Рецензия на сериал «Топи»: Сказ о потерянных жизнях
Оценка: 7 из 10
Премьера мистического сериала «Топи» состоится на видеосервисе КиноПоиск HD 28 января 2021 года. Сценарист: Дмитрий Глуховский. Режиссёр: Владимир Мирзоев. В ролях: Иван Янковский, Тихон Жизневский, Анастасия Крылова, Катерина Шпица, Софья Володчинская, Марина Васильева, Максим Суханов, Александра Бортич и другие.
Талант Дмитрия Глуховского сочинять увлекательные, продающиеся и вдобавок весьма кинематографичные истории рано или поздно должен был привести его к дебюту на сценарном поприще. У Стивена Кинга этот путь занял 25 лет – от первой публикации «Кэрри» до выхода на экраны «Бури столетия», его первой единоличной сценарной работы для телевидения. Глуховскому, чьи произведения у нас популярны, кажется, не меньше кинговских, удалось пройти тот же путь за 16. Оценив свои возможности, адаптировав к экрану свой собственный же роман «Текст», автор «Метро 2033» написал свой первый оригинальный сценарий, который стал основой нового проекта видеосервиса КиноПоиск HD – мистического сериала «Топи».
«Топи» рассказывают о группе московских туристов в количестве пяти штук, которые приезжают в глухую деревню Топи, чтобы посетить чудотворный монастырь, который, согласно убедительной рекламе в интернете, способен исцелить каждого от любой хвори. У главного героя – Дениса Титова (перекочевавший из «Текста» примерно в том же амплуа Иван Янковский) – проблема очень серьёзная: рак. Он – успешный бизнесмен, зазнавшийся московский денди, стартапер, создатель уникального приложения TrueTalk, определяющего по выражению лица врёт ли человек или говорит правду. Кажется, он уже смирился с неминуемостью смерти, но вдруг ему рассказывают про чудесный монастырь. Денис понимает, что терять ему всё равно нечего, да и в Москве всё уже давно осточертело – в общем, надо ехать. Вот только, позвонив в службу этого монастыря, он узнаёт, что экскурсия групповая: Денису необходимо найти ещё трёх человек с собой, иначе никак.
Находятся, тем не менее, четверо. На поголовную рассылку из списка контактов Дениса первым делом откликается давний друг Макс (Тихон Жизневский), пронырливый журналист и неутомимый бабник, которому босс как раз поставил ультиматум: либо добудешь наконец стоящий материал, либо придётся тебя уволить. А эксклюзивное интервью с разработчиком одного из самых успешных приложений чем не читаемый материал?
Ещё одним участником сельского турне становится Эля (Софья Володчинская), угнетаемая своим кавказским происхождением, согласно которому её судьба предопределена. Однако она не желает оставаться заложницей традиций, выходить замуж по договору, поэтому после ряда судьбоносных решений с участием огнестрельного оружия тут же решает сбежать куда подальше. Для Сони (Анастасия Крылова), только что похоронившей сестру, побег тоже остаётся единственным способом спастись – и от всеобъемлющей печали, и от бессердечного отца. Разбитое сердце становится последней причиной составить компанию Денису в его крестовом походе – Катя (Катерина Шпица) должна была уехать в медовый месяц с возлюбленным, а теперь берёт свой розовый чемоданчик туда, где ни дорог, ни связи, ни даже тёплого солнца.
Первая серия – явно не то, чем создатели сериала могли бы гордиться. Ввод персонажей осуществляется давно затёртыми до дыр сценарными конструкциями из флэшбеков и гипертрофированной драмы, которые только в прошлом году использовались ни раз (к примеру, хотя бы взять «Игру на выживание» или «Колл-центр»). Однако затем становится значительно лучше – уже во втором эпизоде повествование всё увереннее идёт вперёд навстречу густой мистической истории на стыке «Твин Пикса» и одного из сюжетов в духе «Солнцестояния».
Топи населяет галерея достаточно странных, поистине готических персонажей, ведущих себя в лучших традициях жанра «герои попадают в закрытую общину, и тут понеслось» — распятые орлы, подозрительные чайные отвары, а ещё помазанные куриной кровью колышки, ограждающие двух зэков, словно вышедших из мира «Безумного Макса», ото всех. Вдобавок сам монастырь оказывается пугающе заброшенным и напоминающим скорее локацию из «Андрея Рублёва», а не чудотворное место, которое излечит героев от недугов.
Сериал с каждой минутой всё лучше нагнетает ареол тайны, заставляя зрителя гадать о природе происходящих на экране событий. Это мистическая сказка или просто триллер с криминальным поворотом? Есть тут какая-то сверхъестественность, или это игра воображения? Что случилось с (нашей) Лорой Палмер? Глуховский вместе с режиссёром всех семи эпизодов Владимиром Мирзоевым ловко играет со зрительским терпением, вниманием, а ещё - подсознанием. В какой-то момент закрадывается впечатление, что в той деревне, откуда герои теперь не могут выбраться, завелись волшебники из «Сказа о потерянном времени» — на это указывает эпизод с жёлтым платком Кати. И жителям, все они, надо отметить, преимущественно старики, нужно от молодых москвичей вполне конкретный ресурс. Но буквально в следующей серии вводится ещё более занимательный концепт, переворачивающий всё с ног на голову в лучших традициях Кристофера Нолана, переводя сюжет сериала в исключительно христианскую вертикаль. Будем надеяться, что гадать всё же придётся вплоть до финальной серии.
«Топи» на данный момент оставляют впечатление слегка запаздывающего поезда – стартовал поздно, потому что долго загружался вторичными флэшбеками, но теперь прилично разогнался и строит свой маршрут буквально на ходу. Точку назначения не знает никто, но уже сейчас кажется, что сожалеть о поездке будут единицы.
Вадим Богданов, InterMedia
«Злой город» возглавил российский бокс-офис
Исторический фильм «Злой город» стали лидером российского проката по итогам уикенда 30 января – 2 февраля 2025 года. Он дебютировал в кинотеатрах с впечатляющей кассой в 138,5 миллиона рублей. На вторую строчку вновь поднялся «пиратский» анимационный релиз – «Муфаса. Король Лев», собравший 64,7 миллиона на шестой неделе в России.
Лидер прошлого уикенда «Холоп. Великолепный век» занял третье место со сборами в 57,3 миллиона (что на 43.6% меньше, чем на его дебютной неделе). Еще один лидер предыдущей недели – фильм «Василий» - оказался на пятой строке с кассой в 47,1 миллиона (что на 53, 5% меньше его стартовых показателей). Четвертое место заняла киносказка «Финист. Первый богатырь» (50 миллионов), а ее новогодний конкурент «Волшебник Изумрудного города. Дорога из желтого кирпича» - шестое (46,6 миллионов).
Тем временем в американском прокате первые две строчки по итогам уикенда оккупировал новинки – мультфильм «Догмен: Пушистая справедливость» и комедийный хоррор «Компаньон», а «Муфаса» оказался на третьем месте.
Премия «Ника» представила лонг-лист
Российская академия кинематографических искусств обнародовала 3 февраля 2025 года лонг-лист премии «Ника» и объявила о начале голосования за номинантов. Так в номинации «лучший игровой фильм» представлены 67 картин, вышедших в 2024 году. В их числе «Василиса и хранители времени», «Воздух», «Кончится лето», «Лед 3», «Летучий корабль», «Любовь Советского Союза», «Мастер и Маргарита», «Огниво» «Онегин», «Пришелец», «Руки вверх!», «Смотри на меня», «Снег в моем дворе», «Сто лет тому вперед», «Тополиный пух», «Тур с «Иванушками», «Холоп 2» и другие. В номинации «лучший сериал» фигурируют 18 названий, в том числе «Дайте шоу», «Золотое дно», «Игры», «Комбинация», «Лихие», «Первый номер», «Плевако», «Последний богатырь. Наследие», «Преступление и наказание», «Трасса» и др.
Опубликованы также списки претендентов на «Нику» в номинациях «лучший неигровой фильм», «лучший анимационный фильм», «лучшая режиссерская работа», «лучшая сценарная работа», «лучшая операторская работа», «лучшая музыка к фильму», «открытие года», за актерские работы первого и второго плана и т.д.
Как обычно, голосование будет проходить в два тура. В соответствии с регламентом членам академии предстоит в номинации «Лучший фильм» отметить не более пяти претендентов, а в номинациях по профессиям – не более трёх.
Дата объявления шорт-листа и проведения церемония вручения пока не объявлены.
Кирилл Разлогов рассказывает о своем детстве в трейлере документального фильма
Первый тизер-трейлер документального фильма «Кирилл Разлогов» был обнародовал 3 февраля 2025 года. Картина об известном киноведе, культурологе и телеведущем, скончавшемся в 2021 году в возрасте 75 лет, будет включать его последнее, ранее не публиковавшееся интервью с режиссером-документалистом Еленой Демидовой, воспоминания коллег и друзей, фрагменты его любимых классических фильмов, редкие архивные материалы и эксклюзивные фото из личного архива семьи, а также авторскую анимацию, иллюстрирующую мемуары героя и озвученную его голосом: свои мемуары он записывал на диктофон, и именно эти аудиозаписи войдут в картину.
Режиссерами ленты выступают дочь киноведа Анастасия Разлогова и Анджей Петрас, который также является композитором картины, за анимацию отвечают Алексей и Мария Ермолаевы. Проект создается при поддержке Министерства культуры РФ и Президентского фонда культурных инициатив. Премьера запланирована в 2025 году.
Кирилл Эмильевич Разлогов родился в 1946 году в семье дипломата, вырос во Франции и Болгарии, а начал карьеру в Советском союзе. Киновед, профессор, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, Кирилл Разлогов около 25 лет руководил Российским институтом культурологии, был ведущим научным сотрудником НИИ киноискусства, принимал участие в подготовке аналитических материалов по развитию культуры и искусства, в разработке законодательства о культуре, научных и общественных обсуждениях различных проблем в области культуры и искусства. Разлогов являлся Президентом Гильдии киноведов и кинокритиков России, программным директором Московского международного кинофестиваля, кинофестиваля «Евразийский мост», кинофестиваля стран БРИКС, Фестиваля американского кино AmFest; автором и ведущим программ о кино: «Киномарафон» (1993—1995), «Век кино» (1994—1995), «От киноавангарда к видеоарту» (2001—2002), «Культ кино» (2001—2021). За двадцатилетие существования программы «Культ кино» было создано более 300 выпусков, которые смотрела вся страна на телеканале «Культура». Он вел мастерскую во Всероссийском государственном университете кинематографии имени С.А.Герасимова (ВГИК), преподавал на Высших курсах сценаристов и режиссеров имени Г.Н.Данелии, в Высшей школе европейских культур Российского государственного гуманитарного университета и Северо-восточном федеральном университете.