На ПМЭФ обсудили успех «Чебурашки» и объяснили, почему «зритель – не фраер»

Сессия «Производство кино и сериалов в России: поддержка в условиях санкций» состоялась 15 июня 2023 года в рамках деловой программы XXVI Петербургского международного экономического форума.
Модератор дискуссии, заместитель генерального директора компании «Газпром-Медиа Холдинг» Тинатин Канделаки напомнила присутствующим, что еще с начала пандемии отечественный кинематограф находится в состоянии турбулентности. Она назвала сборы фильмов «Чебурашка» и «Вызов» легендарными, но отметила, что подобных картин на регулярной основе не может выходить много, но при этом необходимо чем-то заполнять пустоту, оставшуюся после ухода Голливуда с российского рынка.
Генеральный директор «Централ Партнершип» Вадим Верещагин отметил, что в этом году в прокат вышло немало фильмов, стабильно собирающих по 300–600 млн рублей. В их числе – «Праведник», «Поехавшая» и «Нюрнберг».
– Именно такие фильмы обычно создают рынок. Всегда, даже когда Голливуд у нас еще был, за год выходило 5–8 картин, на которые приходилось 80% кассы. Эти картины у нас и сейчас есть – «Чебурашка» и «Вызов». Но основной объем продукции, ради которого зритель стабильно ходил в кино, – за него мы боремся, – отметил спикер.
Он пессимистично оценил судьбу проката этим летом, однако отметил, что к осени ситуация изменится – выйдет много новых картин. По мнению эксперта, Голливуд можно «полностью заменить года за полтора». Кроме того, Вадим Верещагин позитивно оценил экспорт российских фильмов. В частности, Китай, Турция и страны Латинской Америки активно потребляют отечественный контент, поэтому, по словам спикера, разумно усиливать влияние в этих направлениях.
Губернатор Калининградской области Антон Алиханов рассказал, что в его регионе сейчас проходит множество съемок благодаря разработанной системе рибейтов (компенсации затрат на производство). По словам эксперта, ни одному проекту до сих пор не отказывали в финансировании.
Он также отметил, что правила выдачи рибейтов регулярно пересматриваются в сторону их улучшения.
– Мы начинали с простого подхода: 20% от того, что вы потратили в нашем регионе, вам возвращается. Сейчас 20% гарантированы, но вы можете и получить 40%, если выходите в широкий прокат, демонстрируетесь на 1 или 2 Мультиплексе, участвуете в кинофестивалях, устраиваете в регионе премьерный показ, куда приглашаете актеров и режиссера, – рассказал губернатор.
Губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев дополнил эту мысль, отметив, что кино у продюсеров должны покупать, поэтому главная задача госуправления сейчас – создавать условия для бизнеса.
– Мы создадим все условия, если будет запрос, – и компенсируем затраты, и построим новые павильоны. Нам важно, чтобы продукт, которой создается, продавался и становился кассовым. Киноиндустрия – это бизнес. Как и любая другая индустрия, она должна находить ответ на вопрос, что сейчас наиболее востребовано, что будет лучше продаваться, – заявил губернатор.
Председатель правления киностудии «Союзмультфильм» Юлиана Слащева заявила, что совмещение интересов бизнеса и госзаказа вполне возможно.
– Анимация уже стала полноценной отраслью креативной экономики, а не дотационной индустрией, которую надо постоянно поддерживать. У нас есть свой код ОКВЭД, свои налоговые льготы, за которые государство выставило нам определенныйKPI по выручке, по объему производства и количеству занятых в отрасли, нас каждый год проверяют на их соблюдение. У нас есть обороты рынка, мы хорошо понимаем его объем, – заявила она.
Эксперт отметила, что почти во всех развитых странах анимация получает поддержку от государства. Так, по ее словам, во Франции студии тратят около 10% собственных средств на производство, а остальную часть компенсирует государство, тогда как в России на производство тратится около 50% собственных средств.
Актриса Дарья Мороз отметила, что кино должно экспонировать современное общество и поднимать актуальные для него вопросы. С одной стороны, оно должно воспитывать человека, а с другой – давать ему выбор.
Генеральный продюсер телеканала «ТНТ» Аркадий Водахов заявил, что нет необходимости делать выбор, должно кино быть кассовым или нравственным.
– Зритель – не фраер. Если бы «Чебурашка» был морально деградирующей картиной, зритель бы на него не пошел. Надо стремиться снимать кассовое кино, но если ты не сделаешь его добрым и нравственным, то оно кассовым и не станет, – заявил он.
Исполнительный директор Фонда кино Федор Соснов объявил, что почти ни в одной стране мира кино не является бизнесом в чистом виде.
– Существует три успешные модели. Первая – это США, активно экспортирующие контент. Вторая – это Китай, где закрытый рынок, но большое население. Третья – это модель низкобюджетного производства: контент производится за минимальные деньги и прокатывается там, где нет голливудского контента. В остальных случаях кинематограф сам по себе окупаемостью не обладает, – заявил эксперт.
Федор Соснов также отметил, что весь объем субсидий, выделяемых через Фонд кино, представляет собой «примерно половину бюджета одного голливудского фильма». Однако, по его мнению, объем субсидий должен быть эквивалентен тому, сколько фильмов индустрия может произвести, сколько и каких профессионалов в ней работают – иначе повышение объема субсидий приведет лишь к дефициту рабочих рук и росту цен.
Глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев отметил, что своим развитием якутское кино обязано тому, что последние тридцать лет руководство региона в него вкладывалось, создав киноконцерн «Сахафильм».
Советник заместителя гендиректора «Газпром-Медиа Холдинг» Борис Ханчалян рассказал, что для создания программы «Выжить в Дубае» было сложно убедить руководство Арабских Эмиратов, что России «медведи не ходят по городам». Но в результате формат, который снимался для ТНТ, понравился зарубежным партнерам так, что аналогичная передача будут сниматься уже для арабского телевидения с местными звездами и блогерами.
Главный исполнительный директор Фонда кино «Фараби» Сейедмахди Джавади рассказал, как Иран последние сорок лет преодолевает последствия санкций со стороны Запада. Так, в 1948 году из страны ушел американский кинематограф и стали закрываться кинотеатры. Но за эти годы кинопроизводство не загнулось, и сейчас в стране ежегодно производится более 50 фильмов. По мнению спикера, секрет борьбы заключается в том, чтобы «оставаться верным своему жанру, не оборачиваясь на опыт Запада».
Генеральный директор «НМГ Студии» Дмитрий Табарчук рассказал об опыте сотрудничества компании с Казахстаном, Турцией, Сербией и Ираном. Он также отметил, что интерес к российским проектам и форматам сохраняется у западных стран в условиях санкций.
– Кадры – вот проблема, которую мы сейчас реально испытываем. Сейчас запущено много проектов, но все равно не хватает режиссеров и сценаристов, чтобы делать контент. Чтобы решить эту проблему, потребуется пять лет работы киношкол, – заявил эксперт.
Исполнительный директор Гильдии продюсеров Индии Нитин Тедж Ахуджа в ходе выступления отметил, что российско-индийское партнерство сейчас имеет прекрасный потенциал, особенно если вспомнить уже выстроенные взаимосвязи в культурной сфере. Он выразил готовность сотрудничать с разными регионами в вопросах кинопроизводства.
Павел Соломатин, InterMedia
Илларион Маров и Елизавета Базыкина сыграют в криминальной драме «Н А В А Р»

Съемки молодежной криминальной драмы «Н А В А Р» начались в Санкт-Петербурге. В главных ролях заняты Илларион Маров, Елизавета Базыкина, Геннадий Блинов, Евгений Сидихин, а также рэп-музыкант Icegergert, автор треков «Гектор», «Amsterdam», «Casino» и др.
«Н А В А Р» - неонуар-драма, вдохновленная одноимённой VK-группой NAVAR, где участники делятся историями о выгодных сделках и полученной прибыли. В центре сюжета — Шуст, мелкий вор и мошенник, чья жизнь меняется после встречи с бывшим чемпионом СССР по толканию ядра и его дочерью Ульяной. Однако прошлое не отпускает главного героя, и он вовлекается в ограбление бурятской коммуны, занимающейся торговлей нефритом. Ошибки приводят к трагическим последствиям, после которых бежать бессмысленно. Единственный выход — искупление, какой бы высокой ни была цена.
Режиссер фильма - выпускник МШНК, дебютант Артур Григорьев (к/м «Стая», «Выдающиеся дни»). Фильм снимается на производственной базе киностудии «Ленфильм». Съемки продлятся до конца апреля 2025 года и будут проходить в Кронштадте, Репино, Ольгино, Сестрорецке и других районах Петербурга, а также в Республике Бурятия
- Нелегкое детство моей героини, все трудности, что ей довелось пережить, но в то же время ее хорошее воспитание и доверительные отношения с отцом сформировали Ульяну как смелую, сильную, волевую личность, - говорит Елизавета Базыкина. - Она умна, любопытна и знает себе цену. Учится на социолога, хочет узнать больше про разные слои общества не только в теории, но и на практике.
- Это фильм о том, как сильные личности идут через обстоятельства, - рассказывает Icegergert. - Не прогибаются, не ломаются, а остаются людьми. И в трудные моменты делают правильный выбор, хотя мир проверяет их на прочность.
Денис Никифоров возвращается на службу во втором сезоне «Хозяина»

Премьера второго сезона сериала «Хозяин» состоится на НТВ 17 марта 2025 года. В продолжении картины главный герой Егор Таранцев заступает на службу в убойный отдел и готовится стать отцом. Но спокойная семейная жизнь ему только снится: с приездом в город вдовы местного бизнесмена Таранцеву вновь приходится вступить в борьбу с криминалом. Главную роль в картине исполняет актёр театра и кино Денис Никифоров.
Егор (Денис Никифоров) – больше не участковый, а опер в убойном отделе. Беременность Марины (Ирина Таранник), с которой они сыграли свадьбу, заставляет его иначе относиться к происходящему, он будто обретает смысл жизни. Но с приездом в город вдовы местного бизнесмена Филина Елены Шадриной (Майя Вознесенская) спокойная жизнь Таранцева начинает рушиться. Шадрина и Филин были семьёй лишь формально, но не разводились, потому что почти вся империя Филина – ликёро-водочные заводы и торговая сеть в городе – были записаны на Елену. Почти сразу после её приезда в городе происходит массовое отравление сидром, который производит один из ликёро-водочных заводов Филина: в нём обнаруживают метиловый спирт, жертвами отравления становятся 23 человека. Завод закрывают, а по городу начинают ходить слухи, что всё произошло по вине Шадриной. Егор и его напарник Илья (Василий Копейкин) пытаются выяснить, так ли это.
Съёмки сериала прошли в черноморском городе Туапсе.
Эфир в 20.00.
Музыкальный фильм «Дольче!» с Венсаном Касселем, Фанни Ардан и звездами оперы выйдет в России в марте

Зрительская премьера фильма «Дольче!» (The Opera!) состоится 22 марта 2025 года в рамках проекта «Каро.Арт». Это современное прочтение мифа об Орфее и Эвридике, история большой любви и больших испытаний по мотивам великих опер. В главных ролях – Венсан Кассель, Фанни Ардан, Катерина Мурино, Валентино Буцца, Мариам Баттистелли, Эрвин Шротт, Росси де Пальма, Анджела Финоккьяро, Шарлотта Джентиле, Серхио Берналь, а также Пласидо Доминго и солисты мировой оперы. В фильме звучат классическая музыка и современных хиты: знаменитые арии и музыка из опер Пуччини, Верди, Глюка, Беллини, Бизе, Россини, «Вальс» Равеля и песня «The Power Of Love» группы Frankie Goes to Hollywood.
Жених, потерявший невесту в день свадьбы, отправляется за ней в загробный мир, ибо не мыслит жизни без возлюбленной. Загадочный таксист (Кассель) сопровождает его в этом путешествии, где на стороне героя — лишь надежда. Орфей ищет путь к спасению невесты, мечась по роскошному воображаемому отелю «Гранд Аид», каждое пространство которого скрывает свои тайны. Удастся ли ему пройти все испытания и вернуть возлюбленную к жизни?
Сценаристами и режиссёрами фильма стали Давиде Ливерморе и Паоло Джеп Кукко, постановщики, чьи спектакли идут на главных музыкальных сценах мира, в том числе, в Большом театре, Сиднейской опере и La Scala. «Дольче!» – их первый опыт выхода на большой экран, эффектная и зрелищная попытка «поженить» жанры кино и музыкального театра.
- Мы соединили актёрскую игру и вокал, поп-музыку и спецэффекты с образами, богатыми символизмом, - говорят авторы фильма. - Так родилась история любви, основанная на классическом мифе, в современном прочтении. Фильм был снят почти полностью в виртуальных декорациях на студии Prodea Led в Турине. Это позволило объединить миф и современные технологии. Нам удалось разработать эстетику, в которой смешаны метафизика Де Кирико с рационалистической архитектурой, визуальные амплитуды Нерви с театральной сценографией, дизайн Моллино с необычайной красотой костюмов Dolce & Gabbana. Наша история – грандиозная сказочная фреска. Мы пересекаем реку Ахерон и достигаем отеля «Гранд Аид», открываем двери и попадаем в фантасмагорические миры, где наше сознание блуждает в поисках глубочайшего смысла любви и смерти.
В киноцентре «Октябрь» фильм представит и обсудит со зрителями режиссёр музыкального театра Алексей Франдетти.
В российский прокат «Дольче!» выйдет 27 марта в рамках проекта TheatreHD.