Рецензия на сериал «Имя розы»: Страдающее Средневековье от Умберто Эко
Оценка: 7 из 10
Премьера сериала «Имя розы» состоится на российском телевидении 20 апреля 2020 года на телеканале «Культура». Режиссер: Джакомо Баттиато. В ролях: Джон Туртурро, Руперт Эверетт, Дамиан Хардунг, Джеймс Космо, Майкл Эмерсон и другие.
Монах-францисканец Вильгельм Баскервильский и его молодой ученик Адсон прибывают в уединенное бенедиктинское аббатство для участия в диспуте о бедности между представителями ордена францисканцев и папской курии из Авиньона. В аббатстве они оказываются втянуты в расследование серии загадочных смертей монахов. Однако проблемы им могут доставить не только загадочный убийца, но также прибывший со стороны папских переговорщиков инквизитор Бернард Ги, еретики из секты «апостольских братьев», когда-то давно следовавших за Дольчино, а также местная библиотека, чьи секреты могут погубить немало людей.
«Имя розы» – дебютный роман итальянского ученого, философа и публициста Умберто Эко, принесший его автору мировую известность. Знать про Умберто Эко, читать Умберто Эко – все это моментально оказалось признаками культурного, образованного и интеллектуального человека. «Имя розы» – постмодернистское произведение, имеющее множество разных пластов, которыми зачитывались по всему миру, несмотря на его сложность. Его можно было читать как исторический роман, описывающий нравы Средневековья, взаимоотношения людей с религией. Его можно было читать как детектив, в котором философские и религиозные дискуссии – лишь фон для создания нужной атмосферы. Наконец, его можно было читать как философский роман о предназначении искусства и его места в мире. Круг аллюзий чрезвычайно широк – он начинается с отсылок на средневековые трактаты, известные лишь специалистам (Эко сам был из их числа), и заканчивается общеизвестными (Вильгельм Баскервильский – отсылка к Шерлоку Холмсу и Вильгельму Оккаму, тогда как его главный противник – пародия на Хорхе Луиса Борхеса).
Роман, кажется, из числа тех, что экранизации вообще не поддается – слишком уж многое в нем сконцентрировано. Тем не менее текущий итальянский сериал – уже вторая попытка кинематографа взяться за эту книгу. Французский фильм «Имя розы» снял Жан-Жак Анно в 1986 году, в главных ролях тогда снялись Шон Коннери и Кристиан Слэйтер. Двухчасовое полотно не покушалось на всю сложность романа – оно взяло за основу только одну сюжетную линию, связанную с убийствами монахов. Получилось зрелищно, очень атмосферно, на стыке с сюрреализмом и почти темным фэнтези, но при этом – довольно просто.
С момента первой экранизации произошел настоящий рассвет сериалов, которые с появлением «Игры престолов» и Netflix стали двигаться в сторону усложнения. Мысль о том, что из «Имени розы» можно сделать восемь сериальных эпизодов, уже не кажется какой-то постыдной и преуменьшающей значимость автора. Однако именно восприятие «Игры престолов» как сериального абсолюта, к которому надо стремиться, играет здесь злую шутку. Сериал снимался по заказу телеканала Rai 1 – крупнейшего телеканала Италии. Но даже он по бюджетам не может тягаться с тем же HBO. Тот факт, что снимался сериал за небольшие деньги, будет чувствоваться на протяжении всего просмотра, до последней серии.
В то же время автор решил не останавливаться на одной сюжетной линии с убийствами монахов, а включить в сериал их все – благо, почти восемь часов экранного времени это позволяют. Более того, в целях усложнения он расширил некоторые сюжеты, которые в романе Эко были лишь проходными, фоновыми. Война Папы Римского с императором, история секты Дольчино – все это было важно и для книги, но оставалось там за пределами основного действия. Теперь же политические интриги между церковью, императорами и еретиками вытащены на поверхность и играют в сериале такую же важную роль. Но если «Игра престолов», переплетая многочисленные сюжетные линии, четко давала зрителю понять, какие из них основные, а какие – лишь отвлекают героев, то авторы «Имени розы» сделать этого не смогли. Оно и понятно – при разных трактовках романа (как детективного или как исторического) главные сюжетные линии могут быть различными. Авторы сериала, кажется, так и не определились до конца, что именно они снимают, поэтому сюжетных событий добавили как можно больше, а философию убрали там, где она мешала динамике. В результате сюжетная сторона сериала получилась столь невнятной, что зритель рискует порой потеряться во время просмотра и остаться в недоумении – кто же из героев главнее? за кем важнее следить? какой из сюжетов основной? Знаменитый «мировой пожар» показан блекло, а катарсиса после завершения основного сюжета так и не происходит. В этом плане обиднее всего то, что для восьми часовых эпизодов авторы так и не смогли грамотно адаптировать философские воззрения автора – уж им-то можно было уделить несколько минут и найти подходящие символы для отображения.
Зато с актерами в новой экранизации полный порядок. Прежняя экранизация должна была зацепить Шоном Коннери, который все еще ассоциировался с Джеймсом Бондом, но неожиданно куда больше зацепил пожилым Федором Шаляпиным-младшим. В сериале весь актерский состав – сплошные харизматики. В кои-то веки довелось раскрыть свой актерский талант Джону Туртурро, который слишком часто оставался на вторых ролях. Руперт Эверетт, Джеймс Космо, Майкл Эмерсон – все они хорошо подобраны для противопоставления главному герою.
Новое «Имя розы» получилось современным, развлекательным и весьма занимательным. Сериал по роману Умберто Эно куда более динамичен, чем можно было себе представить. Всей глубины литературного первоисточника ему, к сожалению, передать не удалось – как не удалось ему хоть немного объяснить, почему весь мир стал так обожать оригинальный роман. Впрочем, вряд ли на это всерьез кто-то рассчитывал.
Павел Соломатин, InterMedia
Дженна Ортега, Пол Радд и Ричард Э. Грант встречаются с местью волшебных существ в трейлере «Смерти единорога»
Первый трейлер фильма «Смерть единорога» (Death Of A Unicorn) представила 18 декабря 2024 года студия А24. «ИнтерМедиа» напоминает, что главные роли в черной комедии режиссера и сценариста Алекса Шарфмана исполнили Дженна Ортега, Пол Радд, Ричард Э. Грант, Теа Леони, Уилл Поултер и другие.
По сюжету, отец (Радд) и дочь (Ортега) сбивают на дороге в лесу единорога и, во избежание лишних вопросов, забирают его тушу с собой. Они едут на уикенд в гости к боссу-миллиардеру, который, узнав об инциденте, решает использовать магические свойства волшебного существа в медицинских целях и заодно обогатиться. Но все они не учли лишь одно: у единорога была семья, и теперь они жаждут крови.
В мировой и, предположительно, российский прокат «Смерть единорога» выйдет весной 2025 года.
Милош Бикович снимет российскую спортивную драму «Финал четырех»
Кинопроект «Финал четырех» был представлен 18 декабря 2024 года на питчинге Фонда кино. Сопродюсером спортивной драмы, основанной на реальных событиях, выступает Милош Бикович, для которого это будет дебют в полнометражной режиссуре.
Действие картины разворачивается в 1994 году. Накануне решающего матча за выход в финал Евролиги баскетбольная команда ЦСКА была отравлена психотропным веществом. Несмотря на протесты с российской стороны, руководство ФИБА и представители греческого клуба «Олимпиакос» настаивали на игре.
Сценарий написал Денис Родимин («Бумер», «Духless»). В дрим-касте помимо самого Биковича заявлены Андрей Нестеренко, Кирилл Зайцев, Василий Слинкин, Василина Юсковец и Егор Климович. Производством займется кинокомпании AP Entertainment. Выход в прокат предварительно намечен на август 2026 года.
Семья готовится к юбилею в трейлере «Манюня: День рождения Ба»
Первый трейлер фильма «Манюня: День рождения Ба» представила 18 декабря 2024 года кинокомпания «Атмосфера кино». Главные роли в заключительной части кинофраншизы сыграли актеры Екатерина Темнова, Карина Кагра (Каграманян), Карина Мнацаканян, Джульетта Степанян, Арман Навасардян, Арсен Григорян, Мариам Мано, Тамара Петросян, Анна Андреасян и другие. Режиссером стал Арман Марутян, продюсерами - Сарик и Гевонд Андреасян и Арман Марутян.
- Приближается грандиозное торжество — юбилей Ба, на который собираются родные и близкие, даже наконец-то приедет ее сестра Фая, - сообщается в синопсисе. - Родители Манюни, Каринки и Наринэ прикладывают массу усилий, чтобы праздник прошел идеально. Но, как назло, все идет не по плану: сбегает баран, испорчен именинный торт, да еще оказывается, что Манюню взяли в престижную школу, и теперь она переезжает в другой город. Смогут ли девочки спасти праздник и сохранить свою дружбу?
В российский прокат выйдет 13 февраля 2025 года.