«Звезда Театрала» наградила победителей в Театре Вахтангова
Церемония вручения премии «Звезда Театрала» состоялась в Театре им. Вахтангова 6 декабря 2021 года. Имена лауреатов в почетной номинации «Легенда сцены» были известны заранее: за честь, достоинство и многолетнее служение искусству награды удостоились Лия Ахеджакова (на фото), Алексей Бородин, Юрий Григорович и (посмертно) Нина Ургант. Победителей в остальных номинациях, которые определились по результатам онлайн-голосования, объявили ведущие вечера – Нонна Гришаева и Александр Олешко.
Церемония открыла приветственная речь президента премии, главного редактора журнала «Театрал» Валерия Якова.
- Мы очень благодарны всем, кто голосовал за номинантов на премию, голосовал в России и Америке, Украине и Канаде, в Молдавии и Литве... Десятки стран, десятки тысяч голосов и признаний в любви к русскому театру и мастерам сцены, - сказал он. - Спасибо всем, кто в эти минуты включил мониторы, чтобы смотреть церемонию и вместе с нами переживать за каждого номинанта. В этот вечер здесь нет победителей и проигравших, за каждого номинанта были отданы тысячи зрительских голосов, просто кому-то повезло чуть больше. А мы любим и поздравляем всех.
Вручение наград началось с чествования Алексея Бородина. В нынешнем году художественный руководитель РАМТа стал лауреатом в самой почетной номинации «Легенда сцены». Лучшим спектаклем сезона зрители назвали «Короля Лира» в Театре Вахтангова. Постановка Юрия Бутусова набрала абсолютное большинство голосов в номинации «Лучший спектакль. Большая форма». За «Звездой Театрала» на сцену поднялась актерская команда.
Лучшим режиссером по итогам минувшего сезона стал Константин Райкин. Зрители проголосовали за его спектакль «Плутни Скапена» в театре «Сатирикон». В номинации «Лучший спектакль. Малая форма» победила постановка Андрея Максимова «Гроза прошла» (Театр им. Моссовета). Лучшим музыкальным спектаклем по итогам голосования стал спектакль Натальи Ковалевой «Танго между строк» (Театр им. Вахтангова), а лучшим спектаклем для детей и юношества – «Кошка, которая гуляла сам по себе» Василия Заржецкого в Новосибирском музыкально театре. «Отцы и дети» польского режиссера Анджея Бубеня в Волковском театре (Ярославль) признаны лучшей постановкой иностранного режиссера в России.
В актерских номинациях зрительские предпочтения распределились следующим образом: «Лучшая женская роль» – Татьяна Кравченко, в спектакле «Под одной крышей» («Ленком Марка Захарова») о трех поколениях женщин она играет эксцентричную бабушку, бывшую фронтовичку. «Лучшая мужская роль» – Максим Аверин, сыгравший Несчастливцева в спектакле «Лес» (Театр сатиры). В номинации «Лучшая женская роль второго плана» победила актриса Вера Алентова, большинство голосов получила ее работа в спектакле «Ложные признания» (Театр им. Пушкина). Награда за «Лучшую мужскую роль второго плана» ушла к Антону Хабарову, сыгравшему в спектакле Сергея Безрукова «Дядя Ваня» доктора Астрова (Московский Губернский театр). За лучшие роли в кино «Звезду Театрала» получили Аня Чиповская (фильм «Кто-нибудь видел мою девчонку») и Юрий Стоянов (сериал «Вампиры средней полосы»).
В номинации «Лучший директор» большинство голосов набрала Софья Апфельбаум, директор РАМТа. Алтайский театр драмы им. Шукшина, на днях отметивший свое 100-летие, стал по итогам зрительского онлайн-голосования «Лучшим региональным театром». Как «Лучший русский театр за рубежом» «Звездой Театрала» наградили Русский драматический театр Литвы (Вильнюс). Победителем в новой номинации «Лучший любительский театр», созданной с целью поддержки любительских и студенческих театров и студий по всей стране, стал Молодёжный театр-студия «Быть» (Тюмень). Как «Лучший социальный проект в театре» зрители поддержали инклюзивный спектакль «Питер Пэн» Архангельского театра драмы им. Ломоносова и благотворительного фонда «Время добра». В номинации «Лучший арт-проект онлайн» наибольшее число голосов набрал онлайн-сериал БДТ им. Товстоногова «Бедные люди».
Светлана Захарова и Вадим Репин представят «Па-де-де на пальцах и для пальцев»
Балерина Светлана Захарова и скрипач Вадим Репин представят обновленную программу «Па-де-де на пальцах и для пальцев» 19 декабря 2024 года в Концертном зале имени П.И.Чайковского. Программа уже стала хитом на многих сценах мира. Единая драматургическая линия связывает череду скрипичных пьес в исполнении Вадима Репина и хореографических номеров, воплощенных Светланой Захаровой, а также звездами Большого театра – Михаилом Лобухиным, Артемием Беляковым и Денисом Захаровым.
Музыкальная композиция построена на произведениях более 10 композиторов, среди которых Сен-Санс, Чайковский, Бизе, Глазунов, Паганини, Пьяццолла и другие. Московской публике программа впервые была показана на сцене Концертного зала им. Чайковского в 2019 году, став одном из самых ярких событий музыкального сезона.
- Нам всегда хотелось сделать что-то вместе, что-то особенное, - говорит Светлана Захарова. – Сначала мы не понимали, что это может быть, так как у нас абсолютно разный репертуар, но желание сделать совместный проект было сильнее всех сложностей. Так мы составили программу из номеров, в которых скрипка играет важнейшую роль в раскрытии сценического образа. Даже знаменитого «Умирающего лебедя» Сен-Санса, наверное, впервые в истории играла скрипка. Мы подбираем, на наш взгляд, самые яркие и выразительные номера, в которых музыка и движение неразрывно связаны между собой. Это поистине удивительная программа, Вадим часто бывает на моих спектаклях, я бываю на его концертах, я восторгаюсь его искусством он, надеюсь, моим, каждый из нас имеет своих поклонников и почитателей, а в данном проекте мы причастны к одному творческому процессу, и весь спектр эмоций и чувств, которыми мы обмениваемся во время выступления, мы дарим нашему зрителю. В итоге это все превратилось в один из самых мною любимых проектов. Абсолютно бездонное вдохновение и свобода для творчества. Нашу программу мы можем видоизменять и дополнять новыми номерами тогда, когда посчитаем это нужным, тем самым каждый раз вдыхая в проект новую жизнь.
- Я счастлив, что мы смогли найти ту форму выражения наших чувств, которая воплотилась в совместном творчестве, - комментирует Вадим Репин. – Светлана – одна из лучших балерин мира, меня восхищает ее непревзойденная пластика, грациозность и та тонкость, с которой ей подвластно чувственное воплощение образа. Мне кажется, что скрипка – это именно тот инструмент, звучание которого наилучшим образом способно подчеркнуть ее особенности. Звучание скрипки является своеобразным лейтмотивом, воплощением искренности и самых тонких движений души, что придает программе особенную глубину и в которой каждый момент наполнен смыслом. Здесь есть место и искрометному юмору, и творческому поиску, и внутренней драме, и трепетной любви, и мы с радостью делимся с нашей дорогой публикой лучшим, что у нас есть.
«Собачье сердце», Евгения Крегжде и Игорь Верник получили «Звезду Театрала»
Торжественная церемония вручения зрительской премии «Звезда Театрала» состоялась 16 декабря 2024 года в Театре им. Вахтангова. «ИнтерМедиа» напоминает, что имена лауреатов в почетной номинации «Легенда сцены» были известны заранее: в этом году ими названы Михаил Филиппов, Владимир Васильев и Вера Алентова. Победителей в остальных номинациях, которые определились по результатам онлайн-голосования, объявили ведущие вечера – Карина Андоленко и Павел Попов.
Лучшим спектаклем сезона зрители назвали «Собачье сердце» во МТЮЗе. Постановка Антона Федорова набрала большинство голосов в номинации «Лучший спектакль. Большая форма». За наградой на сцену поднялась актерская команда во главе с Андреем Максимовым, исполнителем роли Шарикова. Он перечислил весь состав спектакля, начиная от Игоря Гордина и заканчивая двумя псами по кличке Акир и Граф, выразил всем благодарность, включая, конечно же, режиссера. Андрей также поделился своими воспоминаниями:
- Когда я учился в театральном институте, мы с сокурсниками проводили много времени на Старом Арбате, и у меня была такая традиция: я подходил к левой колонне Театра Вахтангова, прикладывался к ней и мечтал о том, что когда-нибудь буду работать в театре Римаса Владимировича Туминаса, и он будет ставить со мной спектакли, где я буду, естественно, в главных ролях. Потом, когда в театр пришел Юрий Николаевич Бутусов, я просто стер эту колонну своим лбом, я бился-бился-бился. Сейчас на той самой колонне висит афиша с черной полоской на месте, где было написано «Римас Туминас». Я просто хочу сказать, что мы все – молодые артисты – никогда не забудем Римаса Владимировича, какие бы черные полоски на его имени ни стояли.
В номинации «Лучший спектакль. Малая форма» победила постановка Александра Коршунова «Прозрачное солнце осени» театра «Сфера». Лучшим режиссером по итогам минувшего сезона стал Иван Поповски: зрители проголосовали за его спектакль «Обыкновенное чудо» в Театре Вахтангова. А «Маяковский» в театре «Ленком Марка Захарова» в постановке Алексея Франдетти признан лучшим музыкальным спектаклем. Победителем в номинации «Лучший спектакль для детей и юношества» стал «Дон Кихот» в «Мастерской «12» Никиты Михалкова».
Приз за лучшую женскую роль получила Евгения Крегжде («Повесть о Сонечке» Театра Вахтангова), за лучшую мужскую – Игорь Верник («Маскарад с закрытыми глазами» МХТ имени Чехова). В номинации «лучшая женская роль второго плана» победила актриса Театра на Юго-Западе Анна Рыкова (Кити Щербацкая в спектакле «Анна Каренина»), в номинации «лучшая мужская роль второго плана» - Евгений Егоров («Дракула» Современного театра антрепризы).
За лучшие роли в кино «Звезду Театрала» получили Виктория Исакова (фильм «Сто лет тому вперед») и Тихон Жизневский («Майор Гром: Игра»).
Президент премии «Звезда Театрала» и главный редактор журнала «Театрал» Валерий Яков объявил лауреатов специальной номинации «Лучший театр для всей семьи». За наградой на сцену поднялись художественный руководитель и главный режиссер Театр РОСТА в Царицыно – Нонна Гришаева и Александр Нестеров.
Юрий Григорович растерян из-за ажиотажа вокруг «Щелкунчика»
Постановщик «Щелкунчика» в Большом театре Юрий Григорович выразил свою озабоченность ажиотажем вокруг балета. Как «ИнтерМедиа» сообщало ранее, 2 декабря в ходе старта продаж билетов на «Щелкунчик» в Большой театр все места были выкуплены за две минуты. Часть билетов была выставлена на аукцион, и их цена давно перевалила на торгах за миллион рублей.
- До меня доходят фантастические сведения о нашем "Щелкунчике" — непомерных ценах на билеты в Большой театр, отсекающих от него истинных театралов; аукционе, на котором надо еще выиграть билеты, - сообщил ТАСС 97-летний Юрий Григорович. – Даже слышал запущенную кем-то шутку: один билет — один биткоин. Я почти растерян. Мне бесконечно радостно, что балет Петра Ильича Чайковского бьет репертуарные рейтинги не в одной Москве, но в стране и по миру. Если сложить число исполнений, наверное, перевалит за полтысячи в год.
Причину своей растерянности Юрий Григорович описал так:
- Беспокойство же в связи с этим, казалось бы, отрадным фактом в том, как бы не "заболтать" первозданность и чистоту поэтической истории. Любое тиражирование ее стирает. Трудно артистам 50 раз подряд быть на высоте чувства. Хотя они будут на высоте техники и дисциплины, я в том не сомневаюсь.
Юрий Григорович убежден, что балет «Щелкунчик» действует на зрителей оздоравливающе:
- Психотерапевтический эффект "Щелкунчика" мне хорошо знаком по гастролям Большого балета в Европе, США, Японии... Я ставил этот балет 13 раз в 8 странах мира, примерно столько же раз не поставил — отказывал по причинам отсутствия профессиональных возможностей в труппах. Восприятие его в артистической среде и в зрительской массе везде одинаково — высокое чувство, чистота и единение, которое гасит любые раздоры, агрессию, нетерпимость.