербургской судьи, которая отправляется в город своего детства на поиски пропавшей дочери. Вторым наиболее упоминаемым проектом стал «Слово пацана. Кровь на асфальте» режиссёра Жоры Крыжовникова: премьера криминальной драмы состоялась в конце 2023 года, но большинство назвавших сериал респондентов посмотрели его на январских каникулах, поэтому в качестве исключения сериал остался в топе.

Редакция также попросила участников опроса назвать три ключевых слова, которые лучше всего определили 2024 год в российском кино и сериалах. Чаще всего респонденты вспоминали «сказку» (26 раз), «90-е» (12 раз) и «качество» (9 раз). Одинаковое количество упоминаний получили «любовь» и «ностальгия» (8 раз).

Топ-5 фильмов года:

  1. «Мастер и Маргарита» (35 голосов)
  2. «Сто лет тому вперед» (16 голосов)
  3. «Майор Гром: Игра» (5 голосов)
  4. «Холоп 2» (4 голоса)
  5. «Воздух» (3 голоса)

Топ-5 сериалов года:

  1. «Трасса» (16 голосов)
  2. «Слово пацана. Кровь на асфальте» (15 голосов)
  3. «Комбинация» (9 голосов)
  4. «Лихие» (9 голосов)
  5. «Последний богатырь. Наследие» (7 голосов)

В общей сложности сто ответивших кинематографистов упомянули в своих ответах 24 полнометражных фильма и 29 сериалов.

β 16+