Рецензия на документальный фильм «Смелость»: Театр протеста
Оценка: 8 из 10
Премьера документального фильма «Смелость» состоялась в рамках Берлинского кинофестиваля 2021 года. Режиссёр: Алексей Полуян. В ролях: Марьяна Якубович, Павел Хараднизкий, Денис Тарасенка.
Белорусский документальный фильм «Смелость» режиссёра Алексея Полуяна рассказывает о лете 2020-го, когда в его родной стране проходили мирные народные восстания, вызванные недовольством общества очередными президентскими выборами. Однако кино всё же является достаточно интимным портретом трёх конкретных людей – Марьяны, Павла и Дениса, актёров подпольного «Белорусского свободного театра», официально запрещённого администрацией Александра Лукашенко.
Все трое имеют активную гражданскую позицию, поэтому неудивительно, что вместе с камерой зритель встречает их в самой гуще массовых протестов. Мы наблюдаем за тем, как мирная толпа людей шагает по широким улицам Минска, люди жаждут перемен и надеются на свободу и справедливость, однако встречают не самый радушный приём органов правопорядка. С улиц мы переносимся в квартиры наших героев, которые заняты самыми обычными делами: пьют кофе на кухне, смотрят в окно, рассуждают о будущем. Отнюдь не всегда речь заходит о политической ситуации в стране, Алексей Полуян не стремится быть конъектурным публицистом, его цель – сделать документ времени, передать настоящие чувства и мысли своих персонажей.
В «Смелости» нет никаких интервью или кадров хроники, это скорее иммерсивный опыт, когда герои, не замечая присутствия камеры, живут своей жизнью и заняты насущными проблемами. Например, новой театральной постановкой, которая носит предсказуемо оппозиционный характер. Полуян остроумно замещает кадры настоящих случаев насилия над митингующими (которые многие могли видеть в интернете) аскетичной театральной постановкой, которая эмоционально работает даже сильнее, чем очередные кадры полицейского беспредела на улицах, которые мы видели уже несчётное количество раз в сотне других фильмов из самых разных стран.
Документальная манера Полуяна напоминает одновременно и подход Виталия Манского, и Роберто Минервини – у обоих документалистов есть политические работы про режимы и уличные беспорядки, но и у того и у другого своя собственная методика съёмки. Общая черта – аутентичность момента, умение в общем отыскать «прекрасное» частное. И эту особенность Алексей Полуян наследует крайне уверенно.
В одной из самых эмоциональных сцен фильма мы наблюдаем за тем, как огромная толпа мирно шагает к зданию парламента. Внезапно из него выбегает огромного количество военных, чётко давая понять, что ни одного политика там не осталось. Затем несколько женщин подходят к молодым солдатам и вручают им цветы, и солдаты, которым лет по 20, внезапно начинают их принимать. Женщины тут же со слезами на глазах бросаются обнимать с головы до ног обвешенных бронёй и оружием юнцов, у которых, как Полуян мастеровито выхватывает камерой, глаза тоже на мокром месте. В какой-то момент зритель вместе с теми людьми на секунду задумывается, а что если это тот самый переломный момент, что если теперь всё будет иначе, и сила станет на их сторону.
«Смелость» в конечном счёте не столько кино, документирующее протесты в Беларуси летом 2020-го, сколько высказывание на тему того, насколько важна артисту свобода самовыражения. И как трудно её добиться в стране с политической ситуацией, сравнимой с той, что находится под руководством Лукашенко. Алексей Полуян не стремится спровоцировать зрителя, не кидается обвинениями и не призывает людей к бунту, наоборот, его кино на грани поэтичного рассказа-рассуждения воспевает универсальные ценности, такие как демократия, свобода слова и вера в лучшее будущее для своих детей, важность борьбы за которые обязательно найдёт отклик не только у белорусского народа.
Вадим Богданов, InterMedia
Александр Петров потеряет память в сериале «Камбэк»
Съемки сериала «Камбэк» с Александром Петровым стартовали в середине ноября 2024 года в Нижнем Новгороде. Главные роли в драматическом триллере исполнят Александр Петров, Алексей Чадов, Григорий Столбов, Илларион Маров, Хетаг Хинчагов, Василиса Коростышевская, Константин Гацалов, Василий Молодцов, Владимир Афанасьев (Нигатив), Дмитрий Гарнов, Сергей Колесов и другие. Режиссером проекта выступает Динар Гарипов («Прелесть», «Территория»), а продюсерами – Антон Щукин, Антон Зайцев и Артем Логинов (в статусе независимых продюсеров) совместно с Ильей Куликовым. Последний также написал сценарий вместе с Алексеем Ивановым («Мир! Дружба! Жвачка!»).
Действие сериала разворачивается в 2004 году. Главный герой в исполнении Александра Петрова не помнит своего имени, кто он и откуда, просто однажды очнулся в больнице с многочисленными травмами и без памяти. Теперь он вынужден скитаться по городу, спать, где придется, и есть, что дадут, но при этом он не потерял человеческий облик и достоинство, насколько это возможно в сложившихся обстоятельствах. Дети прозвали его Компотом за особую любовь к напитку из их школьной столовой, где его подкармливает сердобольная повариха. Компания друзей-старшеклассников решает помочь Компоту, выяснить правду и попытаться вернуть его настоящую жизнь, но «пройти этот квест и найти ключ» оказывается совсем не просто.
Премьера «Камбэка» запланирована на 2025 год.
Эдвард Бергер снимет Остина Батлера в фильме о путешествиях во времени
Режиссер Эдвард Бергер («На Западном фронте без перемен», «Патрик Мелроуз») планирует съемки нового фильма «Барьер» (The Barrier) с Остином Батлером («Элвис», «Байкеры») в главной роли. Как сообщает Deadline, детали сюжета фильма, основанного на рассказе писателя и сценариста Макмиллана Хеджеса, держатся в секрете, но, по данным инсайдеров, это будет картина о путешествии во времени в духе «Интерстеллара» и «Лучшего стрелка».
«ИнтерМедиа» напоминает, что новый фильм Бергера «Конклав» вышел в российский прокат 21 ноября. Тем временем режиссер занимается постпродакшном «Баллады о маленьком игроке» - драмы с Колином Фарреллом и Тильдой Суинтон в главных ролях.
Остин Батлер закончил съемки в фильме режиссера Ари Астера «Эддингтон», в данный момент находится на съемках картины Даррена Аронофски «Пойман на краже», а также в его ближайших планах работа в фильме об автогонщиках «Американская скорость», где они с Томом Холландом сыграют братьев.
Джесси Айзенберг снимет мюзикл с Джулианной Мур и Полом Джаматти
Джесси Айзенберг начал работу над своим новым режиссерским проектом. Как сообщает Deadline, это будет мюзикл, а главные роли в нем исполнят Джулианна Мур («Всё ещё Элис», «Май декабрь») и Пол Джаматти («Миллиарды», «Оставленные»).
Пока безымянный фильм расскажет о застенчивой женщине (Мур), которую неожиданно пригласили в местную постановку оригинального мюзикла. Под чарами волевого и загадочного режиссера (Джаматти) «она теряет себя в роли и в мире высоких ставок в этой постановке общественного театра».
Сценарий написал сам Джесси (он также планирует выступить в качестве композитора), а его коллега по фильму «Добро пожаловать в Zомбилэнд» Эмма Стоун и ее муж Дэйв Маккери продюсируют проект со своей компанией Fruit Tree. Производством займется Topic Studios, которая полностью финансирует проект. Съемки должны начаться в 2025 году.
«ИнтерМедиа» напоминает, что это будет уже третья режиссерская работа 41-летнего актера. Дебютное драмеди «Когда ты закончишь спасать мир» вышло в 2022 году, и в нем также одну из главных ролей сыграла Джулианна. Второй фильм Айзенберга «Настоящая боль» (где он сыграл одну из двух главных ролей вместе с Кираном Калкином) был представлен на фестивале «Сандэнс» в январе и выйдет в мировой прокат в ближайшие месяцы. Продюсерами обоих кинопроектов была компания Fruit Tree.