Рецензия на сериал «Сцены из супружеской жизни»: Бергман для миллениалов
Оценка: 7 из 10
Премьера мини-сериала «Сцены из супружеской жизни» состоялась на видеосервисе Амедиатека 13 сентября 2021 года. Режиссёр: Хагай Леви. В ролях: Джессика Честейн, Оскар Айзек, Николь Бахари, Кори Столл, Сунита Мани и другие.
Главный вопрос, возникающий при встрече с современным ремейком мировой классики прошлого, всегда один и тот же: «Зачем?». Неужели так трудно включить оригинал – пусть и с субтитрами (уточнение для американцев) – чтобы прикоснуться к произведению, оказавшему влияние на несчитанное количество других семейных драм о разводах и понять, что «Крамер против Крамер» Бентона и «История о супружестве» Баумбака далеко не самые оригинальные картины на заданную тему? Что говорите? Оригинал устарел? Во-первых, Бергман априори устареть не может. Во-вторых, несмотря на то, что сериал вышел в 1983 году (даже и полвека ещё не прошло, хотя среднестатистическому миллениалу этого времени хватило бы пережить минимум два развода), «Сцены из супружеской жизни» Ингмара Бергмана значительно опередили своё время и по сей день не потеряли ни актуальности, не своей смысловой ценности. Жаль, правда, люди всё ещё не научились друг с другом разговаривать.
Современное переосмысление «Сцен из супружеской жизни» взял на себя израильский сценарист и продюсер Хагай Леви, у которого за плечами уже есть одна семейная сага – сериал «Любовники» для канала Showtime. На этот раз он трудится (ещё и в качестве режиссёра всех 5 эпизодов) над проектом HBO – очевидно, канал возлагает на него большие надежды, раз привёз «Сцены из супружеской жизни» даже на Венецианский кинофестиваль. Из Швеции конца 20 века события переместились в Америку наших дней, где абсолютно тот же знакомый сюжет приобрёл новые оттенки в контексте современности со всеми её удобствами и зависимостями. Мира и Джонатан (американизированные варианты имён Марианна и Йохан) всё так же после 10 лет брака проходят через аборт, отчуждение, развод, возрождение чувств, страсть, похоть, измены, понимание и все тонкости уму не постижимых отношений мужчины и женщины.
А пока вы любуетесь эстетичными видами Нью-Йорка, дизайнерскими решениями внутри дома и уютными кадрами окружающего района, перечислим, кто снимается в сериале. В роли Миры – пламенная Джессика Честейн, а Джонатаном стал харизматичный Оскар Айзек. Они уже снимались вместе в отличной криминальной драме Джея Си Чендора «Самый жестокий год», поэтому им оказалось просто восстановить былые экранные отношения и вывести их на принципиально новый уровень. Возвращаясь ко всё ещё подвешенному в воздухе вопросу «зачем?», сериал сам же на него и отвечает практически сразу: ремейк оправдывает своё существование уже тем, что он в полной мере даёт насладиться потрясающей игрой Честейн и Айзека, чья экранная химия – главный аргумент Хагая Леви в споре с критиками самого факта ремейка.
Но талантливая актёрская игра – это, отсылаясь к оригиналу, не то, что спрятано под ковриком. Она очевидна и была таковой ещё на стадии производства сериала – вряд ли кто-то мог усомниться в талантах Айзека и Честейн, тем более их опыту в эмоциональной разговорной драме. Есть же в новых «Сценах из супружеской жизни» ещё ряд отличий от оригинала, которые могут удержать смотревших версию 83-го (или 84-го, в виде фильма) зрителей у экрана и не дать им повеситься от постоянного чувства дежа вю. Начнём с формальных. В самом начале, перед тем как взять у Миры и Джонатана интервью, девушка просит уточнить местоимения, которые каждый из присутствующих предпочитает использовать в обращении к себе. На этом моменте сразу вспоминается Чарли Кауфман и его «Муравечество» с постоянными ироничными кивками в сторону тоталитарной политкорректности современного американского общества.
В другой сцене Оскар Айзек, посмотрев порно на своём ноутбуке, идёт в наушниках по дому на кухню, чтобы перекусить купленными в магазине здорового питания уже приготовленными макаронами. Такой модернистский подход даже Бергману не снился, хотя, надо отдать должное, современный контекст добавляет баллов аутентичности сериалу Хагая Леви и позволяет ему, например, даже ввести межрасовую супружескую пару в сюжет (Николь Бахари и Кори Столл). Мелочь, а приятно.
Однако есть в новом прочтении и пара радикальных перемен. Не секрет, что из 6 серий оригинала получился 5-серийный ремейк. Хагай Леви решил выкинуть второй эпизод, посвящённой разговорам о сексуальной жизни супругов (кого этим удивишь в 2021-м, когда уже существует сериал «Сексуальное просвещение»?) и сразу перейти к адюльтеру во втором эпизоде. Тут-то и происходит, так скажем, главный сериальный твист. Изменяет не муж, как у Бергмана, а жена – героиня Честейн. Гендерные роли поменялись. Отсюда мини-сериал HBO выруливает в совершенно иную смысловую плоскость, подключая общественные предубеждения, как известно, по-разному расценивающие измены мужчин и женщин.
У Бергмана в условном состоянии потерпевшей была жена, поэтому Лив Ульман сияла в сериале заметно ярче своего экранного партнёра. Здесь же вместе с перетасовкой ролей пришла и смена перераспределения актёрской нагрузки в тандеме. В новой версии в центре внимания уже мужчина, уязвимый и хрупкий, жалкий и сильный, любящий и обманутый, отсюда всё же вырисовывается некоторое превосходство Оскара Айзека, его попросту больше, а роль у него ярче и значительнее.
Второе весомое и для многих, вероятнее всего, противоречивое нововведение – это мета-контекст сериала, открывающий каждый эпизод. Нам показывают актёров, Айзека и Честейн, за несколько мгновений до начала съёмок – в окружении съёмочной группы в масках (про ковид не забыли), декораций, чтений сценария и мимолётных советов от режиссёра. Так, например, в начале второй серии Оскар Айзек, пока идёт на локацию съёмки, обсуждает с Хагаем Леви, что его характер персонажа отличается от прототипа из сериала Бергмана. Затем звучит закадровое «Action», и актёр растворяется в своём образе, хотя нам до сих пор кажется, что вокруг него стоят всякие ассистенты, а слева да справа – бутафория, но внезапно камера или монтаж показывают, что всё – перед нами уже кино. Подход крайне необычный, но в нём определённо что-то есть. Придаёт событиям сериала ещё один слой, мета-нарратив, будто обращающийся уже непосредственно ко зрителю, мол, смотри, это всё игра, театрализированная постановка, эти отношения не реальны – в отличие от твоих. Именно в этот момент и приходит понимание, зачем всем нам снова понадобились «Сцены из супружеской жизни».
Вадим Богданов, InterMedia
Умер продюсер «Крёстного отца» Эл Радди
Американский продюсер Эл Радди скончался 25 мая 2024 года в возрасте 94 лет в Медицинском центре Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. О его смерти сообщает Variety со ссылкой на семью покойного.
Альберт Стотленд Радди родился 28 марта 1930 года в Монреале, Канада, но вскоре его семья переехала в Нью-Йорк. Эл после окончания Школы архитектуры Университета Южной Калифорнии работал программистом в Rand Corporation, но хотел заниматься кино. Первый успех на этом поприще пришел к Радди, когда он написал в 1965 году сценарий ситкома про нацистский лагерь для военнопленных «Герои Хогана».
После этого и еще нескольких телепроектов студия Paramount предложила молодому человеку заняться продюсированием фильма «Крестный отец», потому что не хотели тратить много на непопулярный тогда гангстерский жанр и знали, что Радди хорошо работал в рамках маленького бюджета. Во многом благодаря энтузиазму молодого продюсера проект удался (несмотря на многочисленные проблемы) и завоевал 11 «Оскаров», один из которых получил сам Эл. О создании «Крёстного отца» был в 2022 году снят сериал «Предложение», где Радди выступил в качестве автора сценария и продюсера, а его образ воплотил на экране Майлз Теллер.
После успеха «Крестного отца» Эл сконцентрировался на экшне и сделал несколько фильмов с Бертом Рейнолдсом - «Гонки «Пушечное ядро», «Самый длинный ярд» (и два его ремейка). В 1990-х как сценарист и продюсер работал над культовым сериалом с Чаком Норрисом «Крутой Уокер». Среди других его продюсерских и сценарных проектов «Матильда», «Смертельная охота», «Прощай, король», «Пленники небес», «Костолом», «Саботаж» и др.
В 2005 году Радди получил свой второй «Оскар» за спортивную драму Клинта Иствуда «Малышка на миллион». В 2021 году Радди и Иствуд сняли вестерн «Мужские слезы». За свою карьеру Эл был удостоен двух французских премий «Сезар», двух итальянских премий Давида ди Донателло и премии USC Scripter Award. Он получил также награду за выдающиеся заслуги на Шанхайском кинофестивале.
Шон Бин станет главарем ливерпульской банды
Шон Бин исполнит главную роль в эпическом криминальном сериале BBC под рабочим названием «Это наш город» (This City is Ours). Как сообщает Deadline, автором идеи, главным сценаристом и продюсером проекта выступит Стефен Бутчард («Последнее королевство», «Хороший коп»), режиссерское кресло займет Сол Дибб («Последняя битва», «Отравления в Сосбери»). Еще одним продюсером станет Саймон Малони, работавший вместе с Бином над сериалом «Срок», за который актер получил премию BAFTA. Съемки пройдут в Ливерпуле, где и будет происходить действие телефильма.
Шон сыграет главаря местной банды Ронни Фелана, а главным героем станет его молодой друг Майкл Квана (Джеймс Нельсон-Джойс). Юноша впервые влюбляется и пытается решить, каким будет его будущее и какой выбрать жизненный путь, в то время как их банда распадается на глазах.
В касте также заявлены Ханна Онслоу («Империя света») в роли девушки Майкла Дианы Уильямс, Джек Макмаллен («Срок») в роли сына Ронни Джеми Фелана, Лаура Айкман («Арчи»), Кевин Харви («Скрытое»), Сирша-Моника Джексон («Девчонки из Дерри»), Майк Ноубл («Длинная тень»), Бобби Шофилд («Эрик»), Дарси Шоу («Цветная комната») и Стивен Уолтерс («Джентльмен в Москве»).
Гарри Бардин снимает новый мультфильм «Плач на все времена» с помощью краудфандинга
Гарри Бардин запустил краудфандинг на производство своего нового анимационного фильма «Плач на все времена» на Planeta.ru. По словам автора, фильм будет «про евреев, про их тяжёлую судьбу, и как они выбираются из этой ситуации, когда вокруг их все ненавидят, а они живут вопреки». Кампания стартовала в конце марта 2024 года и продлится до 1 августа (к концу мая собрана половина необходимой суммы - 1,5 миллиона рублей из 3 миллионов). Среди лотов: открытки, именные сертификаты, сборники мультфильмов, футболки и многое другое. В апреле и мае на первые собранные деньги были записаны музыка и хор для фильма, созданы куклы и декорации, а в июне Гарри Бардин собирается приступить к съемкам.
В последние режиссер создает свои картины исключительно благодаря народной поддержке, собирая средства на Planeta.ru. За это время в проектах Гарри Яковлевича приняли участие более пяти тысяч человек и при их участии свет увидели пять фильмов: «Три мелодии», «Слушая Бетховена», «Болеро 17», «Песочница» и «Ave Mariа». Кроме того, были собраны средства на ремонт студии Гарри Бардина, которая, увы, находилась в аварийном состоянии, и оплату услуг ЖКХ. Краудфандинг помог студии продолжать работу и поддержать помещение киностудии в рабочем состоянии.
- Производство мультфильма — это долгий, кропотливый, ручной труд большой команды, - сообщается на странице кампании. - У мультипликационой студии Гарри Бардина нет крупных спонсоров, грантов и другой материальной поддержки. Именно краудфандинг, как способ финансирования, объединяющий вокруг идеи друзей и единомышленников, помогает нам реализовывать такие масштабные задумки. Вклад Гарри Бардина в мировую анимацию бесценен. Он создает удивительные миры, непохожие друг на друга. Его фильмы любимы и детьми, и взрослыми.