Рецензия на фильм «Платформа»: Спонтанная солидарность
Оценка: 8 из 10
Испанский научно-фантастический фильм ужасов «Платформа» вышел на Netflix 20 марта 2020 года. Режиссёр: Гальдер Гастелу-Уррутия. В ролях: Иван Массаге, Сорион Эгилеор, Антония Сан Хуан и другие.
Плохим хоррором никого не удивишь, а хороший – не так-то просто и отыскать. Но любители жанра, коих огромное количество, не оставляют попыток среди груды хлама, выходящего ежегодно, найти что-то свежее, оригинальное и способное пощекотать нервишки, а если повёзет, то ещё и заставить крепко задуматься. Как правило, стоящий фильм ужасов не появляется из ниоткуда, всегда либо есть внушающая фестивальная история (как у «Реинкарнации» Астера, «Мэнди» Косматоса или «Маяка» Эггерса), либо крепкая студийная поддержка («Тихое место» Красински, «Заклятие» Вана или «Прочь», «Мы» Пила). Предмет нашего сегодняшнего обсуждения прошёл как раз-таки первым путём: испанский фильм «Платформа» впервые был показан на кинофестивале в Торонто, где он и выиграл престижную секцию полночного кино (которая, к слову, так и называется – «платформа»). Затем последовал ряд профильных фестивальных показов перед тем, как наконец найти пристанище уже на другой платформе, онлайновой, Netflix.
Картина дебютанта Гальдера Гастелу-Уррутии буквально же с первой сцены, минуя крошечный кулинарный пролог, напомнит вам о двух классических сплэттерах, ставшими эталонами поджанра на границе тысячелетий, а именно о «Кубе» Винченцо Натали и «Пиле» уже упомянутого Джеймса Вана. Главный герой по имени Горенг (Иван Массаге) просыпается в странном помещении, напоминающем бетонный бункер кубической формы. Напротив него сидит какой-то старец на своей кровати, вокруг только голые стены, а между ними огромная сквозная дыра, пронизывающая и потолок, и пол. Горенг не понимает, где он находится и что вообще происходит. «Это тюрьма, очевидно же», - сообщает ему старик, не вставая со своей постели. Кажется, вот-вот должно прозвучать «игра начинается», но всё оказывается не так просто.
Герои заперты в огромной многоэтажке, которая является с одной стороны, да, тюрьмой, а с другой – чистым социальным экспериментом. Каждый день лучшие повара и кондитеры готовят самые изысканные блюда, набивают огромный стол-платформу едой, которая рутинно начинает спускаться с первого этажа и до самого низа. Каждый более низкий уровень получает объедки тех, кто уровнем выше. Еда рассчитана так, что если бы каждый брал себе столько, сколько нужно для поддержания сил, то её бы хватило на все этажи. Горенг проснулся на 48 уровне, куда платформа добирается фактически опустошённой более привилегированной частью тюрьмы, каждый месяц уровни сменяются – и никогда не знаешь, где ты окажешься потом: среди условных королей или в самом низу социальной лестницы, докуда не добираются даже кости с барского стола.
Вся концепция и её исполнение на первых порах действительно напоминает «Куб» с его научно-фантастической начинкой. Однако как только мы начинаем узнавать, что творится на нижних уровнях, где голод заставляет людей терять рассудок, становиться каннибалами и во всей красе раскрывать именно «хоррорную» составляющую задумки фильма, то здесь уже многие начнут вспоминать «Пилу» и другие картины в духе «выжить любой ценой». Тем не менее всё это чисто внешние триггеры, в то время как главным идейным наставником «Платформы» можно смело считать короткометражный фильм Дени Вильнёва «Этажом выше», где, правда, в тонально противоположном – абсурдно-гротескном тоне – высмеивалась социальная стратификация и ненасытность потребительского аппетита.
«Платформа», при всей своей яркой жанровой направленности, прекрасно себя чувствует и на территории социального кино. Более того, картина наглядно демонстрирует несбыточность теорий Маркса по отношению построения коммунизма. Когда Горенг решает договориться с нижними о том, чтобы они дозировали рацион, его сосед подходит к краю дыры и начинает мочеиспускаться прямо на платформу с оставшейся едой со словами: «Ты не должен с ними говорить, потому что они ниже нас». Тогда наш герой-романтик решает обратиться к обитателям уровня над ними с той же целью, но те даже не реагируют. «Ты не сможешь с ними поговорить, потому что они выше нас», - констатирует старик. «Коммунистов здесь не любят». Никакой спонтанной солидарности.
Казалось бы, где удалая мясистая фантастика с размозженными черепами и отрубленными самурайским мечом конечностями (вы не представляете, какая дичь творится на нижних этажах), а где социальное кино с марксистскими идеями о классовой борьбе? Гальдер Гастелу-Уррутия уместил всё это на одной «Платформе», прямо как в фильме, где улитки-деликатесы лежат рядом с ягодной панакотой. И ведь получилось здорово! Несмотря на все эти упомянутые ассоциации с другими картинами, «Платформа», забирая по чуть-чуть от каждой, создаёт что-то определённо новое, своё и уникальное. В итоге у испанцев получилась смелая и неожиданная аллегория социального неравенства, приготовленная с обильным количеством жанровых приправ (хоррор, сай-фай, триллер, драма), каждая из которых дарует фильму особый аромат с незабываемым послевкусием.
Вадим Богданов, InterMedia
Вышел трейлер постапокалиптического мюзикла «Конец света» с Тильдой Суинтон и Джорджем Маккеем
Трейлер фильма «Конец света» (The End) обнародовала 4 ноября 2024 года кинокомпания Neon. Главные роли в картине режиссера Джошуа Оппенхаймера исполнили Тильда Суинтон, Майкл Шеннон, Джордж Маккей, Моусес Ингрэм, а также Брона Галлахер,Тим Макиннерни, Ленни Джеймс, Даниэль Райан и др. Фильм снят в жанре постапокалиптического мюзикла. Слова арий написал сам Оппенхаймер, музыку – Джошуа Шмидт.
- Спустя двадцать пять лет после того, как экологический коллапс сделал Землю непригодной для жизни, Мать, Отец и Сын заперты в своем роскошном бункере, где они изо всех сил пытаются сохранить надежду и чувство нормальности, цепляясь за ритуалы повседневной жизни, — пока прибытие незнакомки, Девушки, не нарушает их счастливую рутину, - сообщается в синопсисе. - Сын, наивный двадцатилетний парень, который никогда не видел внешнего мира, очарован незнакомкой, и внезапно тонкие узы слепого оптимизма, которые держали этот богатый клан вместе, начинают рушиться. По мере того, как напряжение растет, их, казалось бы, идиллическое существование начинает рушиться, а долго подавляемые чувства раскаяния и обиды грозят разрушить хрупкое равновесие семьи. Но их расплата с трудными истинами также указывает на другой путь вперед, основанный на принятии, любви и способности к переменам.
Мировая премьера «Конца света» состоялась в августе на кинофестивале в Теллуриде. В российский прокат его выпустит 23 января 2025 года кинокомпания «Про:взгляд».
«Плохих парней» с Люком Хемсвортом и Тайризом Гибсоном покажет «Рен-ТВ»
Телевизионная премьера фильма «Плохие парни» (Bad Hombers) состоится на «Рен-ТВ» 8 ноября 2024 года. Главные роли в криминальном триллере режиссера Джона Сталберга исполнили Люк Хемсворт, Томас Джейн, Тайриз Гибсон, Диего Тиноко, Хемки Мадера, Ник Кассаветис и др.
По сюжету, нелегальные иммигранты Феликс (Тиноко) и Альфонсо (Мадера), отчаянно пытаясь прокормить семью, нанимаются на работу к Донни (Хемсворт). Но их новый работодатель оказался настоящим психопатом, и теперь остаться в живых становится самой сложной работой в их жизни.
В российский прокат фильм вышел в январе.
Эфир в 20.00.
«Телохранителя на фрилансе» с Джоном Синой и Элисон Бри покажет СТС
Телевизионная премьера фильма «Телохранитель на фрилансе» состоится 9 ноября 2024 года на СТС. «ИнтерМедиа» напоминает, что главные роли в экшн-комедии режиссера Пьера Мореля исполнили Джон Сина, Элисон Бри, Кристиан Слейтер, Хуан Пабло Раба и Элис Ив.
Во время выполнения боевого задания в Пальдонии отряд американского спецназа попадает в засаду. Несколько бойцов погибает, а Мейсон Петтитс (Сина) получает серьёзную травму спины, из-за чего он вынужден покинуть службу и стать юристом. Теперь у него есть жена и дочь-школьница, мирная жизнь его тяготит, и он частенько вспоминает былые армейские деньки. Однажды его бывший командир, который открыл свою частную военную компанию, уговаривает Мейсона выполнить несложное задание и неплохо при этом заработать. Необходимо стать телохранителем журналистки Клэр Уэллингтон (Бри), которая отправляется в Пальдонию, чтобы взять интервью у местного диктатора Венегаса (Раба). Однако на месте они внезапно попадают в эпицентр полномасштабного военного переворота. Теперь, чтобы спасти всех, телохранителю на фрилансе пригодятся все его боевые навыки.
В российский прокат «Телохранитель на фрилансе» вышел в октябре 2023 года.
Эфир в 21.00.