«Белый слон» отказался от вручения премии и подвел итоги 25-летней работы
Национальная премия киноведов и кинокритиков России «Белый слон» отказалась от вручения наград по итогам 2022 года. Об этом решении сообщается в официальном заявлении координационной группы, в которую вошли Виктор Матизен, Наталья Нусинова, Леонид Павлючик, Андрей Плахов, Алена Солнцева и Вячеслав Шмыров.
- Дорогие коллеги и друзья, 2022 год для нас юбилейный, - сообщается в нем. - Мы собирались отметить 25-летие нашей премии «Белый слон». Но трагические события прошлого года заставили нас не только отказаться от праздничной церемонии, но и поставить под сомнение своевременность вручения премии фильмам 2022 года. 24 февраля разделило нашу жизнь на «до» и «после». Фильмы, снимавшиеся в относительно мирное время, к своему завершению в большинстве случаев оказались неактуальными. Некоторые картины, сделанные российскими режиссерами, сегодня невозможно увидеть в России. Из-за закрытия изданий, как специализированных, так и рассчитанных на широкую аудиторию, цензурного ограничения в оставшихся СМИ, а также из-за прекращения работы национальных кинофестивалей «Кинотавр» и «АртДокФест», киноведы и критики лишились площадки для профессионального общения и публичных обсуждений кинопроцесса. C момента официального запрета части социальных сетей ограничена и возможность обмена мнениями.
В заявлении также говорится, что к решению об отмене они пришли не сразу:
- Мы делали попытки сохранить премию. Собирали и рассылали ссылки с фильмами, провели пробное рейтинговое голосование по результатам года. Оно показало деформацию кинопроцесса, отсутствие фильмов-лидеров, размытость сегодняшних критериев оценки. В науке отсутствие результата расценивается как научный результат. Наш долг как профессиональных экспертов констатировать этот печальный итог киногода. Мы приняли решение взять тайм-аут и не вручать премию «Белый слон», по крайней мере, в этом году. В 2022 году мы не выносим оценок и не выбираем лауреатов. Наша огромная печаль выражена и в этом решении.
В честь юбилея координационная группа премии провела опрос среди членов экспертного сообщества, которым предложила оценить с позиций сегодняшнего дня фильмы, ставшие лауреатами премии с 1998-го по 2021 год (речь только об игрового кино). В опросном листе оказалось 166 фильмов. Их оценивали 57 членов Экспертного совета премии (из 75). В их числе – Андрей Плахов, Лариса Малюкова, Антон Долин, Елена Стишова, Виктор Матизен, Наталья Нусинова, Борис Берман, Нина Ромодановская, Вячеслав Шмыров. Более 60 названий получили поддержку сразу двух третей участников опроса, более 100 названий – половины экспертов (что говорит о художественной актуальности этих фильмов сегодня).
В первую десятку лучших фильмов минувшего 25-летия вошли фильмы: «Окраина» (1998) Петра Луцика – 1-е место; «Кукушка» (2002) Александра Рогожкина и «Хрусталев, машину!» (1999) Алексея Германа – 2-е и 3-е места; «Настройщик» (2004) Киры Муратовой и «Про уродов и людей» (1998) Алексея Балабанова – 4-е и 5-е места.
Далее в списке: «Елена» (2011) Андрея Звягинцева, «Свободное плавание» (2006) и «Аритмия» (2017) Бориса Хлебникова, «Телец» (2001) Александра Сокурова, «Груз 200» (2007) Алексея Балабанова, «Магнитные бури» (2003) Вадима Абдрашитова (получилось 11, а не 10 названий из-за равного количества баллов у ряда фильмов).
«Финист. Первый богатырь» и «Волшебник Изумрудного города. Дорога из желтого кирпича» завершили новогоднюю битву в российском прокате
Фильм-сказка «Финист. Первый богатырь» занял первую строчку в российском бокс-офисе по итогам уикенда 9-12 января 2024 года. На второй неделе проката он заработал почти 300 миллионов рублей, а общая сумма сборов составила 2,26 миллиарда. На втором месте оказалась еще одна сказка – «Волшебник Изумрудного города. Дорога из желтого кирпича»: за уикенд его касса составила 295,7 миллиона, а за обе недели проката – 2,89 миллиарда.
«ИнтерМедиа» напоминает, что именно эти два российских проекта устроили настоящую «битву» в новогоднем прокате. В первый праздничный уикенд января лидировал «Волшебник Изумрудного города», который затем уступил лидерство «Финисту». Примечательно, что при этом падение сборов обоих проектов на второй неделе было очень значительным: на 81,5% у первого фильма и 73,7% у второго.
Третье место досталось комедии «Ёлки 11» (фильм заработал на своей четвертой прокатной неделе 79,7 миллиона), четвертое – киносказке «Домовёнок Кузя» (73,3 миллиона), а на пятом – зарубежная новинка «Охота на воров 2: Пантера» (58,3 миллиона).
По данным Министерства культуры РФ, в новогодние праздники на киносеансы было продано 12,9 миллионов билетов (несмотря на то, что со 2 января цены на них выросли по сравнению с 2024 годом). Всего на новогодних каникулах состоялось 268 тысяч кинопоказов. Посещаемость кинотеатров на 97% обеспечили отечественные фильмы.
«Онегина» Сарика Андреасяна покажет ТНТ
Телевизионная премьера фильма «Онегин» режиссера Сарика Андреасяна состоится на ТНТ 19 января 2025 года. «ИнтерМедиа» напоминает, что главные роли в новой экранизации романа в стихах Александра Сергеевича Пушкина исполнили Виктор Добронравов, Лиза Моряк, Денис Прытков, Таня Сабинова, а также снялись Алена Хмельницкая, Алексей Гришин, Владимир Вдовиченков, Татьяна Лютаева, Ольга Тумайкина, Александр Яцко и другие.
Евгений Онегин (Добронравов) живет на широкую ногу: балы, приемы, театральные премьеры и прочие развлечения, которые может предложить молодому человеку столица. Но светская жизнь давно утомила его, потому известие о болезни живущего в деревне дяди, он воспринимает, как возможность сбежать от опостылевшего света. Однако, добравшись до имения, Онегин узнает о кончине родственника, что, впрочем, не сильно расстраивает Евгения. Его финансовые дела весьма печальны, а дядя богат и других наследников у него нет. Онегин запирается в имении, сторонится соседей, которые очень скоро начинают называть его между собой чудаком. В бесцельном одиночестве Евгений живет до тех пор, пока в соседнем имении не объявляется вернувшийся из-за границы хозяин — юный, восторженный, еще не пресыщенный жизнью Ленский (Прытков), который знакомит Евгения с сестрами Лариными - Татьяной (Моряк) и Ольгой (Сабинова).
В российский прокат «Онегин» вышел в марте 2024 года.
Эфир в 21.00.
Балет «Снежная королева» МАМТа стал частью проекта «Театр в кино»
Премьера киноверсии балета «Снежная королева» состоится 25 января 2025 года в киноцентре «Октябрь». Киноверсия создана телеканалом «Россия-Культура» и Московским академическим Музыкальным театром имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко в рамках второго сезона проекта «Театр в кино». В этот же день киноверсия выйдет во всероссийский прокат, который осуществляет дистрибьюторская компания «Кино.Арт.Про».
Балет «Снежная королева» – двухактный спектакль по мотивам одноименной сказки Ханса Кристиана Андерсена. В качестве музыкального материала для постановки автор либретто и хореограф Максим Севагин выбрал фрагменты из Четвертой, Пятой и Шестой симфоний П.И.Чайковского. Выбор музыки является своеобразным продолжением традиции Московского Музыкального театра и его знаменитого хореографа Владимира Бурмейстера, поставившего в 1961 году оригинальный балет «Снегурочка» на музыку из сочинений Чайковского. В спектакле задействована вся балетная труппа театра. Главные партии исполняют Елена Соломянко (Герда), Иннокентий Юлдашев (Кай), Наталья Сомова (Снежная Королева), Артур Мкртчян (Благородный северный олень). Художник-постановщик – Екатерина Моченова, художник по костюмам – Юлдус Бахтиозина, музыкальное сопровождение – симфонический оркестр театра под руководством дирижера-постановщика Фёдора Безносикова. Режиссер киноверсии – Валерий Спирин, оператор – Евгений Тимохин.
- Я очень рад, что балет «Снежная королева» стал частью проекта «Театр в кино» и выходит на большие экраны, - говорит Максим Севагин. - Киноверсия балета позволяет глубже погрузиться в историю, увидеть те тонкости исполнения и уловить те эмоции артистов, которые нередко ускользают от зрителей, находящихся в зале театра. Для меня также ценно, что люди из самых разных уголков России, не имеющие возможности приехать к нам в театр, смогут познакомиться с этим спектаклем благодаря проекту «Театр в кино».