Рецензия: Борис Гребенщиков - «Знак огня»
2020, Б.Г.
Оценка: 7,5 из 10.
В записи песен, вошедших в новый альбом Бориса Гребенщикова, поучаствовало много именитых и разноплановых музыкантов, отметить вклад которых пресса считает своим долгом. Здесь и Омар Торрес, и Джеймс Халлауэлл, и Джереми и Пол Стэйси, и Лео Абрахам, и Слай Данбар, и Робби Шекспир, и Филипп Пикетт, и кубинцы, и Марк Титов, и Глеб Гребенщиков. При этом сам БГ подчёркивает, что не на список имён нужно обращать внимание в первую очередь. Вот пара цитат из недавнего интервью «Коммерсанту»: «Для слушания песен не так уж важно, кто из музыкантов где играет, для меня важно только одно: что они говорят, от сердца они или нет, настоящие или подделка»; «А хвастаться тем, кто там играет, как-то даже смешно».
Это абсолютно так и есть. Как говорил мне лидер одной из популярных рок-групп, «вообще неважно, кто там стоит на сцене у меня за спиной. Звучу в любом случае я». Вряд ли кто-то включит альбом Бориса Гребенщикова для того, чтобы послушать Омара Торреса. Да кто бы там не играл, хоть Эрик Клэптон с Элтоном Джоном - всё равно это будет БГ с его знакомой манерой, но всегда оригинальным взглядом на вещи.
«Знак огня» встал в дискографии Гребенщикова следом за резкими и злободневными «Солью» и «Временем N». Если рассматривать новый альбом как завершающий трилогию, есть искушение увидеть в нём даруемые БГ слушателю свет и надежду на конец тёмных времён. Но это будет натяжка и подгонка задачи под ответ. Если и есть в «Знаке огня» концептуальная идея, то она заключается в том, что жизнь многообразна и не стоит уделять слишком много внимания какой-то одной из её граней. Без беспощадной актуальности Борис Гребенщиков на пластинке не обошёлся, но помимо этого сюда включены песни с абсурдными текстами, песни в духе «Русского альбома», регги-композиции, бард-фолк-треки, композиции с клавесином и чуть ли не фламенко.
Те, кто хотел «движухи» и поэтического осмысления современности, найдут это в начале альбома в песнях «Вон Вавилон» и «Баста Раста». Хотя в «Вавилоне» БГ ощутимо ёрничает, в тексте встречаются пресловутые «солдаты НАТО», а сосредоточенно-злую «Басту Расту» вообще хочется растащить на протестные цитаты. Однако после этого музыкант меняет тему, и в композиции «Моё имя пыль» парадоксально скрещивает смурной вокал и жизнерадостные кубинские аранжировки. Следующий номер «Вечное возвращение» мог бы иллюстрировать классическую фразу про исходящее от БГ сияние, а в нервном и тревожном «Знаке» фраза «пока я не дам тебе знак» через годы рифмуется с «пора вернуть эту землю себе», только вот нет теперь уверенности что пора подавать этот знак.
Депрессивный «Знак» сменяется регги-вайбом «Изумрудной песни» и новейшей «притчей графа Диффузора» под названием «Масала Доса», где БГ под аккомпанемент кабацкого пианино развлекается в рифмовке бессмысленных, но порой завораживающих фраз. Мама, мы все сошли с ума? Возможно, но ненадолго, поскольку далее лидер «Аквариума» предлагает суперкороткие и суперпечальные «Хиханьки да хаханьки» и программную философскую песню «Не судьба», в которой древнерусскую тоску точнейшим образом иллюстрирует латиноамериканская гитара Торреса. Записанный с оркестром «Мой ясный свет» может навести на мысль, что две программные композиции подряд - это перебор, но следующий «кельтско-танцевальный» номер «Поутру в поле» вновь поднимет слушателю настроение.
Алексей Мажаев, InterMedia
Клава Кока представила сборник переживаний и ошибок «Депрессаунд»
Альбом Клавы Коки «Депрессаунд» вышел 22 ноября 2024 года. Релиз включает 9 песен, часть которых были уже представлены ранее в виде синглов.
- Оставляю вас наедине с черновиками моей души, собранных в лирическом альбоме, - рассказала о релизе Клава Кока. - Это то, что создавалось из глубины моей души - сборник экспериментов, переживаний, мыслей, наверняка ошибок. Но я очень рада, что это сделала. После написания этих песен мне стало намного легче. Надеюсь, что кому-то из вас этот альбом поможет пережить сложные этапы жизни. Просто знайте, что я с вами очень честна.
Ильдара Абдразакова отменили в Италии
Неаполитанский театр «Сан-Карло» отстранил российского оперного певца Ильдара Абдразакова от участия в постановках опер Джузеппе Верди «Дон Карлос» и «Аттила». Принять такое решение местный муниципалитет и администрацию театра убедила вице-президент Европарламента Пина Пичерно. В своем сообщении в соцсети вице-президент назвала Абдразакова «лоялистом Владимира Путина» и «сторонником преступного режима».
В июне 2024 года года Ильдар Абдразаков получил Госпремию из рук Путина, назвавшего его «одним из самых востребованных оперных певцов современности». В начале ноября артист вошел в Совет при президенте РФ по вопросам культуры и искусства.
Лолита окунулась в рок-н-ролльную атмосферу в «Ешь, люби и молись»
Релиз сингла Лолиты Милявской «Ешь, люби и молись» состоялся 22 ноября 2024 года на лейбле Fenix. Автором музыки и текста композиции стал Николай Степанов.
Одновременно вышел клип режиссёра и оператора Дарьи Гущиной, снимавшей и прошлую работу певицы «Offset». Ролик «Ешь, люби и молись» переносит зрителя в олдскульный гараж, где царит настоящая рок-н-ролльная атмосфера. Именно он стал основой опорой сюжета: в нем собраны объекты разного времени, которые интересно разглядывать - от поп-ап-плакатов и фриковой головы лошади до редкого винтажного автомобиля в духе легендарного фильма «Назад в будущее».
Лолита почерпнула вдохновение из работ таких групп, как Nirvana, No Doubt, The White Stripes, Strokes, Hives и Green Day. Звездные стилисты Миша и Китти разработали винтажные образы для всей команды: музыканты в футболках от Вивьен Вествуд, кожаных штанах Isabel Marant и редких рокерских ботинках и казаках от локальных британских брендов. А Лолита в Dolce&Gabbana с дерзким корсетом и экстравагантными шпильками выглядит, как рок-звезда.