Рецензия на фильм «Решение уйти»: Выше гор, глубже океана
Оценка: 8 из 10
Корейская драма «Решение уйти» закрывала 44-й ММКФ, в прокат лента выходит 29 сентября 2022 года. Режиссёр: Пак Чхан-ук. В ролях: Пак Хэ-иль, Тан Вэй, Ли Джон-хён, Пак Ён-у, Ко Гён-пхё и другие.
С громогласным успехом «Паразитов» Пона Джун-хо все как-то позабыли, что настоящим крёстным отцом современной корейского кино является Пак Чхан-ук, чей «Олдбой» однажды молотком проехался по всем канонам жанрового кино и тем самым проложил путь корейскому кинематографу (и его авторам) на запад. Глядя на фильмы Пака – речь не только про «Олдбоя» и его два обрамляющих размышления о природе мести, но и про суровую военную драму о корейских пограничниках, шпионском мини-сериале с Флоренс Пью – может показаться не столь очевидным тот факт, что Пак Чхан-ук на самом деле убеждённый романтик. Своего рода, так сказать.
Что «Служанка», что «Порочные игры», что в больше степени вампирская «Жажда» все эти фильмы были главным образом о любви, запретной, сводящей с ума, ломающей рамки дозволенного и устоявшиеся в обществе нормы. Но рассказаны эти истории любви были с такой хлёсткой выдержкой, издёвкой, холоднокровием, китчевой пошлостью и фирменным режиссёрским акцентом на красочном насилии, что казалось, будто бы Пак попросту использует любовным мотив для своих очередных манипуляций с жанровым кино, надо отметить, крайне успешных. Однако в «Решении уйти» корейский автор предстаёт в своём самом романтичном и сентиментальном виде, при этом оставаясь трезво мыслящим постановщиком, которому наконец удалось найти ту идеальную пропорцию между выжигающей всю почву под ногами любовной линией и брутальной жанровой историей с муравьями, спешно бегущими по открытому глазу мертвеца.
Молодой и беспокойный детектив Хэ-чжун (Пак Хэ-иль), страдающий бессонницей прямо как когда-то Аль Пачино на Аляске, живёт на два города: работает в Пусане, а милая домохозяйка-жена ждёт мужа в маленьком туманном Ипо, переживая за его душевное состояние и недостаток секса в отношениях (которые, надо признать, в фильме показаны скомкано). «Тебе нужно насилие и убийства», читая она муженька, как открытую книгу. А тут и новое дело подворачивается: профессиональный скалолаз найден мёртвым прямо у подножья горы. Что это: несчастный случай, самоубийство или, может быть, преднамеренное убийство? На эти вопросы следователь надеется найти ответы у вдовы погибшего – смертельно очаровательной Со-рэ (Тан Вэй), для которой одурманить своей красотой впечатлительного детектива оказывается проще, чем палочками закинуть суши себе в рот во время допроса.
Хэ-чжун влюбляется в подозреваемую с головокружительной скоростью – прямо как у Хичкока в одноимённом триллере, с которым Пак Чхан-ук в «Решении уйти» выстраивает любопытный диалог. Перед нами – обольстительный неонуар, играющий со зрителем в кошки-мышки, вот только игра эта заметно тоньше, чем в фильмах с подобной завязкой сюжета. Дело в том, что нам практически сразу становится ясно, что произошло на скале и какие мотивы у Со-рэ, однако повествование от этого менее интригующим не становится, ибо целиком и полностью растворяется в иллюзиях. Какого цвета было платье – синие или зелёное? Что изображено на обоях в квартире Со-рэ – волны или горы? Что связывает детектива и подозреваемую – любовь, несерьёзный флирт или корыстный расчёт? «Решение уйти» будет ловко водить вас за нос до самого конца.
Неспроста в фильме приводится знаменитое выражение Конфуция о том, что умный находит удовольствие в воде, а человеколюбивый – в горах. Антитеза свободного, находящегося в вечном движении, способного обтекать любые преграды моря и символизирующих спокойствие, неподвижность, фундаментальность гор пронизывает «Решение уйти» насквозь. Со-рэ боится высоты и любит море. Что это о ней говорит? Она действительно намного умнее, чем кажется, постоянно в движении и её стихийность – возможно именно то, что будоражит Хэ-чжуна, наоборот, испытывающего трепет каждый раз, как видит горы. Сценарий фильма позволяет поразмышлять о психологических портретах персонажей, потому что каждый из них не только прекрасно сыгран, но и детализировано прописан, наделяя кино всеми качествами сложносочиненного изысканного романа о любви.
В Каннах «Решение уйти» было награждено за лучшую режиссёрскую работу, что справедливо, хотя в карьере Пака Чхан-ука до сих пор эталоном режиссёрской работы можно считать лишь один фильм – «Порочные игры». Нет, безусловно, и «Служанка», и «Одбой» поставлены по высшему классу, но умение превратить невыразительный сценарий, написанный ещё и на чужом для тебя языке, в визуально безупречный триллер с эталонным монтажом, музыкальными решениями и постановкой кадров – дорогого стоит. Здесь, несмотря на смену своего постоянного оператора Чона Джон-хуна, Паку снова удалось превратить практически каждый кадр в экспонат картинной галереи. Урбанистические ландшафты застроенного Пусана оттеняются туманными планами Ипо, а те в свою очередь – роскошными проездами камеры вдоль Корейского пролива.
Залюбовавшись подобными красотами, легко не заметить, что «Решение уйти» слегка злоупотребляет своими эстетическими качествами, чтобы затуманить внимание зрителя: в той или иной форме мы уже видели эти же мотивы в ранних фильмах Пака. Да и не только у него – Пол Верховен в девяностых раскрутил примерно такой же сюжет даже поэффектнее, избежав излишней сентиментальности, которой начинает грешить «Решение уйти» под конец. Однако, даже уступая своим прошлым работам, новое творение Пака Чхан-ука безоговорочное кинематографическое чудо, жанровое кино премиум-класса, которым соблазниться гораздо проще, чем сопротивляться его нежному романтическому флёру.
Вадим Богданов, InterMedia
Умер продюсер «Крёстного отца» Эл Радди
Американский продюсер Эл Радди скончался 25 мая 2024 года в возрасте 94 лет в Медицинском центре Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. О его смерти сообщает Variety со ссылкой на семью покойного.
Альберт Стотленд Радди родился 28 марта 1930 года в Монреале, Канада, но вскоре его семья переехала в Нью-Йорк. Эл после окончания Школы архитектуры Университета Южной Калифорнии работал программистом в Rand Corporation, но хотел заниматься кино. Первый успех на этом поприще пришел к Радди, когда он написал в 1965 году сценарий ситкома про нацистский лагерь для военнопленных «Герои Хогана».
После этого и еще нескольких телепроектов студия Paramount предложила молодому человеку заняться продюсированием фильма «Крестный отец», потому что не хотели тратить много на непопулярный тогда гангстерский жанр и знали, что Радди хорошо работал в рамках маленького бюджета. Во многом благодаря энтузиазму молодого продюсера проект удался (несмотря на многочисленные проблемы) и завоевал 11 «Оскаров», один из которых получил сам Эл. О создании «Крёстного отца» был в 2022 году снят сериал «Предложение», где Радди выступил в качестве автора сценария и продюсера, а его образ воплотил на экране Майлз Теллер.
После успеха «Крестного отца» Эл сконцентрировался на экшне и сделал несколько фильмов с Бертом Рейнолдсом - «Гонки «Пушечное ядро», «Самый длинный ярд» (и два его ремейка). В 1990-х как сценарист и продюсер работал над культовым сериалом с Чаком Норрисом «Крутой Уокер». Среди других его продюсерских и сценарных проектов «Матильда», «Смертельная охота», «Прощай, король», «Пленники небес», «Костолом», «Саботаж» и др.
В 2005 году Радди получил свой второй «Оскар» за спортивную драму Клинта Иствуда «Малышка на миллион». В 2021 году Радди и Иствуд сняли вестерн «Мужские слезы». За свою карьеру Эл был удостоен двух французских премий «Сезар», двух итальянских премий Давида ди Донателло и премии USC Scripter Award. Он получил также награду за выдающиеся заслуги на Шанхайском кинофестивале.
Шон Бин станет главарем ливерпульской банды
Шон Бин исполнит главную роль в эпическом криминальном сериале BBC под рабочим названием «Это наш город» (This City is Ours). Как сообщает Deadline, автором идеи, главным сценаристом и продюсером проекта выступит Стефен Бутчард («Последнее королевство», «Хороший коп»), режиссерское кресло займет Сол Дибб («Последняя битва», «Отравления в Сосбери»). Еще одним продюсером станет Саймон Малони, работавший вместе с Бином над сериалом «Срок», за который актер получил премию BAFTA. Съемки пройдут в Ливерпуле, где и будет происходить действие телефильма.
Шон сыграет главаря местной банды Ронни Фелана, а главным героем станет его молодой друг Майкл Квана (Джеймс Нельсон-Джойс). Юноша впервые влюбляется и пытается решить, каким будет его будущее и какой выбрать жизненный путь, в то время как их банда распадается на глазах.
В касте также заявлены Ханна Онслоу («Империя света») в роли девушки Майкла Дианы Уильямс, Джек Макмаллен («Срок») в роли сына Ронни Джеми Фелана, Лаура Айкман («Арчи»), Кевин Харви («Скрытое»), Сирша-Моника Джексон («Девчонки из Дерри»), Майк Ноубл («Длинная тень»), Бобби Шофилд («Эрик»), Дарси Шоу («Цветная комната») и Стивен Уолтерс («Джентльмен в Москве»).
Гарри Бардин снимает новый мультфильм «Плач на все времена» с помощью краудфандинга
Гарри Бардин запустил краудфандинг на производство своего нового анимационного фильма «Плач на все времена» на Planeta.ru. По словам автора, фильм будет «про евреев, про их тяжёлую судьбу, и как они выбираются из этой ситуации, когда вокруг их все ненавидят, а они живут вопреки». Кампания стартовала в конце марта 2024 года и продлится до 1 августа (к концу мая собрана половина необходимой суммы - 1,5 миллиона рублей из 3 миллионов). Среди лотов: открытки, именные сертификаты, сборники мультфильмов, футболки и многое другое. В апреле и мае на первые собранные деньги были записаны музыка и хор для фильма, созданы куклы и декорации, а в июне Гарри Бардин собирается приступить к съемкам.
В последние режиссер создает свои картины исключительно благодаря народной поддержке, собирая средства на Planeta.ru. За это время в проектах Гарри Яковлевича приняли участие более пяти тысяч человек и при их участии свет увидели пять фильмов: «Три мелодии», «Слушая Бетховена», «Болеро 17», «Песочница» и «Ave Mariа». Кроме того, были собраны средства на ремонт студии Гарри Бардина, которая, увы, находилась в аварийном состоянии, и оплату услуг ЖКХ. Краудфандинг помог студии продолжать работу и поддержать помещение киностудии в рабочем состоянии.
- Производство мультфильма — это долгий, кропотливый, ручной труд большой команды, - сообщается на странице кампании. - У мультипликационой студии Гарри Бардина нет крупных спонсоров, грантов и другой материальной поддержки. Именно краудфандинг, как способ финансирования, объединяющий вокруг идеи друзей и единомышленников, помогает нам реализовывать такие масштабные задумки. Вклад Гарри Бардина в мировую анимацию бесценен. Он создает удивительные миры, непохожие друг на друга. Его фильмы любимы и детьми, и взрослыми.