Рецензия на фильм «Отель "Белград"»: Моя большая сербская свадьба

Оценка: 7 из 10
Романтическая комедия «Отель "Белград"» выйдет в российский прокат 5 марта 2020 года. Режиссёр: Константин Статский. В ролях: Милош Бикович, Диана Пожарская, Борис Дергачев и другие.
Сербский мачо и хотельер Паша (Милош Бикович) не прочь зажечь с красивыми девушками. Одна из таких вечеринок обходится ему слишком дорого: в чаде кутежа парень нечаянно повреждает дорогущий коллекционный предмет – «Фонтан Дюшана» из частного собрания местного мафиози. Многомиллионный долг дебошир вернуть не способен, отель ценителю искусств неинтересен. Поэтому бандит решает насильно женить Павла на своей нескладной дочке.
В это время в Москве бывшая подруга Паши Даша (Диана Пожарская) остервенело занимается кикбоксингом, втайне тоскуя о загубленной любви. Не зная, куда ещё приложить свою неуёмную энергию, она по наитию отправляется по европейским столицам, чтобы стать тревел-блогером. Не обошлось в её маршруте и без сербской столицы – Белграда. Конечно, там она неминуемо столкнется с Пашей. Конечно, головокружительные приключения парочке обеспечены.
Сначала об очевидном. «Отель "Белград"» должен стимулировать русских туристов для обязательного посещения Сербии. Открыточные виды бесконечно манят, а кривоватые «экскурсии» по Белграду от главного героя подвигнут путешественников к посещению тех же самых улочек, чтобы наделить их уже собственными смыслами.
Никто не спорит, что русские и сербы – братья навек. Но в фильме эта прописная истина доказывается с двух противоположных точек. С одной стороны, суетливые и хитроватые сербы выполняют в «Отеле "Белград"» примерно ту же функцию, что цыгане и армяне в других российских комедиях. С другой – сербы в фильме являются теми же самыми русскими, только помещенными в более щадящие климатические условия. Отсюда, например, специфические приколы, связанные с нудистом.
Менталитет героев «Отеля "Белград"» действительно трудно объяснить одними национальными особенностями. Создатели фильма смотрят на показанные здесь проблемы шире и возводят все беды к шарлатанским «произведениям авангардного искусства» - пустым безделушкам, за которые «знатоки» готовы выкладывать баснословные суммы. В фильме проводится недвусмысленная параллель между такими художниками и домашними тиранами. Недаром фамилия автора испорченного артефакта Мориса Дюшана (кстати, это реальный человек) и имя авторитарного бандита Душана – практически идентичны.
Что-то изменить в этой ситуации невозможно, поэтому, при всей искрометности «Отеля "Белград"», нельзя сказать, что его герои в финале обрели своё счастье. А что ещё может произойти с людьми, которые оправдывают пороки казуистикой вроде: «Лгать – это грех, а выкручиваться – значит не расстраивать свою любимую?».
Денис Ступников, InterMedia