Рецензия на фильм «Агнец»: Вернёмся к нашим баранам

Оценка: 7 из 10
Скандинавская драма «Агнец» выходит в российский прокат 28 октября 2021 года. Режиссёр: Вальдимар Йоханнссон. В ролях: Нуми Рапас, Хильмир Снайр Гвюднасон, Бьёдн Хлинур Харальдссон и другие.
С природой шутки плохи. Об этом мы хорошо знаем и по «Парку Юрского периода» Спилберга, и по «Вторжению динозавра» Пона Джун-хо, и по множественным реинкарнациям «Годзиллы». Прямолинейно или метафорично, фильмы о пагубном вмешательстве человека в естественный ход вещей, как правило, доказывают одну извечную истину – природа всегда найдёт способ постоять за себя. И чем больше ей наносит урон человек, тем безжалостнее будет реакция. Кинематографисты для экранизации этой истины нашли идеальную форму – форму жанрового кино, где абстрактность природы приобретает вполне конкретное, зачастую монструозное обличие, тем самым нагляднее показывая цену человеческого безразличия, пренебрежения, эгоизма и безответственности.
Образ последствий атомной катастрофы в лице Годзиллы – пожалуй, до сих пор сильнейший, к которому мировой кинематограф смог прийти. Годзилла появился на свет благодаря культурному коду японской культуры, в котором оказался тонко зашифрован мощный экологически-политический посыл. Культурный код в основе фильма – это так же и формула успеха яркого дебюта исландца Вальдимара Йоханнссона «Агнец», наделавшего немало шума на прошедшем Каннского кинофестивале. «Агнца» едва ли можно вписать в ряд упомянутых экологических манифестов, хотя бы потому что это кино совсем иного масштаба, иной авторской интонации, а фантастический элемент оригинально вписан в богатый исландский фольклор, придающий дебюту Йоханнссона должный уровень аутентичности.
В центре истории – бездетная пара, ведущая фермерское хозяйство в окружении могучих гор, с которых к ним часто спускается густой туман. Этот туман, тем не менее, не может скрыть их одиночества – не только по отношению к любым другим человеческим существам на километры вокруг, но и глубоко внутри них – там, где уже давно должна была цвести любовь к собственному дитю. Но однажды происходит странное – одна из их овец разрождается ягнёнком, при первом взгляде на которого супруги понимают, что это либо дар с небес за их страдания, либо чудо природы, забота о котором – их полное право и новый смысл жизни.
Холодные молчаливые пейзажи природы и точно такие же сцены человеческих взаимоотношений стали своеобразной фишкой исландского кинематографа. В 2015 году по европейским фестивалям прокатилась с успехом другая лента о парнокопытных – «Бараны» Гримура Хаконарсона, выигравшие «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля и отправленные представлять страну на «Оскаре» (безрезультатно). Бараны и одиночество фигурируют и в ещё одном заметном исландском фильме последних лет – «Белый, белый день» Хлинюра Палмасона. Но то всё были ленты близкого к реализму толка, «Агнец» же – самая настоящая притча с вполне неожиданными фэнтезийными элементами. Медленное повествование, состоящее в первой главе (всего три) из практически бессловесных эпизодов совместного быта, впрочем, сразу захватывает зрителя харизматичной скандинавской эстетикой, вниманием к деталям и подвешенным в воздухе напряжением от того, что ты попросту не представляешь, что последует далее. А дальнейшие события отчасти напоминают сюжет-перевёртыш другого фолк-хоррора A24, фильма «Ведьма» Роберта Эггерса.
Тем не менее, перед нами всё же не хоррор, как многие ошибочно позиционируют кино перед его показом. Главный ужас, с которым взаимодействует Вальдимар Йоханнссон, это ужас от потери ребёнка, что супружеская пара испытала в прошлом (если в первой главе трагедия лишь очерчена, то в третьей мы узнаём обо всём подробнее). Именно те печальные события становится катализатором и заодно ключом к пониманию дальнейших странностей в фильме, через которых проходят Мария (Нуми Рапас) и Ингвар (Хильмир Снайр Гвюднасон) как заново обретшие счастье супруги, как получившие второй шанс родители и как люди, поставившие себя выше природы.
Йоханнссон делает высокую ставку на атмосферу отстранённости и уединённости в своём дебюте: свист ветра становится эмбиент-саундтреком фильма, горные ландшафты и речные устья насыщают происходящее свежим воздухом, кино отказывается от однозначности места и времени – стремится к практически религиозной универсальности, из-за которой «Агнец» утяжеляется лишней библейской высокопарностью. Однако периодически вся эта притчевая претенциозность надламывается под собственным весом – местами попросту невозможно сдержать смех от абсурдности происходящего, из-за чего зритель невольно покидает тщательно воссозданный ареол мистической тайны и оказывается в не до конца сформированном жанровом кино, страдающим от типичных проблем дебюта.
Йоханнссон (будем надеяться, пока что) не очень умело распоряжается сменой тональностей и теряется в собственных же, чрезмерных недосказанностях. Если в первой главе сюжетный минимализм ощущается единственно верным художественным решением, то с появлением ещё одного персонажа – Петура, брата мужа – повествование отходит немного не в ту сторону и только отвлекает настроившегося зрителя на глубоко атмосферное созерцательное кино лишними телодвижениями и закосами под «артхаусные» шаблоны. Зачем был нужен Петур как персонаж? Показать двойственность исландской души (что под шкурой стильно причёсанного волка в кожаной куртке тоже кроется агнец и бывшая звезда электронной музыки)? Или, может быть, показать всю брутальность исландского «Убера» (везут в багажнике, бросают посреди дороги)?
У «Агнца» есть свой хорошо узнаваемый скандинавский стиль и достаточный национальный колорит, чтобы с кинематографической точки зрения стать одним из самых заметных дебютов европейского авторского кино за этот год. Пусть картина Вальдимара Йоханнссона всё же ощущается неровной и тонально сбивающей с толку, её универсальная притчевость, разряженная атмосфера горной глуши, гипнотизирующая медлительность, красивый исландский кот и как никогда выразительная Нуми Рапас гарантируют оригинально преподнесённый, наглядный урок уважительного отношения к природе. Иначе сэр Баран придёт и по вашу душу.
Вадим Богданов, InterMedia
Вышел трейлер фильма «Литвяк» о легендарной военной летчице

Первый трейлер фильма «Литвяк» обнародовала 19 февраля 2025 года киностудия «28 панфиловцев». «ИнтерМедиа» напоминает, что картина режиссера и сценариста Андрея Шальпоа посвящена Лидии Литвяк, которая стала самым результативным летчиком-истребителем среди женщин во время Второй мировой войны. Главные роли исполнили Полина Чернышова, Виктория Соловьева, Евгений Ткачук, Петр Рыков, Полина Пушкарук, Иван Бровин, Андрей Некрасов и др.
- Дорогие друзья! Трейлер – мудреная штука. Хочется, чтобы он рассказал обо всем и при этом сохранил все интриги, - говорят создатели фильма. - Хочется, чтобы зритель захотел посмотреть кино, но потом, во время просмотра, испытал бы восторг и удивление, увидав что-то впервые. Хочется, чтобы трейлер оправдывал ожидания, но при этом выделялся на общем фоне, запоминался и вызывал чувства. Одним словом – сложный жанр. Сегодня мы публикуем трейлер нашего фильма «Литвяк». До релиза ещё несколько месяцев и мы очень рады, что можем наконец показать вам кусочек материала, создаваемого вместе с вами! Чем больше людей узнают о нас, тем лучше!
«ИнтерМедиа» напоминает, что работа над фильм «Литвяк» началась в 2019 году, деньги, как и на предыдущую картину студии «28 панфиловцев» собирали с помощью крадуфандинга. Планировалось, что фильм выйдет в 2021 году, но в результате съемки удалось завершить лишь летом 2024-го.
Картину выпустит в российский прокат 30 октября кинокомпания «Атмосфера кино».
Джуди Грир и Александр Скарсгард переживают трагедию с сыном в трейлере «Эрика Лару»

Трейлер фильма «Эрик Лару» (Eric Larue) обнародовала 18 февраля 2025 года кинокомпания Magnolia Pictures. Это режиссерский дебют актера Майкла Шеннона, где главные роли исполнили Джуди Грир, Александр Скарсгард, Элисон Пилл, Пол Спаркс, Трейси Леттс, Энни Пэррис, Кейт Аррингтон и другие.
Главные герои история – родители мальчика по имени Эрик Лару, который застрелил трёх своих одноклассников. Супруги по-разному переживают произошедшее. Мать Дженис (Грир) двигается по жизни, как в тумане, и не может избавиться от гнева и разочарования. В то время как ее муж Рон (Скарсгард) нашел убежище в церкви, Дженис трудно искать утешения в своей вере, несмотря на мольбы пастора исцелить ее раны, встретившись с матерями жертв ее сына.
- Большинство фильмов кажутся мне похожими на укол, - говорит Майкл Шеннон. - Вы вводите иглу, нажимаете на поршень, и пленка вставляется в кассету, а за ней быстро следует любой желаемый эффект: восторг, катарсис и т. д. Я не хотел делать укол. Я хотел создать карту леса, который пугает, но через который нужно пройти. И даже с картой вы можете не найти дорогу. Но вы должны попытаться.
Премьера «Эрика Лару» состоялась в 2023 году на фестивале «Трайбека» и еще нескольких киносмотрах. В американский прокат фильм выйдет 4 апреля, а 11-го состоится его онлайн-релиз.
Минди Кейлинг получила звезду на Аллее славы в компании Б.Дж.Новака

Актриса, продюсер и сценаристка Минди Кейлинг удостоилась именной звезды на Аллее славы Голливуда. Церемония закладки состоялась 18 февраля 2025 года. Активное участие в мероприятии принял друг и коллега Минди – актер Б.Дж.Новак, с которым они снимались в сериале «Офис» и играли постоянно расстающихся любовников Райана и Келли. С тех пор они также вместе работали в различных проектах, Новак снимался и в ее сериале «Проект Минди». Известно, что актеры встречались в реальной жизни с 2004 по 2007 год, а некоторые поклонники актрисы даже подозревают, что именно Би Джей является отцом троих детей Минди – 7-летней дочки Кэтрин, 4-летнего сына Спенсера и годовалой дочки Энн¸ - тем более что актриса держит в тайне свою личную жизнь.
- Минди уважает и понимает славу очень интуитивно, потому что в дополнение к тому, что она блестящий и невероятно успешный шоураннер, невероятная мать троих детей, глубокая и заботливая дочь, а также друг и наставник для многих, — заявил Новак в своей поздравительной речи.
Поддержать Кейлинг пришли также Маколей Калкин, Бренда Сонг, Пурна Джаганнатан и другие.
Накануне церемонии Минди дала интервью, в котором рассказала о своих ближайших планах. Одним из ее проектов станет комедия «Не подходит для работы» (Not Suitable for Work), которую покажет Hulu. Это история пяти одержимых работой двадцатилетних, которые стремятся к профессиональному успеху и, если у них есть время, к личному счастью в самом гламурном районе Манхэттена, Мюррей-Хилл. Минди написала сценарий и будет продюсировать сериал. А в конце февраля на Netflix состоится премьера сериала «Президент команды», продюсером которого также выступила Кейлинг. Минди порадовала и поклонников кинофраншизы «Блондинка в законе», рассказав, что они с Дэниэлом Гуром в декабре 2024 года закончили работу над черновым сценарием третьего фильма.