Что ждет СМИ и организаторов зрелищных мероприятий после принятия нового законодательства о возрастных маркировках? - отвечают юристы
Проект Федерального закона №978471-7 «О внесении изменений в статью 57 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» и статьи 12 и 13 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» принят Государственной Думой РФ в третьем (заключительном) чтении 19 мая 2021 г. О том, что ждет в связи с этим организаторов зрелищных мероприятий и СМИ, по просьбе InterMedia рассказывают Event-Юристы.
Согласно Закону Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-I «О средствах массовой информации», продукция средств массовой информации должна сопровождаться сообщением об ограничении их распространения, в том числе знаком информационной продукции. Одна из статей нового законопроекта декларирует пресечение возможного необоснованного привлечения редакций средств массовой информации к административной ответственности, когда требования к возрастной маркировке нарушены в анонсах мероприятий, определяя, что ответственность в таких случаях будут нести организаторы мероприятия.
За нарушение «установленного порядка распространения среди детей продукции средства массовой информации, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию, и опубликование в средствах массовой информации программ теле- и (или) радиопередач, перечней и (или) каталогов информационной продукции без размещения знака информационной продукции либо со знаком информационной продукции, не соответствующим категории информационной продукции», создатели законопроекта предлагают привлекать организаторов к административной ответственности по ч. 2 и 2.1 ст. 13.21 КоАП РФ.
Как поясняют авторы инициативы, ранее в законодательстве отсутствовали требования в отношении анонсов, и на СМИ не распространялись особые положения КоАП РФ об освобождении их от административной ответственности за некорректную возрастную маркировку публикации, если она размещалась по заказу третьего лица (в данном случае – организатора мероприятия). Следствием этого стали неоднократные жалобы средств массовой информации «о применении Роскомнадзором санкций в случаях, когда организатор зрелищного мероприятия предоставлял для публикации данные, не соответствующие категории зрелищного мероприятия, за что редакции средств массовой информации привлекались к административной ответственности… Согласно данным Роскомнадзора, с начала 2018 года в отношении юридических и должностных лиц было составлено 302 протокола об административных правонарушениях, связанных с нарушениями требований о возрастной маркировке информационной продукции. Судами было вынесено 130 постановлений о наложении штрафов на общую сумму более 550 тысяч рублей».Об этом говорится в Пояснительной записке к проекту.
При этом необходимо отметить, что:
1. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 05.04.2021) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", термин “зрелищное мероприятие” определен крайне широко - “демонстрация информационной продукции в месте, доступном для детей, и в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, в том числе посредством проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий”.
2. Ни в самом законопроекте, ни в иных федеральных законах не приводится определение понятия «анонс мероприятия». Соответственно, под правовое регулирование будут формально подпадать любые сообщения, «публичные оповещения, объявления» (Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка Ушакова, 2012). Современное определение термина “Анонс” следующее: (фр. annonce — публичное оповещение) — предварительное оповещение о каком-либо событии (концерте, спектакле, показе кинофильма, выпуске книги или компьютерной программы и так далее). Может быть в виде афиши, статьи в СМИ или объявления по телевидению или радио. Наряду с собственно объявлением о событии в анонсе обычно упоминаются основные сведения о событии (аннотация к фильму, программа концерта). Структура анонса:
1. сообщение о точной дате;
2. сообщение о точном времени;
3. сообщение о точном месте;
4. краткое изложение сути события;
5. предположение об аудитории данного события;
6. способ попадания на событие (где приобрести билет);
7. название телеканала, на котором будет вещание. (если это телеанонс)”.
3. В Федеральном законе «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» в отношении анонса зрелищных мероприятий используется словосочетание «афиши и иные объявления о проведении зрелищного мероприятия»(часть 6 статьи 11, часть 3 статьи 12). Столь широкая формулировка в свете текущих изменений может побудить СМИ перестраховываться и размещать знак возрастной маркировки во всех публикациях, где тем или иным образом упоминаются предстоящие мероприятия.
4. В части 3 статьи 12 Закона указано, что “размер знака информационной продукции должен составлять не менее чем пять процентов площади афиши или иного объявления о проведении соответствующего зрелищного мероприятия”. С вступлением в силу изменений эта норма де-юре распространяется на любые материалы, которые могут быть квалифицированы как анонсы. В большинстве случаев размещение в текстовом (печатном или электронном) анонсе знака такого размера невозможно практически, либо приведет к значительным финансовым потерям для СМИ.
Комментарий главного редактора Информационного агентства InterMedia Евгения Сафронова:
Несомненно, законодатели руководствовались лучшими побуждениями и не планировали усложнять жизнь организаторам мероприятий и СМИ, но факт остается фактом - очередной закон, затрагивающий сферу культуры, готовится и принимается без учета мнения её непосредственных участников. Результат налицо - в крайне сложной и важной для общества сфере вводятся всё новые бессистемные нормы и невнятные термины, нарастает неопределенность и путаница. Чего стоит одно только определение “зрелищного мероприятия” как “демонстрации информационной продукции.. на мероприятиях”, что элементарно не соответствует даже нормам русского языка, не говоря уж о логике. Новый закон открывает широкие возможности для административного произвола и может усложнить жизнь как организаторам мероприятий, так и СМИ - при этом в свете грядущего распространения статуса СМИ на пока ещё вольные блоги и аккаунты в соцсетях последствия могут быть просто непредсказуемыми.
Второй сезона «Инспектора Гаврилова» выйдет в январе
Первый тизер-трейлер второго сезона сериала «Инспектор Гаврилов» обнародовал 19 декабря 2024 года онлайн-кинотеатр Start. К своим ролям вернулись Виктор Добронравов, Денис Власенко, Екатерина Стулова, Наталья Земцова, Алексей Демидов, новых персонажей сыграли Виктория Заболотная, Игорь Царегородцев, Сергей Беляев, Артем Осипов и другие.
Бывший преступник Саша Медный (Добронравов) продолжает выдавать себя за начальника ОМВ Гаврилова в небольшом городке Усть-Шахтинск. Его жизнь почти наладилась, но тут из Москвы приезжает энергичный следователь Кристина (Заболотная). Благодаря ей в новом сезоне у Медного будет еще больше проблем, а в Усть-Шахтинске прибавится любовных треугольников. Но и персонажам второго плана будет уделено немало внимания.
- Кристина — очень интересная героиня, — рассказывает Виктория Заболотная, которой для роли пришлось научиться мастерски владеть оружием. — У нее сильный характер, она точно профессионал в своем деле. Это такая женщина со стальным стержнем. Но у нее есть, как мне кажется, Ахиллесова пята. Конечно, как и любой женщине, ей хочется любви и нежности. Но все это прячется за такой толстой бетонной стеной ее работы и ее мироощущения.
Премьера второго сезона «Инспектора Гаврилова» состоится на Start в январе 2025 года, дата будет объявлена дополнительно. Затем новые серии покажет телеканал СТС.
Александр Яценко мастерит деревянного человечка в трейлере «Буратино»
Первый тизер-трейлер фильма «Буратино» представила 19 декабря 2024 года кинокомпания «НМГ Кинопрокат». «ИнтерМедиа» напоминает, что картина снята по мотивам сказки Алексея Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» и вдохновлена легендарным советским телефильмом. Главные роли исполнили Виталия Корниенко, Александр Яценко, Фёдор Бондарчук, Виктория Исакова, Александр Петров, Анастасия Талызина, Марк Эйдельштейн, Степан Белозеров, Рузиль Минекаев, Лев Зулькарнаев, Светлана Немоляева и другие. Режиссёр-постановщик - Игорь Волошин.
- Однажды к папе Карло (Яценко) попадает древний волшебный ключ, который помогает исполнить любое желание, - сообщается в синопсисе. - Одинокий мастер хочет только одного – сына. Желание уже почти исполнилось, но даже в сказках не все всегда идет по плану – оживает полено, из которого появляется мальчик – умный, веселый и… деревянный. Папа Карло очень любит сына, но Буратино (так он его назвал) постепенно понимает, что он не такой, как все, и отправляется в длинное и полное приключений путешествие, чтобы доказать папе, что он хороший и настоящий сын.
В российский прокат «Буратино» выйдет 1 января 2026 года.
Гарик Сукачёв осудил идею запрета иностранной музыки на российских платформах
Гарик Сукачёв крайне негативно отнёсся к инициативе запрета иностранной музыки на российских платформах. Певец заявил, что сам он является активным потребителем западной музыки, включая джаз, блюз, рок и классику.
- Идиоты и глупцы. Завтра могут Моцарта запретить. Ну, это не все депутаты, а только кучка идиотов. Их в любой профессии можно найти, - заявил Гарик Сукачёв в интервью изданию 360.
Не одобрил инициативу запрета и вокалист группы "7Б" Иван Демьян.
- Музыка должна нести мир, дружбу и созидание, - заявил он. - Как и спорт, музыка вне политики. И советую у этому подходить аккуратно и осторожно.
Как "ИнтерМедиа" сообщало ранее, инициатива запретить или ограничить распространение зарубежной музыки на российских платформах принадлежит депутату Госдумы от ЛДПР Андрею Луговому.