Влади из «Касты» признан иноагентомЮра Борисов номинирован на «Оскар»У Евгения Кулика родился сын ЛотерейУмер режиссер «Вальсирующих» и «Холодных закусок» Бертран БлиеЭльвира Т рассталась с мужемУмер кинорежиссер Дэвид ЛинчУмерла Евгения ДобровольскаяВенсан Кассель стал отцом в четвертый разЭнтони Хопкинс, Пэрис Хилтон и Билли Кристал лишились своих домов из-за пожаров в КалифорнииУмер участник фолк-трио Peter, Paul and Mary Питер ЯрроуЗендая и Том Холланд помолвлены«Эмилия Перес», «Бруталист» и «Сёгун» стали триумфаторами «Золотого глобуса»Муж Обри Плазы покончил с собойЭдуарда Шарлота* приговорили к пяти с половиной годамЛигалайз признан иноагентом в РФДуа Липа и Каллум Тёрнер помолвленыЮрий Колокольников и Вильма Кутавичюте поженилисьСветлана Устинова и Илья Стюарт стали родителямиИтоги-2024 от «ИнтерМедиа»: Shaman, «Комбинация» и КологривыйСергей Полунин уехал из России

Рецензия на фильм Роберта Эггерса «Варяг»: Вальхалла ждёт!

постер к фильму

Оценка: 9 из 10

Исторический эпос «Варяг» вышел на цифровых платформах. Режиссёр: Роберт Эггерс. В ролях: Александр Скарсгард, Николь Кидман, Клас Банг, Итан Хоук, Аня Тейлор-Джой, Уиллем Дефо, Бьорк и другие.

Шекспировский «Гамлет» с момента открытия кинематографа успел погостить на экранах несчитанное количество раз. Причем, в каких только формах его не адаптировали: кто-то снял классические экранизации, например, Лоренс Оливье, Григорий Козинцев, Тони Ричардсон, Франко Дзеффирелли и Кеннета Браны, вообще решивший перенести пьесу букву в букву. А кто-то попытался переосмыслить извечный сюжет по-новому в надежде найти отклик у более молодой аудитории: Майкл Алмерейда поместил Гамлета в наши дни, Disney – в мир животных, рассказав трагедию львёнка по имени Симба, и даже Marvel не раз прибегал к каноничной истории о мести за отца в фильмах своей кинематографической вселенной. Неужели с таким огромным багажом экранизаций у истории принца Амлета ещё остался потенциал? Роберт Эггерс доказывает, что потенциала не просто достаточно, его хватит, чтобы окончательно укрепить тот пьедестал, на котором всего лишь после трёх фильмов оказался один из самых талантливых режиссёров нашего времени.

Однако всё же назвать его «Варяга» чистокровной экранизацией пьесы Шекспира нельзя. Наоборот, во многом это «Гамлет» был вдохновлён тем, что мы видим в фильме Эггерса, который вместе со своим постоянным сценаристом, по совместительству исландским поэтом и писателем Сьоном, хорошенько проштудировали всевозможные древние скандинавские сказки, легенды, поверья и баллады. Шекспир тоже всем этим вдохновлялся, а затем сделал своего Гамлета принцем датским. Здесь же у нас возвращение к истокам – к брутальной средневековой эстетике викингов, пропитанной уникальным северным мистицизмом и их воспеваемой в фольклоре воинственностью. Так сказать, история принца Амлета без фильтров и лишней романтизации.

В эффектно задающем тон всему фильму прологе мы знакомимся с юным Амлетом, сыном только вернувшегося с долгого военного похода короля (Итан Хоук использует своё экранное время по максимуму) и покорной королевы (Николь Кидман не впервой играть властных женщин). Король вернулся с глубокой раной в брюхе и подозревает, что жить ему осталось недолго, поэтому спешит провести сыну своеобразный мистический ритуал инициации, в котором король вместе с придворным шутом-колдуном (Уиллем Дэфо транслирует вайбы «Маяка») подготовят юношу к суровой взрослой жизни будущего правителя. Однако в планы вмешивается завистливый брат короля, бастард Фьёльнир (Клас Банг), обезглавливающий отца Амлета на глазах его сына. Сам он спасается от той же участи и на лодке уплывает в открытый океан, с отрешёнными, полными ярости глазами, повторяя свою мантру: «Я отомщу за тебя, отец! Я спасу тебя, мать! Я убью тебя, Фьёльнир!».

Проходят года, заметно возмужавший, заматеревший Амлет (теперь его играет впечатляющий своими физическими данными Александр Скарсгард) превратился в настоящего викинга, средневековую машину для убийств, промышляющую безжалостными набегами на слабые славянские племена. На путь истинный его возвращает ведьма в исполнении Бьорк, которая напоминает ему о великом предназначении и пробуждает слегка затихшую жажду мести в его израненной душе. Как-никак Вальхалла ждёт!

После двух успешных авторских хорроров Роберт Эггерс снял свой первый полномасштабный блокбастер с большим бюджетом и звёздным актёрским составом. «Варяг» — это самый настоящий исторический эпос, воплощённый с размахом и головокружительными экшен-сценами. При всём при этом перед нами чистокровный фильм Роберта Эггерса, логично следующий чётко выработанному режиссёрскому стилю автора. Несмотря на то, что это кино заметно более доступно и понятно для массовой аудитории, нежели «Маяк» или «Ведьма», это яркий пример качественного и самобытного авторского блокбастера, которых становится всё меньше и меньше. Нолан и Вильнёв, Ривз и Рейми – за последние годы только они попытались подстроить мейнстрим-аудиторию под себя, но, кажется, талантливее всех в этом плане преуспел лишь моложе их всех Эггерс.

Его кино – это двухчасовое путешествие в далёкий и незнакомый мир скандинавской культуры с полным погружением в быт викингов, атмосферу того времени, обряды, жертвоприношения, странствия по живописным исландским полям и горам. Кровь с мечей окропляет твоё лицо, грязь ощущается на кончиках пальцев, воинственный клич вырывается из глотки в унисон с криками звереподобного Скарсгарда, от скрежета металла ноют руки и глаза наливаются кровью, терпкий вкус земли на губах не даёт забыть, что Врата Хели всегда открыты и ждут именно тебя. От брутальности «Варяга» сводит зубы и болят скулы, растут волосы и вырабатывается тестостерон, а от помпезного саундтрека и поистине грандиозных сцен сражений попросту забываешь, как дышать.

Однако во всём этом гимне брутальному кино особой мелодией звучит любовная линия между Амлетом и Ольгой с Берёзового острова (Аня Тейлор-Джой,мило бормочущая на старославянском), благодаря которой «Варяг» обретает объёмность. Всё же ненависть невозможна без любви, и если бы перед нами была лишь двухчасовая история ненависти, то на ней бы создатели далеко не выехали – она попросту бы утомила зрителя, неважно, насколько велик уровень постановки. А с помощью героини Ольги повествование заметно оживилось, персонажи обрели чувства и характеры, им стало легче сопереживать, что, конечно, в данном сюжете несколько второпланово, но явно лишним не будет.

«Варяг» может быть попроще «Маяка» в плане идей, метафор и общей художественной изобретательности, однако во всём остальном это определённо самый амбициозный, сложный в исполнении и продуманный до мелочей проект Роберта Эггерса. Уровень звукового дизайна, художественной постановки, операторской работы (Джарин Блашке заслужил вторую номинацию подряд) и работы с фактурой поистине фантастический. История, взращенная на серьёзном этнографическом и культурологическом исследовании викингов, поражает своей многогранностью, от перевоплощения Скарсгарда отваливается челюсть, от экшена трясутся поджилки, а во время драки на вулкане и вовсе сердце перестаёт биться. Эггерс выжал все соки из Средневековья, чтобы подарить нам воистину прекрасный и завораживающий эпос, который последующие поколения кинематографистов будут благоговейно воспевать в легендах.

Вадим Богданов, InterMedia

Девочка ищет отца на концерте группы «Звери» в трейлере фильма «Всё, что тебя касается»

предоставлено пресс-службой кинокомпании

Первый трейлер фильма «Всё, что тебя касается» обнародовала 30 января 2025 года кинокомпания «Наше кино». «ИнтерМедиа» напоминает, что главные роли в музыкальном приключенческом ромкоме режиссера Александра Войтинского исполнили Маша Кошина (Лобанова), Виктор Хориняк, Зоя Бербер и Олег Чугунов, а также группа «Звери».

Главная героиня 17-летняя Маша (Кошина) никогда не видела отца и считала, что он ее бросил. Узнав из дневника матери Ирины (Бербер), что его зовут Павел Соколов и что они познакомились 18 лет назад на концерте группы «Звери», девочка решает найти папу. В VK Маша видит пост Павла (Хориняк) о выступлении группы и отправляется на концерт в московские «Лужники», чтобы узнать правду. На заправке она попадает под машину, за рулем которой оказывается молодой человек (Чугунов), взявший автомобиль «напрокат» у своего отца. Он решает отвезти Машу в Москву, и их ждет масса самых разных приключений на пути к главной цели.

«Всё, что тебя касается» является совместным проектом кинопрокатной компании «Наше кино», онлайн-кинотеатра Okko, НТВ и ГПМ РТВ. Съемки проходили в 2024 году в Москве и Подмосковье, а также прямо на живом стадионном концерте «Зверей» на БСА «Лужники», на котором собралось более 45 тысяч зрителей.

В российский прокат фильм выйдет 10 апреля.

Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Рецензия на фильм «Братья по нотам»: Музыка нас связала

постер к фильму

Оценка: 7 из 10

Французская комедия «Братья по нотам» выходит в российский прокат 30 января 2025 года. Режиссёр: Эммануэль Курколь. В ролях: Бенжамен Лаверн, Пьер Лоттен, Сара Суко и другие.

Известному дирижёру Тибо (Бенжамен Лаверн) срочно требуется пересадка стволовых клеток, которые он надеется получить у своей сестры. Однако анализ крови показывает полную несовместимость: выясняется, что Тибо – приёмный, о чём он даже не догадывался уже почти сорок лет своей жизни. Зато герой узнаёт, что у него есть родной брат, с которым их разделили при рождении. Его зовут Джимми (Пьер Лоттен), и он – простой фабричный рабочий из провинции, в свободное время практикующий игру на тромбоне. Тибо решает навестить брата и попросить у него о помощи.

«Братьев по нотам» снял французский режиссёр Эммануэль Курколь. Его предыдущий фильм, «Триумф», выходил в российский прокат и в целом был тепло встречен публикой. Там рассказывалось про актёра-неудачника, который в качестве творческого вызова берётся за постановку пьесы по Беккету в тюрьме среди заключённых. Всё это основано на реальных событиях, случившихся в шведской тюрьме в 1970-х годах. Однако в своё время «Триумфу» не повезло. Картина была отобрана в программу Каннского кинофестиваля, премьера на котором могла запросто стать трамплином для международной славы режиссёра, но то был 2020-й год. Тогда из-за пандемии было принято решение фестиваль не проводить, и в итоге «Триумф» наградили лишь пометкой «выбор Каннского кинофестиваля», что особо картине в прокате не помогло. Тем не менее в конце 2020-го «Триумф» всё-таки был отмечен по заслугам: Европейская киноакадемия назвала тогда ленту «лучшей комедией года».

К счастью, справедливость восторжествовала, и с «Братьями по нотам» Эммануэль Курколь наконец-таки доехал до Канн, где показал свою картину во внеконкурсной программе. Сценарно «Братья по нотам» похожи на «Триумф», в этом плане Курколь не стал изобретать велосипед и продолжил делать то, что у него получается лучше всего. Это снова воодушевляющая и укрепляющая веру в людей история, стирающая грани между авторским и массовым кино, драмой и комедией. Режиссёр в целом остаётся верен себе и продолжает исследовать краеугольную для своего творчества тему столкновения двух миров.

Придя в кинематограф как актёр, Эммануэль Курколь не особо преуспел на этом поприще. Ему в основном доставались роли второго плана (возможно, поэтому в его режиссёрских работах второплановые персонажи так колоритно прописаны), но зато он хорошо сдружился с режиссёром Филиппом Лиоре и впоследствии стал писать для него сценарии. Одним из самых успешных подобных опытов стал сценарий к фильму «Добро пожаловать» (2009), за что Курколь получил свою первую номинацию на премию «Сезар». История там про иракского беженца, который через всю Европу добирается с родины в Англию, чтобы сыграть за любимый футбольный клуб. Он останавливается буквально в шаге от заветной мечты – на берегу Франции, где местные жители-ксенофобы герою совсем не рады. Тот сценарий Курколя строился как раз на конфликте двух мировоззрений.

В своём режиссёрском дебюте «Прекращение огня» (2016) Курколь углубился в драматический аспект этой темы. По сюжету французский солдат после ранения на войне отравляется в путешествие по Африке и знакомится с африканской культурой и традициями племенных народов. В «Триумфе» мы наблюдаем за столкновением мира высокой литературы, театра, интеллигенции и маргинально мира внутри тюрьмы. В «Братьях по нотам» буржуазия в лице Тибо сталкивается с рабочим классом в лице Джимми. Но, несмотря на то, что они из разных миров, герои находят взаимопонимание благодаря универсальному языку музыки.

Музыка в фильме играет большую роль, являясь, по сути, отдельным персонажем. Режиссёр старался показать музыкальные сцены живо и динамично. И если с непрофессиональным оркестром, с которым играет Джимми, цель было достичь легко, ибо герои вели себя непринуждённо, то съёмка в консерватории – это совсем другое. Чтобы избежать академичности, Эммануэлю Курколю пришлось делать акценты на мимике и жестикуляции, дабы зрителю не показалось, что он смотрит записанный на камеру концерт.

Город, в котором происходят события фильма, выбран неслучайно. Это Лаллен, он расположен на севере Франции и знаменит тем, что в нём какое-то феноменальное сосредоточение любительских оркестров. Серьёзно, это любимое хобби целого города. Например, в сцене с марширующим по улицам оркестром можно увидеть не профессиональных актёров, а жителей города, которые просто играют на любимом музыкальном инструменте. Этот любительский оркестр создатели фильма даже привезли на премьеру в Каннах, где они позировали на красной дорожке вместе с мировыми звёздами кино.

К слову о звёздах. В главных ролях здесь отличный актёрский тандем. Бенжамен Лаверн – довольно популярный комедийный актёр во Франции, у него до этого было три номинации на «Сезар», теперь вот появилась четвёртая. Если не углубляться во французский кинематограф, то Лаверна можно было увидеть, например, во «Французском вестнике» Уэса Андерсона. Его экранным братом стал Пьер Лоттен, один из любимых актёров Франсуа Озона (в его новом фильме «Что случилось осенью», который уже в российском прокате, Лоттен в главной роли тоже). При этом актёр уже 30 лет профессионально играет на фортепьяно, отчего самым сложным в работе над «Братьями по нотам» для него было притворяться, что он плохо играет на музыкальных инструментах. Лаверн, наоборот, много месяцев учился дирижировать, чтобы сыграть свои сцены без дублёра.

Буквально за пару дней до выхода в российский прокат «Братья по нотам» получили семь номинаций на премию «Сезар», включая за лучший сценарий и лучший фильм. Эммануэль Курколь наконец-то получил то признание, которое заслужил сразу после выхода «Триумфа». Но «Братья по нотам» вышли ещё более убедительной режиссёрской работой: это яркий пример мелодичного, эмоционального и по-хорошему зрительского хита в лучших традициях французского кинематографа.

Вадим Богданов, «ИнтерМедиа»

Фото: постер к фильму
Теги: Вадим Богданов, Братья по нотам

Джейк Джилленхол снимется в новом фильме М. Найта Шьямалана

Sipa/Fotodom

Джейк Джилленхол собирается сыграть главную роль в предстоящем фильме М. Найта Шьямалана. Как сообщает Deadline, это будет романтический триллер с элементами мистики, основанный на оригинальной истории, совместно созданной Шьямаланом и всемирно известным писателем Николасом Спарксом, автором романов «Спеши любить» и «Дневник памяти». Шьямалан и Спаркс независимо друг от друга пишут сценарий и роман, соответственно, основанные на одной и той же оригинальной истории любви. Подробности сюжета, а также дата выхода книги и фильма пока не известны.

β 16+