Новую культурную стратегию России обсудили в Государственной Думе

«Россия. Культура. Образ будущего. Какая стратегия развития культуры нужна России?» ‑ так была обозначена тема заседания экспертного совета фракции «Справедливая Россия – За Правду» (СРЗП), проходившего в рамках обсуждения предвыборной программы партии.
Открывая дискуссию, лидер СРЗП Захар Прилепин (на фото) особо отметил, что это единственная политическая партия в стране, предвыборная программа которой начинается с раздела «Культура». И это не случайно, подчеркнул он.
- Члены нашей партии, собравшиеся здесь эксперты – сами авторы книг, литературных, философских и экономических работ, имеющие прямое отношение к культуре как люди пишущие, формулирующие, думающие. И те вещи, которые нами будут сегодня произнесены и сформулированы, напрямую касаются самой актуальной повестки, потому что любая нация, любой народ, любой этнос, любая государственность начинается с культуры. С героических песен, которые люди пели после боя у костра, и которые потом так или иначе формируют сознание нации. И пока мы поем собственные песни, снимаем собственное кино, пока у нас собственный национальный театр, мы существуем как народ. Когда мы начинаем заимствовать, воровать и отказываться от собственного имени, мы исчезаем – сначала как самостоятельный народ, потом как государство. Это вещи непреложные и абсолютные.
Председатель партии «Справедливая Россия – За Правду» Сергей Миронов выделил две основные политические проблемы в области культуры: финансирование и доступность. Так, из государственного бюджета на нужды культуры тратится всего 0,7%. СРЗП считает, что эта цифра должна быть не менее 3%.
Сергей Михеев
Член Центрального совета партии Сергей Михеев высказал мнение, что россиянам надо избавиться от внутреннего комплекса неполноценности. Эксперт предложил обратиться к опыту Китая, где в центре государственной культурной политики находится четкая установка об уникальности китайской цивилизации.
- Мы же меряем себя в соответствии с какими-то лекалами, которые существуют за границей, ‑ сказал Сергей Михеев. ‑ Успешно и хорошо то, что соответствует западным стандартам и собирает кассу. Это мешает нам заниматься собственным уникальным и настоящим творчеством. Преодоление этих вещей важно во всех сферах – в театре, музыке, литературе».
- Главная наша проблема в том, что сегодняшняя наша русская культура, русский язык, все наше культурное поле осталось без хозяйской руки, которая бы объяснила, что главное не деньги, главное – смыслы, которые вкладываются в голову наших детей, ‑ сказал член Центрального совета партии Николай Стариков. ‑ Я надеюсь, что наши слушания станут важным шагом к тому, чтобы в русской культуре, в российской культуре появился, наконец, хозяин – и этим хозяином должно быть государство».
Дмитрий Кузнецов
О роли государства в сохранении и развитии культуры говорили и другие выступающие. Сейчас культурное наследие принесено в жертву капиталу, и, в частности, многие старые русские города могут потерять свои исторические центры, отметил руководитель Культурного фронта Движения Захара Прилепина Дмитрий Кузнецов.
- Культура – это, прежде всего, хорошо организованная память; организованная государством осознанная, отрефлексированная деятельность по сохранению и формированию исторической памяти. И эта политика в нашей стране отсутствует, ‑ заявил член Президиума Центрального совета Партии «Справедливая Россия – За Правду» Александр Казаков.
Говорили на заседании и о цензуре. Сопредседатель партии Геннадий Семигин подчеркнул роль средств массовой информации и коммуникации в культурных вопросах. Одна из инициатив партии – введение на телевидении художественного совета, в который будут входить только деятели культуры (не депутаты, не политики, не журналисты), и который будет иметь не запретительную, а консультирующую функцию.
- В предлагаемой правительством новой редакции закона «О культуре» красной нитью идет мысль, что государство никак не должно вмешиваться в культуру. Цензуры боятся. При этом «цензура» переводится просто как строгое суждение. И разве государство не вправе его иметь?» ‑ обратился к присутствующим в онлайне президент форума «Золотой витязь», режиссер, актер, общественный деятель Николай Бурляев.
Владимир Конкин
Заслуженный артист РФ Владимир Конкин обратил внимание на то, что воспитание начинается в семье, нужно приучать детей к чтению книг, а также заявил о потребности возродить детское и юношеское кино. Необходимость находить способ говорить с молодым поколением отметил и режиссёр театра и кино, сценарист, продюсер, художественный руководитель театра «Модерн» и студии «ЮГ» Юрий Грымов.
- Мы должны, не разрушая, передать новому поколению то, что создано нашими предками, - подчеркнул президент НП "Гильдия книжников", генеральный директор ООО Торговый Дом "Библио-Глобус" Борис Есенькин. - Но в настоящее время в стране происходит утрата культурных устоев, и мы здесь должны задуматься: а что будет дальше? Сегодня у молодежи цифровизация – это «движок» во всем. Да никто и не против, но давайте обсудим, куда мы идем, и что нам с собой взять в будущее: голую цифру или и печатные издания тоже?
Юрий Грымов
Подводя итоги заседания, Захар Прилепин отметил, что «все вещи, которые мы тут проговорили, будут отражены в законодательной деятельности нашей партии».
В принятой по итогам заседания экспертного совета фракции «Справедливая Россия – За Правду» резолюции, в частности, говорится о том, что главной задачей культурной политики Российской Федерации является защита русского языка и сбережение языков народов нашей страны, в которой проживают представители 193 национальностей. Предлагается придать работникам культуры статус государственных служащих, усилить ответственность за разрушение или повреждение памятников, отмечается необходимость повышения доли финансирования культуры до 3%, разработать долгосрочную Стратегию гуманитарного развития Российской Федерации.
Список выступающих оказался слишком длинным для жесткого регламента Государственной думы, больше половины запланированных спикеров так и не успели выйти к трибуне, но некоторые из них поделились мнением с журналистами после окончания заседания.
Максим Дмитриев
Председатель Правления Российского Авторского Общества Максим Дмитриев отметил, что значимость «ресурсной» экономики сегодня резко снизилась – нефть, металлы, потраченное на изготовление продуктов сырье уже не определяют их ценность. Ценность определяют изобретения, дизайн, замысел и творчество. Мы вошли в эпоху, когда создание культурных ценностей стало не просто частью экономики, а ее основой, ее базисом. Экономика становится «креативной».
- Увы, в нашей стране условия для развития такой экономики отсутствуют.
Начнем с налогов на творческих людей, в первую очередь, на авторов. Сейчас налоговый кодекс устанавливает для них взносы в страховые фонды, как для корпораций. Перепутали композиторов и художников с нефтяными компаниями!
Далее: Россия достаточно давно перешла от налога с продаж к налогу на добавленную стоимость. Справедливо ли такое распределение налоговой нагрузки в цепочке производства? Наверное, да. А в творческой сфере? Пока продюсер фильма или музыкального альбома занимается созданием продукта, он платит тот же НДС! Ещё ничего не создано, а налоги уже плати. А у него и так большие риски – «выстрелит» продукт или нет? Творческая работа ‑ это не нефть и не газ!
И в этой ситуации печалит то, что российский законодатель пытается вести политику ограничений и запретов для зарубежных платформ - вместо того, чтобы создать нормальные экономические условия и задавить зарубежных конкурентов качеством и количеством произведенного в России контента - такая возможность есть! Сила российского воздействия на мир всегда была высока - санкции и рассказы о том кто и в какой стране и на какие выборы повлиял, беспрецедентно высока. Может быть, стоит конвертировать подспудный страх в отношении России в осознанный интерес к российским креативным продуктам?
А пока зададимся вопросом: что в таких дискомфортных условиях может создать и создаёт сегодня российский креативный класс? Продукты, которые способны собрать только сиюминутные лайки? Продукты, которые порождают конвейеризацию человеческой жизни? А что будет завтра? Появится ли новый Чайковский и Стравинский, будет ли Айвазовский, будут ли новые Дягилевские сезоны?
Нужно системно менять условия работы. Нужен новый общественный договор с креативным классом, нужна не худшая, по сравнению с другими странами, поддержка креативных индустрий. Нужно радикальное изменение законодательства на новых принципах ‑ минимум жестких запретов, отсутствие необоснованных ограничений и неоправданной налоговой нагрузки. А в обмен ‑ абсолютная прозрачность деятельности и конструктивное развитие в интересах российского народа.
Тогда русские таланты будут работать на благо нашей страны здесь и завоевывать мир, а не скупаться западными перекупщиками, чтобы потом нам же их и перепродавать.
Евгений Сафронов
Также своим мнением с журналистами поделился главный редактор информационного агентства InterMedia Евгений Сафронов:
- Исследование «Культура и культурные индустрии» показывает состояние системы государственных культурных институций, заложенной ещё Рюриковичами, и получившей мощное развитие при Романовых и особенно СССР. Ни в одной стране мира не построено столь развитой государственной системы поддержки культуры. Более 600 млрд рублей ежегодно расходуется на культуру из бюджетов всех уровней, а вместе с коммерческой сферой оборот культурных индустрий превышает 3 триллиона. Но то, что мы сегодня встречаемся и с таким жаром обсуждаем объективные проблемы культуры, показывает, что далеко не всё в этой огромной системе ладно. Только сегодня перечислено несколько десятков серьёзных вопросов, требующих решения, а на самом деле проблем с эффективностью несть числа. Будем честны ‑ нередко мы наблюдаем даже откровенную имитацию культурной деятельности. И происходит это в ситуации, когда роль сферы культуры в противостоянии внешнему давлению неуклонно растет – именно здесь решается судьба целых держав.
Давайте будем реалистами – мы здесь и сейчас не сможем найти выход из ситуации. Причина проста – в стране уже много десятилетий отсутствует единая культурная политика, а значимость культуры для руководства страны неочевидна. Не надо винить Министерство культуры, в последнее время оно делает заметные успехи – но только в весьма узких рамках установленных законом полномочий. А вот самым влиятельным ведомством в сфере культуры является Минцифры, управляющее не только всеми медиа и интернетом, но и книжным делом – и при этом на министерство официально не возложена ответственность за развитие этой сферы. В целом сфера культуры, как видно из результатов исследования InterMedia, регулируется аж семью федеральными ведомствами – а ведь есть ещё и органы власти субъектов федерации, городов, районов.
Соответственно, если мы действительно хотим отладить ситуацию в сфере культуры, то начинать нужно с законодательства – устаревшего и противоречивого. И неразбериха только множится ‑ с каждым годом принимаются всё более удивительные законы. К примеру, недавно выяснилось, что деятельность музеев является зрелищным мероприятием ‑ как это понять даже с точки зрения русского языка? Сама организация зрелищных мероприятий ‑ важнейшей части культуры общества ‑ регламентируется не профильным законодательством, а почему-то законом о защите детей. Да что говорить ‑ Закон о культуре, который мог бы навести хоть какой-то порядок, был анонсирован на самом высоком уровне ещё в 2017 году, но сейчас о нём просто забыли.
Мы знаем нашу систему госуправления и регулирования. Понимаем, что навести порядок многочисленными нашими совещаниями не получится. Решение этого вопроса возможно только сверху, волей первых лиц государства. Другого варианта в нашей ситуации, к сожалению, нет.
Рецензия на сингл Mary Gu «Всё будет хорошо»: Он чужой, он чужой, он плохой

2025, S&P Digital.
Оценка: 6 из 10.
Из вышедших за последний год песен, в которых певицы либо хейтят своих бывших, либо утешают поклонниц, которым попался недостойный объект обожания, уже можно составить увесистый сборник. Эта тема всегда актуальна, но, судя по сегодняшней женской эстраде, сейчас девушек исключают из поп-профсоюза, если не споёшь про неверного абьюзера. В то же время, положа руку на сердце: кого из слушательниц, переживающих расставание, советы звезды из наушников могут реально успокоить? Ну да, мать тоже говорит «ну что ты в самом деле, найдешь себе получше», но на разбитое сердце эти слова практически не действуют.
У Mary Gu песни о разбитом сердце всегда получались неплохо, но в прошлом её подобные композиции были или по крайней мере казались автобиографичными. Недавно Мария вышла замуж и даже выпустила пару песен о счастливой любви (тоже неплохо получилась), поэтому про боль и расставание в данный момент ей петь как-то не с руки. Но она нашла выход и построила трек с жизнерадостным названием «Всё будет хорошо» в форме утешительного монолога в адрес девушки, переживающей крах на личном фронте: «Все соседи, наверное, слышали, как ты убивалась по бывшему». Рифма интересная, хотя трагедия лирической героини выглядит как-то чересчур гипертрофированно. Ну да ладно: опытный психолог справится с этим при помощи известного набора средств: «новый, яркий цвет волос», «никакой надежды но, всё закончится, слышишь», «всё будет хорошо, только не с ним». Потому что этот совершенно точно тебя недостоин: «Он не стоит слёз», «и все песни, что прямо сейчас как будто про него, больше не будут значить ничего». Среди этого парада штампов только один, пожалуй, удостоился красивого поэтического решения: «Лучше быть одной, чем одной из».
По большому счёту это единственная в песне фраза, которая может как-то достучаться до разбитого сердца и указать ему путь к исцелению. Возможно, из этого афоризма родилось и всё произведение. Но остальные образы до него не дотягивают ни текстуально, ни эмоционально.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
«Уютный весенний вайб»: Рустэм Султанов выпустил «Поцелуй под дождём»

Рустэм Султанов отметил наступление весны новым романтическим синглом «Поцелуй под дождём». Композиция вышла на всех цифровых площадках страны 4 марта 2025 года.
Работая над песней, музыкант стремился придать ей «уютный вайб».
- Что может быть лучше новой песни, которая столь хорошо ложится на слух, как будто ты знаком с ней уже много-много лет? – вопрошает Рустэм Султанов.
Подобного эффекта ему удалось добиться благодаря серьезному подходу к аранжировке: музыканты играли на живых инструментах, к записи привлекался настоящий симфонический оркестр ( «Глобалис». – Прим. ред.).
- Все это не зря: в результате ты слушаешь не неизвестно кем созданные сэмплы, а именно живую игру музыкантов на настоящих инструментах, записанную в студии. Основа аранжировки — мощные партии программируемых ударных Андрея Тимонина, красивая выпуклая бас-гитара Антона Чумаченко и вроде бы скромная, но на деле изобретательная акустическая гитара Григория Голубева. Под финал песни в дело вступает не самая заметная, но очень уместная и вносящая финальный штрих в аранжировку электрогитара Игоря Брежнева, – поделился с корреспондентом «ИнтерМедиа» музыкант.
Чувственный текст для песни создал поэт Борис Орлов, с которым Рустэм Султанов сотрудничает уже не первый год.
- Автор делает упор и на красивую, запоминающуюся мелодику, и на простой и понятный текст, и на подлинные эмоции, заложенные как в аранжировку, так и в собственное вокальное исполнение. Причём «Поцелуй под дождём» — адресован не только старшему поколению, – поясняет продюсер проекта. – Сейчас на российский музыкальной сцене происходит поворот к песенной и аранжировочной традиции 1970-х и 1980-х годов. Но это не значит, что все хотят слушать именно старые песни – нужны новые, но такие, чтобы при прослушивании было ощущение, как будто тебе снова 16.
Дополнительная информация -на официальном сайте артиста.
Илларион Маров и Елизавета Базыкина сыграют в криминальной драме «Н А В А Р»

Съемки молодежной криминальной драмы «Н А В А Р» начались в Санкт-Петербурге. В главных ролях заняты Илларион Маров, Елизавета Базыкина, Геннадий Блинов, Евгений Сидихин, а также рэп-музыкант Icegergert, автор треков «Гектор», «Amsterdam», «Casino» и др.
«Н А В А Р» - неонуар-драма, вдохновленная одноимённой VK-группой NAVAR, где участники делятся историями о выгодных сделках и полученной прибыли. В центре сюжета — Шуст, мелкий вор и мошенник, чья жизнь меняется после встречи с бывшим чемпионом СССР по толканию ядра и его дочерью Ульяной. Однако прошлое не отпускает главного героя, и он вовлекается в ограбление бурятской коммуны, занимающейся торговлей нефритом. Ошибки приводят к трагическим последствиям, после которых бежать бессмысленно. Единственный выход — искупление, какой бы высокой ни была цена.
Режиссер фильма - выпускник МШНК, дебютант Артур Григорьев (к/м «Стая», «Выдающиеся дни»). Фильм снимается на производственной базе киностудии «Ленфильм». Съемки продлятся до конца апреля 2025 года и будут проходить в Кронштадте, Репино, Ольгино, Сестрорецке и других районах Петербурга, а также в Республике Бурятия
- Нелегкое детство моей героини, все трудности, что ей довелось пережить, но в то же время ее хорошее воспитание и доверительные отношения с отцом сформировали Ульяну как смелую, сильную, волевую личность, - говорит Елизавета Базыкина. - Она умна, любопытна и знает себе цену. Учится на социолога, хочет узнать больше про разные слои общества не только в теории, но и на практике.
- Это фильм о том, как сильные личности идут через обстоятельства, - рассказывает Icegergert. - Не прогибаются, не ломаются, а остаются людьми. И в трудные моменты делают правильный выбор, хотя мир проверяет их на прочность.