Большой театр покажет обновленную «Хованщину» и «Мастера и Маргариту» в новом сезоне
Пресс-конференция, посвященная 246-му театральному сезону Большого театра, состоялась 27 апреля 2021 года. О планах рассказали генеральный директор Владимир Урин, музыкальный руководитель и главный дирижер Туган Сохиев, руководитель балетной труппы Махар Вазиев и пресс-секретарь Катерина Новикова.
В новом сезоне на Историческую сцену вернется великое творение Модеста Мусоргского – опера «Хованщина» в постановке известного режиссера Саймона Макберни. В рамках договоренностей о сотрудничестве с Метрополитен-опера появится «Лоэнгрин» Рихарда Вагнера (дирижер – Эван Роджистер, режиссер – Франсуа Жирар). На Новой сцене дебютирует в музыкальном театре руководитель «Театра на Фонтанке» Семён Спивак: он поставит оперу Моцарта «Дон Жуан». Дирижер – Туган Сохиев. Эта работа перешла в репертуар из 244-го сезона, досрочно прерванного карантинными мерами, введенными весной 2020 года.
Три оперные постановки появятся на Камерной сцене им. Бориса Покровского. Первой премьерой сезона станет вечер, объединяющий два названия – «Маддалена» Сергея Прокофьева и «Испанский час» Мориса Равеля. После успешной постановки оперы Бизе «Искатели жемчуга» Большой театр решил продолжить сотрудничество с режиссером Владиславсом Наставшевсом. Московская публика познакомится с произведениями, редко исполняемыми в России – это «Фальстаф» Aнтонио Сальери (режиссер – Александр Хухлин), «Линда ди Шамуни» Гаэтано Доницетти (дирижер – Антон Гришанин, режиссер – Роман Феодори).
Балетная труппа подготовит три премьеры, две из которых также перенесены с доковидного сезона: балет «Мастер и Маргарита» Эдварда Клюга на Новой сцене и там же вечер современной хореографии, объединяющий три новых одноактных балета на музыку российских композиторов – «Танцемания» Вячеслава Самодурова (музыка Юрия Красавина), «Времена года» Александра Глазунова в хореографии Артемия Белякова и «Made in Bolshoi» Антона Пимонова (музыка Анатолия Королёва). А на Исторической сцене в апреле 2022 года появится новое сочинение Алексея Ратманского, созданное специально для артистов балета Большого театра – «Искусство фуги» на музыку Иоганна Баха. В 246-м сезоне продолжит свою работу Молодежная балетная программа, будут возобновлены прямые трансляции в кино. Жители разных стран мира станут зрителями балетов «Дочь фараона», «Спартак», «Драгоценности». Планируются гастроли по городам России (Нижний Новгород, Челябинск, Самара, Доброград), а также во Франции, Испании, Великобритании.
Осенью 2021 года состоится фестиваль DanceInversion, а также Большой предоставит свои площадки двум оперным конкурсам – конкурсу вокалистов «Опералия», задуманному в свое время Пласидо Доминго (он пройдет с 18 по 24 октября), и международному конкурсу оперных певцов Competizione dell’Opera (со 2 по 7 февраля 2022 года).
Театр отметит в новом сезоне и несколько важных дат. В январе 2022 года будут чествовать великого патриарха – Юрия Николаевича Григоровича, которому исполнится 95 лет. 29 октября 2021 отпразднуют 80-летие выдающегося артиста балета, народного артиста СССР Михаила Лавровского. А концертное исполнение оперы «Тоска» на Исторической сцене Большого театра 25 октября 2021 года будет посвящено 95-летию Галины Вишневской. Отметят и 150-летие Александра Горского, великого реформатора, чье 20-летнее служение балету Большого театра полностью преобразило труппу. Музей Большого подготовил несколько масштабных выставок, посвященных этим датам, а также юбилеям Людмилы Семеняки, Маквалы Касрашвили и 150-летию со дня рождения Леонида Собинова.
Николай Цискаридзе призвал учесть опыт СССР при регулировании цен на билеты в театры и раскрыл тайну интервью с Алисой Фрейндлих
Николай Цискаридзе заявил на пресс-конференции в ТАСС о необходимости пересмотра ведущими российскими театрами ценовой политики в сторону большей доступности для публики. Балетмейстер напомнил о тех временах, когда самый дорогой билет в Большой театр в СССР стоил 3 рубля 20 копеек при минимальной зарплате в 60 рублей.
- Их достать было невозможно в Советском Союзе. Вы должны были отстоять огромную очередь, иметь каких-то знакомых. Это было всегда. Но вы хотя бы эти два билета могли себе позволить, - заявил Цискаридзе.
Николай напомнил, что в СССР студенты имели возможность проходить в театры, в том числе в Большой, бесплатно по студенческому билету:
- Ты приходил на любой спектакль с участием любого народного артиста и смотрел этот шедевр. Конечно, сейчас этого нет. Государственные театры существуют за счёт налогоплательщиков. Я уверен, что это должно быть серьезное государственное решение - поставить границу цен на билеты в государственные театры. В Советском Союзе экономически очень серьезно высчитывали стоимость билета, чтобы искусство было доступно для всех слоев населения.
Кроме того, Николай Цискаридзе высказал сомнение по поводу эксперимента по продаже билетов в театры в Москве по паспорту, о чем «ИнтерМедиа»сообщало ранее.
- Не верю в эту систему. Это очень сильно усложняет проход в театры, - считает он.
Главный редактор информационного агентства «ИнтерМедиа» Евгений Сафронов задал Николаю Цискаридзе следующий вопрос:
- Николай Максимович, в последние годы медиа с интересом наблюдают за впечатляющей профессиональной перезагрузкой бренда Цискаридзе в публичном формате «не про балет». Вас уже признали лидером общественного мнения в самых разных сферах. Самый цитируемый в медиа ректор, ведущий самых рейтинговых телешоу сразу на Первом и на России один, недавно «ИнтерМедиа» отметило абсолютный рекорд интервью на «Одноклассниках» больше 5 млн человек, тираж вашей книги «Мой театр» в 2023 году составил 200 000, опередив беллетристику Пелевина. Билеты на выступления ваших воспитанников (пока не известных) разлетаются быстрее, чем в ведущие театры страны. Конечно, у вас одна из лучших в стране команда профессионалов, но это все делаете вы. А тут мы еще узнаём, что вы обратились в сложнейший жанр телеинтервью и у вас только что записана огромная беседа с Алисой Бруновной Фрейндлих. Это в последнее время никому не удавалось - и это явно будет нестандартно и нескучно. К каким откровениям бы нам готовиться?
Николай Цискаридзе ответил, что хотел пригласить Алису Фрейндлих в студию программе «Сегодня вечером» на Первом канале. Народная артистка СССР отказалась, однако после длительных раздумий согласилась на интервью с Николаем в формате тет-а-тет.
- Мы не говорили о чем-то личном, потому что есть какие-то вещи, о которых можно поговорить без свидетелей. Я пытался с ней поговорить о каких-то творческих триумфах - немножко с другой стороны, о которой журналисты ее не спрашивали. Надеюсь, тем, кто это будет смотреть, будет интересно.
Кроме того, Николай назвал легенду отечественного балета Юрия Григоровича величайшим из ныне живущих балетмейстеров в мире.
- Слава богу, Григорович жив. Никого крупнее в мире нет. Джон Ноймайер тоже здравствует. Юрий Николаевич Григорович, Борис Яковлевич Эйфман - очень серьезные люди. Уильям Форсайт жив, Иржи Килиан, Матс Эк. Вот это великие люди, - сказал Цискаридзе.
Запись пресс-конференции - по ссылке.
Экс-хореограф Большого театра Алексей Ратманский подписал контракт в Нидерландах
Бывший руководитель балетной труппы Большого театра Алексей Ратманский подписал контракт с Национальным балетом Нидерландов. Договор будет действовать с 2024 по 2027 год. За этот период театр должен выпустить не менее трёх постановок с участием Алексея Ратманского. Хореограф будет ставить в Нидерландах не менее одного балета в год.
Алексей Ратманский руководил балетной труппой Большого театра с 2004 по 2009 годы и поставил там спектакль «Искусство фуги», показы которого к настоящему моменту отменили в связи с тем, что артист покинул Россию после начала СВО.
Билеты в театр начнут продавать только по паспортам
Департамент культуры Москвы установил новые правила на продажу билетов подведомственных ему театральных и концертных мероприятий. Начиная с 15 марта 2025 года, для этого потребуется паспорт. Пилотный проект продлится до конца 2025 года.
- При посещении мероприятия зрители может подтвердить свою личность любым из документов утвержденного списка. Кроме паспорта гражданина Российской федерации, в список включены водительское удостоверение, социальная карта москвича, студенческий билет, пенсионное удостоверение и другие варианты,- говорится в сообщении департамента.
"ИнтерМедиа" напоминает, что ранее на именные билеты перешёл Большой театр.