Рецензия на фильм Роя Андерссона «О бесконечности»: Время сказки
![постер к фильму](https://cdn1.intermedia.ru/img/news_x400/345566.jpg)
Шведская драма «О бесконечности», удостоенная «Серебряного льва» Венецианского кинофестиваля за лучшую режиссёрскую работу, выходит в российский прокат 9 апреля 2020 года. Режиссёр: Рой Андерссон. В ролях: Мартин Сернер, Джессика Лотандер, Татьяна Делоне и другие.
Меланхолия и одиночество
«Давным-давно...» — так начинаются все сказки, указывая, что происходящее далее — некое абсолютное прошлое, которое никогда не происходило, но происходит всегда, из раза в раз повторяясь, переходя из уст в уста из века век и т.д. В древнеегипетской философии различали два времени — Джет и Нэхех. Нэхех — привычное для нас единство вчера-сегодня-завтра, поток времени. Джет — время мифа, сказки, бесконечности, то самое абсолютное, не пережитое никем дистиллированное прошлое, которое никогда и не было настоящим, но всегда сосуществует с ним и живет в повторении: в ритуалах, обрядах и языке.
Подобного рода концепция двух времён есть у Вальтера Беньямина. Он выделял время дневника (время бесконечности) и время часов (механистичное). Время дневника непрерывно течёт в повседневной хронологии календарных событий. Это время молодости, время вечно юной Шехерезады, которая в новой картине шведского режиссёра Роя Андерссона выступает рассказчиком небольших, хрустальных по своей внутренней структуре эскизов, отражающих грани вечности. Каждый из них начинается своеобразным зачином: «Я видела...»: «Я видела человека, который сбился в пути», «Я видела мужчину, который хотел накормить жену вкусным ужином», «Я видела человека, умолявшего о пощаде» и так далее. Помимо закадрового голоса, в «О бесконечности» просто очень много молодых персонажей, а вместо смерти — первое правило термодинамики о преходящей энергии. Ведь то, что не находится в обыденном времени повседневности, в собственном смысле слова не живет и не умирает, а значит живо всегда — бесконечно.
Это преображенное время дневника модифицирует и пространственное восприятие, являясь чем-то вроде обратной перспективы Флоренского, вовлекающей наблюдателя в происходящее, делая его точкой схода и размывая таким образом грани между воспринимающим субъектом и объектом искусства. Так, действие картины разворачивается не только вне времени, но и вне места (в безымянном, условно существующем городе в Скандинавии). Тем не менее одновременно пространственно-временные границы фильма довольно четко определены, в том смысле, что являются чем-то очень близким для каждого.
Рой Андерссон выработал свой стиль давно и едва ли отклоняется от него, начиная с ранних рекламных роликов 80-х годов и заканчивая предшествующей «О бесконечности» метафизической трилогией о человеке, над которой режиссёр работал в течение 18 лет («Песни со второго этажа», «Ты, живущий» и «Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии»). В «О бесконечности», как и в картине «Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии», люди удаляются из кадра в неизвестном направлении, как и в «Песнях со второго этажа» созерцают страдания Христа и следуют за ним по via dolorosa, ожидая конца времён. Магическое время фильмов Андерссона — не только пространство для религиозных сюжетов, но и время притчи, аллегории, иносказания. Ему сопутствует ощущение уже прожитого, увиденного, своего рода déjà vu, а с ним — меланхолия и одиночество.
Живопись
То, как снимет режиссёр (в его фильмах нет ни подвижной камеры, ни натурных съемок, ни профессиональных актёров) вызывает невольное сравнение его лент с живописными работами художников разных эпох. Сам Андерссон не чурается этих параллелей, а напротив, вопиющим образом манифестирует о них с экрана.
В начале и середине фильма перед зрителем материализуется картина Марка Шагала «Над городом», а по ходу ленты чувствуются совершенно разные (порой диаметрально противоположные) влияния живописцев: немецкий экспрессионизм и Ватто, суровость Сезанна и воздушность Дега. В одной из сцен в бункере Гитлера встречается символично покосившийся на стене портрет Рембрандта, как бы отождествляющий падение сосредоточенных в нем идеалов европейского мира минувшего века.
В творчестве Андерссона живы все неотъемлемые спутники бесконечности в искусстве: вычищенные, словно не подверженные изъянам мира становления мизансцены, композиционные диагонали (что вызывает ассоциацию с ещё одним русскоязычным художником Левитаном) и дорога (ведь, как завещал Гераклит, вечность диалектична).
Однако, несмотря на все эти достаточно очевидные аллюзии и реминисценции, когда на пресс-конференции почтенному ветерану кино задали вопрос о произведениях искусства, которые его вдохновляют, он обозначил лишь Эдварда Хоппера – художника, воплотившего в себе американскую модернистскую живопись.
По сравнению с другими работами режиссера картина «О бесконечности» контрастная, гладкая, почти глянцевая, что (благодаря техническому прогрессу) ещё больше сближает ее с шедеврами Хоппера. Молчаливый мир художника обладает совершенно особой геометрией, которая составляется из углов, бордюров, окон, столбов и резких теней, ее же — встречаем у Андерссона. Помимо этого формального совпадения, есть и имплицитное сходство сюжетов. Картины Хоппера, как и фильмы Андерссона, насквозь парадоксальны: реальны и виртуальны, смешны и печальны, тревожны и спокойны одновременно. Виной тому — дистанция, которую создаёт приём «очуждения» и одновременно эмоциональная близость по отношению к героям микро-сюжетов.
Неудача
Как и на полотнах Хоппера, в картинах Андерссона нет последовательного линейного нарратива, но зато есть история за каждым «живым полотном», которая производится, «дописывается» наблюдателем. И хотя каждая из зарисовок воспринимается как бесконечно далекая, почти ирреальная, в них можно найти и очень личное для каждого измерение. Это повторение, предстающее в качестве неудачи. Именно неудача – то, что повторяется из картинки к картинке, из эпизода в эпизод, из жизни в жизнь: сломанный каблук или заглохшая машина, тщетная мольба о пощаде или падение идолов, прощание с иллюзиями или разочарование в вере. Все эти сюжеты полифонически звучат в фильме Андерссона, складываясь в единую и единственную мелодию, которой стоит наслаждаться – мелодию жизни.
Анна Стрельчук, InterMedia
Юлия Снигирь станет женой Павла Деревянко в комедии «Семьянин»
![предоставлено пресс-службой компании «Атмосфера кино»](https://cdn1.intermedia.ru/img/news_x400/393288.jpg)
Съемки фильма «Семьянин» стартовали в Москве в феврале 2025 года. Главные роли в комедии режиссера Дмитрия Власкина («Эластико: Двенадцатый игрок») исполнят Павел Деревянко, Юлия Снигирь, Татьяна Орлова, Валерий Афанасьев, Павел Ворожцов, Илья Лыков, Александра Тихонова, Марк-Малик Мурашкин и другие. Производством занимаются студия Yellow, Black and White, онлайн-кинотеатры Start и IVI, а также QS Films.
Главный герой - успешный бизнесмен Георгий (Деревянко), привыкший к роскошной жизни и полной свободе. В свой 45-й день рождения он впервые осознает свое одиночество и, будучи не совсем в трезвом уме, поручает помощнику найти ему семью. Проснувшись, Георгий с удивлением обнаруживает в своем доме жену (Снигирь) и двоих детей, которые уверяют, что они его настоящая семья.
Юная звезда корейского кино Ким Сэ Рон покончила с собой в 24 года
![кадр из сериала](https://cdn1.intermedia.ru/img/news_x400/393287.jpg)
Южнокорейская актриса Ким Сэ Рон трагически ушла из жизни в возрасте 24 лет. Тело девушки обнаружила в ее доме 16 февраля 2025 года подруга покойной (они с Ким должны были встретиться, но та не выходила на связь) и позвонила в полицию. Как сообщает информационное агентство Yonhap со ссылкой на источники в правоохранительных органах, причиной смерти стало самоубийство.
Ким Сэ Рон родилась 31 июля 2000 года и в 8-летнем возрасте сыграла свою первую главную роль в фильме «Совершенно новая жизнь». Всего она успела сняться в более чем 20 фильмах и сериалах, в числе которых «Человек из ниоткуда», «Услышь мое сердце», «Барби», «Класс королевы», «Старшая школа: Пора любить», «Люк», «Снежная дорога», «Зеркало ведьмы», «Дворец» и др.
В 2022 году актриса была задержана за вождение в нетрезвом виде, из-за разгоревшегося скандала она решила на некоторое время уйти из поля зрения. В 2024 году Ким попыталась вернуться к актерской карьере, но позже бросила ее из-за проблем со здоровьем.
Дмитрий Чеботарёв ведет двойную жизнь в трейлере сериала «Цыгане. Улица Шекспира»
![предоставлено пресс-службой Okko](https://cdn1.intermedia.ru/img/news_x400/393281.jpg)
Первый тизер-трейлер сериала «Цыгане. Улица Шекспира» был представлен 18 февраля 2025 года. Это совместный проект онлайн-кинотеатра Okko и продюсерской компании «Среда». Главные роли в 8-серийной криминальной драме режиссера Данила Чащина исполнили Дмитрий Чеботарёв, Елизавета Юрьева, Игорь Золотовицкий, Полина Гухман, Арсений Семенов, Карина Муса, Нина Муштакова, Игорь Грабузов, Антон Артемьев, Раиса Гришина, Игорь Черневич, Павел Ворожцов, Евгений Санников, Мария Лисовая, Артем Божутин, Мила Ершова, Виталий Коваленко, Орхан Абулов, Роман Грохольский, Игорь Хрипунов, Антонина Рыбаловлева, Артем Жигулин и другие.
Главный герой – цыган Михай Деметр (Чеботарёв), который 16 лет назад был изгнан из табора и разлучен со своей первой любовью – дочерью цыганского барона Дианой (Юрьева). Изменив свое имя и жизнь, он стал успешным московским адвокатом Михаилом, но однажды к нему приходит нашедшая его Диана и просит вытащить из тюрьмы их общую дочь Яну (Гухман), после чего обещает исчезнуть навсегда из его жизни. Михай возвращается в табор, в котором он вырос, чтобы спасти дочь, о существовании которой не подозревал, и встретиться с самим собой.
Большая часть съемок сериала «Цыгане. Улица Шекспира» прошла в регионе Кавказские Минеральные воды.
Премьера состоится в Okko в 2025 году, дата будет объявлена позже.