Рецензия на фильм «Молодой человек»: «Мачо и ботан», но без мачо

Оценка: 7 из 10
Лиричная комедия «Молодой человек» выходит в российский прокат 9 июня 2022 года. Режиссёр: Александр Фомин. В ролях: Павел Табаков, Данила Козловский, Данила Поперечный, Ингрид Олеринская, Валентина Ляпина и другие.
Снять простую и неглупую комедию далеко не так просто, как может показаться на первый взгляд. Нужны хорошие актёры с комедийным потенциалом, лёгкий, лаконичный, но броский сюжет и, конечно же, остроумный сценарий с меткими, непошлыми, по-настоящему смешными шутками или же ситуациями. Многие думают, что комедийный жанр самый неприхотливый и наименее затратный в производстве, чем, к примеру, хоррор или сай-фай. Да, чтобы рассмешить, больших бюджетов не нужно, однако куда выше требования к самобытности и вдохновению автора. Лучше всего, когда режиссёру-сценаристу есть что сказать, исходя из личного опыта, ибо искренняя комедия о наболевшем всегда претендует на какую-никакую аутентичность, а не преследует цель отбить госбюджет или куда-нибудь пристроить бывших КВН-щиков.
Режиссёр-дебютант Александр Фомин своего «Молодого человека» как раз основывает на личных переживаниях, рано или поздно настигающих каждого 30-летнего. Молодость проходит, а чего ты достиг? Пришла пора подводить какие-то промежуточные жизненные итоги, а у тридцатилетнего Вани (Павел Табаков) с этим всё плачевно. Паршивая работа в банке, где его не ценят, неподъемная ипотека за крошечную квартирку-студию, в которую даже на мебель денег нет, и, наконец, уставшая от всего этого жена, решившая променять неудачника Ваню на состоятельного КМС по боксу Арсена. А ведь Ваня был круглым отличником, медалистом, окончил МГУ с красным дипломом, всегда был при мозгах, в отличие от своего ушлого и безмозглого одноклассника, который к своим 30 годам внезапно стал успешным бизнесменом, как будто бы Ване назло.
И вот этот Коля (Данила Козловский) придумал инициативу для старшеклассников: самых одарённых из них он приглашает в специальный летний лагерь, где им с пионерской сноровкой предстоит бороться за призовой фонд в кругленькую сумму. Причём тут 30-летний Ваня, спросите вы? А вот причём: где бы он ни был, ему постоянно твердят одну и ту же фразу, когда узнают о его возрасте: «Ты что, в холодильнике спишь?». Ваня выглядит чрезвычайно молодо, что наводит его на мысль о гениальной афере – прикинуться старшеклассником, чтобы выиграть много миллионов рублей и закрыть, наконец, эту проклятую ипотеку.
Завязка в духе русской интерпретации «Мачо и ботана» (ещё режиссёру, кажется, очень нравится «Королевство полной луны» Уэса Андерсона) обманчиво инфантильна. За простой сюжетной фабулой, чем-то даже напоминающей недавний позорный «Артек», скрывается целый комплекс проблем сразу двух поколений и наглядная иллюстрация образовавшейся между ними пропасти, залатать которую с течением времени становится всё тяжелее. Фомин иронично обыгрывает конфликт бумеров и зумеров, как представителей разных планет, общающихся на разных языках. Речь детей изобилует отсылками на мемы, приколы из интернета и современную лексику мессенджеров (причём, «Молодой человек» — это чуть ли не первый русский фильм, общающийся мемами без кринжа и к месту!), а у Вани то и дело проскакивают старые поговорки, вышедшие из оборота ещё с развалом СССР.
Отрешённый взгляд Табакова отлично транслирует всю глубину экзистенционального кризиса взрослого человека, который даже не успел понять, когда, собственно, закончилось его детство. Когда в душе заселилась эта изъедающая всё нутро печаль? Его депрессивным повадкам ярко противопоставляются ещё пока жизнерадостные и счастливые лица старшеклассников, чьи головы забиты романтикой, амбициями, грёзами и надеждами на радужное будущее. Фомин рассказывает историю с «бумерской» позиции полнейшего смятения от скоротечности времени, но при этом и молодёжь не выглядит у него стереотипным потерянным поколением, которое уже не спасти. Нет, они просто ещё не разучились радоваться жизни - вот в чём их главное отличие!
Неожиданно, что фильм тематически не исчерпывается столкновением возрастов, на чём базируется львиная доля юмористического материала «Молодого человека». Когда дело доходит до критики коррупции в стране и всё никак не поддающемуся искоренению наместничества, кино выходит уже в иную плоскость редкого отечественного продукта, который, не теряя лёгкой формы и ясности языка, не боится заговорить о том, что принято пускать на самотёк.
Александр Фомин до этого написал сценарий к «Караморе» Козловского, а тот в ответ или по старой дружбе согласился на роль второго плана в полнометражном дебюте своего надежного сценариста. И не прогадал. Козловский в фильме не просто заряжает на успех, он, как заправский «тренер, хоккеист, пилот…», крадёт сцену за сценой, иронично обыгрывая самого себя из реальной жизни. На фоне льющегося с экрана вампирского энтузиазма Козловского легко затеряться кому угодно, но актёрский состав у «Молодого человека» далеко не промах. Убедительно жизненный Табаков, энигматично привлекательная Олеринская, без внимания не остаются даже дебютирующие на экране Поперечный в смешных коротких шортах из «Парка Юрского периода» и рэпер Rakhim в роли верного сайдкика на проводе. Оба, кажется, перекочевали из американских комедий Джадда Апатоу.
Продолжит ли Александр Фомин работать в амплуа портретиста поколений, покажет время, однако его дебют со своими задачами справляется на ура. У него получилась лёгкая лиричная комедия, за просмотром которой вспоминаются и судьбоносная лента Данелии «Я шагаю по Москве» о тревогах юности, и недавняя «Хандра» с «Хорошим мальчиком» по схожему ироничному мировоззрению авторов, и даже выходящий прямо сейчас четвёртый сезон «Очень странных дел», где также в ностальгическом ключе показан сложный и болезненный процесс взросления. Только тут от депрессии спасает не Кейт Буш, а Animal Jаzz.
Вадим Богданов, InterMedia
Третий сезон «Триггера» покажет Первый канал

Премьерный показ третьего сезона сериала «Триггер» стартует на Первом канале 17 марта 2025 года. «ИнтерМедиа» напоминает, что в новом сезоне к своим ролям вернутся Максим Матвеев, Игорь Костолевский, Ангелина Стречина, Светлана Иванова, Владислав Тирон, Роман Маякин, Сабина Ахмедова, Ирина Старшенбаум, Виктория Маслова, Марк Юсеф, Андрей Мерзликин, Сергей Гилёв, новых персонажей сыграли Степан Девонин, Максим Стоянов, Анастасия Уколова, Сергей Годин, Мария Андреева, теннисистка Светлана Кузнецова и другие, а режиссером стал Игорь Твердохлебов.
Главный герой, психолог Артем Стрелецкий (Матвеев), возвращается в Москву с Кирюшей (Юсеф) к семье и практике. Но его продолжают преследовать самые разные проблемы – с тяжело больным отцом (Костолевский), сестрой Катей (Стречина) и находящейся в тюрьме бывшей женой Дашей (Иванова), хотя Артём точно знает, что она невиновна, а якобы убитая ею Лера (Маслова) – жива, но как это доказать и не навлечь на себя новые неприятности?
Премьера третьего сезона «Триггера» состоялась на «Кинопоиске» осенью 2024 года.
Эфир в 22.00.
«Царевна-лягушка» стала героиней российского проката в праздничный уикенд

Фильм-сказка «Царевна-лягушка» возглавил российский бокс-офис, заработав по итогам своего первого уикенда с 6 по 9 марта 2025 года 201,3 миллиона рублей. На вторую строчку опустился лидер предыдущих трех недель – музыкальный байопик «Пророк. История Александра Пушкина» с кассой в 151 миллион, что немногим меньше, чем неделей ранее. Третье место занял приключенческий фильм «Красный шёлк», пополнивший свою копилку на 90,5 миллионов рублей.
Лишь с четвертой строчки стартовала еще одна российская новинка – биографический фильм «Роднина» (76,8 млн), а с пятой зарубежная - фэнтези «В потерянных землях» (39,6 млн).
Лидером американского проката прошедшей недели стал фантастический фильм «Микки 17» (но сборы его составили всего 19,1 миллиона долларов при бюджете в 118 миллионов), на вторую строчку опустился кинокомикс «Капитан Америка: Новый мир», на третью – «Дыхание шторма». Интересно, что вышедший одновременно в российский и американский прокат «В потерянных землях» в США не попал даже в топ-10, зато в него вернулась «Анора» на волне интереса к фильму после получения им премии «Оскар».
В мировом бокс-офисе лидером остается китайский анимационный фильм «Нэчжа побеждает Царя драконов» (а учитывая новость о покупке его для проката в европейских странах, он может сохранить первенство еще надолго). За ним следуют «Микки 17», «Капитан Америка: Новый мир», «Бриджит Джонс: Без ума от мальчишки» и «Злая: Сказка о ведьме Запада».
Криминальную драму «Босс» с Тони Сервилло и Элио Джермано покажут и обсудят в «Октябре»

Зрительская премьера итальянского фильма «Босс» (Iddu) состоится 16 марта 2025 года в киноцентре «Октябрь» в рамках проекта «Каро.Арт». Криминальная драма режиссеров Фаббио Грассадонии и Антонио Пяьццы основана на биографии реального главы мафии, а главные роли исполнили Тони Сервилло, Элио Джермано, Даниэла Марра, Барбора Бобулова, Фаусто Руссо Алези, Джузеппе Тантильо и другие.
- Маттео Мессина Денаро (Джермано) — неуловимый мафиози, ловелас и любитель роскоши, ставший крёстным отцом группировки «Коза ностра», - сообщается в синопсисе. - Десятилетиями он находился в бегах, и даже самые успешные секретные службы не могли его обнаружить. Он с легкостью устранял любого, кто вставал у него на пути. Однажды в игру в кошки-мышки вступает остроумный Кателло Палумбо (Сервилло) - бывший мэр, который сам только вышел из тюрьмы и затевает рискованную авантюру.
Премьера «Босса» состоялась в сентябре 2024 года в основном конкурсе 81-го Венецианского кинофестиваля, где картина была удостоена сразу трех премий.
Фильм в «Октябре» представит и обсудит со зрителями киновед Всеволод Коршунов. В российский прокат картина выйдет 20 марта.