Рецензия на фильм Уэса Андерсона «Французский вестник»: Картонная сказка о журналистском нейтралитете
Оценка: 6,5 из 10
В Каннах в рамках основного конкурса показали фильм «Французский вестник». Приложение к газете «Либерти. Канзас ивнинг сан». Режиссёр: Уэс Андерсон. В ролях: Тимоти Шаламе, Тильда Суинтон, Билл Мюррей, Френсис Макдорманд, Эдриан Броуди, Леа Сейду, Элизабет Мосс, Кристоф Вальц, Эдвард Нортон, Сирша Ронан и др.
«Французский вестник» Уэса Андерсона — ода журналистике как профессии, реквием по уходящему стандарту журналистской этики, но одновременно и революционный кураж, радость от трансформации сферы. Это и, как часто бывает у Андерсона, антропологическое наблюдение, изложенное в виде коллажа, состоящего из трёх новелл со строго симметричными и выверенными мизансценами (привычно пестрыми и — в дань Новой волне — черно-белыми), а ещё «некролога, гида и трех художественных статей». Все это, разумеется, за авторством самого режиссёра. Такое внимание к деталям, собирающимся в единую картинку, но тут же обратно рассыпающимся на составные элементы, режиссёру в целом свойственно. И вообще, во «Французском вестнике» не встречается ничего нового для Уэса Андерсона с точки зрения киноязыка.
Сокращённого названия «Французский вестник» недостаточно, чтоб передать многоуровневую призму, через которую нам подаётся это профессиональное поле: журналистика у Андерсона имеет прообразы, например, легендарный The New Yorker, а ещё адрес: Париж-Техас, точнее вымышленный Эннюи-сюр-Блязе, большая часть которого снята в застывшем во времени Ангулеме. В названии авторы фильма предупреждают: «Французский вестник» — не исконно французская газета, а всего лишь «Приложение к газете «Либерти. Канзас ивнинг сан». Оттого и Франция здесь игрушечная, ненастоящая, походящая скорее на то, как воспринимают Францию жители Техаса и других местечек Среднего Запада. Открыточный эффект усиливает Оуэн Уилсон, который в берете и на велосипеде проводит экспресс-экскурсию по Эннюи. Он приносит с собой весь антураж алленовской «Полночи в Париже» — фильма, который тоже не может похвастаться аутентичностью, но рождает мгновенную ассоциацию с архетипическим, никогда не существовавшим, но всем знакомым образом Парижа, где элегантны и утонченны все — от официанта и карманника до секс-работницы, и, кажется, именно это Андерсону и нужно.
Кроме того, «Французский вестник» — это поклон всем уходящим, но меняющим историю эпохам. Из «Полночи в Париже» здесь не только образ города, но и любовь к началу XX века во Франции, призраки Хемингуэя, Дали (которого у Аллена играет фигурирующий и здесь Эдриан Броуди), Бунюэля, Фицджеральда и Гертруды Стайн. Первая новелла, посвященная искусству, повествует о заключенном художнике-модернисте-абстракционисте в исполнении Бенисио Дель Торо. В первой сцене с ним мы видим обнаженную Лею Сейду, которая позирует для его работы. Их отношения сложнее, чем кажется: она надзирательница, он — убийца, а Эдриан Броуди - продюсер-галерист, желающий сделать из художника «гения», то бишь звезду. Авангард в центральном Канзасе переходит в сеанс одновременного письма в духе сюрреалистов во время написания некролога требовательному редактору и основателю «Вестника» Артуру Ховитцеру-младшему (Билл Мюррей), который всегда запрещал плакать на работе и славился мастерством выдавать самые язвительные фразы во всей редакции. Однако он видел и ценил в людях писательский и журналистский талант, даже если ради него стоило идти на компромиссы — с совестью и законом. «Французский вестник» из-за своей неприкрытой иронии вообще может позволить себе двойные стандарты и неравные сексуальные отношения, но только с тем, чтобы высмеять, а ещё ошарашить, сбить с толку, одурачить, но не поощрить.
Если первая новелла — о начале XX века, то вторая посвящена 60-м, когда ландшафт одновременно журналистики и кино избороздили юные критики из Cahiers du cinéma, а на улицах гремела студенческая мертворожденная, но пропитанная жизнью и трогательным нарциссизмом молодости революция мая 68-го. Опытная журналистка и автор (Френсис Макдорманд) со студентом-шахматистом (Тимоти Шаламе) на двоих пишут «Манифест» и изучают грани, плюсы и минусы сексуальной революции. Поэтика и политика здесь не противоречат, но взаимодополняют, а в революционном движении, которое они строят, есть что-то годаровское и ерофеевское — то есть бесконечно живое, манифестирующее, пульсирующее, но одновременно фантастическое и в реальном мире заведомо обреченное. Эти поколения, которые антропологически препарирует Андерсон, расширили наше понимание текста, сформировали больше, чем журналистику и письмо, найдя в языке мир, а в мире — поэзию и слово.
Последняя новелла, пожалуй, самая слабая из всех, хотя стилизация здесь не страдает. Однако режиссёр вводит такое количество пазлов и элементов и так стремительно ускоряет нарратив, что зритель в нем утопает. Это верно и в целом для этой картины. Во внешне стройную композицию вписана декомпозиция, пиявки, черви, яды и крысы, за каждым цветочком — труп, за каждым фасадом — пустота. Фильм Андерсона напоминает нарядный подарок, который хочется разворачивать, но внутри него ничего нет. Это чистая поверхность и эстетство. Все знаменитости, которых он снимает, буквально превращаются в комедиантов — участников комедии и фарса: комический эффект рождают интерьеры, костюмы, движения, интонации. Урбанистические пейзажи Андерсона тоже походят на декорации или даже картины, как в знаменитом «Кабинете доктора Калигари» Роберта Вине, все это без преувеличения создает эффект отчуждения, безупречность множит тревогу зрителя, а отсутствие двойного дна — и вовсе доводит его до отчаяния.
Анна Стрельчук, Канны, InterMedia
«Эмилия Перес» и Ханс Циммер стали триумфаторами премии Hollywood Music in Media
Церемония вручения наград Hollywood Music in Media состоялась 20 ноября 2024 года. По три наград получили композитор Ханс Циммер и фильм «Эмилия Перес». Циммер был удостоен призов сразу за три проекта – саундтрек к фантастическому фильму «Дюна: Часть вторая», саундтрек к документальному фильму «BBC: Планета Земля III» и лучшую песню «Love Will Survive» из мини-сериала «Татуировщик из Освенцима».
Музыкальная драма «Эмилия Перес» режиссера Жака Одиара получила награды как лучший мюзикл, за лучший саундтрек к полнометражному фильму композиторов Камиль и Клемана Дюколя и лучшее исполнение песни «El Mal» актрисой Зои Салдана. Лучшим музыкальным документальным фильмом стал байопик Фаррелла Уильямса «По кусочкам».
Дайан Уоррен удостоена награды за лучшую песню «The Journey» к фильму «The Six Triple Eight»), Элтон Джон, Брэнди Карлайл, Берни Топин и Эндрю Уотт - за композицию «Never Too Late» из документального фильма «Элтона Джона: Никогда не поздно», Майли Сайрус, Ликке Ли и Эндрю Уайатт за песню «Beautiful That Way» из «Шоугёрл».
Приз за лучшую песню из анимационного фильма достался команде из пяти человек, написавшей «Kiss the Sky» из мультфильма «Дикий робот». Композитор картины Крис Бауэрс получил награду за лучший саундтрек.
За лучшие саундтреки к фильмам отмечены также композиторы Робин Керолан («Носферату»), Альберто Иглесиас («Комната по соседству»), Илан Эшкери (документальная лента «Супермен: История Кристофера Рива»), за сериалы – Аттикус Росс, Леопольд Росс и Ник Чуба («Сёгун»), Блейк Нили («Властелины воздуха») и другие.
Документальный фильм про сериал «Первый номер» выйдет перед премьерой
Премьера документального фильма «Первый номер. Предыстория» состоится в онлайн-кинотеатре Kion 26 ноября 2024 года – за шесть дней до выхода первого сезона сериала. Актеры Евгений Цыганов, Надежда Михалкова, Павел Деревянко, Александра Бортич, Ида Галич, Александра Ребенок, Игорь Верник, Александр Цыпкин, Леонид Ярмольник, Егор Корешков, Лукерья Ильяшенко и Денис Власенко, а также генеральный продюсер Игорь Мишин, автор сценария Сергей Минаев, режиссер Клим Козинский, оператор Генрих Медер и художник по костюмам Дарья Пашина поделятсяь своими эмоциями от съемочного процесса и вспомнят самые яркие сцены.
Документальный фильм «Первый номер. Предыстория» снят в формате специального выпуска видеожурнала «Лампа», разделенного на шесть рубрик: «Путь», «Светская хроника», «Дорогая редакция», «Стоп, снято!», «Дирекция моды», «Вагончик тронется». Ведущим выступил Сергей Минаев.
Создатели сериала проведут экскурсию по офису редакции «Лампы», а также покажут уникальные локации проекта, среди которых — специально построенный внутри комнаты купейный вагон. Зрители узнают о том, что «Лампа» — не просто реквизит, а настоящий журнал, созданный действующими журналистами. Среди них: бывший продюсер Esquire и автор формата «Истории кумиров» на канале «Минаев Live» Дмитрий Болдин, заместитель главного редактора «Чтиво» Сергей Зуев, арт-директор «Правил жизни» Ника Добина.
Премьера сериала «Первый номер» состоится в онлайн-кинотеатре Kion 1 декабря.
Лука Гуаданьино снимет Дэниэла Крэйга в экранизации комиксов про Сержанта Рока
Дэниэл Крэйг может сыграть главную роль в фильме «Сержант Рок» (Sgt. Rock), который разрабатывает студия DC Джеймса Ганна и Питера Сафрана. Как сообщает Deadline, режиссерское кресло предложено занять Луке Гуаданьино, а сценарий написал Джастин Куритцкес – соавтор «Претендентов» и «Квира», где Крэйг также исполнил главную роль и получил признание критиков после премьеры на Венецианском кинофестивале и номинацию на премию Европейской киноакадемии.
Детали сценария держатся в секрете, и неизвестно, о какой именно проблеме или проблемах сержанта Рока будет посвящен новый проект. Персонаж Франклин Джон Рок был создан Робертом Канигером и Джо Кубертом и впервые появился в выпуске комиксов DC 1959 года « Наша армия на войне» как солдат Второй мировой войны, служивший в пехоте. В 1977 году у него появилась собственная серия комиксов, которая выходила до июля 1988-го. Талант Рока включает в себя сбивание немецких планов из одного пистолета-пулемета и метание гранат с большой точностью. Когда у него нет оружия, он отличный уличный боец и может пережить выстрелы, у него также есть «Боевая антенна», способная обнаружить приближающегося противника.
Даты съемок пока не известны. Следующим проектом Гуаданьино должен стать фильм «После охоты» с Джулией Робертс в главной роли.