Гид по Beat Film Festival-2021: 10 главных фильмов фестиваля

Ежегодный кинофестиваль о новой культуре Beat Film Festival пройдёт в столице и в онлайне со 2 по 20 июня 2021 года. Модный, стильный и (не только) молодёжный смотр документального кино традиционно собрал лучшие работы об искусстве, музыке, кинематографе, лайфстайле и жизни современного общества – как в эпоху ковида, так и без каких-либо ограничений.
В программе этого года – сливки документального кино с главных мировых смотров: с «Сандэнса», SХSW, Венецианского и Каннского кинофестивалей. Для удобства зрителей картины разделены на семь тематических секций. В «Гала-премьерах» состоятся показы громких международных хитов документального кино, включая прошлогодний фильм-мюзикл Спайка Ли и Дэвида Бирна «Американская утопия», открывавший кинофестиваль в Торонто.
В программе «Больше всех надо» представлены картины о людях, рискнувших отличится в чём-то первыми, тем самым изменив мир вокруг себя. Там можно будет увидеть смелый док про австралийскую заклинательницу акул и познавательное погружение в историю танцевальной музыки вместе с французской легендой Лораном Гарнье.
Музыкой дышит весь Beat Film Festival, однако есть и отдельная секция, в которой будут рассказаны истории о бунтарях и экспериментаторах – там, например, Моби поведает историю собственной жизни, а икона панк-рока и главный ирландский дебошир Шейн МакГоуэн попытается не умереть от алкогольной интоксикации.
В национальном конкурсе будут представлены фильмы о новой реальности и культуре от молодых режиссёров. В программе «Комьюнити» можно будет увидеть работы о городских сообществах – социальных проектах и независимых объединениях Москвы. Любви и её поискам посвящена партнёрская секция «Сокращая дистанцию», а в авторской программе Александра Горбачёва «В это трудно поверить» покажут шесть историй о современности, в которых реальность оказывается удивительнее любого вымысла.
Редакция InterMedia составила гид по важнейшим фильмам фестиваля 2021 года, про каждый из которых вы можете прочитать ниже:
Братья Sparks
Режиссёр – Эдгар Райт
Фильм открытия
«Братьев Sparks» нужно смотреть обязательно. Если вы фанат группы, то с вами и так всё понятно – билеты уже, наверное, куплены. Если вы вообще не в курсе, кто это такие, ещё лучше! Идти на документально-биографическую ленту, не зная его предмета рассказа, в данном случае гарантирует шквал новых впечатлений, приоткрывающих дверцу в удивительный музыкальный мир «братьев Спаркс». После просмотра вы станете ими одержимы, вот увидите.
И наконец невозможно игнорировать персону автора – Эдгар Райт, не нуждающийся в представлении, впервые снял документальный фильм. Но его работа отнюдь не просто любовное признание фаната, в котором искренность обычно замещает художественную ценность. Райт подаёт информацию с такой кинематографичностью и драйвом, что на бумаге огромные два часа пятнадцать минут пролетают быстрее, чем вы назовёте все 25 альбомов группы.
«Братья Sparks» — кино монтажное, а вы прекрасно знаете, как Райт умеет монтировать. Автор трилогии «Корнетто» и «Малыша на драйве» способен даже набор интервью со знаменитостями превратить в поистине увлекательное зрелище, ещё вдобавок насквозь пропитанное фирменным Райтовским юмором и его уникальным чувством ритма. Режиссёр прочерчивает всю хронологию музыкальной карьеры братьев Рона и Расселла Мэлов, в фильме отметилось множество легенд музыки (Дюран Дюран, Бьорк, Джорджо Мородёр), писатели (Нил Гейман), актёры (Майк Майерс, Джейсон Шварцман).
В этом доке, кажется, соблюдён идеальный баланс глубокого, увлекательного погружения в тему с завораживающей авторской подачей, огромной любовью и радиоактивной симпатией к объекту исследования. Создателю «Скотта Пилигрима» не привыкать творить культовые вещи, и со всей уверенностью можно сказать, что его «Братья Sparks» обречены стать одной из них.
Ночное
Режиссёр – Джанфранко Рози
Программа «Гала-премьеры»
Итальянский документалист-легенда Джанфранко Рози создал завораживающий иммерсивный портрет людей, ежедневно борющихся за жизнь на истерзанном войной Ближнем Востоке. «Ночное» он снимал на протяжении двух лет на границах между Ираком, Сирией, Курдистаном и Ливаном после заката солнца или до его восхода. Однако в фокусе его камеры отнюдь не война, а её атрибуты, её последствия. Рози в своём практически безмолвном и скорее созерцательном, нежели публицистическом, документальном фильме акцентирует зрительское внимание на психологической травме людей, вынужденных жить в постоянном неведении, удастся ли им ещё когда-нибудь увидеть близких или смогут ли они сами порадоваться ещё одному дню.
Мы наблюдаем за судьбами самых разных людей. Вот парнишка встаёт рано утром и идёт к дороге в надежде найти хоть какую-нибудь работу. Или молодой человек в болотистых зарослях забирается в тоненькую лодочку, чтобы порыбачить под светом луны. Или вот мы присутствуем на театральной репетиции пьесы, поставленной бывшими пленниками террористов, в которой актёры со сцены призывают всех к миру. Пусть этот док и не самый зрительский, но почему-то очень хочется, чтобы работу Джанфранко Рози посмотрело как можно больше людей.
Мотель «Нигде»
Режиссёр – Билл Бенц
Программа «Музыка»
«Мотель «Нигде»» — это документальная фантазия, родившаяся от полового акта фильма «Малхолланд Драйв» и сериала «Портландия». Суть тут вот в чём: известная инди-исполнительница St. Vincent задумала снять документальный фильм о себе и своём концертном туре. Помочь в этой ей вызвалась подруга Кэрри Браунштейн, одна из создательниц культовой абсурдистской «Портландии». Та, будучи человеком с нестандартными взглядами на обычные вещи, решает чуток поэкспериментировать. Не потому что ей просто так хочется, а потому что закулисная жизнь St. Vincent – скука смертная.
Урождённая Энни Кларк после концертов то и дело что занимается всякой ерундой – то в «скрэббл» играет, то, покушав редиски, рано ложиться спать. Ночной кошмар для любого документалиста, поэтому Браунштейн решает собственно до самого конца обратить происходящее в ночной кошмар. Обе героини на экране начинаются смешиваться в одного персонажа, в своеобразную мечтательную Наоми Уоттс, чья жизнь преисполняется мистическими событиями и загадками.
За фильмом приятно наблюдать, как за эдаким формалистским упражнением, развеивающим миф о безудержной жизни знаменитостей. Плюс ко всему, это лишние доказательство, что порой от перспективы на одни и те же вещи зависит очень многое – в частности вырисовывается заметная грань между кинематографическим и обыденном. Ну и наконец, если вы ещё не насмотрелись на полуобнажённую Дакоту Джонсон, «Мотель «Нигде»» найдёт, чем вас порадовать.
Вендерс
Режиссёры – Эрик Фридлер и Кампино
Программа «Гала-премьеры»
Пожалуй, самой синефильской вещицей с нынешнего Beat FF можно справедливо назвать документальное роуд-муви по фильмографии Вима Вендерса, пионера нового немецкого кино и автора таких шедевров, как «Парис, Техас» и «Небо над Берлином». Картина с простым названием «Вендерс» (в оригинале, правда, ещё уточняется его натура перекати-поле словом desperado, что значит «отчаянный») отнюдь не такая простая, как может показаться на первый взгляд.
Концептуально лента следует главному мотиву большинства фильмов Вендерса – мотиву дороги, путешествию, приключений или просто движению к месту, которое определяется ближе к завершению пути. С одной стороны, сам Вим Вендерс выступает рассказчиком фильма, комментируя некоторые из своих работ, рассказывая истории из личной жизни, раскрывая своим методы создания кино. С другой, Вендерс – также и персонаж этого фильма, который на всём его протяжении куда-то загадочно идёт, едет, перемещается, попутно воссоздавая сцены из своих же фильмов.
С третьей стороны (для пущей трёхмерности портрета режиссёра), зрителю предлагаются комментарии и интервью коллег по цеху. Высказываются его актёры – Уиллем Дэфо, покойные Бруно Ганц и Гарри Дин Стэнтон, Патрик Бошо и многие другие. Есть комментарии костюмеров, операторов (например, великого Эдварда Лахмана), музыкантов (Патти Смит), но самый весомый вклад в формирование нашего представления о Вендерсе как человеке и художнике вносят два легендарных режиссёра. Первый – соотечественник Вернер Херцог, с которым они в фильме сидят лицом к лицу и общаются о том, как два одиночки (не считая упоминаемого также Фассбиндера) с противоположными творческими подходами сделали немецкий кинематограф снова великим.
Второй – Фрэнсис Форд Коппола, под руководством которого Вим пытался покорить Америку, но сделал это в итоге лишь только тогда, когда стал полностью независим ото всех. Коппола в финале описывает творческий метод Вендерса как «личный и сокровенный» и даёт совет режиссёрам данного дока сделать точно таким же и этот фильм. И у них это, кажется, получилось.
Кроме того, совет Херцога для всех студентов киношкол до сих пор актуален, причём, наверное, и для любого кинолюбителя в целом, не только осваивающего профессию: «Смотрите фильмы Вендерса, болваны!».
«Чужой» на сцене
Режиссёры – Люси Харви и Даниэль Каммер
Программа «В это трудно поверить»
По одной славной традиции сотрудники автобусного парка в британском графстве Дорсет под Рождество ставят различные спектакли для себя и близких. Абсолютно локальная забава, отлично способствующая тимбилдингу и сводящая на нет всю усталость от рутинной работы за год. Они ставили в разное время и Шекспира, и «Робина Гуда», но теперь решили замахнуться на классику научной фантастики – культового «Чужого» Ридли Скотта. И вот кондукторы разучивают тексты Рипли и Кейна, водители конструируют декорации, диспетчеры ставят свет, механики лепят костюм ксеноморфа в полный рост – в общем, все при делах.
Наблюдать за их подготовкой – зрелище совершенно умилительное. «Актрисы» сдерживают смех на сцене, проговаривая заученные фразы с космической лексикой, бутафорские «спецэффекты» поражают изобретательностью подхода (из поролона и проводов сбацать аниматронный хвост Чужого – это мощно!), а горящие, но уставшие глаза режиссёра широко распахивают дверь симпатии ко всему происходящему.
Фильм, естественно, не ограничивается документальной хроникой подготовки к локальному спектаклю для своих, с этого триумфального вечера события «Чужого на сцене» в какой-то мере только начинаются. Дальше им неожиданно приходит приглашение отправиться на автобусах в Лондон, где показывать свою работу предстоит уже более широкому и требовательному зрителю.
Документальный фильм Люси Харви и Даниэля Каммера – чистый краудплизер, в который очень трудно не влюбиться. Здесь есть проникновенная любовь и к кинематографу, и к театру, и к своей работе, и к своему коллективу. Поначалу кажется, что мы наблюдаем за созданием очередного фильма Томми Вайсо, но вскоре даже самые нелепые эпизоды обрастают искренностью и чисто британским юмором до такой степени, что кино схватывает тебя в свои объятия, как Чужой в вентиляцию «Ностромо», и вот ты уже сидишь, словно за кулисами во время выступления, кусаешь ногти за этих безумно душевных компанейских ребят из графства Дорсет, а сердце вот-вот выпрыгнет из груди подобно новорождённому ксеноморфу.
Джунгли
Режиссёр – Луиза Мутц
Программа «Сокращая дистанцию»
Под лозунгом «краткость – сестра таланта» сделан французский документальный фильм «Джунгли», который за 50 минут рейвом проносится по парижским каменным джунглям в компании шумных, весёлых девушек поколения Z. Такой Париж мы видеть не привыкли: никакого романтического флёра и текущего по вечерним улицам джаза тут нет и в помине – только рэп дворов и электронная музыка ночных клубов, только грязные подъезды панелек и пулемётный молодёжный сленг, от которого у любого франкофила кровь пойдёт из ушей.
Чистый и беспристрастный портрет сегодняшней парижской молодёжи, у которой на уме лишь секс, алкоголь и веселье. Контингент уже не тот, что мы видели в фильмах Годара и Трюффо, героини «Джунглей», снятые на хаотичную ручную камеру, напоминающую одновременно братьев Сэфди и Германику, — это не будущие Джин Сиберг и Жанна Моро. В их крови намешены арабские и африканские корни, а в их головах зреет совсем иной бунт – против своих тел, родителей и предрассудков в обществе, они хотят свободы во всех её пониманиях и хотят её прямо сейчас.
Майкл и его «джорданы»
Режиссёр – Йеми Бамиро
Программа «Гала-премьеры»
Документальный фильм «Майкл и его «джорданы»» интересным образом рассказывает историю Америки 80-х годов через призму кроссовок. Точнее, кроссовки выступают своеобразным проводником в мир спорта и маркетинга, каждый из которых Майкл Джордан эффектно перевернул. Со спортом всё понятно: Джордан – величайший баскетболист из когда-либо живших. Это факт (сорри, Леброн). С маркетингом же не всё так очевидно. Бренд Air Jordan знаком даже тем, кто никогда особо фирменными кроссовками и не интересовался, тем не менее, большинство же думают, что просто Nike однажды подсуетились и сделали Майкла лицом своего отдельного бренда. Фильм Йеми Бамиро показывает, что всё было чуть сложнее, и изначально, как это бывает с лучшими примерами бизнес-триумфов, никто поверить не мог, что затея выгорит.
Для тех, кто видел прошлогодний документальный мини-сериал Netflix «Последний танец», «Майкл и его «джорданы»» станет приятным, хоть и необязательным дополнением. Необязательным, потому что значительная часть ленты Бамиро останавливается на спортивной карьере Джордана – всё это было рассказано в «Последнем танце» куда подробнее и увлекательнее. Однако немало экранного времени посвящено и восхождению бренда Air Jordan вкупе с превращением одного человека в полноценную бизнес-империю. Особенно занимательным получился пассаж про телевизионную рекламу.
Там, например, рассказывает, как совсем ещё молодой Спайк Ли торговал «джорданами» на улице, чтобы привлечь внимание к своему дебюту «Ей это нужно позарез». Маркетинговый отдел Air Jordan это увидел и пригласил Спайка снимать рекламные ролики с Джорданом и его кроссовками. Ролики в итоге произвели фурор, а Спайка Ли теперь считают отцом так называемой «sneaker culture». Кроме того, «Майкл и его «джорданы»» сам по себе неплохо справляется в плане маркетингового хода, ибо после просмотра так и тянет заказать себе что-то из фирменной продукции бренда.
Дэвид Аркетт неуязвим
Режиссёры – Дэвид Дарг и Прайс Джеймс
Программа «В это трудно поверить»
Дэвид Аркетт – один из тех актёров, кого в начале карьеры ставили в один ряд с Макконахи и ДиКаприо, а теперь не могут даже вспомнить его лица. Почему так произошло? Создатели документального фильма «Дэвид Аркетт неуязвим» находят два объяснения. Во-первых, роль глупого полицейского в «Крике» закрепила за актёром этот типаж, и в Голливуде его перестали видеть кем-то другим, нежели дурачком Дьюи Райли. Во-вторых, в рамках промо-кампании фильма «К бою готовы» Аркетта несправедливо наградили поясом чемпиона мира по рестлингу, что привело американскую общественность, которой почему-то этот вид спорта особенно дорог, к всеобщему негодованию и потоку ненависти в адрес Аркетта. В итоге с начала века актёр не снялся ни в одном более-менее заметном фильме (за исключением четвёртого «Крика», но это не в счёт).
Документалисты Дэвид Дарг и Прайс Джеймс в своём фильме не особо-то и пытаются узнать у Аркетта, чем он занимался все эти годы (иначе получился бы скучшейший фильм на свете), они решили задокументировать отчаянную попытку актёра надавать по самые помидоры карме и доказать, что титула он всё же достоин. Но сюжет тут как в «Рестлере» Аронофски: доктора говорят, что проблемы с сердцем могут привести к непоправимым последствиям, если Аркетт всё-таки решится выйти на ринг. Но герою, кажется, уже нечего терять.
В поиске
Режиссёр – Пачо Велес
Программа «Сокращая дистанцию»
Знакомиться с людьми непросто, особенно в разгар пандемии. Документальный фильм Пачо Велеса «В поиске» переносит нас в Нью-Йорк 2020-го: вокруг люди в масках, царит неизвестность и приходится соблюдать социальную дистанцию. Но разве это повод, чтобы прекратить поиски своей любви? Герои фильма – несколько ньюйоркцев разного возраста, гендера, расовой принадлежности и сексуальной ориентации. Все они смотрят в свои девайсы, на которых установлены различные приложения для знакомств.
Зрителю предлагается необычная точка зрения на процесс подыскивания себе пары: мы наблюдаем за людьми как бы из экрана – герои смотрят прямо в «камеру», а мы прямо в их глаза, пробегающие по монитору, разделяющему нас и героев. Более того, мы видим, хоть и в зеркальном отражении, но то же, что видят и они, отчего негласно принимаем участие в процессе. Ага, эту бы я тоже свайпнул влево, неа, тут фотография явно отфотошоплена, так-так, а здесь давай-ка почитаем информацию в профиле…
У Пачо Велеса получилась живая и искренняя документалка, главная прелесть которой – непредвзятая камера, доказывающая, что стремление к любви и/или побег от одиночества – одна из основных потребностей человеческой сущности, способная преодолеть любые на своём пути ограничения. Будь то экран смартфона или глобальная эпидемия.
Аалто
Режиссёр – Вирпи Суутари
Программа «Гала-премьеры»
Если вы хоть раз проваливались во временную дыру, прогуливаясь по «Икеи» и разглядывая достижения шведского дизайна, то финская документальная лента «Аалто» точно так же для вас пролетит незаметно. Фильм посвящён дизайнеру и архитектору Алвару Аалто, ведущему представителю модернизма в Северной Европе, основоположнику финского интернационального стиля и образцовому семьянину.
Подход Аалто к мебели был такой же, как у Джобса к продукции Apple – творения должны не просто безукоризненно работать (в случае с мебелью – выполнять свои бытовые роли), но и выглядеть при этом как произведения искусства. Фильм Вирпи Суутари заворожено любуется творениями Аалто с каким-то поистине сакральным трепетом – начиная от его дизайна консольных стульев и заканчивая яркими модернистскими строениями по всему миру.
Одно из таких даже есть на территории России – в 1935 году в Выборге открылось здание библиотеки, которое он создавал на протяжении семи лет. Если вы никогда там не были, то фильм любезно устроит экскурсию и по этому строению, разбавляя её комментариями сотрудников библиотеки. Вообще для всех ценителей архитектурных достижений и необычного дизайна мебели «Аалто» должен стать обязательным визуальным пособием, вдохновляющем на творчество и призывающее к нестандартному мышлению.
Вадим Богданов,InterMedia
Сегодня 45 лет Юрию Чурсину

11 марта 2025 года, вторник.
«Руки вверх» дадут концерт в Москве.
32 года актрисе Джоди Комер.
40 лет актрисе Елене Берковой.
43 года актрисе Торе Бёрч.
45 лет Юрию Чурсину.
Юрий Анатольевич Чурсин родился 11 марта 1980 года в Казахской ССР. Российский актёр театра и кино.
53 года актрисе Марии Ароновой.
57 лет актёру Максиму Дрозду.
64 года кинорежиссёру Александру Войтинскому.
68 лет певцу Николаю Парфенюку.
70 лет певице Нине Хаген.
75 лет певцу Бобби Макферрину.
75 лет сценаристу и продюсеру Джерри Цукеру.
78 лет директору театра «Ленком» Марку Варшаверу.
94 года издателю Руперту Мёрдоку.
12 марта.
Паблик-ток «Интеллектуальная собственность в творческой сфере».
24 года певице Алёне Швец.
29 лет певице Мусе Тотибадзе.
40 лет певцу Stromae.
41 год актрисе Елене Аросьевой.
44 года певцу Алексею Чумакову.
46 лет певцу Питу Доэрти.
48 лет актрисе Наталии Антоновой.
53 года хореографу Егору Дружинину.
57 лет актёру Аарону Экхарту.
60 лет актрисе Татьяне Лютаевой.
64 года актёру Сергею Селину.
68 лет актрисе Татьяне Аксюте.
69 лет актрис Лесли Мэнвилл.
69 лет басисту группы Iron Maiden Стиву Харрису.
72 года порноактёру Рону Джереми.
72 года певице Ирине Понаровской.
76 лет режиссёру и сценаристу Робу Коэну.
79 лет актрисе и певице Лайзе Миннелли.
84 года кинорежиссёру Андрею Смирнову.
7 лет назад умер актёр и режиссёр Олег Табаков (1935-2018).
10 лет назад умер писатель Терри Пратчетт (1942-2015).
70 лет назад умер джазмен Чарли Паркер (1920-1955).
85 лет назад родился джазмен Эл Джерро (1940-2017).
85 лет назад родился драматург Григорий Горин (1940-2000).
90 лет назад родился сценарист Валентин Черных (1935-2012).
13 марта.
Вахтанг, Вера Вольт и Леонид Руденко: фестиваль зумерской музыки Rebel Age задаст новые стандарты.
33 года актрисе Кае Скоделарио.
36 лет актрисе Варваре Бородиной.
36 лет актёру Гарри Меллингу.
39 лет певице Жене Отрадной.
40 лет актёру Эмилю Хиршу.
57 лет актёру Андрею Межулису.
62 года актёру Вадиму Демчогу.
64 года телеведущей Елене Малышевой.
65 лет басисту группы U2 Адаму Клейтону.
70 лет исполнителю шансона Феде Карманову.
74 года актрисе Ирине Алфёровой.
75 лет актёру Уильяму Х. Мэйси.
83 года оперной певице Маквале Касрашвили.
86 лет певцу Нилу Седаке.
115 лет назад родилась дрессировщица Ирина Бугримова (1910-2001).
с
Третий сезон «Триггера» покажет Первый канал

Премьерный показ третьего сезона сериала «Триггер» стартует на Первом канале 17 марта 2025 года. «ИнтерМедиа» напоминает, что в новом сезоне к своим ролям вернутся Максим Матвеев, Игорь Костолевский, Ангелина Стречина, Светлана Иванова, Владислав Тирон, Роман Маякин, Сабина Ахмедова, Ирина Старшенбаум, Виктория Маслова, Марк Юсеф, Андрей Мерзликин, Сергей Гилёв, новых персонажей сыграли Степан Девонин, Максим Стоянов, Анастасия Уколова, Сергей Годин, Мария Андреева, теннисистка Светлана Кузнецова и другие, а режиссером стал Игорь Твердохлебов.
Главный герой, психолог Артем Стрелецкий (Матвеев), возвращается в Москву с Кирюшей (Юсеф) к семье и практике. Но его продолжают преследовать самые разные проблемы – с тяжело больным отцом (Костолевский), сестрой Катей (Стречина) и находящейся в тюрьме бывшей женой Дашей (Иванова), хотя Артём точно знает, что она невиновна, а якобы убитая ею Лера (Маслова) – жива, но как это доказать и не навлечь на себя новые неприятности?
Премьера третьего сезона «Триггера» состоялась на «Кинопоиске» осенью 2024 года.
Эфир в 22.00.
«Царевна-лягушка» стала героиней российского проката в праздничный уикенд

Фильм-сказка «Царевна-лягушка» возглавил российский бокс-офис, заработав по итогам своего первого уикенда с 6 по 9 марта 2025 года 201,3 миллиона рублей. На вторую строчку опустился лидер предыдущих трех недель – музыкальный байопик «Пророк. История Александра Пушкина» с кассой в 151 миллион, что немногим меньше, чем неделей ранее. Третье место занял приключенческий фильм «Красный шёлк», пополнивший свою копилку на 90,5 миллионов рублей.
Лишь с четвертой строчки стартовала еще одна российская новинка – биографический фильм «Роднина» (76,8 млн), а с пятой зарубежная - фэнтези «В потерянных землях» (39,6 млн).
Лидером американского проката прошедшей недели стал фантастический фильм «Микки 17» (но сборы его составили всего 19,1 миллиона долларов при бюджете в 118 миллионов), на вторую строчку опустился кинокомикс «Капитан Америка: Новый мир», на третью – «Дыхание шторма». Интересно, что вышедший одновременно в российский и американский прокат «В потерянных землях» в США не попал даже в топ-10, зато в него вернулась «Анора» на волне интереса к фильму после получения им премии «Оскар».
В мировом бокс-офисе лидером остается китайский анимационный фильм «Нэчжа побеждает Царя драконов» (а учитывая новость о покупке его для проката в европейских странах, он может сохранить первенство еще надолго). За ним следуют «Микки 17», «Капитан Америка: Новый мир», «Бриджит Джонс: Без ума от мальчишки» и «Злая: Сказка о ведьме Запада».