Евгений Сафронов на канале «Россия-24»: «Концертный рынок может потерять десятки миллиардов рублей»

Передача «Музыкальная пауза», посвященная кризису зрелищной индустрии в связи с пандемией коронавируса, вышла на телеканале «Россия-24» 12 марта 2020 года. В сюжете речь зашла о запрете мэром Москвы Сергеем Собяниным культурных мероприятий, собирающих более 5 000 человек.
В результате профилактических мер Москва практически на месяц останется без крупных концертов, фестивалей, мюзиклов, выставок и других зрелищных событий. Распоряжение мэра будет действовать до 10 апреля, но продюсер Иосиф Пригожин уверен, что кризис не удастся преодолеть так быстро.
- К июню мы этот кризис точно не преодолеем, - заявил он. – Уже отменили Петербургский международный экономический форум, который должен состояться только в июне - значит, к 10 апреля все не закончится. Кризис продлится намного дольше. Что будет с компаниями, которые занимаются этими мероприятиями? Они превратятся в банкротов, будут вынуждены покинуть это направление. Вот и все. Другого варианта я не вижу.
По данным информационного агентства InterMedia, доход от проведения всех афишных мероприятий в 2019 году составил 210 млрд рублей, почти половина этих средств пришлась на столичный регион. Сейчас эксперты прогнозируют значительное падение доходов.
- К сожалению, оценки очень нерадостные, - говорит главный редактор информационного агентства InterMedia Евгений Сафронов. – Речь идет о катастрофе - нас ждет сокращение оборотов от 10 до 50%. Это очень много – миллиарды или десятки миллиардов в зависимости от того, как будет развиваться ситуация. Возможно, через месяц будет изобретена вакцина и отменены ограничения - но, скорее всего, этого не произойдет. А может быть, посещаемость будет ограничена 100 зрителями.
В Москве площадок вместимостью более 5 тыс. человек немного. К примеру, Государственный Кремлевский дворец рассчитан на 6 тыс. чел (5 700 - прим. InterMedia), а вместимость ряда спортивных площадок составляет от 18 до 80 тыс. человек.
В текущей ситуации организаторы решили снижать концентрацию зрителей на мероприятиях до разрешенного уровня двумя способами – ограничением количества продаваемых билетов или увеличением количества концертов. Так, группа Lindemann вместо одного выступления на «ВТБ Арене» проведет два. Adrenaline Stadium принял решение пускать на свои концерты меньше 5 тыс. человек. Государственный Кремлевский дворец тоже сократит продажи билетов.
Разумеется, такие ограничения имеют свои минусы. По мнению Евгения Сафронова, из-за ограничения количества зрителей прежде всего пострадают организаторы концертов зарубежных звезд. Артисты из Италии, Франции, Германии обязаны по прилете в Москву проходить карантин. Поскольку это невозможно, концерты уже отменяются:
- На экономику индустрии это повлияет фатально. Привоз звезды – это серьезные деньги, и если мы сокращаем количество проданных билетов, то мы делаем мероприятие не с 10% прибылью, а с 10% убытка. В результате привоз артистов первой величины вообще теряет смысл - как и организация концертов в принципе.
В случае массового возврата билетов основные убытки понесут организаторы. По закону они обязаны возвращать деньги, если концерт отменен.
- В этом случае организаторы обязаны вернуть деньги за билет публике, а артист, как правило, возвращает свой гонорар организатору, - говорит президент промоутерской компании T.C.I. Эдуард Ратников. – Но организаторы, к сожалению, попадают на те невозвратные расходы, которые у них образуются в результате отмены концерта. Это, например, расходы, связанные с предоплатой за аренду.