Рецензия на фильм «Балабанов. Колокольня. Реквием»: Сознание проклятого поэта
Оценка: 7 из 10
Документальный фильм «Балабанов. Колокольня. Реквием» открывает первый кинофестиваль «Зимний», в российский прокат лента выходит 8 декабря 2022 года. Режиссёр: Любовь Аркус. В ролях: Алексей Балабанов, Любовь Аркус.
Вклад Алексея Балабанова в российский кинематограф невозможно переоценить. Многие готовы назвать его величайшим отечественным режиссёром только условно за дилогию «Брат», что в целом красноречиво говорит о культовом статусе Балабанова. Он снял 14 фильмов, о нём самом вышло два – в 2020-м лента «Найти своих и успокоиться» к юбилею второго «Брата», два года спустя «Балабанов. Колокольня. Реквием» — долгострой Любови Аркус и трогательный портрет последних лет жизни великого художника.
Создание фильма началось со съёмок производственных моментов последней картины Балабанова «Я тоже хочу», но через два года режиссёр скончался и оставил после себя ничем не заполняемую пустоту. В результате из фильма-наблюдения за Балабановым в работе кино Аркус переросло в послесловие к наследию великого режиссёра. Компоновка «Реквиема» заняла почти десять лет, потому что сработал человеческий фактор. Любовь Аркус была близким другом и коллегой субъекта своего фильма, отчего её труды попросту не могли в итоге обернуться стандартным документальным проектом с говорящими головами, заумно рассуждающими о Балабанове. «Колокольня», к счастью, далека от всего этого: перед нами эмоциональный, честный и пугающе близкий взгляд на режиссёра глазами любящего человека. Глазами, в которых до сих пор блестят слёзы.
Открывается лента с поэтичного предисловия, в котором Любовь Аркус рассуждает об общих темах, художественных приёмах и месте в культурном облике России работ Балабанова. Закадровый голос практически со стихотворной мелодичностью гипнотизирует зрителя, завороженного кадрами «Замка», «Реки», «Морфия» и других его фильмов. Как мы знаем по предыдущим документальным работам Аркус («Кто тебя победил никто» и «Антон тут рядом»), её авторские, киноведческие комментарии всегда метят в самую суть, в краткой форме констатируя идеи и мысли, которые зритель всё никак не мог сформировать самостоятельно. В этом безусловный талант Аркус – одним лишь подбором слов пробирать до мурашек.
Основная часть фильма посвящена Колокольне, через которую можно попасть в Счастье. Другим словами, мы наблюдаем за съёмочным процессом «Я тоже хочу», узнаём, каким Балабанов был как режиссёр. Эти кадры перебиваются домашней хроникой, в которой нам раскрывается Балабанов уже как человек: больной, грустный, но ещё не потерявший интерес к кино, жизни, своим близким. Вот – он проводит экскурсию по своей квартире. Вот - он вместе с Любовью смотрит свой дебют «Счастливые дни» и комментирует с позиции двадцатилетней давности. Мы плавно погружаемся в его мир, в его восприятие, в сознание проклятого поэта.
Финальная часть, которую условно можно назвать «Реквием», это практически чёрно-белое слайд-шоу с воспоминаниями и способ сказать «прощай» через песни Бутусова и слёзы близких. Если вы ждёте познавательного обзора фильмографии режиссёра, то «Балабанов. Колокольня. Реквием» — это не совсем тот документальный фильм. Его скорбная интонация и не всегда связная нарезка домашних видео наделяет кино Аркус особой сакральностью для своих (чтобы те наконец успокоились). Как будто бы главный посыл фильма не в подведении черты под кинематографическим наследием Балабанова, а в грустной констатации факта, чего навсегда лишилось наше кино и все мы с уходом культового режиссёра. Остаётся надеяться, что ушёл он всё-таки в Счастье.
Вадим Богданов, InterMedia
Кристофер Нолан снимет свою «Одиссею» с Томом Холландом и Энн Хэтэуэй
Новым фильмом Кристофера Нолана будет экранизация поэмы Гомера «Одиссея». Об этом официально объявила 23 декабря 2024 года в соцсетях кинокомпания Universal Pictures.
- Это будет мифологический эшкн, снятый по всему миру с использованием совершенно новой технологии кинопленки IMAX, - говорится в заявлении студии. - Фильм впервые переносит основополагающую сагу Гомера на экраны кинопленки IMAX и выйдет в кинотеатрах по всему миру 17 июля 2026 года.
Слухи о новом фильме Нолана появились пару месяцев назад. За это время был частично подтвержден каст проекта. Главные роли в картине сыграют Том Холланд, Зендая, Мэтт Дэймон, Шарлиз Терон, Роберт Паттинсон, Энн Хэтэуэй, Лупита Нионго. Вероятно, это далеко не полный актерский состав.
Древнегреческая поэма — один из основополагающих текстов западной литературы. В ней рассказывается история Одиссея, царя Итаки, и его опасного путешествия домой после Троянской войны, исследуются темы героизма, верности, хитрости и борьбы с божественной волей. В поэме есть такие знаковые эпизоды, как его встречи с циклопом Полифемом, сиренами и богиней-ведьмой Цирцеей, а кульминацией является финальное воссоединение Одисея с женой Пенелопой.
Поэма ранее служила исходным материалом для многих экранизаций, среди которых итальянский фильм 1954 года «Улисс» режиссера Марио Камерини с Кирком Дугласом в главной роли, а также мини-сериал 1997 года «Одиссея» режиссера Андрея Кончаловского с Армандом Ассанте в главной роли. Рэйфа Файнса и Жюльет Бинош можно увидеть в роли Одиссея и Пенелопы в фильме Уберто Пазолини «Возвращение Одиссея», который вышел в мировой и российский прокат в начале декабря. Также из поэмы черпали вдохновение «Улисс» Джеймса Джойса, «Пенелопиада» Маргарет Этвуд, «Взгляд Улисса» Тео Ангелопулоса, «Холодная гора» (роман Чарльза Фрейзера и фильм Энтони Мингеллы с Николь Кидман и Джудом Лоу в главных ролях), «О, где же ты, брат?» братьев Коэн и «Звездный путь: Одиссея».
Из фильмов «Брат» и «Брат-2» вырезали культовые фразы
Цензурированную версию фильмов Алексея Балабанова «Брат» и «Брат-2» показал кабельный телеканал «Победа» 22 декабря 2024 года. В первой части убрали реплику Данилы Багрова: «Не брат ты мне, гнида чернож…» Цензоры просто заглушили аудиодорожку с этими словами. Во второй части убрали фразу персонажа Виктора Сухорукова: «Вы мне, гады, еще и за Севастополь ответите!».
По информации телеграм-канала «Осторожно, новости», фразу Данилы Багрова в трамвае подвергают цензуре уже больше 10 лет. Первые упоминания об этом были на российских форумах еще в 2011 году. А в 2015-м на Change_org даже запустили петицию с требованием показывать «Брат» без цензуры фразы «Не брат ты мне, гнида чернож...». Она собрала 171 подпись.
«ИнтерМедиа» напоминает, что екатеринбуржцы определились с местом для памятника режиссеру Алексею Балабанову в сентябре этого года.
«Мастер и Маргарита» и «Трасса»: 100 российских кинематографистов подвели итоги 2024
Редакция «Кинопоиска» опросила сто специалистов отечественной киноиндустрии — режиссёров, актёров, сценаристов, продюсеров, операторов, композиторов и художников, работавших над самыми популярными проектами 2024 года. Они выбрали главные российские фильмы и сериалы, а также три ключевых слова, лучше всего определяющих уходящий киногод. Участие в опросе приняли Фёдор Бондарчук, Клим Шипенко, Сергей Бурунов, Сергей Светлаков, Алексей Герман-младший, Роман Кантор, Сарик Андреасян, Александр Петров, Олег Трофим, Андрей Золотарёв, Слава Копейкин, Тина Канделаки, Илья Куликов, Лев Зулькарнаев, Александр Войтинский, Роман Котков, Анна Уколова, Валентина Ляпина, Михаил Врубель, Гавриил Гордеев, Макар Кожухов, Сергей Калужанов, Илья Учитель и другие.
Главным фильмом 2024 года по результатам опроса стала новая экранизация романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Картина вышла в прокат в январе и, собрав свыше 2 млрд рублей, попала в топ-3 самых кассовых фильмов года после второго «Холопа» и «Бременских музыкантов». Главные роли в «Мастере и Маргарите» исполнили Евгений Цыганов и Юлия Снигирь, а Воланда сыграл немецкий актёр Аугуст Диль.
Главным сериалом 2024 года выбрали драматический проект «Трасса» режиссёра Душана Глигорова с Кариной Разумовской в роли петербургской судьи, которая отправляется в город своего детства на поиски пропавшей дочери. Вторым наиболее упоминаемым проектом стал «Слово пацана. Кровь на асфальте» режиссёра Жоры Крыжовникова: премьера криминальной драмы состоялась в конце 2023 года, но большинство назвавших сериал респондентов посмотрели его на январских каникулах, поэтому в качестве исключения сериал остался в топе.
Редакция также попросила участников опроса назвать три ключевых слова, которые лучше всего определили 2024 год в российском кино и сериалах. Чаще всего респонденты вспоминали «сказку» (26 раз), «90-е» (12 раз) и «качество» (9 раз). Одинаковое количество упоминаний получили «любовь» и «ностальгия» (8 раз).
Топ-5 фильмов года:
- «Мастер и Маргарита» (35 голосов)
- «Сто лет тому вперед» (16 голосов)
- «Майор Гром: Игра» (5 голосов)
- «Холоп 2» (4 голоса)
- «Воздух» (3 голоса)
Топ-5 сериалов года:
- «Трасса» (16 голосов)
- «Слово пацана. Кровь на асфальте» (15 голосов)
- «Комбинация» (9 голосов)
- «Лихие» (9 голосов)
- «Последний богатырь. Наследие» (7 голосов)
В общей сложности сто ответивших кинематографистов упомянули в своих ответах 24 полнометражных фильма и 29 сериалов.