Виктор Дробыш: «С артистом можно расставаться полюбовно»
ОБ ОБИДАХ КОЛЛЕГ ИЗ-ЗА ЕГО РЕЗКИХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ
- Есть русская поговорка: «Язык мой — враг мой». Это, наверное, про меня. Вообще, все началось с детства. Я начинал получать какие-то оплеухи за свой язык, начиная с детского сада, и успешно продолжаю делать это до сих пор.
Чего стоит одна фраза: «Пора на кладбище прогулы ставить». За что Пугачева очень сильно на меня обиделась. Хотя, к ней это не имело абсолютно никакого отношения. Но если бы я не сказал эту фразу, то, наверное, не было бы самого предмета для обиды.
Конечно, пытаюсь жить, как завещал великий Депардье: самое главное в жизни, чему он научился – не спешить реагировать. Вот, собственно, этому я так и не научился. В жизни реагирую быстрее, чем надо. Все благодаря моему языку. А так, в принципе, я нормальный, добрый, хороший парень.
О ПРОБЛЕМАХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ
- Вы знаете, по большому счету, я не батюшка Виктор, чтобы ходить с кадилом по шоу-бизнесу и пытаться всех окультуривать. Я считаю, что самая большая проблема даже не во внутренности песен. Рок-музыка, например, всегда была немножко и политизирована, как в случае с Джоном Ленноном, и немножко грязная, как в случае, там, с Оззи Осборном или Элис Купером.
То есть все мои любимые герои, в том числе Фредди Меркьюри, позволяли себе кое-что в текстовой направленности своей музыки. Меня как раз больше расстраивает, что в музыке сегодня сама музыка занимает маленькое количество процентов. То есть оно снизилось до какого-то критического уровня. И ребята талантливые, и многие блогеры, которые стали известными, честь им и хвала, потому что повести за собой миллионы поклонников, будь то сеть или будь то life, не так-то просто. Поэтому если они добились успеха, значит, у них какая-то божья искорка есть.
Другое дело, что все это порой заменяется чем-то другим, а называется музыкой. И поэтому я больше иногда называл бы это цирком, камеди-шоу, еще чем-нибудь, но не музыкой. Хотя, побывав в программе «Битва поколений», я понял, что есть хорошие, талантливые, молодые ребята.
Это, в первую очередь про Мари Краймбрери, Лизу Гинзбург, которую я очень выделяю, и которая мне очень нравится, Ваня Дмитриенко – тоже парень, который идет от музыки. Многие другие, при всем моем уважении, далековато стоят от музыки. Но все это все равно, так или иначе, называется музыкой.
ОБ УПРОЩЕНИИ МУЗЫКИ
- В 70-е годы все группы, такие, как Led Zeppelin, Deep Purple, Uriah Heep, с каждым своим новым альбомом пытались усложняться. Для этого они пытались использовать Баха, каких-то классиков, симфонические оркестры. Иэн Андерсон играл на флейте. И все же это были молодые ребята нашего поколения. То есть они были хулиганы, наркоманы, да кто угодно, но все, что было связано с музыкой, для них было как челлендж: стать самыми крутыми, самыми сложными.
И люди, которые их слушали, а это сотни миллионов, тоже вместе с ними учились. И за 70-е годы мы практически параллельно вместе с нашими кумирами от трех аккордов пришли к сложным симфоническим зарисовкам, как, например, «A Night at the Opera» группы Queen. И это слушали все. И все понимали, что это такое.
Сегодня кумиры нашей молодежи пытаются упростить это все, и вместе с ними упрощается слушатель, который за ним идет. Это вот так, как есть. Это данность нашего времени. Но, к сожалению, это скатывание в немузыку меня немножко расстраивает.
О РОЛИ ПРОДЮСЕРА В РАСКРУТКЕ МУЗЫКАНТА
- Сначала все думали, что без продюсера вообще нельзя. Сейчас некоторые, по глупости, начинают говорить, что продюсер еще и мешает. Я считаю, что и то, и другое совсем-то, может, и неправильно, но факт говорит о том, что по жизни многие великие, величайшие звезды, включая, например, Beatles. Был бы Beatles без Мартина? Наверное, был бы, но точно не был бы таким великим, как мы его знаем.
Насчет того, что нужен продюсер или нет: некоторые сами себе продюсеры. Яркий пример — Филипп Киркоров. Ему не нужен продюсер. У него есть талант вести себя по жизни. Ведь певец порой не всегда живет своими песнями, к сожалению.
Порой для того, чтобы певец был, нужно, чтобы он отмечался не только музыкой, но и еще какими-то деяниями. Филипп Киркоров – чемпион этих деяний. Он сам придумает, что сделать. И даже негативные вещи, которые он совершает, ему идут на пользу, потому что о нем говорят.
Я не сторонник этого. Я считаю, что певец должен жить песнями, потому что в конце концов певец умирает, и остается за ним песня. Не остаются истории, они пропадают. Очевидцы тоже умирают, а мы сегодня слушаем Фредди Меркьюри и Фрэнка Синатру. И вот, даже перед Рождеством, я уверен, у каждого в плейлисте будет песня «Let It Snow!» именно в исполнении Фрэнка Синатры. И всем будет глубоко наплевать, где, когда он чего сотворил, сделал, поэтому я считаю, певец должен жить музыкой.
О СВОИХ ЛЮБИМЦАХ
- Мой любимый певец — Стас Пьеха. Это моя судьба. Это мой путь. Мы будем с ним всегда сотрудничать. Мы будем с ним всегда популярны. Больше, меньше — это уже другой разговор, но, самое главное – он один из тех артистов, у которых есть публика, которая умрет вместе с ним.
Были более яркие какие-то истории, были средние взлеты, но я еще себя в большей степени считаю музыкантом и композитором, поэтому думаю, что много сделал для людей, которые сегодня на вершине славы. Сделал им своими песнями, помимо продюсирования. Это мой вклад в современное искусство.
Поэтому есть любимые, и это в первую очередь. Считаю, что будущее за Сашкой Ивановым (Ivan), Гузель Хасановой, Лизой Гинзбург. Это люди, с которыми мне очень приятно сейчас работать из молодых. А с теми, с кем мне неприятно работать и кого я глубоко не уважаю и считаю просто плохими людьми, на мой взгляд, называть не собираюсь. Прочитав это интервью, они и так поймут, что я имел в виду.
О РАССТАВАНИЯХ С АРТИСТАМИ
- Слушайте, с артистом можно расставаться полюбовно. С артистами я иногда расставался, говоря им: «Я не вижу в Вас артиста, я не вижу Вас на сцене. Мне по большому счету не очень нравится, что Вы делаете, хотя я абсолютно точно уверен, что Вы должны занимать достойное место в шоу-бизнесе, но не со мной». Вот это, мне кажется, красивый расход с продюсером. Намного лучше, чем просто тянуть кого-то на веревке.
Бывают некрасивые расходы. Бывают предательства. Несколько лет назад я всегда был веселый парень, который говорил одно и то же, что, к счастью, предательство меня не коснулось. Сглазил, коснулось. И близкие люди предавали, и неблизкие. Но когда предают неблизкие, то это не обидно, а, скорее, закономерно. Однако в случае, если предают близкие, то это, конечно, такая маленькая трагедия. Но, опять же, называть имена я не собираюсь, потому что почти все это и так знают. А кто виновник этого, те пусть читают и улыбаются.
О ПРОФЕССИИ ПРОДЮСЕРА
- Вы знаете много продюсеров. Это такая профессия. Честно, но никогда не видел в слове «продюсер» ничего крикливого и суперважного. Это работник. Работник, который делает тяжелый труд. Это как дворник: он продюсирует чистоту улицы, мы продюсируем музыку. Для меня продюсеров много: Константин Меладзе — один из, наверное, важнейших; Максим Фадеев; Artik — мне кажется, он талантливый продюсер; Иосиф Пригожин — он, может, и не силен в музыке, но для этого есть специально обученные люди, а дальше он уже знает, что сделать.
Продюсер — это мульти-человек. Я никогда не брался называть себя продюсером, имея хорошее музыкальное образование, написав большое количество песен и поработав со всеми. И вот, только когда я понял, что могу объединить в себе черты человека, который в состоянии ответить за музыку и за все остальное, что вокруг музыки, вплоть до бухгалтерии, если говорить глобально. Только когда понял, что в руках держу этот мульти-бренд, тогда назвал это «продюсер». И то, к этому времени мне было за 30.
О НЕСОБЛЮДЕНИИ КОНТРАКТОВ
- Мне кажется, это проблема мировая. Пугачева очень хорошо сказала в свое время: «Когда человек становится знаменитым, с ним нужно знакомиться по второму разу». И это правда, человек которого посещает слава, меняется.
Кто-то меняется в лучшую сторону, кто-то забывает, что большая команда работала с ним, и хочет сделать так, чтобы человечество забыло, что с ним кто-то работал, а он все сделал это сам, один. И для него это важнее денег порой. Поэтому получаются вот такие расходы, предательства, невыполнение обязательств.
Просто кто-то такой, а кто-то порядочный человек. То есть поэтому это вообще не проблема России. Я знаю, например, в Финляндии много случаев было. У меня был друг, большой продюсер с Universal Music. И, когда он сделал несколько проектов, которые стали занимать практически больше половины всего шоу-бизнеса Финляндии, многие мейджоры, такие, как Sony, стали предлагать свои услуги. И первое, что артисты попытались сделать, — соскочить со своего продюсера и стать артистами большого мейджора.
И это, вы знаете, получается. Потому что во многих странах суд встает на сторону гражданина. В данной ситуации, гражданин — певец. А компания вдруг по каким-то позициям всегда становится в роли какого-то цербера, который насилует, рвет на куски. Оттого и получается соскакивать. Но все равно закон должен защищать и артиста, и продюсера. И глубоко вникать, кто же в данной ситуации прав. Хотя, музыка — это очень сложная вещь, это воздух, который летает вокруг нас, и очень трудно говорить про то, чего не видишь. Потому что один будет говорить, что если бы не я, то ничего этого бы не было. Другой говорит, что это все я. Зачастую все переходит на личности и разговор о чем-то невидимом. Здесь очень трудно стать на чью-то сторону. Поэтому здесь очень непростая история. Даже для суда.
О РАЗДЕЛЕНИИ СРЕДСТВ МЕЖДУ АРТИСТОМ И ПРОДЮСЕРОМ
- Я вам скажу, что не может быть все одинаково. Есть роль продюсера, когда она совсем велика, и компания, которая занимается, вкладывает деньги и делает все, и артист молодой. И на первых порах это может быть сильно преимущественный процент у компании. А может быть такое, что артист уже взлетел и такая самодостаточная большая единица, и готов вкладывать деньги сам. Тогда это может быть и в пользу артиста.
По-моему, очень гуманный для меня процент – 50/50, когда все вкладывают деньги. И тогда, мне кажется, и артист начинает задумываться о трате денег, и продюсер выставляет какие-то целесообразные правильные счета. Это я ловил на себе даже. Тогда артист перестанет мечтать о каких-то вечных парикмахерских, накладных ногтях и дорогущих клипах.
Когда ему придется за все платить половину, тогда можно с ним нормально обсуждать все, что угодно. Хотите траты — пожалуйста. Хотите снимать на Гавайях — давайте. Платим за все вместе. Правда, потом, обычно, когда посчитают, говорят: «В принципе, и в Подмосковье много красивых мест. Поэтому можно и им ограничиться».
О СТОИМОСТИ СВОИХ ПЕСЕН
- Знаете, нисколько не стоят мои песни. Раньше я продавал песни и за большие деньги. И мне казалось, что это большая победа. А сейчас я считаю, что ситуация изменилась в мире.
Любой хороший артист, который хорошо донесет твою песню до людей, может тебе принести приличные деньги, и не надо брать эти деньги с какого-то там отдельно взятого персонажа. Это как раз говорит о том, что времена меняются в лучшую сторону, и все-таки каким-то образом мы пиратство побороли. Не знаю, как сейчас ситуация мировая повлияет на авторское право, но до этого было все очень даже неплохо.
О МОСКВЕ
- Я критиковал этот город. Я не любил его. Я считал вообще какой-то трагедией находиться в этом городе. И очень переживал, потому что весь шоу-бизнес сконцентрирован в одном городе в нашей стране. И этот город – Москва. И как изменился этот город за последние 10-12 лет. Он изменился и стал моим любимым.
У меня нет никаких договоров с Собяниным. У меня нет никакой поддержки от города, нет никаких вообще историй, которые бы заставляли говорить хвалебные слова о правительстве этого города. Но я считаю, что Москва совершила, наверное, самый большой рывок, и из нелюбимого города стала моим любимым.
И, мне кажется, это не только мое личное мнение, а мнение вообще большинства людей, которые здесь проживают и мечтают здесь проживать. Это, наверное, стал самый комфортный, самый желанный, самый приятный для проживания город. Причем ты для этого не должен быть каким-то суперизвестным и богатым.
Даже в отличие от своего Питера, в котором я родился и который очень люблю. Мне он очень нравится по тому, как он устроен, как Невский проспект упирается в зенит дворца, в Дворцовую площадь.
Самое красивое место на Земле для меня — это стрелка Васильевского острова. И вот этот вид на Петропавловскую и Зимний. Для меня лучше и красивее в мире места нет. Но, я считаю, это самый бедный какой-то город. Просто как будто до него руки не доходят. Он грязный, непокрашенный.
Вижу, что все красивое там от тех, кто успел это сделать там до революции. И немножко все, что оживилось, когда была Валентина Ивановна Матвиенко. Опять же, у меня нет никаких обязательств говорить что-то про нее. Я просто считаю, что город очень сильно зависит от его хозяина. И я считаю, что Валентина Ивановна была большим хорошим хозяином, человеком этого города.
А сегодня мы имеем Москву, красивую, чистую, организованную. И все те люди, которые пытаются критиковать какие-то строящиеся дороги, какие-то плитки, я считаю, просто невежественные.
(Ольга Моисеева, Анастасия Новикова, «Телепрограмма», 22.12.22)
Постмодернистский шансон: автор «Колымы» представил альбом про нейросети и Илона Маска
Премьера музыкального альбома «Пересадка в Стамбуле» Юрия Истомина, многим известного как автора хитов шансон-группы «Колыма», состоялась 1 февраля 2025 года на всех популярных стриминговых платформах России и мира. Релиз получился необычным: ностальгическая эстетика шансона 90-х сочетается в нем с современными трендами: нейросетями, информационными пузырями, подделками в мире искусства, феноменами в квантовой физике и мемами про Илона Маска.
- В современном искусстве часто встречаются произведения на стыке жанров, и мне было интересно проделать что-то подобное с шансоном, — рассказал Юрий Истомин корреспонденту «ИнтерМедиа».
Альбом родился после 20-летнего творческого перерыва. Юрий Истомин за это время построил серьезный инвестиционный бизнес, но музыка всегда оставалась для него страстью. Каждая из композиций создавалась как послание к друзьям, многие из которых работают в той же сфере.
- Первые слушатели говорят, что то, что у меня получилось – не для привычных любителей шансона, а скорее для тех, кто шансон не любит, – отмечает Юрий Истомин. – Сочетаниепоэтической стилистики русского шансона90-х сфлеромфранцузского шансона50-хи современной аранжировкой многих удивляет само по себе, а тут еще и повестка актуальная.
Концепцию альбома метко иллюстрирует один из центральных треков альбома – «Ну как тебе такое, Илон Маск». Это ироничная песня, в которой криминальная романтика переплетается с философскими размышлениями о границах реальности. Лирический герой проводит параллели между своей жизнью на пересылке в Красноярск, и миром, где аватар Илона Маска вершит судьбу мировой науки.
В числе других композиций: «Пересадка в Стамбуле», «Макконахью», «Chat GPT», «Джоконда», «Фалькон», «Ну как тебе такое, Илон Маск?», «Квантовая запутанность на зоне», «Выигрыш в Матрице», «От офиса в Сити до рая»… Подробнее об этих композициях и ребрендинге шансона читайте в интервью Юрия Истомина.
Дополнительная информация: https://vk.com/istomin.yury.official.
Обзор: «Звуки Му»: музыкальное безумие родом из СССР, или перформанс Петра Мамонова длиною в жизнь»
2025, «Спасибо, послушаю».
Я ещё в начале 90-х заметил, что все эпитеты, которые применяли журналисты для описания сценических перформансов Петра Мамонова, не способны были передать истинную картину. Про какие бы «русские народные галлюцинации» «Звуков Му» ни писала пресса, танец и гримасы Петра Николаевича превосходили всё, что можно вообразить, и убивали наповал всякого, увидевшего их в первый раз. А ведь «Звуки» даже по советскому телевидению показывали. Может, поэтому Союз и развалился. Мамонов, кстати, был уверен, что именно поэтому.
Но мы отвлеклись. Было очень интересно, какие формулировки найдёт для феномена Мамонова ведущий «Спасибо, послушаю» Андрей Васильев. В целом он не подвёл, ибо термины вроде «мягко говоря, очень странная музыка», «люди такого темперамента и пристрастий, как алкоголик Мамонов», «бесноватые эпилептичные танцы» в выпуске наглядно проиллюстрированы соответствующими архивными кадрами. Даже особо объяснять не надо, почему фигура эксцентричного Петра Мамонова так масштабна – и так понятно по приведённым фрагментам.
При этом Васильев добросовестно излагает всю творческую биографию Мамонова и «Звуков Му» в разных составах. Он упоминает, что Пётр Николаевич, в отличие от большинства русских рокеров, вырос не на песнях Beatles, а на Капитане Бифхарте, и приводит воспоминание Александра Липницкого о том, что Мамон всегда любил танцевать и в молодости делал это, возможно, лучше всех в Москве. Я бы не назвал это танцами, но незабываемая сценическая пластика артиста была сколь отталкивающей, столь и притягательной: оторвать глаз от этого было невозможно.
Говоря о записях «Звуков Му», в том числе альбоме, над которым работал Брайан Ино, ведущий «Спасибо, послушаю» находит блестящую формулу: на пластинках «бесноватый» Мамонов был будто «парализованным» - без его сценических движений группа лишалась чего-то важного. Впрочем, после этого выпуска поклонникам будет проще включать воображение и додумывать неуслышанное.
В довольно любопытно ключе затронута тема эротизма в творчестве Петра Мамонова, а о его приходе к православию Васильев говорит скорее с удивлением. Выпуск завершается на печальной ноте - гибелью Липницкого и смертью Мамонова, но влияние «Звуков Му» до сих пор проявляется и будет проявляться в самых неожиданных местах – как, например, в клипе группы National, повторяющем картинку видеоролика Мамонова «Грубый закат».
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
Рецензия на сингл Полины Гагариной «Танец перед зеркалом»: Автора!
2025, Первое музыкальное, S&P Digital.
Оценка: 8 из 10.
В новой песне Полины Гагариной блогеры и поклонники сразу уловили подозрительно знакомый почерк. Почерк композитора и поэта-песенника Константина Меладзе. Когда Полина поёт «я просто сломала замок» - ну типичная «ВИА Гра», что и говорить. Между тем в качестве автора музыки и слов песни указан Лев Александрович Вольпин. Кто же этот талантливый человек, спросили себя заинтересованные лица, и начали искать в интернете, так сказать, цифровой след данного господина. Но Лев Александрович следов в сети не оставлял, никто про него ничего не знает, других песен у этого несомненно даровитого композитора нет. Тут весьма кстати вспомнилась история начала сольной карьеры Веры Брежневой: тогда её первые хиты вроде «Любовь спасёт мир» (да-да, та самая, про «оринтир») написал некий Алексей Фицич, который чуть позже всё же рассекретил псевдоним и оказался, кем бы вы думали? Константином Меладзе! Возможно, этот трюк пришлось повторить, тем более что у украинского композитора на сей раз были более веские причины сохранить инкогнито.
Как бы то ни было, со Львом Александровичем Вольпиным Полине Сергеевне Гагариной очень повезло. Новинка весьма впечатляющая, ведь поклонники не только обсуждают имя подлинного автора, но и накручивают счётчик прослушиваний. Песня уже поднимается в чартах. Кстати, кроме стилистики Константина Меладзе и «ВИА Гры», здесь можно заметить ещё один референс: момент, когда Полина запевает вокально мощный припев, начинающийся со слов «Это не я», очень похож на патетический фрагмент из хита Сии «Chandelier». Не Сиа ли Ферлер скрывается под личиной Льва Вольпина?
Шутки шутками, но от размышлений о природе авторства композиции может отвлечь эффектный видеоклип, где Полина предстаёт в двух роскошных, но совершенно разных образах. Одна из этих Полин – брюнетка! Как мы знаем, она была брюнеткой ещё во времена «Фабрики звёзд-2», но после перекрашивания в блондинку прежнюю Полину никто не узнавал – это было разительное преображение. Интересно, что этот фокус по-прежнему работает: чтобы понять, что тёмненькая – это тоже Гагарина (а не Ирина Шведова, например), нужно на несколько секунд очень сосредоточиться. Ну а более привычный блондинистый образ тоже претерпел изменения: с этой причёской певица иногда похожа не на себя, а на Клаву Коку или актрису Викторию Маслову. В общем, респект: артист должен удивлять, опытным исполнителям это бывает непросто, но Полине Гагариной на сей раз удалось если не ошеломить, то сильно зацепить аудиторию.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»