«Француз» и «Дорогие товарищи!» стали триумфаторами «Ники»
33-34-я церемония вручения премии «Ника» за 2019 и 2020 годы состоялась 25 апреля 2021 года в Vegas City Hall 25 апреля 2021 года. Открыл вечер Дмитрий Быков, который прочел стихи собственного сочинения со своим сыном на руках, а затем группа «Цветы» исполнила песню «Ностальгия по настоящему». Официально открыл церемонию награждения президент Академии кинематографических искусств Андрей Кончаловский, вслед за которым основатель «Ники» и ее ведущий Юлий Гусман поприветствовал собравшихся и попросил их послать лучи добра Михаилу Ефремову: ранее он всегда читал стихи Быкова на премии, а сейчас находится в местах лишения свободы. На церемонии также выступили Анна Бутурлина, которая исполнила песню из «Холодного сердца 2», Эмин Агаларов с песней «My Way», Евгений Цыганов и его группа «Покапрёт» и был показан новый выпуск «Кинокапустника».
В номинациях 2019 года лучшим стал фильм «Француз», который получил четыре награды: за режиссуру и лучший игровой фильм, женскую роль второго плана Натальи Теняковой и мужскую роль второго плана Александра Балуева. А дополнительная «Ника» досталась актрисе того же фильма Нине Дробышевой лично от Юлия Гусмана, так как на сцену поднялся внук актрисы Филипп.
Таких же результатов в номинациях 2020 года добился фильм «Дорогие товарищи» - четыре награды, в том числе за главную женскую роль Юлии Высоцкой, режиссуру Андрея Кончаловского и лучший игровой фильм.
По три «Ники» получили «Серебряные коньки» и «Грех», по две - «Айка», «Дылда», «Доктор Лиза» (за актерские работы Чулпан Хаматовой и Татьяны Догилевой), «Блокадный дневник», «Глубже!» (за сценарий и лучшую мужскую роль Александра Паля) и «Одесса», в том числе за главную роль Леонида Ярмольника. Обе премии за музыку достались композитору Анне Друбич: за картины режиссера Валерия Тодоровского «Одесса» и «Гипноз», - которая с трудом унесла со сцены тяжелые статуэтки.
Специальный приз за вклад в кинематографические науки, критику и образование получила кинокриктик Елена Стишова, приз «За вклад в отечественный кинеатограф имени Алексея Германа» – режиссер и художник-мультипликатор Леонид Шварцман, приз «За честь и достоинство имени Эльдара Рязанова» - сценарист, режиссер и продюсер Рустам Ибрагимбеков, за творческие достижения в искусстве телевизионного кино в 2019 году - сериал «Шторм» Бориса Хлебникова, в 2020-м – сериалу «Волк» Геннадия Островского, за исполнение роли в международном проекте «Новый Папа» Паоло Соррентино - актриса Юлия Снигирь.
Лауреаты «Ники» за 2019 год:
Лучший игровой фильм
«Француз» (режиссёр – Андрей Смирнов, продюсеры – Елена Смирнова, Андрей Смирнов)
Лучший фильм стран СНГ, Балтии и Грузии
«Вдох выдох» (Грузия, режиссёр – Димитрий (Дито) Цинцадзе)
Лучший неигровой фильм
«Хуциев. Мотор идёт!» (режиссёр - Пётр Шепотинник)
Лучший анимационный фильм
«Он не может жить без космоса» (режиссёр – Константин Бронзит)
Лучшая режиссёрская работа
Андрей Смирнов, «Француз»
Лучшая работа режиссёра монтажа
Петер Маркович, «Айка»
Лучшая сценарная работа
Дмитрий Глуховский, «Текст»
Лучшая операторская работа
Александр Симонов, «Грех»
Лучшая музыка к фильму
Анна Друбич, «Одесса»
Лучшая работа звукорежиссёра
Ростислав Алимов, «Дылда»
Лучшая работа художника
Маурицио Сабатини, «Грех»
Лучшая работа художника по костюмам
Дмитрий Андреев, «Грех»
Лучшая мужская роль
Леонид Ярмольник, «Одесса»
Лучшая женская роль (два победителя)
Самал Еслямова, «Айка»
Виктория Мирошниченко, «Дылда»
Лучшая мужская роль второго плана
Александр Балуев, «Француз»
Лучшая женская роль второго плана
Наталья Тенякова, «Француз»
Открытие года
Александр Золотухин (сценарист), «Мальчик русский»
Лауреаты «Ники» за 2020 год:
Лучший игровой фильм
«Дорогие товарищи!» (режиссёр – Андрей Кончаловский, продюсер – Алишер Усманов)
Лучший фильм стран СНГ и Балтии
«Шамбала» (Кыргызстан, режиссёр – Артык Суюндуков)
Лучший неигровой фильм
«Котлован» (режиссёр – Андрей Грязев)
Лучший анимационный фильм
«Мелодия струнного дерева» (режиссёр – Ирина Евтеева)
Лучшая режиссерская работа
Андрей Кончаловский, «Дорогие товарищи!»
Лучшая сценарная работа
Михаил Сегал, «Глубже!»
Лучшая операторская работа
Ирина Уральская, «Блокадный дневник»
Лучшая работа режиссера монтажа
Мария Лихачёва, Дмитрий Слобцов, «Серебряные коньки»
Лучшая работа художника
Александр Загоскин, «Серебряные коньки»
Лучшая работа художника по костюмам
Татьяна Патрахальцева, Галя Солодовникова, «Серебряные коньки»
Лучшая музыка к фильму
Анна Друбич, «Гипноз»
Лучшая работа звукорежиссера
Полина Волынкина, «Дорогие товарищи!»
Лучшая мужская роль
Александр Паль, «Глубже!»
Лучшая женская роль (два победителя)
Юлия Высоцкая, «Дорогие товарищи!»
Чулпан Хаматова, «Доктор Лиза»
Лучшая мужская роль второго плана
Сергей Дрейден, «Блокадный дневник»
Лучшая женская роль второго плана
Татьяна Догилева, «Доктор Лиза»
Открытие года
Филипп Юрьев (режиссёр, сценарист), «Китобой»
«Дюна» и «Фуриоса» возглавили рейтинг фантастических фильмов года
Киноканал Fan составил рейтинг лучших фантастических фильмов 2024 года. Для составления рейтинга была использована следующая методика. Редакция кинонанала Fan изучила и тщательно проанализировала мнения критиков и оценки обычных зрителей таких сайтов, как Rotten Tomatoes, Metacritic, IMDb, Film.ru, «Кинопоиск» и «Кино-Театр.Ру». В исследовании также использовались данные статистики издания «Бюллетень кинопрокатчика», ресурса Box Office Mojo и редакционные рейтинги тематических изданий. В составлении шорт-листа принимала участие программная дирекция киноканала. Если фильм занимал десятое место в рейтинге, он получал 1 балл, если девятое — 2 балла, и так по возрастающей. Затем баллы суммировались. В результате получился Абсолютный топ фантастических фильмов 2024 года.
В уходящем году фантастические картины показали себя гораздо успешнее, чем в 2023-м. Ровно половину рейтинга составляют одни из самых кассовых картин года. Четыре вошли в десятку по сборам в мире («Дэдпул и Росомаха», «Дюна: Часть вторая», «Годзилла и Конг: Новая империя», «Веном: Последний танец»), один — в пятёрку по России («Сто лет тому вперёд»). Также год был богат на экранизации и новые эпизоды популярных франшиз.
Места в рейтинге распределились следующим образом:
- «Дюна: Часть вторая» / Dune: Part Two — 99 баллов
- «Фуриоса: Хроники Безумного Макса» / Furiosa: A Mad Max Saga — 72 балла
- «Чужой: Ромул» / Alien: Romulus — 60 баллов
- «Дэдпул и Росомаха» / Deadpool & Wolverine — 59 баллов
- «Планета обезьян: Новое царство» / Kingdom of the Planet of the Apes — 57 баллов
- «Годзилла и Конг: Новая империя» / Godzilla x Kong: The New Empire — 43 балла
- «Сто лет тому вперёд» — 35 баллов
- «Веном: Последний танец» / Venom: The Last Dance — 34 балла
- «Тихое место: День первый» / A Quiet Place: Day One — 27 баллов
- «Предчувствие» / La Bête — 22 балла
Первое место занимает «Дюна: Часть вторая» — сиквел масштабной зрелищной истории Дени Вильнёва, основанной на романе Фрэнка Герберта. Путешествие Пола Атрейдеса и его матери по пустыне Арракиса продолжается. Юноша постигает традиции коренных жителей, учится выживать в непростых условиях, одновременно пытаясь остановить наступление войны. В главных ролях вновь Тимоти Шаламе, Ребекка Фергюсон и Зендея. Зрители и критики тепло приняли картину, несмотря на сильные отличия от литературного первоисточника. В прокате фильм заработал более 700 миллионов долларов и занял пятое место в списке самых кассовых кинолент года. Также «Дюна: Часть вторая» вошла в первую тройку лучших фильмов 2024 года по версии киноканала Cinema.
Серебро у постапокалиптического экшена Джорджа Миллера «Фуриоса: Хроники Безумного Макса» с Аней Тейлор-Джой в главной роли. Сюжет рассказывает о детстве и юности воительницы из фильма «Безумный Макс: Дорога ярости». Фильм вышел в прокат после премьеры на Каннском фестивале и заработал почти 174 миллиона долларов при бюджете в 168 миллионов, что считается неудачей. При этом «Фуриоса…» получила признание критиков. Paste Magazine, Film.ru, Megacritic и «Афиша Daily» включили её в рейтинги лучших Sci-Fi-фильмов этого года, а издания The New York Times, IndieWire, Time Out и Polygon — в списки лучших картин 2024 года. Экшен вошёл и в Абсолютный топ зарубежных фильмов киноканала Cinema.
На третьей строчке седьмая часть франшизы о столкновении с безжалостными внеземными существами — «Чужой: Ромул». Режиссёр Феде Альварес постарался сделать фильм близким по духу оригинальной картине Ридли Скотта. Получился космохоррор в замкнутом пространстве без сильного упора на экшен. На этот раз с кровожадной расой ксеноморфов сразится компания подростков. В Абсолютном рейтинге фильмов ужасов от киноканала «Настоящее Страшное Телевидение» фильм занял второе место.
Сергей Дебижев и «Смотри на меня!» получил премию Гильдии киноведов и кинокритиков
Событием года назвали кинокритики фильм петербургского документалиста Сергея Дебижева «Крест» на вручении четвертой Премии Гильдии киноведов и кинокритиков СК России в области аудиовизуального творчества, исследования искусства экрана и художественной критики по итогам 2024 года, которое состоялось 25 декабря в Белом зале Дома кино.
Получая награду, Дебижев поздравил всех с тем, что сейчас происходит переломный момент в истории.
- Мы не понимаем, что будет завтра. Это прекрасный, самый творческий момент нашей жизни, когда у нас есть возможность самим сформировать завтрашний день. Проанализировав прошлые достижения, поняв сегодняшние ошибки, можно попытаться каким-то образом сформировать наше завтра. Отечественный кинематограф поднимался на очень серьезные высоты, его достижения можно вернуть, и профессиональное сообщество в лице киноведов и кинокритиков должно сказать в этом свое слово.
Доктор искусствоведения, историк кино и киновед Ирина Гращенкова назвала самого Сергея Дебижева событием в российском кино, отметив самобытность и неординарность всех его работ. Народная артистка России Валентина Теличкина рассказал о глубоком воздействии награждаемого фильма лично на нее.
Больше всего наград – в четырех номинациях – собрал фильм Владимира Грамматикова «Смотри на меня!». Получая приз за лучшую драматургию, народный артист РСФСР, кинорежиссер Андрей Кончаловский сказал, что «премии получать приятно, любые» и поведал собравшимся о случае с итальянским режиссером Дино Ризи, который в ответ на упрек в том, что он ничего не делает для молодого итальянского кино, ответил: «я для вас старею», что вызвало смех и аплодисменты зрителей в зале. Режиссер выразил радость от того, что «получилось превратить историю из детства Владимира Грамматикова в интересный нескучный сценарий», добавив, «что плохих историй не бывает, есть плохие рассказчики». Этому фильму повезло не только с драматургами, но и с исполнительницей главной роли Александрой Урсуляк, и с оператором Алишером Хамидходжаевым, ну и, конечно, с самим режиссером, потому что картина «Смотри на меня!» была награждена и за лучшую режиссерскую работу. В этой ленте сошлось все – история Владимира Грамматикова, драматургическое мастерство Андрея Кончаловского и Елены Киселевой, живая сопереживающая героя камера Алишера Хамидходжаева и прекрасная актерская работа не только главной героини, но и всего ансамбля, что не могли не отметить критики.
Картина получила приз не за операторскую работу, а за лучшее визуальное решение, к которому причастен и художник фильма Мария Турская.
В этой же номинации награды удостоен и фильм «Лиссабон» – дебют мультипликатора Светланы Филипповой в игровом кино. Она же выступила и художником в картине, оператором которой стал Андрей Найденов. В ленте чувствуется стилистика 50-х – 60-х годов прошлого века – того самого времени, когда отечественное кино было на высоте.
«Лиссабон» был отмечен призом еще в одной номинации – за лучшее звуковое решение (композитор Андрей Карасев, звукорежиссеры Вадим Круглов, Александр Самофеев, Тимофей Шестаков).
Лучшим дебютом признана картина Ильи Маланина «Ненормальный», лучшим анимационным фильмом – «Расцветшая зима» Александра Бруньковского. В неигровом кино приз получила Татьяна Соболева за ленту «Против ветра».
Специального приза уникальному проекту был удостоен цикл «Ленинградское кино. Люди. Герои и легенды» (продюсеры Вячеслав Сорокин, Валентина Горошникова) о Санкт-Петербургских кинематографистах – режиссерах, драматургах, художниках кино, операторах, монтажерах – тех людях, о которых простой зритель зачастую ничего не знает.
Все картины, вошедшие в шорт-лист – а их было три или четыре в каждой номинации – получили дипломы с яркими формулировками, отражающими суть фильмов. Среди прочих были отмечены и якутские кинематографисты, снимающие интересное самобытное кино, а за дебют в анимации диплом получил студент Тимофей Скисов за работу «Вчера мне было девять лет», как сказала киновед Наталья Лукиных, – авансом.
Поскольку премия присуждалась в области аудиовизуального творчества, исследования искусства экрана и художественной критики, было много призеров среди пишущей братии. В частности, за книгу «На пепелище. Советское послевоенное кино» приза был удостоен доктор искусствоведения, кинокритик и историк кино Валерий Фомин. Звания «Мастер» удостоен – киновед, журналист и редактор, кандидат философских наук Лев Карахан.
По словам президента Гильдии кинокритика и режиссера Наталии Примаковой, сообщество киноведов «в этом году поставило перед собой задачу не оценивать мейнстрим и зрительское кино».
- Артхаус, авторское кино, кино, которое, может быть, еще не видел зритель. Оно еще, возможно, не вышло в прокат, а может, не выйдет никогда. Именно такие фильмы мы и хотели оценить, – сказала Наталия Примакова.
Сериал «Арбатские тайны» покойного Зиновия Ройзмана и Александра Котта покажет Первый канал
Премьерный показ сериала «Арбатские тайны» стартует 3 января 2025 года на Первом канале. Драматический телефильм повествует о судьбах двух красивых и сильных женщин, матери и дочери, на фоне 30-х и 60-х годов прошлого века.
Действие происходит в Москве в 1959 году. Выросшая в детдоме Таня Мещерская (Ангелина Поплавская) находит своего отца, академика Викентия Рыбинского (Владислав Ветров). Тот очень рад появлению взрослой дочери, но его новая супруга Мария Павловна принимает Таню в штыки. И вскоре с помощью сестры Викентия – Кисы (Елена Сафонова) она устанавливает, что Татьяна Мещерская не родная дочь ее мужа.
В сериале также снялись Александр Балуев (Гоша), Артём Крылов (Борис), Анар (Сергей), Галина Польских (Дуся), Максим Белбородов (Виктор), Иван Колесников (Эдик), Юрий Цурило (Маршал), Андрей Руденский (Соколов), Дмитрий Поднозов (Федор Николаевич), Роман Евдокимов (Роман Синицин), Юлия Рутберг (Тимофей), Дмитрий Астрахан (Коган), Ксения Лаврова-Глинка (Лиля), Наталия Вдовина (Вера Сергеевна) и другие.
Работу над проектом начал режиссер Зиновий Ройзман («Снайперы: Любовь под прицелом», «Серебряный Бор»), а после его смерти 6 июня 2022 года продюсеры пригласили продолжить съемки Александра Котта («Троцкий», «Седьмая симфония»).
- Мой вход в проект произошел, когда он уже снимался, был утвержден кастинг, сценарий, - рассказывает Котт. - К огромному сожалению, в стадии съемок «Арбатских тайн» не стало режиссера Зиновия Александровича Ройзмана, который занимался этим проектом. Мне позвонили продюсеры Лев Карахан и Валентина Михалева и предложили продолжить фильм. Я прочитал сценарий и прочитал его с удовольствием, это оказалась хорошая драматическая история. И мне стало интересно просто рассказать историю, именно рассказать, а не показать, как ни странно. Меня зацепило, что это история одной семьи, которая длится десятилетиями. История интеллигенции, пережившей революцию, прошедшей войну, живущую в 60-70-е годы. Получилась масштабная история страны на фоне одной семьи… Съемки проходили полностью в Москве. Название говорящее «Арбатские тайны». Арбат – это центр Москвы, центр страны, поэтому и получилась история этого центра. Мы искали аутентичные места, были прекрасные художники на проекте, на мой взгляд, получилось показать разные эпохи достаточно убедительно.
Композитором сериала стал Владимир Давыденко, который написал песни на стихи Ларисы Рубальской.
Эфир в 21.35.