Рецензия на фильм Григория Добрыгина «На близком расстоянии»: Танцы под насваем
![кадр из фильма](https://cdn1.intermedia.ru/img/news_x400/362478.jpg)
Оценка: 7 из 10
Премьера фильма «На близком расстоянии» состоялась в основном конкурсе 32-го «Кинотавра», в российский прокат картина выходит 28 октября 2021 года. Режиссёр: Григорий Добрыгин. В ролях: Ксения Раппопорт, Нурбол Уулу Кайратбек, Пётр Рыков, Виктория Мирошниченко и другие.
Григорий Добрыгин на 32-м «Кинотавре» предстал в двух амплуа. В качестве актёра короткометражного фильма, где он сыграл комическую роль русского аристократа, испытывающего определённые трудности перед дуэлью (талантливо снятый фильм «Герой», получивший в итоге приз жюри короткометражного конкурса), и в качестве режиссёра своего второго полного метра. Его дебют «Sheena667» тоже был показан в конкурсе сочинского смотра, поэтому возвращению Добрыгина на побережье Чёрного моря никто не удивился, а, наоборот, с учётом высокого качества первого фильма, критическое сообщество предвкушало, куда приведут творческие изыскания самобытного автора в этот раз.
Несмотря на то, что действия фильма «На близком расстоянии» проходят в большом Питере (а не в крошечном Вышнем Волочке, как в дебюте), масштаб картины стал заметно меньше и достиг ощущения камерности. Во многом этому помогает временной контекст – период пандемии, сковывающий людей от лишних перемещений и контактов с людьми. Некогда востребованная известная актриса с международным именем Инга (Ксения Раппопорт) берёт к себе домой свалившегося в обморок у порога её дома курьера-мигранта из Средней Азии. Они друг друга совсем не понимают, однако языковой барьер – не помеха для Инги, чтобы помочь бедному и больному юноше (его, кстати, играет непрофессиональный актёр Нурбол Уулу Кайратбек). Чем он болен? Коронавирусом? Чем-то похуже? Или, может быть, ничем вовсе?
Неспешный темп повествования, тем не менее, припас немало резких сюжетных поворотов, не позволяющих предугадать вектор движения фильма. Добрыгин манипулирует со временем не бездумно – «На близком расстоянии» часто вызывает ассоциации с вдумчивым европейским авторским кино. Здесь читается влияние и «Скрытого» Ханеке (диск с которым прячется на полке Инги вместе с фильмом Попогребского «Как я провёл этим летом») – та же камерная эстетика и протагонист-интеллектуал. Вдобавок, узнаётся поздний Каурисмяки с его тонким, граничащим с абсурдом, чувством юмора и мотивами гуманизма, объединившими одинокого финна и сирийского беженца в «По ту сторону надежды» ровно так же, как Ингу и её доставщика еды.
Кино Григория Добрыгина про нехватку эмпатии – её и так было мало, а со всеми этими социальными дистанциями и ограничениями образовался настоящий дефицит. Пандемия здесь выступает всего-навсего в роли формалистского фона, призванного отчётливее выразить удушливое чувство одиночества, испытываемого героями фильма Добрыгина ничуть не в меньшей степени, чем героями фильмов Карвая. Инге не хватает человека рядом – отношения с сыном после возвращения из Италии (там она снималась в картине итальянского режиссёра) натянуты, это не произносится, но видно, что сыну трудно даются постоянные переезды и адаптация в новой школе. С мужем развелась (или разводится), поэтому огромная квартира преимущественно пуста. Героиня пытается как-то заполнить образовавшийся внутри из-за отсутствия любви вакуум с помощью социальных сетей, но лайки от подписчиков – это не то же самое, что и биение чьего-то сердца в унисон с твоим.
Во многом темы «На близком расстоянии» — это продолжение тем «Sheena667», поднимавшей вопросы человеческой близости, условности расстояний (в качестве преломляющего фактора выступал интернет) и поисков общего языка у людей, живущих под одной крышей. Но с учётом затрагиваемых современных реалий самоизоляции Добрыгин болезненно давит на синяки общества, вызванные участившимися за период пандемии актами домашнего насилия. Тема абьюза в семье вообще одна из центральных на нынешнем «Кинотавре»: что в «Дне мёртвых» Рыжакова, что в «Оторви и выбрось» Соколова насилие в семье показано как укоренившаяся в национальном сознании «традиция», с которой проще смериться, нежели выносить сор из избы. Добрыгин изображает ту же плачевную ситуацию, но, естественно, по-своему.
Ещё «На близком расстоянии» неплохо работает как эдакий мета-фильм. Раппопорт играет версию самой себя – в одной из сцен она статуэткой «Ника» пытается выбить дверь, хотя «Ники»-то у неё как раз нет, лишь «Золотые орлы», награды за лучшие женские роли «Кинотавра», ММКФ и, внимание, Венецианского кинофестиваля. В Венеции её наградили за роль в итальянском фильме «Двойной час», именно о съёмках в этой картине ностальгирует Инга.
Важен также технический момент, а именно магия двух Ксений. Оператором выступает талантливая Ксения Середа, уже снимавшая в своём объективе Раппопорт в драме Владимира Битокова «Мама, я дома» (её показывали на «Кинотавре» днём ранее), поэтому в экранном присутствии актрисы нет никакого недопонимания со стороны оператора и тем более режиссёра. Добрыгин даёт достаточно пространства своим актёрам, хватает и для танца под насваем, и для запечатления полного спектра переживаний Инги в кульминационной сцене на заднем сидении полицейского «бобика».
Если дебют Григория Добрыгина был своеобразным инди-фильмом единичного разлива, напоминающим работы участников «Сандэнса», то «На близком расстоянии» — кино европейской породы, чей особый темпоритм и смысловые акценты выдают в его авторе человека высоких кинематографических вкусов.
Вадим Богданов, Сочи, InterMedia
Лето в деревне полно приключений в трейлере «Денискиных рассказов»
![постер к фильму](https://cdn1.intermedia.ru/img/news_x400/393257.jpg)
Трейлер фильма «Денискины рассказы» представила 17 февраля 2025 года кинокомпания «Атмосфера кино». «ИнтерМедиа» напоминает, что главные роли в картине режиссера Артемия Драгунского исполнили Роман Панков, Александр Пашутин, Анна Пескова, Дмитрий Ендальцев, Ольга Волкова, Алексей Цурило, Максим Матузный, Олег Каменщиков, Светлана Суханова, Татьяна Сабинова, Татьяна Орлова, Валентина Мазунина, Евгений Зарубин. Продюсеры - Сарик и Гевонд Андреасян
- Лето — это маленькая жизнь, а для Дениса Кораблева еще и полная удивительных приключений, - сообщается в синопсисе. - Его семья во главе с бабушкой отправляется на дачу, провести три месяца каникул на свежем воздухе. Дениске предстоит завести новых друзей, впервые влюбиться и отправиться в захватывающее путешествие во имя этой самой любви!
В российский прокат «Денискины рассказы» выйдут 17 апреля.
Фильм Алекса Гарленда «Под огнем» выйдет в России в апреле
![кадр из фильма](https://cdn1.intermedia.ru/img/news_x400/393256.jpg)
Локализованный трейлер фильма «Под огнем» (Warfare) обнародовала 17 февраля 2025 года кинокомпания «Вольга». Главные роли исполнили Джозеф Куинн, Космо Джарвис, Уилл Поултер, Тейлор Джон Смит, Ной Сентинео, Чарльз Мелтон, Энрике Сага. После совместной работы над «Падением империи» режиссер Алекс Гарленд вновь объединил усилия с военным экспертом Рэем Мендосой, на этот раз выступившим полноценным соавтором картины и прототипом одного из главных героев.
- Ирак, 2006 год. Боевая группа «морских котиков» оказывается в самом центре вражеской территории, - сообщается в синопсисе. - Они — элитные бойцы, закаленные тысячами часов изнурительных тренировок. Но ничто не могло подготовить их к осаде, в которую они попали. Теперь им предстоит пережить самые напряженные часы своей жизни и любой ценой спасти друг друга.
Фильм фактически реконструирует 90-минутное сражение в Ираке, в котором участвовал Мендоса и его сослуживцы. Действие происходит в режиме реального времени: вместе с героями зрители проживут напряженную до предела осаду, воссозданную с невероятной точностью.
- Как-то раз мы просто начали говорить об этом фильме, - вспоминает Алекс Гарленд. - До этого я и не знал, как давно Рэй хотел его снять. Моя роль состояла лишь в том, чтобы помочь Рэю рассказать эту историю. В картине используется традиционный киноязык: крупные планы, средние планы, общие планы, вставки. Но мы имитировали режим реального времени... Конечно, это не съемка одним кадром, но мы придерживались хронометража в итоговом монтаже. Удивительным образом это дало нам возможность работать со сценографией, почти как в театре.
В российский прокат «Под огнем» выйдет 10 апреля.
Подруги и приматы пишут новую историю матушки России в трейлере «Двух холмов»
![онлайн-кинотеатр Start](https://cdn1.intermedia.ru/img/news_x400/393250.jpg)
Первый тизер-трейлер третьего сезона сериала «Два холма» представил 17 февраля 2025 года онлайн-кинотеатр Start. Ролик коротко показывает события первого и второго сезонов и обозначает основной сюжет третьего. Его события происходят спустя полгода после того, как «матушка Россия» оказалась отключены от искусственного интеллекта Ларисы после ее диверсии. Подруги и приматы вынуждены сплотиться еще больше, чтобы выжить. Зиму они пережидают в полуразрушенном московском метро, объединившись под руководством Барона (Владимир Епифанцев). Неожиданно к ним присоединяется Анатолий (Виктор Васильев) – бывший начальник Деда (Валерий Скорокосов). Он приехал в столицу, чтобы создать новую нейросеть.
- У нас будут свои купола, свои принтеры, свой искусственный интеллект, - обещает подругам и приматам Анатолий.
- Они продолжат строить дивный новый мир, - сообщают титры.
К своим ролям в новых эпизодах вернутся также Анна Снаткина, Пелагея Невзорова, Светлана Камынина, Андрей Скороход, Жанна Эппле, Филипп Бледный, Ольга Веникова, Дмитрий Белоцерковский, Константин Федоров, Жаннатбек Керимбаев, Владислав Юдин, Владимир Курцеба, Марина Кондратьева, Марина Богатова, Арина Постникова, Илья Лыков, Владислав Ветров, Олег Комаров, Денис Моисеев, Полина Шашуро и другие. Режиссером стал Сергей Малюгов.
Премьера третьего сезона «Двух холмов» состоится на Start этой весной, дата будет объявлена позже.