Рецензия на фильм Алексея Германа-младшего «Дело»: Пушкин этого не простит

Оценка: 7 из 10
Премьера драмы «Дело» прошла на Каннском кинофестивале в секции «Особый взгляд» 9 июля 2021 года. В России дистрибьютером картины станет компания All Media. Режиссёр: Алексей Герман мл. В ролях: Мераб Нинидзе, Анна Михалкова, Роза Хайруллина, Светлана Ходченкова, Александр Паль, Александра Бортич и другие.
Алексей Герман-младший ещё со своего дебютного фильма стал верным послом российского кино на главных мировых кинофестивалях. Однако в программу Каннского кинофестиваля его пригласили только сейчас – спустя 18 лет после премьеры «Последнего поезда». Это приятный сюрприз, как, впрочем, и само «Дело» — фильм-неожиданность, снятый режиссёром в карантинных условиях, пока производство большой международной картины про войну застопорилось из-за очередной волны пандемии.
Неожиданным «Дело» можно назвать ещё по одной причине: это ярко выраженное политическое кино, которое в России обычно если и снимается, то с опаской и с большими рисками так и не выйти в прокат. О политике в нашем кино либо стараются не говорить, либо прибегают к метафорам и образности, как в «Левиафане» Звягинцева. На мировой же авторской сцене к политическим фильмам привыкли, их высоко ценят (тот же «Левиафан» завоевал невообразимое количество наград), отчего и у Германа мл. есть все шансы на долгую фестивальную судьбу. Тем более что и тема его фильма хорошо знакома и крайне актуальна по сей день – домашний арест. Из-за которого, между прочим, два года назад на Каннский кинофестиваль не доехало сразу два режиссёра – иранец Джафар Панахи и наш Кирилл Серебренников, снова на этот раз пропускающий премьеру своего нового фильма на Лазурном берегу.
В фильме Германа-младшего запертым в собственной квартире оказывает Давид (Мераб Нинидзе), преподаватель литературы Серебряного века в провинциальном ВУЗе. Его обвиняют в казнокрадстве – в краже гранта на проведение научной конференции. Давид клянётся, что никаких денег он не брал, да и конференцию провёл успешно. Он подозревает, что дело сфабриковано, потому что чуть раньше запостил в свой соцсети собственное мини-расследование о том, как мэр их городка, по его сведениям, украл 5 миллионов, что выделили на памятник Петру I.
Давид – узник, но, как у Сартра (из которого, кстати, взят эпиграф к фильму), он свободен принять решение – смириться или бороться за своё освобождение. Герой нанимает адвоката, продолжает мирно протестовать, вывешивая лозунги на простыне у себя на балконе, и надеется на справедливость. Тем не менее основной «экшен» такого сюжета (суды, разбирательства, разговоры с общественностью) остаётся за кадром – мы, как и герой Нинидзе, на протяжении всего фильма заперты в его захламлённой квартире, откуда нам позволяют лишь иногда выйти прогуляться недалеко от дома.
С единством места действия львиную долю зрительского внимания утягивает на себя обстановка, в которой существует Давид. Елена Окопная, постоянный художник-постановщик всех фильмов Германа-младшего (а ещё его жена), получившая за «Довлатова» приз в Берлине, снова радует глаз внимательного зрителя. Квартира, в которой Давид живёт вместе с мамой (Роза Хайруллина), напоминает склад какого-то музея: на стене висит портрет Ахматовой, у кровати хранятся японские маски, на полке – книги Мандельштама, стихи которого Давид читает собаке. С советским поэтом герой сравнивает себя и вовсе прямым текстом: мол, его конфликт с мэром – это как конфликт Мандельштама и Сталина.
В целом многое в «Деле» проговаривается вслух и подаётся в лоб. Здесь нет особой тонкости в сценарии, как, например, у Джафара Панахи в изобретательной документальной работе «Это не фильм», где по-настоящему сидящий под домашним арестом режиссёр использовал иронию в качестве политического высказывания. Герман же не намерен сглаживать углы или завуалировано размышлять о коррупции, хотя порой в фильме всё же пробиваются нотки исконно русского абсурда. Соседи и местные жители, устроившие мини-пикет под окном Давида, уверяют, что он украл деньги не у какой-то там государственной организации, а у самого Пушкина, по их мнению, написавшего «Преступление и наказание».
Герман прямо проводит параллель между неграмотным народом и теми, кто поддерживает мэра (в контексте фильма – теми, кто отрицает коррупцию). Даже основной представитель власти предстаёт в абсурдном образе начитанного следователя (Александр Паль), с которым у Давида завязывается небольшой разговор про Оруэлла, заканчивающийся на фразе как раз в духе «1984»: лучше признайтесь, так проще будет.
Протагонист у Германа вышел противоречивым по всем пунктам. Занимается спортом, но с сигаретой в зубах. Учёный человек, но делает шаржи с изображением того, как мэр «сношается» со страусом. Интеллигентный полиглот, но хамит соседке снизу и ревнует бывшую жену. Давид – явно не тот человек, за которым хочется идти до конца, но все вокруг ему почему-то помогают, а студенты в нём души не чают (он даже поёт с ними у костра песни Шевчука, хотя эпизод, надо признать, выбивается из общей картины). Однако, как известно, у правды нет ни лица, ни харизмы, ни поступков, ни личных черт, и исходя из этого, разве человек, что стремится к правде, не заслуживает зрительской симпатии априори, каков бы он ни был по своей природе? Вопрос лицемерия, пожалуй, один из самых любопытных, что картина Германа-младшего подвешивает в воздухе.
Мераб Нинидзе, впрочем, играет безупречно, как и Александр Паль – тот ещё мастер коротких, но запоминающихся экранных появлений. Остальной же, очень даже звёздный, актёрский состав не столь очевиден. Анна Михалкова играет адвоката – персонажа, через которого фильм неуклюже пытается транслировать ряд других, ни к чему не приводящих, размытых, хоть и важных, тем домашнего насилия и женской эмансипации. Эпатажная Роза Хайруллина не изменяет себе, но её экранное время ограничено, ещё меньше его у Светланы Ходченковой, появляющейся в образе медсестры, и Александры Бортич, в буквальном смысле олицетворяющей свет в конце туннеля.
Нужно ли всегда бороться за свою правоту? Что если борьба окажется в итоге напрасной? А если приведёт к куда более плачевным последствиям? У Алексея Германа мл. на сей счёт вполне сложившееся мнение, которое требует определённой смелости, чтобы изложить его через кинематограф. «Дело» к концу могло бы свернуть в куда более радикальную и провокационную, оттого яро публицистическую, сторону, но вместо этого метит на порядок выше – к поучительно прозаическому финалу, который, кажется, только по меркам русского человека можно смело назвать счастливым.
Вадим Богданов, InterMedia
Сегодня 45 лет Юрию Чурсину

11 марта 2025 года, вторник.
«Руки вверх» дадут концерт в Москве.
32 года актрисе Джоди Комер.
40 лет актрисе Елене Берковой.
43 года актрисе Торе Бёрч.
45 лет Юрию Чурсину.
Юрий Анатольевич Чурсин родился 11 марта 1980 года в Казахской ССР. Российский актёр театра и кино.
53 года актрисе Марии Ароновой.
57 лет актёру Максиму Дрозду.
64 года кинорежиссёру Александру Войтинскому.
68 лет певцу Николаю Парфенюку.
70 лет певице Нине Хаген.
75 лет певцу Бобби Макферрину.
75 лет сценаристу и продюсеру Джерри Цукеру.
78 лет директору театра «Ленком» Марку Варшаверу.
94 года издателю Руперту Мёрдоку.
12 марта.
Паблик-ток «Интеллектуальная собственность в творческой сфере».
24 года певице Алёне Швец.
29 лет певице Мусе Тотибадзе.
40 лет певцу Stromae.
41 год актрисе Елене Аросьевой.
44 года певцу Алексею Чумакову.
46 лет певцу Питу Доэрти.
48 лет актрисе Наталии Антоновой.
53 года хореографу Егору Дружинину.
57 лет актёру Аарону Экхарту.
60 лет актрисе Татьяне Лютаевой.
64 года актёру Сергею Селину.
68 лет актрисе Татьяне Аксюте.
69 лет актрис Лесли Мэнвилл.
69 лет басисту группы Iron Maiden Стиву Харрису.
72 года порноактёру Рону Джереми.
72 года певице Ирине Понаровской.
76 лет режиссёру и сценаристу Робу Коэну.
79 лет актрисе и певице Лайзе Миннелли.
84 года кинорежиссёру Андрею Смирнову.
7 лет назад умер актёр и режиссёр Олег Табаков (1935-2018).
10 лет назад умер писатель Терри Пратчетт (1942-2015).
70 лет назад умер джазмен Чарли Паркер (1920-1955).
85 лет назад родился джазмен Эл Джерро (1940-2017).
85 лет назад родился драматург Григорий Горин (1940-2000).
90 лет назад родился сценарист Валентин Черных (1935-2012).
13 марта.
Вахтанг, Вера Вольт и Леонид Руденко: фестиваль зумерской музыки Rebel Age задаст новые стандарты.
33 года актрисе Кае Скоделарио.
36 лет актрисе Варваре Бородиной.
36 лет актёру Гарри Меллингу.
39 лет певице Жене Отрадной.
40 лет актёру Эмилю Хиршу.
57 лет актёру Андрею Межулису.
62 года актёру Вадиму Демчогу.
64 года телеведущей Елене Малышевой.
65 лет басисту группы U2 Адаму Клейтону.
70 лет исполнителю шансона Феде Карманову.
74 года актрисе Ирине Алфёровой.
75 лет актёру Уильяму Х. Мэйси.
83 года оперной певице Маквале Касрашвили.
86 лет певцу Нилу Седаке.
115 лет назад родилась дрессировщица Ирина Бугримова (1910-2001).
с
Третий сезон «Триггера» покажет Первый канал

Премьерный показ третьего сезона сериала «Триггер» стартует на Первом канале 17 марта 2025 года. «ИнтерМедиа» напоминает, что в новом сезоне к своим ролям вернутся Максим Матвеев, Игорь Костолевский, Ангелина Стречина, Светлана Иванова, Владислав Тирон, Роман Маякин, Сабина Ахмедова, Ирина Старшенбаум, Виктория Маслова, Марк Юсеф, Андрей Мерзликин, Сергей Гилёв, новых персонажей сыграли Степан Девонин, Максим Стоянов, Анастасия Уколова, Сергей Годин, Мария Андреева, теннисистка Светлана Кузнецова и другие, а режиссером стал Игорь Твердохлебов.
Главный герой, психолог Артем Стрелецкий (Матвеев), возвращается в Москву с Кирюшей (Юсеф) к семье и практике. Но его продолжают преследовать самые разные проблемы – с тяжело больным отцом (Костолевский), сестрой Катей (Стречина) и находящейся в тюрьме бывшей женой Дашей (Иванова), хотя Артём точно знает, что она невиновна, а якобы убитая ею Лера (Маслова) – жива, но как это доказать и не навлечь на себя новые неприятности?
Премьера третьего сезона «Триггера» состоялась на «Кинопоиске» осенью 2024 года.
Эфир в 22.00.
«Царевна-лягушка» стала героиней российского проката в праздничный уикенд

Фильм-сказка «Царевна-лягушка» возглавил российский бокс-офис, заработав по итогам своего первого уикенда с 6 по 9 марта 2025 года 201,3 миллиона рублей. На вторую строчку опустился лидер предыдущих трех недель – музыкальный байопик «Пророк. История Александра Пушкина» с кассой в 151 миллион, что немногим меньше, чем неделей ранее. Третье место занял приключенческий фильм «Красный шёлк», пополнивший свою копилку на 90,5 миллионов рублей.
Лишь с четвертой строчки стартовала еще одна российская новинка – биографический фильм «Роднина» (76,8 млн), а с пятой зарубежная - фэнтези «В потерянных землях» (39,6 млн).
Лидером американского проката прошедшей недели стал фантастический фильм «Микки 17» (но сборы его составили всего 19,1 миллиона долларов при бюджете в 118 миллионов), на вторую строчку опустился кинокомикс «Капитан Америка: Новый мир», на третью – «Дыхание шторма». Интересно, что вышедший одновременно в российский и американский прокат «В потерянных землях» в США не попал даже в топ-10, зато в него вернулась «Анора» на волне интереса к фильму после получения им премии «Оскар».
В мировом бокс-офисе лидером остается китайский анимационный фильм «Нэчжа побеждает Царя драконов» (а учитывая новость о покупке его для проката в европейских странах, он может сохранить первенство еще надолго). За ним следуют «Микки 17», «Капитан Америка: Новый мир», «Бриджит Джонс: Без ума от мальчишки» и «Злая: Сказка о ведьме Запада».