Павел Руднев рассказал о «Свободе и несвободе в современной пьесе» в мастер-классе Региональной молодежной Лаборатории театра и фольклора

Третья онлайн-лекция нового проекта «Мастера театра и кино» Региональной молодежной Лаборатории театра и фольклора, созданной Национальным фондом поддержки правообладателей (НФПП), состоялась 26 мая 2021 года. В рамках проекта известные деятели искусства проводят открытые мастер-классы, которые транслируются на портале «Культура.РФ» и на сайте Лаборатории.
На этот раз перед аудиторией выступил критик, один из крупнейших исследователей современного театрального процесса в России, арт-менеджер и преподаватель сразу нескольких творческих вузов Павел Руднев. Он прочел лекцию «Свобода и несвобода в современной пьесе». Как отметил ведущий трансляции, художественный руководитель Лаборатории Максим Линников, встреча с Павлом Рудневым была особенно полезной для драматургов, режиссеров, театроведов, а также для студентов и начинающих актеров.
– Когда мы говорим о современной пьесе, то имеем в виду постсоветский период, те самые 30 лет, которые прошли с 1990-х, – пояснил гость студии. – И, хотя слово «свобода» стоит в заглавии нашей лекции, драматурги даже в годы, насыщенные перестроечными настроениями, говорили скорее о том, что такое несвобода, основываясь на конфликте, контрапункте. Тема миражей, фальшивой свободы становится с тех пор центральной.
По словам Руднева, в перестройку стало возможным говорить о раскрепощении телесности и многих других ранее запретных вещах. Казалось бы, люди, получившие свободу, должны быть счастливы. Однако, к примеру, в пьесах Ольги Мухиной «Таня-Таня», «Летит», «Ю» люди, живущие в некоем подобии рая, имеющие все и влюбленные во всех вокруг, начинают зависеть от бесконечного наслаждения и чувственности, и это их отравляет.
- Клубная атмосфера становится не метафорой счастья, а метафорой близящейся катастрофы. Счастливый мир беременен будущей бедой, грядущей войной. У Мухиной есть тема, что поколение 90-х и нулевых – это последнее поколение, прощальное сияние, после которого – смерть, – рассказывает Павел Руднев.
Одним из самых важных и серьезных драматургов нынешнего времени театральный критик считает Ивана Вырыпаева. Он рассмотрел тему свободы на примере его пьесы «Пьяные». Основная мысль пьесы в том, что у человека потеряна связь с природой и высшим сознанием, Вселенной, и только устами пьяного глаголет Бог, потому что рациональное в это время отключается. Современный человек вроде бы свободен в своем ежедневном выборе, но всякий раз выбирает не то потому, что «не слышит шепот Господа в своем сердце». Важный момент у Вырыпаева, по мнению Руднева, заключается и в том, что любому человеку, даже атеисту, нужно выбрать символ веры, чтобы двигаться дальше. А вот как найти его, а главное, научиться не насаждать другим свои убеждения – еще одна серьезная тема, которая продолжается и в драматургии Дмитрия Данилова (речь об известной пьесе «Человек из Подольска», по которой был даже снят фильм).
– Несвобода понимается как насилие, естественно. Но в «Человеке из Подольска» возникает дилемма: полицейские с помощью насилия учат героя добру: говорят с ним об искусстве, патриотизме, любви к городу и так далее. Интересный момент: в театре мы всегда сострадаем жертве, но здесь я сострадаю не Николаю, а полицейским, потому что они говорят правильные, хорошие вещи. Зритель оказывается в странной ситуации: его развернули, и он начинает думать: а не есть ли я этот полицейский, который учит добру кого-то с помощью насилия? Почему-то мы всегда думаем, что мы хорошие, а другие плохие, – отмечает Павел Руднев.
Театральный критик рассмотрел также проблему ненужных устаревших знаний и довлеющей над человеком памяти как одну из форм несвободы в пьесе «Посадить дерево» Алексея Житковского: они парализуют и не дают действовать в непривычных условиях и обстоятельствах. Остановился он и на пьесах «Большая советская энциклопедия» Николая Коляды и «Собрание сочинений» Евгения Гришковца, где звучит схожая проблематика.
В ряде пьес, по мнению Павла Руднева, есть любопытная тема – пользуясь свободой, мы поняли, что несвободны в принципе: от природных, звериных инстинктов. Поэтому в современной драматургии возникает мотив отказа от телесности, стремления к строгости и рамкам в быту – например, в произведениях «Финист ясный сокол» Светланы Петрийчук, «Горка» Алексея Житковского.
Отвечая на вопрос, в чем заключается ценность искусства и как отличить хороший спектакль от плохого, критик сказал, что это субъективное решение
- Нет универсальной лакмусовой бумажки. Искусство меняется каждый день, - отметил Руднев. - Для меня его ценность измеряется тем, несет ли произведение новый смысл. Тогда это шедевр, а есть просто ремесло. Если говорить о форме, пытается ли автор задать вопросы самому искусству? Вступает ли его произведение в диалог с историей культуры, переосмысливает ли канонические установки, находит ли новые границы жанра?
Аудиторию интересовало также, насколько сложно и ответственно быть театральным критиком и какими качествами нужно для этого обладать.
– Благоволение. Я должен находиться в нулевой позиции по отношению к спектаклю, не ожидая ни провала, ни восторга – независимо от того, что знаю про автора, – ответил Павел Руднев. – Критик не критикует, у нас неправильное название профессии, он анализирует. Занимается формой, разбором пьесы, ее структурой и морфологией, а не содержанием, изучает, чем замысел отличается от воплощения, в то время как зритель смотрит только воплощение. Самое важное – заслужить доверие художника.
Опубликовав более тысячи статей на тему современного театрального процесса, внушительное исследование «Драма памяти. Очерки российской драматургии от 1950-х до наших дней» и другие книги, следя за всеми постановками даже в провинции, Павел Руднев может говорить о театре увлекательно и бесконечно. Поэтому отведенного на лекцию времени не хватило для того, чтобы ответить на все вопросы, поступившие во время онлайн-трансляции. Казалось, что время пролетело слишком быстро, как отметил ведущий Максим Линников.
Следующий эфир проекта «Мастера театра и кино» состоится в июне. Для того, чтобы задать вопрос спикеру, необходимо заранее зарегистрироваться на сайте Лаборатории театра и фольклора www.folk-lab.ru.
Петр Шерешевский покажет «Торговцев резиной» с Игорем Верником и Полиной Кутеповой в МТЮЗе

Премьера спектакля-кабаре «Торговцы резиной» состоится на сцене Московского театра юного зрителя 10 и 11 марта 2025 года. Это проект театрального агентства «Арт-Партнёр XXI», постановку осуществил главный режиссер МТЮЗа Петр Шерешевский по одноименной пьесе израильского комедиографа Ханоха Левина, а главные роли исполнят Игорь Верник, Полина Кутепова и Виталий Коваленко.
- Как устроить свою жизнь, если взамен ожидаемого наследства получаешь десять тысяч упаковок резиновых изделий, и ничего больше? Как выйти замуж, если жених готов делить с тобой горести и радости, но не счёт в банке? Как в принципе стать счастливым, если… - сообщается в пресс-релизе спектакля.
Израильский драматург и режиссёр Ханох Левин считается одним из театральных классиков ХХ века. Российским зрителям сочинения Левина также неплохо знакомы: в последние годы к ним всё чаще обращаются самые разные режиссёры. Так, Пётр Шерешевский в 2023 году в возглавляемом им тогда Камерном театре Малыщицкого в Санкт-Петербурге выпустил спектакль по его пьесе «Крум».
Пьесу «Торговцы резиной» впервые в России поставил 25 лет назад Григорий Дитятковский в петербургском Театре «На Литейном», под названием «Потерянные в звёздах» с участием Сергея Дрейдена, Валентина Захарова и Елены Немзер. Позднее «Торговцы резиной» появились и на московской сцене — благодаря тому же агентству Леонида Робермана, с которым сейчас выпускает премьеру Шерешевский. В версии 2009 года, созданной режиссёром Виктором Шамировым, играли Татьяна Васильева, Иван Агапов и Ефим Шифрин. Во всех трёх спектаклях использован перевод Валентина Красногорова.
«Сделку» с Верой Воронковой покажет Театр Пушкина

Премьера спектакля «Сделка» состоится в Театре имени Пушкина в марте 2025 года. Постановку по мотивам трагикомедии Фридриха Дюрренматта «Визит старой дамы» осуществили режиссер Игорь Теплов по инсценировке Алексея Житовского.
Миллиардерша Клара Цаханассьян возвращается в родной Гюллен. Обитатели городка готовят ей пышный приём, надеясь на то, что воспоминания о счастливой юности растопят её сердце и она окажет давно разорившемуся Гюллену финансовую поддержку. Но Клара предлагает городу сделку: миллиард в обмен на жизнь её первой любви — предавшего её в юности Альфреда Илла.
Главные роли в постановке исполнят Вера Воронкова (Клара Цаханассьян), Андрей Заводюк (Альфред Илл), Виктор Васильев (Боби), Сергей Миллер (Роби), Андрей Сухов (Тоби), Назар Сафонов (Моби), Тамара Лякина (Мадам Болл), Наталья Карагодова (Матильда Илл), Владимир Николенко (Мэр) и др.
Открытая репетиция спектакля состоится 3 марта, предпремьерный показ – 6-го, официальная премьера - 20 и 21-го числа.
Николай Цискаридзе сыграет Короля-Солнце в МХТ

Николай Цискаридзе и Константин Хабенский начали репетиции спектакля по пьесе Михаила Булгакова «Кабала святош» в Московском художественном театре. Режиссер постановки – Юрий Квятковский, Мольера сыграет Константин Хабенский, а Цискаридзе досталась роль Людовика XIV.
- Конечно, для меня это очень большая ответственность и смелость, - написал Николай в соцсетях. – И вот почему я решил попробовать: Булгаков, Мольер, Король-Солнце, МХТ и Хабенский. Как Вы знаете, Булгаков один из моих самых любимых авторов, «Жизнь господина де Мольера» и «Театральный роман» я цитирую постоянно! С МХТ меня связывают отношения аж с ХХ века, Алла Юрьевна Шполянская и Олег Павлович Табаков сыграли в моей жизни колоссальную роль.
По словам Цискаридзе, он не хотел объявлять об этом проекте, но, «понимая реалии сегодняшнего дня, что всё тайное становится явным, хочу, чтобы вы узнали это от меня».
- Пока никого никуда не приглашаю, а только рискнул и сделал первый шаг…