Елена Блиновская отправится в колонию на пять лет«Анора» с Юрой Борисовым стала триумфатором «Оскара»Леонид Агутин и Татьяна Куртукова стали победителями премии «Виктория»Музыка для Масленицы: «Курские песни 2.0» перезапустили тренд на Slavic CoreАктер Джин Хэкмен и его жена умерли в один деньПремьер Большого театра Денис Родькин сыграет свадьбу с Элеонорой СевенардAmazon получит контроль над кинофраншизой о Джеймсе Бонде после ухода ее продюсеров«Бруталист» и «Конклав» стали триумфаторами премии BAFTAУмер актер Олег СтриженовЖизель Бундхен стала трижды мамойBlack Sabbath воссоединятся ради прощального концерта Оззи ОсборнаМари Краймбрери ждет ребенка от ДавыБейонсе и Кендрик Ламар стали триумфаторами «Грэмми»Постмодернистский шансон: автор «Колымы» представил альбом про нейросети и Илона МаскаЛили Коллинз стала мамой«Воздух» и «Любовь Советского Союза» получили «Золотых орлов»Умерла икона 1960-х Марианна ФэйтфулВлади из «Касты» признан иноагентомЮра Борисов номинирован на «Оскар»У Евгения Кулика родился сын Лотерей

Андрей Айрапетов: «Профессионалы не хотели снимать музыку, а любители, видимо, не могли»

постер к фильму

О ФИЛЬМЕ «ДЖАЗИСТ», ПОСВЯЩЕННОМУ ЛИДЕРУ ГРУППЫ «АРСЕНАЛ» АЛЕКСЕЮ КОЗЛОВУ

— Вообще-то я удивлен, что фильм про Козлова не сняли еще лет 30 назад. Про кого еще снимать, как не про него? В результате, как истинный «человек эпохи возрождения» и «мастер на все руки», Козлов сделал сам про себя два неплохих фильма. Ну а миссия нашего фильма — рассказать об этом человеке и показать, как в разные сложные исторические периоды можно экспериментировать с формами, содержанием и при этом сохранить себя и войти в историю.

О РАБОТЕ НАД ФИЛЬМОМ «ДЖАЗИСТ»

— По стечению объективных и субъективных обстоятельств я общался с Алексеем Козловым всего один раз. И за этот раз удалось опросить его обо всех основных вехах его жизни. А вот всякие неявные, но интересные вещи типа кризиса жанра, провалов, семьи и других джазистов, остались мало освещенными. Не то чтобы он не хотел отвечать, а просто я не успел его об этом спросить, надеясь на следующую съемку, которой пока не случилось. Конечно, такие вещи делают фильм более глубоким и интересным. Но всё же ограниченный хронометраж диктует свои условия и заставляет отказываться от того, что выпадает из ритма фильма. <…> За спиной не стояли ни продюсеры, ни советчики, знающие «как было» или «как сделать лучше». Так что этот фильм я сделал в два, а то и в три раза быстрее, чем предыдущие. Алексей Семенович предоставил мне весь свой архив, а подробности мы с обсуждали по телефону. В клубе Козлова мы сняли все интервью, три месяца ушло на монтаж и один месяц на то, чтобы всё довести до ума. Уложился в полгода. Хочется выразить благодарность и другим участникам фильма, которые, несмотря на пандемию, согласились участвовать в фильме и предоставили свои архивы для работы.

О СОЗДАНИИ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ФИЛЬМОВ

— Если бы я умел рисовать и имел приятный голос, то делал бы фильмы один. Шутка! В создании документального фильма обычно участвует около десяти человек: сценарист, режиссер, оператор, монтажер, художник, продюсер, администратор, аниматор, звукорежиссер и закадровый голос. Это такая микрогруппа. В бюджетных фильмах людей гораздо больше. Мне пришлось объединить в себе почти все эти ипостаси (кроме художника и голоса). Не потому что мне очень нравится это всё делать, а потому что у меня нет знакомых профессионалов и меломанов одновременно, согласных работать целый год за небольшой гонорар.

В этом деле без энтузиазма никак. Приходится почти всё делать самому, что, конечно, отвлекает от основной режиссерской линии. Насчет аппаратуры: раньше нужны были дорогостоящие кинокамеры, кинопленка, операторы, осветители, свет и монтажный стол. Теперь достаточно режиссера-оператора, пары цифровых фото-, видеокамер, хорошего микрофона и компьютера с монтажной программой. Пожалуй, всё.

О ПРОБЛЕМАХ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДОКУМЕНТАЛИСТИКИ

— Мне кажется, что основная проблема отечественной музыкальной документалистики — отсутствие инфраструктуры. Нет специализированных киностудий, телеканалов или телепередач, как в советские времена. Есть два кинофестиваля. Один про политику, другой в основном про иностранцев. Народ вроде хочет смотреть отечественную документалистику, но ему тупо негде об этом узнать. Ну а основное преимущество перед советскими временами в том, что с приходом цифрового видео документальные фильмы стало делать гораздо легче и дешевле.

О НАВЫКАХ, ПРИОБРЕТЕННЫХ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ НА ТВ И НА СЪЕМКАХ КЛИПОВ

— Пригодилось всё! Так получилась, что я всегда любил учиться и до сих пор продолжаю этим с удовольствием заниматься. Всё детство я провел на киносъемочных площадках отца — он был известным оператором. Потом почти десять лет учился в киношколах. Больше десяти лет учился телевидению, работая на нем. Следующие десять лет ушли на обучение корпоративным фильмам, музыкальным видеоклипам и видеоарту, а сейчас я учусь делать каждый свой следующий фильм чуть лучше предыдущего.

О ТОМ, ПОЧЕМУ МАЛО ФИЛЬМОВ О ЗВЕЗДАХ РОКА 80-90-Х

— Так исторически сложилось, что в Союзе, а потом и в России кино шло отдельно, а музыка — отдельно, и они почти никогда не пересекались. Не считая прекрасного студенческого фильма «Шесть писем о бите», до 1980-х почти нет видеохроники концертов, интервью и приличных аудиозаписей. Остались только любительские фотографии. В 1984 году в СССР приезжает американка Джоанна Стингрей с любительской видеокамерой, и начинается видеоистория советского рока.

Ее предыдущее отсутствие, наверное, можно оправдать тем, что профессионалы не хотели или им не давали снимать музыку, а любители, видимо, не могли — любительские кинокамеры были дорогие или вовсе не продавались. А вот почему сейчас почти никто не занимается музыкальной документалистикой, я не знаю. Есть подозрение, что из-за того, что мало платят, не так, как на ТВ, рекламе и сериалах.

О ФИЛЬМАХ, ОПРЕДЕЛИВШИХ ЛИЦО ДОКУМЕНТАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО КИНО В НАШЕЙ СТРАНЕ

— Это уже упомянутые «Шесть писем о бите», дипломная работа выпускника ВГИКа Алексея Ханютина. Она считается первым советским рок-фильмом. Там мы видим и слышим «Машину времени», «Високосное лето», «Рубиновую атаку» и другие советские рок-группы 1970-х, видим реакцию на них представителей разных поколений. В 1981 году вышла игровая короткометражка «Иванов» с Борисом Гребенщиковым в главной роли. В 1987-м — эпохальный фильм Алексея Учителя «Рок», его я посмотрел в кинотеатре и решил, чем хочу заниматься. Лучше этой картины в жанре «рокьюментари» так ничего и не сделали.

В рамках телевизионного проекта Александра Липницкого «Еловая Субмарина» вышло много интересных и, к сожалению, мало кому известных телефильмов про «Аквариум», «Кино», «Зоопарк», «Звуки Му». В Питере есть студия «Хрущевка», они уже сделали несколько отличных фильмов про музыку своего города и не только.

Ну и невозможно не упомянуть два игровых фильма Сергея Соловьева: «Асса» и «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви». Очень грамотная и вдохновенная работа с саундтреком и с музыкантами в кадре. Лучшего в нашем игровом кино и не было, наверное. Не зря современный фильм «Лето» (режиссер Кирилл Серебренников. — Прим.ред.) временами подозрительно напоминает «Ассу».

(Алексей Певчев, «Известия», 09.06.21)

«Мосфильм. Золотая коллекция» поздравит женщин «Девчатами» и «Служебным романом»

кадр из фильма

Марафон советских фильмов в честь Международного женского дня проведет телеканал «Мосфильм. Золотая коллекция» 8 марта 2025 года. Его откроет картина «Самая обаятельная и привлекательная» о сотруднице конструкторского бюро Наде Клюевой в исполнении Ирины Муравьевой в 8.40. В 10.10 зрителям покажут мелодраму «Одиноким предоставляется общежитие», в которой Наталья Гундарева сыграла сваху Веру Голубеву. За эту роль артистку назвали лучшей актрисой года по версии читателей журнала «Советский экран».

Программу продолжит — в 11.45 — комедийный детектив «Ищите женщину», в 14.30 телеканал покажет двухсерийный фильм «По семейным обстоятельствам». В 16.55 зрители смогут увидеть комедию «Девчата», роль в которой принесла актрисе Надежде Румянцевой международную известность и почетное прозвище «Чарли Чаплин в юбке». Мелодрама «Москва слезам не верит» будет транслироваться в 18.35. Завершит праздничный марафон в 21.30 фильм «Служебный роман».

Фото: кадр из фильма "Девчата"
Теги: киномарафон, 8 марта, Мосфильм. Золотая коллекция
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Национальная федерация музыкальной индустрии попросила Министерство культуры повысить ставки за «сиротскую» музыку

04.03.2025 13:03 Музыка Рубрика: Хроника
Pixabay

Национальная федерация музыкальной индустрии (НФМИ), объединяющая, по ее данным, почти 50% музыкального рынка России, попросила Министерство культуры пересмотреть предложенные ставки отчислений за использование так называемых сиротских произведений. Под этим термином понимаются произведения музыки, фотографий или книг, чей автор или правообладатель либо неизвестны, либо не выходят на связь. Соответствующее письмо НФМИ было направлено на имя министра культуры Ольги Любимовой, сообщает РБК.

Правила использования произведений неизвестных авторов были приняты летом 2024 года и вступили в силу в октябре. Предложившие новые нормы депутаты и сенаторы, среди которых были председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко и думский депутат Павел Крашенинников, объяснили свою инициативу высоким уровнем развития цифровой среды: «Объекты в ней доступны, а отыскать их владельца зачастую очень сложно».

Теперь перед тем, как использовать «сиротскую» музыку, заинтересованное в этом лицо должно сначала попытаться установить правообладателя и выйти с ним на связь. Результаты этой проверки должны быть представлены в аккредитованную организацию по коллективному управлению правами (ОКУП). В течение ближайшего года такой организацией выступает Российское авторское общество (РАО). Если произведение действительно признают «сиротским», на него может быть предоставлено право использования на условиях возмездной неисключительной лицензии. Плата за использование такой музыки должна зачисляться на номинальный счет, который ведет РАО. Сейчас происходит процесс разработки подзаконных актов, которые регламентируют работу по новым правилам.

Как «ИнтерМедиа» сообщало ранее, Комитет РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям скептически оценил в декабре 2023 года предложения по поправкам законопроекта о «сиротских» произведениях. В январе 2025 года Министерство культуры предложило новый проект постановления правительства об утверждении правил расчета и ставок вознаграждения за использование «сиротских» произведений. Согласно документу, за разные формы использования таких произведений предлагается и разный порядок выплат. Например, размер вознаграждения за продажу отдельно взятых экземпляров будет определяться фиксированным разовым платежом. Его размер будет рассчитывать РАО, но он не должен быть ниже 2 тыс. руб. за каждое используемое произведение, умноженное на общее количество экземпляров, плюс дополнительные процентные отчисления от отпускной цены. Для литературных произведений, например, это будет 8%, для музыки — 9%, для фотографий — 10%.

Вопросы у представителей музыкальной индустрии вызвал пункт проекта, который определяет размер вознаграждения за «доведение произведений до всеобщего сведения». Чаще всего это публикация в интернете или на стриминговом сервисе, то есть один из наиболее распространенных способов монетизации композиций. Если будет возможно определить фактическое количество пользователей, послушавших ту или иную музыку, Минкультуры предлагает ввести динамическую шкалу платежей. За первые 300 тыс. прослушиваний этот платеж будет составлять 40 коп. за один раз (то есть максимум, по подсчетам РБК, 120 тыс. руб.), за последующие прослушивания сверх этой планки до 1,5 млн — 29 коп. (то есть максимально за эти прослушивания плюс 240 тыс. руб.), за 1,5–3 млн прослушиваний — 10 коп. и далее в сторону уменьшения ставки вплоть до 4 коп.

Сейчас к документу готовится заключение об оценке регулирующего воздействия. В ближайшее время он должен быть направлен в правительство.

Представленные ставки вознаграждения существенно и иногда в несколько раз «в худшую сторону» отличаются от рыночных расценок за дистрибуцию музыки в интернете, говорится в письме НФМИ в Минкультуры. Это, по мнению профильной ассоциации лейблов, может привести к нарушению прав и законных интересов правообладателей произведений, изначально признанных «сиротскими», а также наследников авторов и исполнителей. Причем сами ставки вознаграждений, как отмечается в письме, остаются коммерческой тайной правообладателей.

Кроме того, низкие ставки вызывают опасения, что у пользователей и организаций по коллективному управлению авторскими правами не будет мотива полноценно искать авторов произведений, предупреждают в НФМИ.

В качестве альтернативного варианта НФМИ предлагает сохранить ставку 40 коп. за первоначальные 300 тыс. прослушиваний. Но за все, что превышает этот показатель, ввести выплаты по 20–30 коп. за прослушивание.

Эмир Кустурица раскритиковал «Анору»

©АО Коммерсантъ/Fotodom

Эмир Кустурица негативно высказался о фильме «Анора». «ИнтерМедиа» напоминает, что лента стала триумфатором на 97-й церемонии вручения премий Американской Академии кино и телевизионных искусств «Оскар», которая состоялась 2 марта 2025 года.

- Огромная ошибка думать, что «Анора» — хорошая картина, - заявил «АиФ» Эмир Кустурица. - Там ничего нет! Ни героя, ни высказывания, ни человеческой истории. Есть лишь богатый сынок, влюбившийся в проститутку, и родители, которые не хотят, чтобы он был с ней. Всё! Как такой фильм стал победителем фестиваля в Каннах?! Не знаю!.. Президентом жюри была режиссёр (американка Грета Гёрвиг. — Прим. «ИнтерМедиа»), сделавшая фильм «Барби» и думавшая, вероятно, только о рынке. Она даже не понимает, что совершила ошибку, дав главный приз «Аноре». Это ошибка с точки зрения морали, эстетики.

Тем не менее, Эмир Кустурица довольно высоко оценил в «Аноре» роль Юры Борисова, которого до этого видел в нескольких кинопроектах:

- В двух или трёх — до того, как посмотрел этот плохой фильм («Анора». — Прим. «ИнтерМедиа».). Но вот что я понял: Юра — один из тех, кто способен сыграть даже собаку. По-моему, он может всё. Природа!

Позитивно высказался Эмир Кустурица и о Никите Михалкове:

- Да, я полюбил его фильмы, когда ещё был студентом пражской киношколы. Мне нравятся «Раба любви», интерпретация Чехова («Неоконченная пьеса для механического пианино». - Прим. «ИнтерМедиа».). В 1989-м на кинофестивале в Москве мы впервые встретились с Никитой. И с тех пор часто видимся — я бываю у него, он у меня.

Также Эмир Кустурица рассказал о сложном отношении к нему на Западе из-за его пророссийской позиции:

- Хотя во Франции недавно неожиданно отреставрировали снятые мною в 1990-е годы «Аризонскую мечту» и «Андеграунд» и пустили их в прокат в крупнейшем кинотеатре Парижа. Вообще же на Западе со мной работать не хотят, потому что я поддержал Россию. Зато Россия будет работать со мной. И это прекрасно!

Источник: Аргументы и факты Фото: ©АО Коммерсантъ/Fotodom
Теги: Эмир Кустурица, критика, Анора
β 16+