Рецензия на фильм Эдгара Райта «Прошлой ночью в Сохо»: Лондона бывает много

Оценка: 7 из 10
Фильм ужасов «Прошлой ночью в Сохо» выходит в российский прокат 25 ноября 2021 года. Режиссёр: Эдгар Райт. В ролях: Томасин МакКензи, Аня Тейлор-Джой, Мэтт Смит, Теренс Стэмп, Дайана Ригг и другие.
Эдгар Райт славится своим отличным вкусом. Его регулярные списки, рекомендации, короткие заметки о музыке, старых фильмах, любимых режиссёрах каждый раз напоминают, что едва ли сыщется ещё один такой же сумасшедший британец-синефил, в голове которого знаний о кино, кажется, ничуть не меньше, чем у заокеанского коллеги Тарантино. Понимание и любовь к мировой классике у Райта естественным образом переросли в основу его творческого метода (частью которого так же стали фирменный гиковский юмор, особенности эмоционально-повествовательного монтажа и свободное заигрывание с жанрами). Неудивительно, что полнометражным дебютом Райта стала малобюджетная пародия на вестерны Серджио Леоне и других метров жанра, а затем последовали его авторские, нарочито ироничные прочтения фильмов про зомби, полицейских детективов, научной фантастики, фильмов-ограблений и даже не обошлось без экранизаций комиксов. «Скотт Пилигрим», впрочем, до сих пор остаётся эталонным кинокомиксом, о величии которого вселенной «Марвел» приходится только мечтать.
Посему его новый фильм, стильный хоррор «Прошлой ночью в Сохо», в котором Райт вольно переснимает «Отвращение» Полански и с резкостью протыкающего кожу ножа врывается на территорию джалло, ощущается логичным продолжение творческой карьеры режиссёра, чьё каждое новое произведение – признание в любви к определённым стилям, сюжетам и периодам в истории кино. Но в то же время это ещё и выход на новую территорию, попытка создать кое-что иное и под другим углом. Для Райта весь 2021 год – год экспериментов с формой и нарративом. В январе он представил на «Сандэнсе» свой первый документальный фильм (искрящихся драйвом «Братьев Sparks»), а теперь – чистый хоррор без хорошо узнаваемых признаков своего режиссёрского почерка: в «Сохо» нет ни его фирменного британского юмора, ни комедийного монтажа, ни резкой смены жанровых регистров, и даже не нашлось места Саймону Пеггу с Ником Фростом. Серьёзно, не заглянувшему в титр с именем режиссёра зрителю может показаться, что на экране какая-то «Круэлла», снятая Питером Стриклэндом, а не новое творение автора «Зомби по имени Шон».
Молодая девушка Элоиза (Томасин МакКензи) живёт в глубинке, слушает старые пластинки, носит вышедшее из моды платье, которое она сама себе сшила по журналам 60-х годов, мечтает быть как Одри Хепберн, что улыбается ей с постера «Завтрака у Тиффани» на стене в спальне. Но вот беда, Элли родилась не в то время и не в том месте. Однако если в прошлое она вернуться не может, в Лондон, где жила её ныне покойная мама, Элли вот-вот переедет – её только что приняли в престижный колледж моды и дизайна. Она талантливая и амбициозная, мечтает стать известным модельером, прямо как Сьюзи Бэннон мечтала стать танцовщицей мирового балета, но суровая реальность разительно отличается от той, что виделась в мечтах.
Современный Лондон предстаёт Элоизе городом порока и разврата. Она, наивная и невинная, с огоньком в глазах и розовыми щёчками, понимает, что с наскока столицу ей взять не удастся. По той же схеме работает и повествование фильма – начало неспешное, особо не вовлекающее и не торопящееся вводить интригу, по сути, мы наблюдаем расширенный пролог скорсезовского «Таксиста»: разочарование и внутренняя тревога Элоизы медленно проецируется на внешний облик города. Интрига, впрочем, завязывается сразу, как только девушка решает съехать из шумной, грязной, некомфортной общаги в небольшую сдаваемую в аренду комнатушку на третьем этаже чутка обветшалого дома рядом с французским бистро.
Уже в первую ночь происходит странное. Элли оказывается там, где всегда мечтала оказаться: в Лондоне 60-х. Вот только она – не она, а красивая блондинка в красном платье Сэнди (Аня Тейлор-Джой), вместе с которой Элли, как во сне, погружается в богемный мир ночной жизни Сохо. Очень скоро грань между сновидениями и реальностью начинает стираться, и вот уже Элли, как запертая в своей квартире Кэрол из «Отвращения» или проплывающий по каналам Венеции Джон Бакстер из «А теперь не смотри», натурально сходит с ума, страдая от видений и терроризирующих её призраков прошлого.
Примечательно, что Райт совсем не романтизирует 60-е, как это зачастую принято в ностальгирующих стилизованных под старину хоррорах. Его любимый Сохо – район, с которым режиссёра связывают много тёплых чувств, изображается не менее грязным и порочным, чем он видится Элли и в своём современном виде. Получается эдакая «тёмная валентинка» Сохо. Лондона бывает много, неустанно повторяется в фильме. Так и есть, перед нами город предстаёт в виде исторического среза эпох, как город, в котором парадоксально сочетаются красота и грязь, в котором исполняются мечты и рушатся надежды. А ещё это Лондон через женскую перспективу. Очередное новшество в кинематографе Райта, до этого снимавшего эталонные бадди-комедии, фильмы о мужской дружбе и истории любви от лица героев-романтиков. «Прошлой ночью в Сохо» — кино про трёх женщин (третья – это пожилая домовладелица Элоизы, потрясающая Дайана Ригг в своей финальной роли) в безжалостном мире мужчин. Гендерный хоррор, который в эпоху MeToo ощущается особо остро и актуально, при этом же не чувствуется вымученной эксплуатацией повестки. Всё-таки у Эдгара Райта, как мы уже выяснили, есть вкус.
Важно отметить ещё одну весомую часть кинематографического ландшафта фильма: его музыкальную обёртку. Райт прекрасно разбирается в музыке (документалка про «Спаркс» нам всем это хорошо доказала) и в «Сохо» использует её часто и по делу. Что-то прекрасно подчёркивает настроение (как начальная нетленка Питера и Гордона «A World Without Love», отражающая романтический настрой Элли), где-то создаётся с её помощью особая атмосфера (проезд Сэнди по старому Лондону под балладу Силии Блэк), а некоторые песни и вовсе примечательны с точки зрения текстов. Ведь сама идея и название фильма пришли из одноимённого хита 68-го года, который, естественно, звучит на финальных титрах. Отдельное удовольствие – это множественные сцены танцев: наблюдать за тем, как красивые девушки танцуют под прекрасную музыку, завораживает всегда, вне зависимости от того, в какую эпоху разворачиваются действия и что сейчас на вершине хит-парадов.
У Эдгара Райта получилась маленькая, но симпатичная игра в хоррор, где режиссёр попытался не столько рассказать захватывающую историю, сколько отдать дань уважения любимым жанровым фильмам. Где-то использованы зональные линзы как у Де Пальмы, где-то контрастом цветов вспоминается Ардженто, а где-то проскакивают мотивы «Истинной грусти» Сатоси Кона. Пусть «Прошлой ночью в Сохо» не особо и складывается в цельное произведение, с точки зрения кинематографического наследия эта картина стоит того, чтобы рассмотреть её под микроскопом и проверить тем самым свою собственную эрудицию. По крайней мере, мы можем быть уверенны, что «Прошлой ночью в Сохо» – это меньшее, на что способен Эдгар Райт.
Вадим Богданов, InterMedia
«Особо опасный пассажир» с Марком Уолбергом и Мишель Докери получил новую дату премьеры в России

Новый локализованный трейлер и новую дату выхода в российский прокат фильма «Особо опасный пассажир» (Flight Risk) обнародовала 6 марта 2025 года кинокомпания Global Film. «ИнтерМедиа» напоминает, что главные роли в экшн-триллере исполнили Марк Уолберг, Мишель Докери и Тофер Грейс, а также снялись Лия Ремини, Мааз Али, Мониб Абат, Пол Бен-Виктор, Эйлиз Паттон, Сеньор Пабло, Савана Джокель. Режиссерское кресло занял Мэл Гибсон.
- По сюжету турбулентность в самолете резко возрастает, когда Маршал Авиации, перевозящий на суд через пустыню Аляски важного свидетеля – опасного преступника, понимает, что пилот – совсем не тот, за кого себя выдает, - сообщается в синопсисе.
В российский прокат «Особо опасный пассажир» выйдет 20 марта.
«Волшебник Изумрудного города. Дорога из желтого кирпича» выйдет онлайн в середине марта

Премьера фильма «Волшебник Изумрудного города. Дорога из желтого кирпича» состоится 15 марта 2025 года в российских онлайн-кинотеатрах. Посмотреть новую экранизацию сказки Александра Волкова смогут подписчики «Кинопоиска», Okko, Wink и IVI.
«ИнтерМедиа» напоминает, что это первый фильм задуманной кинофраншизы, и он рассказывает о приключениях девочки Элли и её собачки Тотошки, которых унёс в страну Жевунов волшебный ураган. Вместе с новыми друзьями Страшилой, Железным Дровосеком и Трусливым Львом героиня отправляется в Изумрудный город, чтобы найти Волшебника и попросить его исполнить заветное желание каждого из них.
Элли сыграла Катя Червова — для неё это первая главная роль в таком большом проекте. Юрий Колокольников воплотил на экране образ Железного Дровосека: на съёмках он ходил в костюме, стилизованном под металлический, и с пластическим гримом на лице, а эффект «железа» добавили с помощью компьютерной графики. Артур Ваха подарил свой голос Трусливому Льву, Евгений Чумак стал Страшилой. Также в фильме снялись Светлана Ходченкова, Василина Маковцева, Дмитрий Чеботарёв, Сергей Епишев, Яна Сексте, Егор Корешков, Софья Лебедева. Тотошку сыграли сразу два четвероногих актёра — джек-рассел-терьер Уджер и его дублёр Нек, а озвучил героя Денис Власенко.
Масштабный фильм-сказка режиссера Игоря Волошина вышел на большие экраны 1 января и собрал свыше 3,3 млрд рублей в российском прокате, став одним из лидеров новогоднего и посленовогоднего бокс-офиса.
XI Санкт-Петербургский форум объединенных культур пройдет в первой половине сентября

XI Санкт-Петербургский международный форум объединенных культур пройдет в первой половине сентября. Соответствующее решение было принято 3 марта 2025 года на заседании организационного комитета по его подготовке и проведению под руководством Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Татьяны Голиковой.
- Мы наработали опыт подготовки Форума объединенных культур и с каждым годом его совершенствуем, – сказала Татьяна Голикова. – Несмотря на «ковидный» период и возобновление форума в обновленном формате тогда, когда некоторые страны сделали попытку «отменить» российскую культуру, площадка успешно работает и объединяет деятелей культуры мира. В этом году форум пройдет в первой половине сентября.
Как отметила Татьяна Голикова, главной темой форума станет «Возвращение к культуре – новые возможности». Площадками деловой программы по традиции выступят Главный штаб Государственного Эрмитажа, пространства Государственного Русского музея и Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга.
В культурную программу форума войдут концерт на Дворцовой площади и гала-концерт звезд оперы и балета в Михайловском театре. С докладом о подготовке форума по линии Министерства культуры Российской Федерации на заседании выступила глава ведомства Ольга Любимова.
- В 2025 году предлагаем увеличить общее предельное количество участников до 2 тысяч человек. Предполагается расширить российское участие за счет увеличения квот для субъектов Российской Федерации, а также большего привлечения деятелей культуры и специальных гостей», – отметила она.
Тематические секции возглавят заместитель Министра высшего образования и науки Российской Федерации Константин Могилевский, генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов, генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, директор Российского этнографического музея Юлия Купина, председатель «ВЭБ.РФ» Игорь Шувалов, первый заместитель генерального директора Информационного агентства России ИТАР-ТАСС Михаил Гусман, исполнительный директор Фонда кино Федор Соснов, художественный руководитель Государственного театра наций Евгений Миронов, генеральный директор Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга Ольга Хомова, генеральный директор Большого московского государственного цирка на проспекте Вернадского Эдгард Запашный. Добавится новая секция «Художественное образование», куратором которой выступит ректор Российского института театрального искусства – ГИТИС Григорий Заславский.
В рамках форума будет освещаться 80-летие Великой Победы. Информационной агентство России ИТАР-ТАСС предложило организовать фотовыставку «Музы не молчали», основанную на материалах из своих архивов. Генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов рассказал о мероприятиях секции «Культура и новые технологии», вице-губернатор Санкт-Петербурга Борис Пиотровский – о региональной программе форума.