Рецензия на фильм Брюно Дюмона «Суперзвезда»: Франция, которую хочется любить и ненавидеть
Оценка: 7 из 10
Российская премьера французской драмы «Суперзвезда» состоялась на 6-м кинофестивалеStrelka Film Festival by KION. В прокат лента выходит 14 октября 2021 года. Режиссёр: Брюно Дюмон. В ролях: Леа Сейду, Бланш Гарден, Бенжамин Биолэй и другие.
Брюно Дюмон – режиссёр, обладающий ярко выраженным самобытным стилем, занимающий важное и заметное место на современном кинематографическом ландшафте Франции, но при этом автор, продолжающий раскалывать своими фильмами аудиторию напополам. За всю свою карьеру, начавшуюся 25 лет назад с триумфа в Каннах, Дюмон не снял ни одной картины, имевшей либо безоговорочный успех у зрителей, либо разочаровавшей фестивальную публику. И пусть чаще всего его фильмы работают по принципу «люблю или ненавижу», можно закономерно сделать вывод, что творчество Брюно Дюмона не способно оставить равнодушным никого. Уже за это режиссёра можно ценить на вес золота.
Дюмон, однако, не собирается почивать на собственных лаврах, снимая похожие друг на друга фильмы с перекрёстными темами и общей отстранённо-поэтичной стилистикой, принёсшей ему когда-то мировое имя. У него в послужном списке есть и нетипичный байопик про бывшую любовницу Родена, скульптора Камиллу Кродель, напоминающий скорее «Хрусталёв, машину!», нежели консервативные ленты в духе «Фриды». Есть и музыкальная дилогия – история про Жанну д'Арк в стилистике рок-оперы, и историческая плутовская комедия абсурда, и даже собственный детективный телесериал в двух частях.
Его новый фильм с намеренно помпезным и громким названием «Франция» (опошленным до безобразия нашим прокатчиком до «Суперзвезды» – к чему, в принципе, сам режиссёр отнёсся бы с иронией) можно смело считать ещё одной попыткой отойти в сторону. В сторону, как выяснилось, Рубена Эстлунда и Армандо Ианнуччи – на территорию социально-политической сатиры, где Дюмону, по правде говоря, не очень комфортно находиться.
Красавица Франс де Мер (Леа Сейду) – журналистка номер один во всей Франции. На пресс-конференции с Макроном она смело и нагло упрекает президента в беспомощности (Дюмон в этой сцене играет в Земекиса, компьютерно вписав историческую личность в вымышленную реальность фильма – представить такой художественный жест в отечественном кино попросту немыслимо). Этот инцидент только укрепляет позиции Франс в медиа, поэтому ей выделяют собственное телевизионное шоу в праймтайме: для него она снимает эксклюзивные репортажи из разных горячих точек – из лодки с беженцами или из обстреливаемой террористами деревни. Перед смелостью и харизмой Франс никто не может устоять, но однажды она на машине сбивает мигранта, и тут её жизнь потихоньку начитает идти под откос.
Синопсис неспроста нашёптывает, что есть в «Суперзвезде» ещё и нотки «Код неизвестен» Ханеке, и последних фильмов Аки Каурисмяки – «Гавра» и «По ту сторону надежды», однако тему «у привилегированных богатых белых французов случается кризис личности после драматической встречи с мигрантом» Дюмон вычерчивает по-своему – с фирменным цинизмом. Хотя, конечно, «Суперзвезда» у него получилась не настолько злой сатирой, как «Кенкен» или «В тихом омуте», и его коронная мизантропия здесь не такая концентрированная, как во «Фландрии» или «Вне сатаны». Да что там уж говорить, в общем и целом, «Суперзвезда» — это самый нетипичный для Дюмона фильм Брюно Дюмона.
Выделяется он в первую очередь несвойственной французу стерильно-глянцевой визуализацией, смахивающей на среднестатистическую телевизионную постановку. От подобного сюжета ожидать гротеска «Камиллы Клодель», экспрессивности «Омута» или на крайний случай живописности «Хадейвейх», самого красивого фильма режиссёра, конечно же, никто бы не стал. Но всё же «Суперзвезда» снята слишком академично для презирающего такую академичность Дюмона. В этом можно было бы попытаться разглядеть умысел – безжизненно показать безжизненность современных французских масс-медиа, тонущих в собственном же лицемерии и цинизме, – подай его режиссёр тоньше и острее, но с этим у «Суперзвезды» большие проблемы.
Одна из особенностей кинематографа Дюмона кроется в его непревзойденной работе с персонажами и актёрами. Он любит раздевать своих персонажей до набора базовых инстинктов и архетипичных черт характера, достигая тем самых схожести с библейскими сюжетами и притчами с христианскими мотивами. Здесь же Дюмон обращается к стилистическому приёму, использованному им в «Человечности», он вооружается синекдохой, чтобы через образ главной героини очертить образ целой страны. Франс (для русского зрителя имя созвучно с названием страны не очевидным образом) предстаёт перед нами ровно такой, какой мы привыкли представлять Францию: красивой и элегантной, женственной и уверенной в себе, уязвимой и эмоциональной, оттого плаксивой и склонной к рефлексии. У неё много внутренних проблем и терзаний, натянутые отношения в семье и резкий гуманистический позыв в сторону бедного мигранта – всё это современная Франция, которую Дюмон олицетворил великолепной Леа Сейду.
У Сейду героиня, опять же, не типично «дюмоновская». Режиссёр вообще большой сторонник типажного кастинга, чаще всего приглашая на роли характерных, внешне специфичных непрофессионалов. Как правило, любимый дюмоновский персонаж – сельский дурачок (или дурочка) с животным набором чувств, примитивным мировоззрением и противоречивым моральным компасом. Но иногда всё же проскакивают профессиональные актрисы, исполняющие героинь с творческой натурой – Екатерина Голубева, Жюльет Бинош и вот теперь Леа Сейду, тем не менее, выбивающаяся из галереи режиссёра своей подкупающей неформатностью. Однако кино от этого хуже не становится, наоборот, многие его шероховатости затмеваются неземной красотой француженки, которая здесь всячески пытается оживить местами совершенно инородные мелодраматические эпизоды.
В середине фильма сатира, глянец и карикатура на мир современной журналистики внезапно отходят на второй план, уступая едва заметному проблеску искренности, гуманизма и созерцательности (как только действие переносится в швейцарские Альпы). В этих освещающих и бодрящих эпизодах Дюмон прослеживается в своей чистейшей форме – как постановщик с удивительно едким чувством юмора и несравненной наблюдательностью. Затем, правда, мы снова возвращаемся в мир притворства и двойственности, на которых «Суперзвезда», сравнительно неудачный и наименее радикальный фильм Дюмона, строит всю свою коммуникацию со зрителем, отчего в конечном счёте каждый останется по-своему обманут.
Вадим Богданов, InterMedia
Юная красавица покоряет сердца мужчин в трейлере «Партенопы»
Трейлер фильма «Партенопа» (Parthenope) представила 21 ноября 2024 года студия А24. Это драма о юной неаполитанке, которая покоряет сердца мужчин. Однако девушка мечтает не о любви, а о карьере в науке.
Главные роли в новой картине режиссера Паоло Соррентино исполнили Селесте Далла Порта, Стефания Сандрелли, Гари Олдман (в роли культового американского писателя и лауреата Пулитцеровской премии Джона Чивера), Сильвио Орландо, Луиза Раньери, Пеппе Ланцета, Изабелла Феррари, Дарио Аита.
Мировая премьера «Партенопы» состоялась в мае на Каннском кинофестивале, в итальянский прокат фильм вышел в октябре, а в российский его выпустит 26 декабря кинокомпания «Атмосфера кино».
«Эмилия Перес» и Ханс Циммер стали триумфаторами премии Hollywood Music in Media
Церемония вручения наград Hollywood Music in Media состоялась 20 ноября 2024 года. По три наград получили композитор Ханс Циммер и фильм «Эмилия Перес». Циммер был удостоен призов сразу за три проекта – саундтрек к фантастическому фильму «Дюна: Часть вторая», саундтрек к документальному фильму «BBC: Планета Земля III» и лучшую песню «Love Will Survive» из мини-сериала «Татуировщик из Освенцима».
Музыкальная драма «Эмилия Перес» режиссера Жака Одиара получила награды как лучший мюзикл, за лучший саундтрек к полнометражному фильму композиторов Камиль и Клемана Дюколя и лучшее исполнение песни «El Mal» актрисой Зои Салдана. Лучшим музыкальным документальным фильмом стал байопик Фаррелла Уильямса «По кусочкам».
Дайан Уоррен удостоена награды за лучшую песню «The Journey» к фильму «The Six Triple Eight»), Элтон Джон, Брэнди Карлайл, Берни Топин и Эндрю Уотт - за композицию «Never Too Late» из документального фильма «Элтона Джона: Никогда не поздно», Майли Сайрус, Ликке Ли и Эндрю Уайатт за песню «Beautiful That Way» из «Шоугёрл».
Приз за лучшую песню из анимационного фильма достался команде из пяти человек, написавшей «Kiss the Sky» из мультфильма «Дикий робот». Композитор картины Крис Бауэрс получил награду за лучший саундтрек.
За лучшие саундтреки к фильмам отмечены также композиторы Робин Керолан («Носферату»), Альберто Иглесиас («Комната по соседству»), Илан Эшкери (документальная лента «Супермен: История Кристофера Рива»), за сериалы – Аттикус Росс, Леопольд Росс и Ник Чуба («Сёгун»), Блейк Нили («Властелины воздуха») и другие.
Документальный фильм про сериал «Первый номер» выйдет перед премьерой
Премьера документального фильма «Первый номер. Предыстория» состоится в онлайн-кинотеатре Kion 26 ноября 2024 года – за шесть дней до выхода первого сезона сериала. Актеры Евгений Цыганов, Надежда Михалкова, Павел Деревянко, Александра Бортич, Ида Галич, Александра Ребенок, Игорь Верник, Александр Цыпкин, Леонид Ярмольник, Егор Корешков, Лукерья Ильяшенко и Денис Власенко, а также генеральный продюсер Игорь Мишин, автор сценария Сергей Минаев, режиссер Клим Козинский, оператор Генрих Медер и художник по костюмам Дарья Пашина поделятсяь своими эмоциями от съемочного процесса и вспомнят самые яркие сцены.
Документальный фильм «Первый номер. Предыстория» снят в формате специального выпуска видеожурнала «Лампа», разделенного на шесть рубрик: «Путь», «Светская хроника», «Дорогая редакция», «Стоп, снято!», «Дирекция моды», «Вагончик тронется». Ведущим выступил Сергей Минаев.
Создатели сериала проведут экскурсию по офису редакции «Лампы», а также покажут уникальные локации проекта, среди которых — специально построенный внутри комнаты купейный вагон. Зрители узнают о том, что «Лампа» — не просто реквизит, а настоящий журнал, созданный действующими журналистами. Среди них: бывший продюсер Esquire и автор формата «Истории кумиров» на канале «Минаев Live» Дмитрий Болдин, заместитель главного редактора «Чтиво» Сергей Зуев, арт-директор «Правил жизни» Ника Добина.
Премьера сериала «Первый номер» состоится в онлайн-кинотеатре Kion 1 декабря.