Рецензия на фильм Жака Одиара «Париж, 13-й округ»: Жить на ощупь

Оценка: 8 из 10
На Каннском фестивале показали новый фильм Жака Одиара «Париж, 13-й округ». Режиссёр уже побеждал на фестивале в 2015 году с фильмом «Дипан». В ролях: Ноэми Мерлан, Дженни Бет, Макита Самба и другие. В российский прокат лента выйдет 4 ноября 2021 года.
На первый взгляд, фильм Жака Одиара — классическое французское кино: романтическая история, много обнаженных тел, любовный треугольник, город Париж за окном, а выбранная черно-белая цветовая гамма (за исключением некоторых цветных вебкам-сцен) призвана только подчеркнуть это внешнее сходство. В то же время — это не благоговейный взгляд в прошлое, а кино о новой, современной эпохе царящего, в том числе и в Париже, многообразия, эмансипации и свободы. Это неудивительно, ведь одной из сценаристок этой картины значится Селин Сьямма, режиссер и автор сценария «Портрета девушки в огне», взявшего в 2019 году приз за лучший сценарий и квир-пальму Каннского фестиваля.
В этом году в Каннах вообще много сентиментальных и плаксивых картин о том, что человеку нужен человек, но этот фильм не столько об этом, сколько о том, можно ли оставаться собой после встречи с другим(и). Да и что это вообще такое быть собой в мире, где все стремительно изменяется и течёт? Для визуализации такого антуража и обстоятельств французский режиссёр выбирает очень подходящее место — 13-й округ Парижа, где мультикультурализм широко представлен не только из-за многообразия внутри французского общества, но и за счет большого количества интернациональных студентов. Кроме того, этот фильм во многом дестигматизирует женскую сексуальность и все возможные способы самовыражения — иными словами, все способы жить эту жизнь, будь то знакомства в Тиндере, неуместный и несвоевременный секс или наоборот — общение по интернету без какого-либо телесного подтекста.
При создании фильма Одиар вдохновлялся «Энни Холл» Вуди Аллена и «Ночью у Мод» Эрика Ромера, но это и не удивительно: в кадре у Одиара деконструируются отношения между людьми, вплоть до смены гендерных ролей. Хотя благодаря истории, в которой героиня Ноэми Мерлан Нора сходится душами с очень похожей на себя вебкам-моделью под ником «Амбер Свит», «13-й округ» куда больше напоминает сюрреалистическое клонирование у Дэвида Линча (в том числе в картине «Малхолланд драйв»), где внешняя схожесть героинь дополняется каким-то нарциссическим влечением. Но одновременно и любовной связью между двумя потерянными душами, а блондинистый парик только усиливает визуальное сходство между двумя фильмами.
Постоянной темой картин Одиара является разнообразие, инклюзивность. Французы в принципе иначе, чем американцы и мы, понимают гражданственность и национальность. Француз — не тот, в чьих жилах течёт галльская кровь, но тот, кто является частью этого сообщества и (возможно) этой культуры. Оттого разнообразие в фильме Одиара и выглядит так органично. Его внимание обращено не столько к социальному детерминизму, сколько к экзистенции потерянного или не очень поколения.
Студентка Сьянс По и певица безответно влюбляется в соседа по квартире, профессора французского, после романа на одну ночь. У него же свои планы на жизнь и свободу. Норе из Бордо — 33 года, но сейчас принято учиться всю жизнь, поэтому она поступает в Париж и тоже переезжает в 13-й район. Их отчаяние и одиночество сопровождаются любовью к независимости и выраженным нехотением делать что-то по необходимости, в том числе, например, проводить время с семьей. Хочется не уступать в своём желании, но оно всегда требует нехватки, незаконченности, незавершённости, оттого и одолевает депрессия и хандра — главные болезни XXI века.
13-й район Парижа — не та Франция, которую все привыкли видеть. Здесь нет толп туристов, Эйфелева башня видна разве что издалека, а совсем рядом располагаются Латинский и Китайский кварталы и новое здание Сорбонны на Рю-де-Тольбиак — в них кипит зарождающаяся жизнь, а не попытки дожить уже существующую. И хоть тема комиксов-новелл Адриана Торино, на которых основывается фильм, — романтическая любовь, в фильме без сомнения режиссёр признаётся в любви ещё и этому округу.
Персонажи Одиара любовь проигрывают, перформативно приживают — в тех или иных ипостасях от доминации до подчинения, от нежности до насилия, от маскулинного до феминного спектра, от гетеронормативности и мизогинии до принятия. Одиар внимательно исследует настоящее во всех его шероховатостях и трещинках: в экстазе от волшебной таблетки любви MDMA и печальном бэд-трипе после внезапного отказа, тоталитарных стандартах красоты, разрушении стереотипов об отсутствии женского юмора и так далее. Самые щепетильные (они же порой самые вульгарные моменты) появляются под засветленный негатив. Одиар в «13-м округе», в отличие даже от похожих, недавно вышедших «Малкольма и Мэри» от создателя «Эйфории» или фильма Филиппа Гарреля «Соль слез», не засиживается ни в сюжетном, ни в формальном жанровом каноне.
Делая фильм в первую очередь о личном, а не о политическом (вопреки своему обыкновению), режиссёр все же не оставляет в стороне второе — находит возможность поругать за недавние реформы образования Макрона посредством возмущения одного из персонажей. Он поднимает социальную проблематику в микросообществах, поставив вопрос об эпизодической оправданности насилия: Нора, когда ее принимают за Амбер и начинают буллить, разбивает телефон и без зазрений совести бьет своих обидчиков. Она умело расставляет свои границы, но, как оказывается, совсем мало успевает уделить времени на исследование себя: ей понадобилось 10 долгих лет и ещё несколько месяцев в Париже, чтобы понять, кого она хочет любить. Чтобы пройти путь от непринятия тела и телесности, от отвращения и объективации к согласию. В этом году в Каннах много фильмов о любви, но из всех этот самый честный, потому что никто понятия не имеет, как любить, а с эпохой постсекса идиллия не наступает, как бы обратного не хотелось, а впереди — лишь забвение, поэтому остаётся пробовать и продолжать жить на ощупь.
Анна Стрельчук, Канны, InterMedia
Эллен Помпео и Марк Дюпласс удочеряют странного ребенка в трейлере «Хорошей американской семьи»

Первый трейлер сериала «Хорошая американская семья» (Good American Family) представил 19 февраля 2025 года. Главные роли в 8-серийном фильме, основанном на реальной истории, исполнили Эллен Помпео, Марк Дюпласс и Имоджен Рид, а также снялись Дуле Хилл, Кристина Хендрикс, Сарайю Блю, Дженни О'Хара и др.
- Эта захватывающая драма о супружеской паре со Среднего Запада, которая усыновляет девочку с редкой формой карликовости, - сообщается в синопсисе. - Но когда они начинают воспитывать ее вместе со своими тремя биологическими детьми, вокруг ее возраста и происхождения возникает тайна, и они постепенно начинают подозревать, что она может быть не той, за кого себя выдает. Пока они защищают свою семью от дочери, которую они привыкли считать угрозой, она ведет свою собственную битву, чтобы противостоять своему прошлому и тому, что ее ждет в будущем, в схватке, которая в конечном итоге разворачивается в таблоидах и зале суда.
Сценаристом, исполнительным продюсером и шоураннером проекта является Кэти Роббинс («Санни», «Последний магнат»), а режиссером - Лиз Гарбус («Исчезнувшие», «Гарри и Меган»).
Премьера состоится 19 марта на Hulu и Disney+.
«Финист. Первый богатырь» выйдет онлайн вместе с фильмом о фильме

Онлайн-премьера фильма «Финист. Первый богатырь» состоится на Start 22 февраля 2025 года. «ИнтерМедиа» напоминает, что это масштабный блокбастер с восточным колоритом, который расширяет сказочную киновселенную «Последнего богатыря» и рассказывает предысторию полюбившихся персонажей. Главные роли в картине режиссера Дмитрия Дьяченко сыграли Кирилл Зайцев, Кристина Строителева, Юлия Пересильд, Елена Яковлева, Федор Добронравов, Сергей Лавыгин, Федор Гамалея, Софья Зайка, Артем Гайдуков, Нариман Утакаев, Иван Батарев, Сергей Марухин, Петр Янданэ и др.
По сюжету, Финист Ясный Сокол отправится из Белогорья за новыми свершениями в непростое путешествие, которое приведет его в восточные земли, где богатырь поймет простую истину — один в поле не воин.
Фильм вышел в российский прокат 1 января 2025 года и стал не только одним из лидеров новогоднего бокс-офиса, но и самой кассовой частью кинофраншизы «Последний богатырь», заработав почти 2,5 миллиарда рублей.
Одновременно с онлайн-премьеров сказочного блокбастера подписчикам станет доступен фильм о его создании. Проекта. Авторы ленты расскажут, с какими вызовами пришлось столкнуться съемочной группе во время фантастической по красоте экспедиции в Казахстан, представят интересные факты о новых и уже хорошо знакомых персонажах и раскроют секреты уникального по объему и размаху кинопроизводства: от декораций до компьютерной графики.
Крис Пайн снимется в криминальном триллере Ноа Хоули

Крис Пайн («Стартрек», «Чудо-женщина») сыграет главную роль в фильме «Nowhere Fast». Как сообщает Variety, сценаристом и режиссером проекта выступит Ноа Хоули (сериал «Фарго», «Люси в небесах»). Криминальный триллер расскажет о преступнике из маленького городка в Техасе, который непреднамеренно убивает племянника своего босса. Подробности проекта пока держатся в секрете.