Рецензия: Александр Зацепин - «31 июня»
2021, Creative Media
Оценка: 9 из 10.
Декорации, костюмы, «спецэффекты» картины Леонида Квинихидзе «31 июля» по нынешним временам, наверно, смотрятся наивно, хотя, включив немного воображения, можно представить, насколько впечатляюще они выглядели для «Мосфильма» 1979 года. А чтобы оценить в превосходной степени музыкальные номера, и воображения никакого не надо: несколько песен («Ищу тебя», «Мир без любимого») вошли в золотой фонд советской поп-музыки, а аранжировки и саунд практически не отличались от тогдашних западных образцов. Для композитора Александра Зацепина работа над саундтреком к «31 июня» стала грандиозным опытом: он собрал лучших певцов, певиц, музыкантов группы «Аракс», приобрёл современные инструменты и оборудование, после чего на студии в собственной квартире сделал масштабную и совершенно «несоветскую» запись.
Александр Сергеевич в этом году отметил 95-летие, он бодр, ироничен, остроумен, не жалуется на проблемы со здоровьем и памятью и продолжает работать - в частности, над реставрацией своих старых шедевров. Диск «31 июня», вышедший и на виниле, и в цифровом виде, - один в серии переизданий, инициированных самим Зацепиным. Переиздания ценны тем, что саундтреки наконец представлены в том виде, в котором были задуманы и записаны маэстро. Музыка из «31 июня» много где фрагментарно издавалась, перепевалась, переосмыслялась, исполнялась на ретро-фестивалях и вокальных телепроектах, но полный оригинальный саундтрек выпущен впервые. Пластинку, подготовленную под кураторством Зацепина, можно назвать «академическим изданием» (во всяком случае, не только развлекательным). Сюда вошла вся музыка, которая звучала в картине: как вокальные, так и инструментальные номера, в том числе и те, которые вне фильма не стали большими шлягерами. Ряд партий не обошёлся без флёра мюзикловых условностей - впрочем, при внимательном прослушивании они дают много пищи для размышлений о творческом подходе и профессионализме Александра Зацепина, которому были подвластны многие жанры. Что касается аранжировок, то они для 1979 года (а особенно для СССР) абсолютно новаторские: маэстро смело пускается в эксперименты с электронной музыкой и лет на 10-15 опережает массовый вкус, одновременно задавая стандарты качества.
Но даже это всё вряд ли сработало бы, если Зацепин не написал бы к фильму прекрасную музыку, которая за сорок лет стала классикой. Помимо мелодий, можно наслаждаться голосами вокалистов, собранных для записи, особенно женскими. Татьяна Анциферова, Жанна Рождественская и Лариса Долина - настоящая дрим-тим отечественной киномузыки. В мужских партиях для Зацепина были важнее не вокальная мощь, а характеры - с которыми блестяще справились Яак Йоала, Сергей Беликов и Михаил Файбушевич. Актёрских диалогов, которые одно время было модно вставлять в саундтреки, в этой работе нет - но вы же помните фильм, так что диск можно использовать как его аудиоверсию.
Алексей Мажаев, InterMedia
Антология русского шансона с картинками выйдет под Новый год
Книга «Ништяк, браток! Антология шансона. Хиты, изменившие русскую культуру» Наталии Хомяковой выйдет в конце декабря 2024 года в издательстве «Бомбора».
- Пожалуй, ни один жанр не внес на нашу музыкальную сцену столько самобытного, сколько шансон, - сообщается в описании. - Блатная песня, романтические баллады, «гимны» кавказских застолий, и даже… рэп. Все это окружает нас и формирует культурную среду, в которой уже далеко не первое десятилетие живет и меняется российское общество. Внутри своей книги культуролог, исследователь шансона и автор канала «Чифирнуть бы, ништяк!» Наталия Хомякова разбирает жанр на примере 35 культовых песен: от Михаила Круга и группы «Бутырка» до Стаса Михайлова и «Каспийского груза». Коллекция нетленных хитов собрана внутри первого большого исследования шансона, написанного в жанре нон-фикшн.
Истории песен сопровождаются уникальными иллюстрациями к каждой главе, а также внутри книги есть QR-коды, которые ведут на собранные автором плейлисты к главам: каждый из них поможет лучше понять этот жанр, или просто взглянуть на него под другим углом.
Обзор: «Билли Айлиш и Финнеас: они спаслись из рабства Голливуда | Decoders»
2024, Decoders.
В выпуске мне всё понравилось, кроме названия. Ну какое, прости господи, рабство Голливуда? Даже если под этим Татьяна Старикова и Даниил Трабун подразумевали плату, которую другие юные звёзды вроде Бритни Спирс или Джастина Бибера отдавали за раннюю славу, можно было сформулировать более внятно (но менее кликбейтно). Например, как в описании ролика: «Как стать суперзвездами, не выходя из дома? Билли Айлиш и Финнеас дарят надежду на то, что слава не всегда приходит через страдания».
Полное имя Билли Айлиш - Билли Айлиш Пайрат Бэрд О’Коннелл. Почему её назвали Пиратом? Потому что, когда она родилась, её 4-летний на тот момент брат Финнеас был очень увлечён пиратской темой – игрушками, картинками и т.д. Семья у О’Коннеллов необычная, творческая, но родители сделали много, чтобы «детронизация» старшего ребёнка прошла безболезненно – даже назвали младшего ребёнка в честь увлечения брата. В дальнейшем Финнеас и Билли стали примером идеальных отношений и идеального сотворчества брата с сестрой. Таня и Даня, конечно, чуть иронизируют на эту тему, разыгрывая сценку из любого совместного интервью О’Коннеллов, где Билли и Финнеас неизменно безудержно хвалят друг друга. Тем не менее этот пример вдохновляет и ведущих, которые очень эмоционально рассказывают о семье героев, и зрителей, которые будут много улыбаться при просмотре.
Попутно «декодеры» подробно и интересно описывают всю карьеру Билли и Финнеаса, который стал звездой раньше сестры, но потом предпочёл сделать суперзвезду из Билли. Это его обещание выглядело шуткой (да и было таковой), однако сбылось. Старикова и Трабун искренне беспокоятся за Финнеаса О’Коннелла, сольное творчество которого всегда остаётся в тени музыки Билли Айлиш, и стараются как можно больше рассказать о его песнях. При этом они, правда, оговариваются, что Финнеас и не хочет суперзвёздной карьеры, и в этом гармоничном тандеме каждый получил то, что хотел. Особенно приятно, что для этого никому из них не пришлось продавать душу дьяволу, Голливуду и кому-либо ещё: они просто делали, что им нравится, на домашней студии, а потом разрешили миру восторгнуться и лечь к их ногам.
Сообщая как бы между делом массу любопытных фактов о Билли и Финнеасе, Татьяна Старикова и Даниил Трабун делятся и соображениями по поводу причин сверхпопулярности Билли Айлиш. Если в песнях Тейлор Свифт всегда есть конкретный прототип и для лучшего понимания надо знать контекст её жизни, то в композициях Билли не понятно, кого она имеет в виду. Поэтому слушателям так легко экстраполировать её переживания на свои собственные и представлять, что эта песня – о тебе.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
Тилль Линдеманн показал новую песню и анонсировал тур
Тилль Линдеманн выпустил 20 декабря 2024 новый сингл «Meine Welt» (в переводе с немецкого «Мой мир» - Прим. «ИнтерМедиа»). Автором музыки и продюсером трека выступил молодой немецкий музыкант Николас Людвиг, слова написал сам Тилль. Это уже третья сольная вещь лидера Rammstein, вышедшая в текущем году, после «Entre Dos Tierras» и «Übers Meer» («Через море»). «ИнтерМедиа» напоминает, что в ноябре 2023 года Тилль выпустил сольный альбом «Zunge».
Новая песня дала название европейскому туру, в который Линдеманн планирует отправиться в октябре 2025 года. А будущем летом у него запланированы выступления на нескольких фестивалях.