Комиссия Общественной палаты наметила план развития и структурирования креативных индустрий
Комиссия Общественной палаты Российской Федерации по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия провела 16 ноября 2021 года общественные слушания для обсуждения «Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года» (далее - Концепция) и предложений в План ее реализации со стороны регионов, заинтересованных организаций и ведомств.
Модераторами дискуссии стали:
- Ирина Великанова, председатель Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия;
- Ирина Maстусова, заместитель председателя Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия.
В качестве спикеров выступили:
- Ольга Ярилова, заместитель Министра культуры РФ;
- Александр Журавский, заместитель начальника Управления президента РФ по общественным проектам;
- Григорий Заславский, ректор Российского института театрального искусства (ГИТИС);
- Татьяна Абанкина, директор Центра креативной экономики НИУ «Высшая школа экономики»;
- Ирада Аюпова, министр культуры Республики Татарстан;
- Роман Kapманов, генеральный директор Президентского Фонда культурных инициатив;
- Светлана Пахомова, основатель и руководитель «Трудного театра»;
- Марина Абрамова, директор ФГБУ «Роскультцентр»;
- Артур Латыпов, директор Департамента культуры Ханты-Мансийского автономного округа — Югры;
- Наталья Золотарева, ректор Института развития профессионального образования (ИРПО);
- Борислав Володин, директор автономной некоммерческой организации ArtMasters;
- Ольга Xoмова, генеральный директор Государственной академической Капеллы Санкт-Петербурга;
- Иван Степанов, директор автономной некоммерческой организации «Индустрия будущего»;
- Валериан Гагин, директор уфимского центра современного искусства «Облака»;
- Евгений Сафронов, главный редактор информационного агентства InterMedia;
- Иван Клиндухов, директор кузбасского филиала Российского государственного института сценических искусств (РГИСИ).
Общественное слушание открылось речью заместителя министра культуры РФ Ольги Яриловой. Она отметила, что ведомство намерено обеспечить максимальную поддержку представителям креативных индустрий, и выразила надежду, что обсуждение Концепции, а затем и ее реализация, будут максимально эффективны. Затем спикеры перешли к дискуссии.
Александр Журавский начал свою речь с того, что сама ситуация пандемии формирует новые возможности для решения проблем креативных индустрий. В частности, стали стремительно развиваться цифровые формы образования, анимация, IT и т.п. Что же касается Концепции, то он считает особенно важным участие Правительства РФ в ее утверждении, однако отмечает, что в документе есть ограничения, связанные с агломерациями.
- Но это не мешает развиваться индустриям в тех точках страны, которые понятию «агломерация» не отвечают, - подытожил спикер.
Он также призвал присутствующих различать понятия «креативность» и «креативные индустрии», на что Григорий Заславский отметил, что эта путаница, наоборот, со временем «позволит нам нащупать свой путь и свои подходы к определению термина». Затем он отметил, что в проекте Перечня творческих индустрий, подготовленном Администрацией президента РФ, используется расширительное толкование терминов и отсутствует, например, упоминание музеев, в связи с чем документ нуждается в доработке. Кроме того, он поднял вопрос о возможности превращения городов в креативные кластеры. По словам спикера, в текущих условиях, когда многие организации закрываются, это просто необходимо. Например, в городе Моршанске возникла ситуация, когда в ходе пандемии в городе прекратили работу вообще все промышленные предприятия, и креативный кластер мог бы стать удачным выходом из ситуации и даже точкой роста.
Татьяна Абанкина (на верхнем фото) напомнила присутствующим, что в процесс развития креативных индустрий, который начался еще до пандемии, сейчас активно включаются разные страны. При этом по всему миру остается большим вопросом, что считать креативными индустриями, поскольку «все более творческими становятся самые разные сферы».
- Я считаю, что надо двигаться в сторону того, чтобы увеличивать нематериальные активы. Но, к сожалению, у нас в гражданском секторе только 0,4% организаций имеют на балансе нематериальные активы. Это очень важный вопрос, отчасти тормозящий экономический потенциал креативных индустрий. Поэтому о подходах к оценке креативности индустрий, я думаю, еще будет много дискуссий.
Что касается в России, то здесь, по наблюдениям Татьяны Абанкиной сложилась стабильная система поддержки креативных индустрий — институциональная, грантовая, проектная и на уровне событий (например, Российская креативная неделя). Растут и расходы российских домохозяйств на культуру: по итогам 2019 года они приблизились к западным показателям (8% против 9%).
Ирада Аюпова подчеркнула, что развитие креативной экономики — это развитие территории равных возможностей во всех смыслах этого слова. На примере Татарстана она рассказала о том, как проводимые там мероприятия мирового уровня, вроде Универсиады или Чемпионата мира по футболу, помогают капитализировать креативные идеи. Кроме того, в Казанском техникуме народных промыслов уже работает программа, которая призвана помогать людям старше 50 лет создавать свой бизнес.
Роман Карманов рассказал о своем опыте руководства Президентским Фондом культурных инициатив.
- Еще два года назад такой проект казался чем-то фантастическим, однако уже 17 мая 2021 года с подачи президента Владимира Путина был принят закон о поддержке креативных индустрий. В сентябре были подведены итоги первого грантового конкурса, который дал огромную надежду людям из регионов, на проекты которых было направлено порядка двух миллиардов рублей.
В качестве примера удачной творческой самореализации Роман Карманов привел группу «Мумий Тролль», которая, в отличие от множества других музыкальных коллективов Владивостока, добилась успеха в масштабе страны.
Светлана Пахомова в своем выступлении отметила, что креативные индустрии могут нести и прямую социальную функцию. Так, основанный ей в Ростовской области «Трудный театр» существует при поддержке местных властей уже более 10 лет, и его специфика состоит в том, что трудные подростки играют для таких же трудных подростков в зале. Даже в непростом 2021 году проект продолжил существование благодаря грантовой поддержке.
Марина Абрамова вернула присутствующих к обсуждению государственных подходов. Она напомнила, что с 2019 года сохраняется непонимание властями сути креативных индустрий и самого этого термина.
- К настоящему времени вокруг креативных индустрий «хайп создан», приняты нормативные документы, и теперь все это важно перевести в созидательное русло, - отметила она.
В конечном счете уровень развития креативных индустрий, по словам спикера, напрямую влияет на т.н. индекс счастья. Марина Абрамова предложила сфокусироваться на определении списка креативных индустрий, без которого невозможна дальнейшая упорядоченная работа.
- Например, по сравнению с рубрикатором ООН, в нашем реестре разводятся по разным рубрикам издательское дело и журналистика.
Спикер также предложила создать проектный офис, который задействовал бы в развитии креативных индустрий не только Министерство культуры РФ, но и другие ведомства, а также организовать дискуссионные площадки в регионах.
Артур Латыпов заметил, что поскольку представляемый им Ханты-Мансийский регион больше всего ассоциируется с нефтью и газом, то там вдвойне сложно говорить о креативных индустриях, таких как фэшн. Тем не менее, принятый в 2021 году закон помог решить многие задачи. Например, организовать в регионе образовательные курсы и консультирование по авторским правам, помощь в получении грантов и кредитов по низкой процентной ставке. Одной из главных проблем по-прежнему остается монетизация креативных индустрий.
- Мы прилагаем все усилия к тому, чтобы разделить обязанности мастера, который делает товар, и маркетолога, который привлекает к нему внимание потребителей.
Наталья Золотарева рассказала, что Институт развития профессионального образования был создан полтора года назад в связи с поручением президента задействовать учебные квалификационные программы в развитии креативных индустрий. К настоящему времени институт успешно развивает несколько таких программ, и часть из них будет представлена в Общественной палате уже в декабре 2021 года.
Борислав Володин рассказал о представляемом им проекте ArtMasters, реализованном при поддержке государства «для защиты интересов людей, обеспечивающих бэкстейдж на зрелищных мероприятиях». Основная задача проекта — правильно интегрировать этих людей в индустрию. Благодаря движению ArtMasters уже появилось много полезных нововведений, например — высшее образование по профессии «художник по гриму».
Ольга Хомова рассказала об успешных экспериментах Центра креативных индустрий Государственной академической Капеллы Санкт-Петербурга.
- Например, у нас создаются мультимедийные инсталляции, в которые интегрируются объекты фэшн-индустрии или, например, «Кофейная кантата» Иоганна Себастьяна Баха, объединяющая в себе музыку и гастрономию. В другом проекте в реальном времени под музыку создается, а потом выгодно продается парфюмерия. Еще в одном проекте музыка и спорт объединились в фотовыставку...
Иван Степанов подчеркнул, что в разговоре о креативных индустриях важно учитывать специфику таких удаленных регионов, как Якутия. По его мнению, необходимо выстроить траекторию получения специализированных знаний творческими людьми начиная со школьной скамьи, чтобы они потом могли успешно вести предпринимательскую деятельность.
Валериан Гагин рассказал о деятельности центра современного искусства «Облака», выступающего в роли креативного кластера. Организация уже более 9 лет устраивает выставки и другие мероприятия, а теперь совместно с государством работает над расширением: в планах строительство парка искусств.
- Государственные механизмы пока не до конца настроены под такие задачи, возникает много сложностей.
Александр Яворский рассказал об еще одном креативном проекте - «Арт-субботнике». Он функционирует уже много лет и занимается преображением городской среды и воспитанием молодого поколения.
- Он учит детей преображать пространство, не уродуя его.
Евгений Сафронов рассказал о комплексном исследовании «Культура и культурные индустрии в РФ», проводимом информационным агентством InterMedia с 2014 года. Новое издание с данными по 2021 году увидит свет уже в начале декабря, и отдельные два тома в нем будут посвящены текущему неутешительному состоянию законодательства и терминологии в сфере культуры, которая составляет ядро креативных индустрий.
- Пока у нас нет законов, использующих точную и современную терминологию, продуманные подходы и концепции, развивать её будет крайне трудно. Сферой культуры официально занимаются сейчас семь ведомств, никак не координирующих свою деятельность - именно поэтому высказанные сегодня предложения о создании межведомственного общественно-государственного органа представляются крайне актуальными.
Иван Клиндухов отметил, что образовательным учреждениям, работающим в сфере креативных индустрий в регионах и получающим государственную поддержку, стоит объединяться, встраиваться в единую систему креативного образования.
- Далее образовательной системой должно уже заниматься Министерство просвещения РФ. Регионы должны апробировать эту модель, потому что на центральном уровне это уже будет сделать сложнее.
Подытоживая дискуссию, Татьяна Абанкина заметила, что обсуждение получилось полифокусным и крайне важным. По ее мнению, присутствующим удалось показать все многообразие креативных индустрий, что очень важно в условиях, когда они уже стали приоритетом для государства, но еще не до конца сформировались как понятие.
Денис Ступников, InterMedia
Николай Цискаридзе призвал учесть опыт СССР при регулировании цен на билеты в театры и раскрыл тайну интервью с Алисой Фрейндлих
Николай Цискаридзе заявил на пресс-конференции в ТАСС о необходимости пересмотра ведущими российскими театрами ценовой политики в сторону большей доступности для публики. Балетмейстер напомнил о тех временах, когда самый дорогой билет в Большой театр в СССР стоил 3 рубля 20 копеек при минимальной зарплате в 60 рублей.
- Их достать было невозможно в Советском Союзе. Вы должны были отстоять огромную очередь, иметь каких-то знакомых. Это было всегда. Но вы хотя бы эти два билета могли себе позволить, - заявил Цискаридзе.
Николай напомнил, что в СССР студенты имели возможность проходить в театры, в том числе в Большой, бесплатно по студенческому билету:
- Ты приходил на любой спектакль с участием любого народного артиста и смотрел этот шедевр. Конечно, сейчас этого нет. Государственные театры существуют за счёт налогоплательщиков. Я уверен, что это должно быть серьезное государственное решение - поставить границу цен на билеты в государственные театры. В Советском Союзе экономически очень серьезно высчитывали стоимость билета, чтобы искусство было доступно для всех слоев населения.
Кроме того, Николай Цискаридзе высказал сомнение по поводу эксперимента по продаже билетов в театры в Москве по паспорту, о чем «ИнтерМедиа»сообщало ранее.
- Не верю в эту систему. Это очень сильно усложняет проход в театры, - считает он.
Главный редактор информационного агентства «ИнтерМедиа» Евгений Сафронов задал Николаю Цискаридзе следующий вопрос:
- Николай Максимович, в последние годы медиа с интересом наблюдают за впечатляющей профессиональной перезагрузкой бренда Цискаридзе в публичном формате «не про балет». Вас уже признали лидером общественного мнения в самых разных сферах. Самый цитируемый в медиа ректор, ведущий самых рейтинговых телешоу сразу на Первом и на России один, недавно «ИнтерМедиа» отметило абсолютный рекорд интервью на «Одноклассниках» больше 5 млн человек, тираж вашей книги «Мой театр» в 2023 году составил 200 000, опередив беллетристику Пелевина. Билеты на выступления ваших воспитанников (пока не известных) разлетаются быстрее, чем в ведущие театры страны. Конечно, у вас одна из лучших в стране команда профессионалов, но это все делаете вы. А тут мы еще узнаём, что вы обратились в сложнейший жанр телеинтервью и у вас только что записана огромная беседа с Алисой Бруновной Фрейндлих. Это в последнее время никому не удавалось - и это явно будет нестандартно и нескучно. К каким откровениям бы нам готовиться?
Николай Цискаридзе ответил, что хотел пригласить Алису Фрейндлих в студию программе «Сегодня вечером» на Первом канале. Народная артистка СССР отказалась, однако после длительных раздумий согласилась на интервью с Николаем в формате тет-а-тет.
- Мы не говорили о чем-то личном, потому что есть какие-то вещи, о которых можно поговорить без свидетелей. Я пытался с ней поговорить о каких-то творческих триумфах - немножко с другой стороны, о которой журналисты ее не спрашивали. Надеюсь, тем, кто это будет смотреть, будет интересно.
Кроме того, Николай назвал легенду отечественного балета Юрия Григоровича величайшим из ныне живущих балетмейстеров в мире.
- Слава богу, Григорович жив. Никого крупнее в мире нет. Джон Ноймайер тоже здравствует. Юрий Николаевич Григорович, Борис Яковлевич Эйфман - очень серьезные люди. Уильям Форсайт жив, Иржи Килиан, Матс Эк. Вот это великие люди, - сказал Цискаридзе.
Запись пресс-конференции - по ссылке.
Экс-хореограф Большого театра Алексей Ратманский подписал контракт в Нидерландах
Бывший руководитель балетной труппы Большого театра Алексей Ратманский подписал контракт с Национальным балетом Нидерландов. Договор будет действовать с 2024 по 2027 год. За этот период театр должен выпустить не менее трёх постановок с участием Алексея Ратманского. Хореограф будет ставить в Нидерландах не менее одного балета в год.
Алексей Ратманский руководил балетной труппой Большого театра с 2004 по 2009 годы и поставил там спектакль «Искусство фуги», показы которого к настоящему моменту отменили в связи с тем, что артист покинул Россию после начала СВО.
Билеты в театр начнут продавать только по паспортам
Департамент культуры Москвы установил новые правила на продажу билетов подведомственных ему театральных и концертных мероприятий. Начиная с 15 марта 2025 года, для этого потребуется паспорт. Пилотный проект продлится до конца 2025 года.
- При посещении мероприятия зрители может подтвердить свою личность любым из документов утвержденного списка. Кроме паспорта гражданина Российской федерации, в список включены водительское удостоверение, социальная карта москвича, студенческий билет, пенсионное удостоверение и другие варианты,- говорится в сообщении департамента.
"ИнтерМедиа" напоминает, что ранее на именные билеты перешёл Большой театр.