Деятели культуры, искусства и политики о смерти Владимира Меньшова
Вадим Абдрашитов (режиссер): «Это большая потеря. Ушел живой человек, живой ум, самобытный художник, блестящий актер и гениальный режиссер. Он был мне хорошим товарищем. Российское кино в очередной раз осиротело. Мы были товарищами, коллегами, друзьями. Мы вместе начинали на «Мосфильме», где я снимал «Слово для защиты», а он на соседней площадке свой «Розыгрыш». Так и познакомились, подружились. Потом вместе работали в правлении «Мосфильма», в последнее время — во ВГИКе».
Карен Шахназаров (режиссер): ««Это мой лучший друг был. Я приношу соболезнования всему российскому народу и всему русскоговорящему вообще миру, поскольку Меньшов был фигурой эпохальной абсолютно. Его картины формировали и формируют мировоззрение любого человека, для которого русский язык родной. Это потеря просто колоссальная».
Сергей Лукьяненко (писатель): «Это великий человек, великий режиссер, актер и в первую очередь гражданин. У нас есть другие хорошие режиссеры и актеры, но профессия иногда накладывает отпечаток некого пренебрежения к людям. У него этого не было, он всегда был со своей страной, народом. Хотя, конечно, мог позволить себе уехать на Запад, как сделали многие. Но оставался патриотом своей родины. Патриотом правильным, а не показным — не патриотом «на зарплате». Для меня Меньшов является примером того, что — будучи успешным, знаменитым — можно оставаться открытым и честным человеком, не гоняться за политической модой, а быть самим собой, — сказал писатель. — Очень грустно, что этот человек ушел и его больше с нами нет. Останутся книги, в которых есть его образ, фильмы, которые он снял и в которых он сыграл. Но его смерть — большая потеря, потому что в стране всегда должны быть люди, являющиеся нравственным ориентиром. Говорят, что дом не стоит без праведников. Однако страна тоже плохо и неустойчиво стоит, когда в ней нет людей, которые являются моральными ориентирами. Владимир Меньшов был одним из таких людей. И с его уходом на одну опору у нас всех стало меньше».
Иосиф Пригожин (продюсер): «Как жаль… Он такой выдающийся человек, такая выдающаяся личность! Как жаль, когда уходят люди такого масштаба, такого калибра! Это же цвет нашей нации, цвет нашей культуры, эти люди — наше все. Мы были знакомы с ним, с его дочкой, пересекались, не были друзьями, мы просто знакомые. Когда такие люди есть в нашей стране, нашей страной можно гордиться. Мы такими людьми богаты: такими творческими, фантастически талантливыми людьми.
Очень жалко и очень грустно, потому что мы сиротеем. Я не знаю, может быть, я так остро в юности все это не ощущал, но сейчас я особо остро все это ощущаю, поэтому есть нехватка вот таких великих людей. Это тяжелая утрата исторических личностей. Он будет жив всегда. Хочу сказать, что такие люди остаются жить всегда. Может быть, тело мы его физически не увидим, а все, что он сделал в этой жизни, мы будем видеть всегда и постоянно. И в этом смысле он с нами остается жить».
Театр «Квартет И»: «Владимир Валентинович... нам повезло не только общаться, но и поработать вместе - он сыграл Толстого в "О чем еще говорят мужчины", и в мини-фильме "Измена Родины" для спектакля "Письма и песни" снялся... и он был первым, кто пришел к нам и начал обсуждать возможность экранизации "Дня выборов". Нас тогда поразило его отношение к нам - очень уважительное, на равных. Произнес тогда знаковую фразу: "здесь не нужен режиссер-автор, "творец", который начнет на вашем материале самовыражаться, а нужен хороший крепкий ремесленник, который бережно перенесет ваш юмор на экран, ничего не ломая и не переделывая". И, в общем, оказался прав, хотя почти все режиссеры, с которыми мы работали, в разных соотношениях соединяли в себе и "умелых ремесленников", и талантливых "творцов", которые удачно вносили что-то своё.
А Меньшова мы помним и любим - и за его работу с нами, и за его выдающиеся фильмы…»
Елена Ямпольская (председатель Комитета Государственной Думы по культуре): «Владимир Валентинович Меньшов — человек и режиссер, к которому страна испытывает огромную благодарность. Степень этой признательности не становится с годами меньше: совсем недавно выяснилось, что самый популярный у россиян фильм советского периода — «Любовь и голуби».
«Фу, как просто…» — наверняка скривились отдельные критики и коллеги, прослышав об этом. Так же встретили и меньшовского «Оскара» в 1981-м за «Москва слезам не верит». Где просто — там ангелов со сто, — говорит русский народ. Меньшов, познавший неустроенное детство, рабочую молодость, был в действительности сложен и тонок. Однако он снимал ПРО СВОИХ — вот в чем секрет волшебства. Он их знал — этих героев, он многократно слышал в жизни эту речь, затем снова вернувшуюся с экрана в народ. Герои картин Меньшова — родные нам. Всю жизнь обнаруживаешь в себе симбиоз Катерины Тихомировой и оптимистичной мечтательницы Людмилы, повторяешь «Людк, а Людк!..», а порой настоятельно советуешь: «Капусточка — дело хорошее, но дома надо держать и мясные закуски».
Владимир Меньшов не устраивал показательных выступлений ни из «Оскара», ни из всенародного обожания колоритных дяди Мити и бабы Шуры. Держался скромно, чем тоже необычайно подкупал.
Помню, как волновалась, когда на вечере в честь векового юбилея ВГИКа мне пришлось выйти на сцену сразу после документального фильма «ВГИК-100», снятого Владимиром Валентиновичем совместно с его студентами. Этот небольшой шедевр многих в зале растрогал до слез.
Я очень надеялась, что, если Бог и избиратель позволят, удастся поработать с Владимиром Валентиновичем в восьмом созыве Госдумы. Была уверена: мы, не близко, но хорошо знакомые, найдем общий язык. Знала, что именно Меньшов — в отличие от многих — действительно может оказаться моральным камертоном. Его уважение к советскому периоду нашей истории, способность признать заблуждения молодости и несгибаемо отстаивать священную память о Великой Отечественной — как все это было близко… Как этого будет не хватать…
Именем Владимира Меньшова назовут улицы и корабли. Долгие годы мы будем учиться у него великой простоте. И полихромной сложности —пересматривая, например, сцены с маршалом Жуковым — Меньшовым из «Ликвидации».
А плакать мы сегодня не станем. Постараемся не плакать. Москва слезам не верит.
Дмитрий Харатьян (актер): «Владимир Валентинович для меня вообще судьбоносный человек. Я его всегда называл создателем. Создателем меня как артиста, как человека с определенным вектором жизни, который он мне подарил в самом начале пути, в 16 лет. Мой первый режиссер, мой первый учитель и практически мой отец. По иронии судьбы случилось так, что ровно год назад ушел из жизни мой отец от последствий коронавируса, и сегодня вот не стало Владимира Валентиновича. Для меня это утрата огромная, потому что он больше чем режиссер, больше чем учитель. Это просто близкий родственник, который подарил мне жизнь. Если физически мне жизнь подарил мой родной отец, то жизнь в профессии, в кино, вообще первый импульс, первую прививку творческую, что называется, дал мне Меньшов, который поверил, увидел во мне, провинциальном мальчике, черты того самого героя, которого я сыграл потом.
Была история, которую он наверняка рассказывал: из одной стопки в другую он перекладывал фотографии фотопроб и думал, то ли приглашать этого парня еще, то ли нет. Все-таки решилось так, что нужно еще раз на него — то есть на меня — посмотреть. И это в дальнейшем решило мою судьбу. Его перст, его рука, его вера в меня, его выбор. Он выбрал меня и, соответственно, весь дальнейший мой путь. Сегодня я уже народный артист, и это благодаря Владимиру Валентиновичу.
А если говорить вообще о его вкладе, то он абсолютно бесценен для нашего отечественного кинематографа. Мы все знаем его фильмы — их немного, но они все знаменитые, разошлись по цитатам. Тяжело, печально, грустно и невосполнимо это все. Времена тяжелые, мы все видим, что происходит вокруг, при этом мы ничего не понимаем.
С этим смириться невозможно. Вечная память Владимиру Валентиновичу, царствие небесное. Не уверен, что он верил в Бога, но Бог верил в него. И подарил ему большую счастливую жизнь, как и нам всем. Его фильмы уже классика, они бесценны, и мы, конечно, будем их смотреть и всегда помнить имя режиссера, который их снял».
Ольга Любимова (министр культуры РФ): «Гениальные режиссерские работы Владимира Валентиновича, удивительно точно передающие дух времени, всегда становились настоящим событием культурной жизни. Его киноленты, которые мы все знаем наизусть, неизменно вызывают самые светлые и теплые чувства.
Нам всем будет не хватать этого прирожденного артиста и прекрасного человека, который так много сделал для культурного развития нашей страны. Память о нем навсегда останется в сердцах его зрителей, друзей и коллег».
Татьяна Голикова (вице-премьер РФ): «Уход из жизни личности такого масштаба - огромная утрата для всей нашей страны. Владимир Валентинович посвятил свой талант созданию подлинного искусства, его творчество всегда поражало искренностью и глубиной многочисленных зрителей. Работы Владимира Меньшова займут почетное место в истории отечественного кинематографа, и светлая память об этом необыкновенном человеке будет жить в наших сердцах».
Вячеслав Володин (спикер Госдумы): «Талантливый советский и российский актер, кинорежиссер, сценарист, педагог, он был любим миллионами зрителей. После выхода на экраны его режиссерской работы "Москва слезам не верит" Владимир Меньшов стал по‑настоящему народным режиссером, его лирическая комедия "Любовь и голуби" до сих пор остается одним из самых любимых фильмов.
Замечательный педагог, он воспитал несколько поколений талантливых режиссеров и артистов, бесконечно преданных своему делу. Уход из жизни Владимира Валентиновича Меньшова – невосполнимая потеря для всех нас».
Владимир Бортко (режиссер): «Это большая потеря для нашего кино и для нашей страны. Колоссальная потеря. Это был не просто режиссер, не просто актер. Это был гражданин. Потеря его чрезвычайно существенна для всех нас. Все это еще аукнется. Такого человека нам всегда будет не хватать».
Сергей Жигунов (актер): «Владимир Валентинович был удивительно ярким человеком. Он был великолепным артистом, выдающимся режиссером, прекрасным педагогом. Он был сложным человеком, на мой взгляд. Но он был очень Большим человеком. Я счастлив, что имел возможность общаться с ним. Мы встречались, когда он возглавлял жюри фестиваля "Утро родины" на Сахалине, и я был поражен тем, что он, будучи человеком в возрасте и довольно жестких взглядов, отдал главный приз очень острому современному сериалу "Звоните ДиКаприо". Я очень рад, что там, в Южно-Сахалинске, осталась стена с граффити "Москва слезам не верит" с его автографом. Он был очень талантливым. Он производил поразительное впечатление. Это большая потеря, правда. Это целая эпоха».
Николай Лебедев (режиссер): «Меньшов — очень близкий мне человек. Дело даже не в том, что я его снимал в «Легенде номер 17», хотя это был невероятно интересный опыт как человеческий, так и профессиональный. Мы и до этого были знакомы — он возглавлял российский оскаровский комитет, а я в тот момент входил в него, мы там познакомились.
«Легенда № 17» нас по-человечески очень сблизила, мы общались, встречались, в гости он с Верой Валентиновной к нам приезжали. Они чудесные люди. Меньшов — человек очень сильный, с обостренным чувством достоинства, он всегда отстаивает свою позицию. Он снимал картины, которые любили, продолжают любить и будут любить зрители. Официальное же признание было такое... немного хромающее. Не могу сказать, что Владимир Валентинович по этому поводу переживал, но ему хотелось, чтобы его ценили не только как автора популярных картин, но и как режиссера, обладающего своим киноязыком.
Когда я пересмотрел «Москва слезам не верит», позвонил ему в восторге: я увидел то, что не видел ранее: как сделана картина, с какой любовью, с какой степенью профессионализма. Он спрашивал меня: «Скажи, какие детали? Ты говоришь про детали, а какие?» Я ему стал рассказывать про детали, слышал, как он был доволен, потому что он понимал, что я не просто так это говорю. Эти детали для него, как режиссера, были выращены, вынянчены, ему было важно, что это видят и понимают его коллеги.
Его сверхпопулярность у зрителей мешала коллегам его принимать. Я не могу сказать, что он страдал по этому поводу — он был сильным человеком, умел держать удар, но ему было бы очень важно и приятно, если бы его творчество изучали всерьез, воспринимали не просто как автора картин, которые показывают для публики. Этого мало для настоящего глубокого автора, а Меньшов был таким, как и его картины, в частности, «Москва слезам не верит», которую били, критиковали, мучили, и только «Оскар» ее защитил. Это картина отразила время, прошло уже 40 лет со дня ее выхода, а она такая же живая в отличие от многих фильмов, которые тогда превозносили. Потому что сделана с любовью, пылкостью, страстью, эмоцией, с тщанием профессиональным. Это великолепная работа. Что касается актерских его достижений, то они всем известны, мне было с ним работать интересно, но очень сложно — он провоцировал на площадке, проверял на прочность.
У нас сложились очень теплые человеческие отношения, он был и остается одним из немногих людей, кому я мог просто позвонить, поговорить, поздравить с праздником. Он всегда откликался, был настоящим. Он приглашал меня на свое 80-летие, а я не мог приехать — находился за границей, и мы договорились, что на 85 уж точно буду. Но не случится этих 85-ти. Надо вовремя прилетать даже из далеких краев, чтобы быть вместе, пока есть возможность».
Сергей Баталов (актер): «Смерть Владимира Валентиновича — большой удар. У меня были очень добрые отношения и с ним, и с его женой Верой Валентиновной. Ну и, конечно, огромная им благодарность за приглашение в их замечательную комедию «Ширли-мырли», можно сказать, там я получил путевку в кинематографическую жизнь.
Снимали на «Мосфильме», в первом павильоне, а там у него был кабинет, как у председателя российской оскаровской комиссии. Захожу я как-то к нему, вижу — сидит Меньшов, а на столе у него статуэтка «Оскара». А я «Оскара» никогда в руках не держал, любопытно стало, взял. А он мне говорит: «О, Серега, чужие «Оскары» брать нельзя, своего не получишь». Я отвечаю: «Ну куда там, русскому актеру, это ж надо в Америке сняться». А вот нашему режиссеру, чтобы «Оскар» получить, как оказалось, достаточно снять очень хороший фильм — «Москва слезам не верит».
На «Ширли-Мырли» был потрясающий актерский состав. Он смеялся, говорил: «У нас 17 народных артистов Советского Союза, 15 народных России, остальные заслуженные. Только два — Угольников и Баталов — не заслуженно народные». Многие пробовались на главную роль, но он выбрал Гаркалина — и не ошибся. Он любил актеров, умел с ними работать. Его все слушались, в том числе и Олег Палыч Табаков, мой учитель. Атмосфера была творческая, он не отказывался, когда что-то придумывали, включал в картину наши импровизации. В общем, хорошо было, что говорить. Жаль, что он снимал мало, редко. Но зато как метко!»
(Подготовлено по материалам РИА «Новости», ТАСС, «Газета.ру», «Известия», телеканал «360», фейсбук, пресс-служба Государственной Думы и др.)
Юлия Меньшова попрощалась с отцом в инстаграме цитатой героя Александра Михайлова из фильма «Любовь и голуби»:
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Ангелина Стречина и Павел Табаков пытаются с пользой провести время в лифте в трейлере «По любви»
Первый тизер-трейлер фильма «По любви» представила 21 декабря 2024 года кинокомпания «Наше кино». Главные роли в полнометражном дебюте режиссера и сценариста Бориса Милованова исполнили Ангелина Стречина и Павел Табаков, а также снялись Дмитрий Ендальцев, Анастасия Уколова, Ольга Прокофьева, Камиль Ларин и другие.
- Арсений (Табаков) — писатель, зарабатывающий на жизнь составлением карточек для маркетплейсов. Валя (Стречина) — начинающий дизайнер одежды, строящая карьеру в сфере моды, - сообщается в синопсисе. - Арсений и Валя живут в одном доме, в одном подъезде и родились в один день, но не знакомы друг с другом. Однажды они оба теряют работу, узнают об изменах своих вторых половинок и вдвоем застревают в лифте. Эмоции накалены до предела, сложившаяся ситуация кажется безвыходной. Чтобы отвлечься и узнать друг друга получше, Арсений предлагает Вале проверить теорию, согласно которой, если два собеседника зададут друг другу 36 определенных вопросов, они неизбежно влюбятся.
В российский прокат «По любви» выйдет 13 февраля 2025 года.
Джош Хартнетт и Дакота Джонсон присоединились к Энн Хэтэуэй в фильме «Тайный дневник Верити»
Дакота Джонсон и Джош Хартнетт пополнили каст фильма «Тайный дневник Верити» (Verity). «ИнтерМедиа» напоминает, что это экранизация одноименного романа-бестселлера Колин Гувер.
Как уже ранее было объявлено, Энн Хэтэуэй сыграет заглавную героиню – писательницу, автора триллеров Верити Кроуфорд. По данным Deadline, Хартнетт исполнит роль ее мужа Джереми, который нанимает молодую и отчаянно нуждающуюся в деньгах писательницу Лоуэн Эшли (Джонсон), чтобы она дописала книгу ее жены, оставшуюся незавершенной после загадочного несчастного случая. Оказавшись в доме, девушка пытается понять, являются ли романы Верити вымыслом или зловещим предупреждением о невменяемом психопате.
Сергей Городничий: «Хочу сыграть Остапа Бендера»
На Новый год в сети выходит музыкальное драмеди «Ландыши. Такая нежная любовь». Metro поговорило с актёром Сергеем Городничим о том, что его роднит с главным героем Лёхой, о купчинском детстве и о мечтах сыграть Бендера и сняться у Тарантино, которые он направляет в космос
Главные герои сериала — представительница «золотой молодёжи» и наследница огромного состояния Катя Орлова (Ника Здорик) и парень из простой семьи Лёха Данилин (Сергей Городничий). По случайному стечению обстоятельств герои встречаются в Вологде и на следующий день женятся, но Лёха — по любви с первого взгляда, а Катя — из-за необходимости в защите. По мере того как новобрачные сталкиваются с трудностями и опасностями, отношения между ними трансформируются, превращаясь в красивую историю любви.
Как вы попали в этот проект?
– Где-то за месяц до того, как пришло это предложение, я, записывая актёрскую визитку, озвучил мысль, что хочу притянуть к себе роль, в которой будет какая-то любовная история, но не столько романтическая, сколько про столкновение парня и девушки с разным мировоззрением, разными системами построения взаимоотношений. Я на тот момент состоял в отношениях с девушкой и думал, как находить компромиссы. И вот мне как раз такую роль и прислали. Мой герой Лёха — он за патриархальный уклад. Я сам в такой семье родился, где отец работает, а мать воспитывает детей, и поэтому во мне это есть в любом случае. А Катя — она за партнёрские отношения. И весь сериал мы наблюдаем за тем, как они пытаются сосуществовать. Возможно ли это? Должно ли это быть так узколобо или всё-таки можно использовать несколько систем при построении взаимоотношений? Так что это такой подарок мне пришёл в виде этой роли.
Вы сказали, что вы из патриархальной семьи. Отец — автослесарь. А как вас занесло в искусство?
– Я вообще тхэквондист. Семь лет я занимался тхэквондо и хотел с этим связать жизнь, пока у меня не начались проблемы со спиной и мне не сказали, что ни о каких серьёзных соревнованиях и речи быть не может. И вот что получается — семь лет я жил в диком спортивном темпе, каждый день: тренировка — учёба — тренировка, а теперь надо эту энергию куда-то девать. И тогда меня наш школьный организатор начала вовлекать во всякие зарницы, театрализованные представления, и я понял, что мне это интересно, мне это нравится. Я стал искать театральную студию и поступил в Театр юношеского творчества в Аничковом дворце, и проучился где-то два года, пока меня оттуда не выгнали за драку. А потом решил поступать в театральное, раз уж мне это нравится и у меня получается.
А ещё что у вас с Лёхой оказалось общего?
— Я родился в Купчино, что тоже очень перекликается, хотя это и не провинция, но это один из самых криминальных районов Питера. Сейчас это уже как бы адекватный район, а во времена моего детства там постоянно барыжили наркотиками, были какие-то разборки, могли бегать с пистолетами по школьному двору. Но не хочу сказать, что я был вовлечён в ту систему, я скорее был наблюдателем. Мне в принципе по жизни больше нравится наблюдать, нежели участвовать. А потом то, что я высмотрел, уже можно както конвертировать в творчество. Ещё из общего — он не размазня, он может за себя постоять, как и я. (Смеётся.) Он музыкант, играет на гитаре. Я на гитаре три аккорда знал, и за время проекта пришлось освоить гитару. Это классно, когда есть такая мотивация и дедлайн есть, это круто.
Пели тоже сами?
— Где-то сам, где-то меня будет перепевать Женя Трофимов, фронтмен группы "Комната Культуры". Но так как у нас музыкальная драмеди, продюсеры хотели, чтобы это было вокально круто. Они мне дали возможность позаниматься с педагогом. То есть я для себя опыт в любом случае взял, позанимался классно, даже, может быть, чуть-чуть вырос над собой.
Ну а дрались-то вы сами, я надеюсь?
— Дрался сам. Здесь я сразу сказал: драться буду сам, за рулём буду сам — для меня это действительно важно. И хотя там не было на самом деле никаких таких трюков серьёзных, где нужен был бы каскадёр, у нас всё же были травмы. Но в общем и целом мне, как спортсмену, интересно это всё самому проходить, даже несмотря на какую-то сложность и травмоопасность. Для полноты образа, так сказать.
То есть вы здесь больше на себя похожи, чем в предыдущих работах, например, в сериалах "Цикады" и "Калимба"?
— Да, наверное, я здесь больше всего на себя похож. Плюс ещё Саша Карпиловский — очень тонко чувствующий режиссёр. Он сам артист и поэтому понимает, как на актёра можно повлиять. Когда мы с ним разбирали сцены, он постоянно мне говорил: "Это же ты, это же про тебя". И то ли он меня убеждал в этом, то ли это действительно во мне есть, то ли и то и другое, но это работало.
А как у вас складывались взаимоотношения на площадке с вашей партнёршей Никой Здорик?
— Непросто. (Смеётся.) Как и по сюжету у нас будут складываться непростые взаимоотношения. Но так как мы понимали, что нам всё равно играть вместе, мы не ссорились в пух и прах. Но бывали стычки, когда и она упрётся — не хочет за мной идти, и я упрусь. И когда-то это помогало сцене, а когда-то Саша говорил: "Чего это вы здесь выделываете, хорош! Вам надо взаимопонимание играть, а вы дудите каждый в свою дуду". Но я как считаю: что бы ни случилось на площадке, если в итоге это работает на руку продукту, кино, это прощает любое поведение.
Вы сказали, что это музыкальное драмеди. А какой ваш любимый жанр?
— У меня нет любимого жанра, то есть всё по настроению. Когда я влюблён, мне хочется смотреть какие-то сопливые драмы, "Король Лев" или что-то подобное. Когда я хмурый, закрытый — какие-нибудь детективы, где надо думать, что-то разгадывать. Я очень люблю Тарантино. Это мой любимый режиссёр. И вообще, у меня есть такая мечта — мне хочется сняться в его десятом фильме. Я даже начинал учить английский язык. Но, в принципе, английский не так-то уж обязателен, если я ему очень сильно понадоблюсь. (Смеётся.) Но я начал учить, и он уже должен был снимать, и вдруг всё отменилось, и он сейчас о новом проекте думает. То есть я так понимаю, он ждёт меня. (Смеётся.) Всё-таки даёт мне ещё шанс стать здесь медийнее, где-то мелькнуть, чтобы ему показаться, английский подтянуть опять же. Это, конечно, такая как будто бы неисполнимая мечта, но мне нравится о ней думать, и она мне мотивацию даёт, какую-то энергию для роста.
А кого вы у него хотели бы сыграть?
— Ну, я не знаю, какой он там теперь сценарий напишет. Но вот сейчас я в космос посылаю импульсы по поводу роли байкера. Я сдал на права, купил мотоцикл Kawasaki Ninja 650, гоняю по Питеру. И мне бы хотелось какую-то подобную роль притянуть, какого-то свободолюбивого человека. Может быть, съёмки будут проходить где-нибудь на побережье океана, где он едет вдоль берега, как в "Трёх метрах над уровнем неба"...
А ещё есть какая-то роль мечты, может быть, какой-то исторический персонаж?
− Да, я очень-очень хочу дорасти до Остапа Бендера. Мне очень нравится "Золотой телёнок", где Бендер в исполнении Юрского. Вот такая роль мечты.