Образование, арабских писателей и отмену русской культуры обсудили на ПМЭФ
Сессия «Культурное поколение: как искусство формирует личность?» состоялась 15 июня 2023 года в рамках деловой программы XXVI Петербургского международного экономического форума. Модератором дискуссии выступил Генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов.
Советник Президента РФ, председатель Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Валерий Фадеев отметил, что любая учеба требует труда.
– Наши дети и внуки, которые учатся в школе, понимают, что алгебра и геометрия – это труд и напряжение ума. Но когда мы учим искусству, это многими воспринимается как развлечение. Мы не требуем работы, когда речь идет об изучении искусства, – заявил он, – Но почему теорема Пифагора важна, а симфония Бетховена – это факультатив?
По его мнению, искусству надо учить так же серьезно, как и наукам.
Заместитель начальника Управления Президента РФ по общественным проектам Александр Журавский заявил, что культура многими воспринимается как некая дополнительная функция к базовым услугам государства. Такая позиция является ошибочной, но это стало очевидным лишь когда появились санкции, затронувшие сферу культуры.
– Попытка отмены культуры – это удар по цивилизационному коду страны. Это попытка отменить нас как страну, обладающую богатым культурным наследием, актуальным не только для нас самих, но и для других стран и наций, – заявил спикер.
Министр культуры и молодежи Объединенных Арабских Эмиратов Салем Халид Аль Касими отметил, что сейчас между Россией и ОАЭ налаживается тесное культурное взаимодействие. В частности, в страну привлекаются лучшие музыкальные исполнители из России. Кроме того, он видит потенциал для сотрудничества и в сфере литературы – многие работы российских писателей сейчас переводятся на арабский, и работы писатели из Эмиратов в ближайшее время также начнут переводиться на русский язык.
Статс-секретарь – заместитель Министра культуры РФ Надежда Преподобная напомнила присутствующим о проекте «Пушкинская карта», основная функция которого – просветительская. По этой причине сейчас очень серьезно отстаивается качество тех проектов, которые ребенок может посетить, используя свою карту.
– У нас есть культурно-образовательные онлайн-проекты, доступные любому ребенку, а также проект «Культура для школьников». Мы тесно работаем с Министерством просвещения РФ, чтобы каждый год переосмыслять наполнение этих проектов. Детских школ искусств сейчас более 5 тысяч, но нельзя ограничиваться только ими, – рассказала эксперт.
Надежда Преподобная также отметила, что, несмотря на всю недружественную международную обстановку, в России совсем несущественно уменьшилось количество иностранных студентов в творческих образовательных учреждениях. По этой причине спикер полагает, что все отношения будут со временем будут восстановлены именно благодаря культуре.
Советник-посланник по культуре Посольства КНР в РФ, директор Китайского культурного центра Фэн Литао отметил, что культура играет важную роль в формировании личности и поведения. Так, в китайской культуре и по сей день очень большое значение имеет конфуцианство.
– В нашей культуре есть понятие гармоничного, но не идентичного. Мы должны относиться к другим, как к равным, не считая, что чья-то цивилизация лучше или хуже. Но все цивилизации влияют друг на друга. Например, чайная культура впервые возникла в Китае. Но сейчас чай принадлежит народам всего мира, и у каждой нации возникла своя чайная культура – в Монголии, Великобритании, России. В России даже своя посуда для чая появилась, например, самовар, – заявил он.
Он рассказал и о том, как современная российская культура влияет на Китай: в стране активно издается русская классика, высоко ценится живопись и исполнительское искусство. Например, в конце марта на концерт Филиппа Киркорова несколько тысяч билетов закончились за первые 20 минут продаж.
Актер театра и кино, художественный руководитель Московского театра Олега Табакова Владимир Машков в своем выступлении процитировал Тютчева: «Одно поколение словно волна набегает на другое, совсем не зная друг-друга. Поэтому важно помнить, что будущее человека невозможно без его прошлого». Комментируя ситуацию в культурном образовании, он заявил:
– Образование – оно для сознания, а воспитание – оно, скорее, для подсознания или внесознания. Образованный человек может быть невоспитанным. Воспитание – это когда ты не можешь сделать зло не потому, что тебя накажут, а потому что тебе нельзя, потому что ты человек, – сказал спикер.
Он похвалил инициативу Министерства культуры РФ, касающуюся создания театральных кружков при школах, но отметил, что эти кружки должны отчасти стать и психологическими. По его мнению, они нужны не для того, чтобы все становились актерами, а для раскрытия артистического склада характера, формирования создания «не актера, а художника и творца своей жизни».
Аудитор Счетной палаты РФ Светлана Орлова объяснила, что тема воспитания молодежи представляет особую важность для экономического форума, поскольку культура, экономика и политика взаимосвязаны.
– Я была губернатором Владимирской области [с 23 сентября 2013 года по 8 октября 2018 года – прим.InterMedia]. Этот регион – средоточие великой истории России. Это не только храмы, но и государственное управление. Владимирская область – это Сперанский, написавший свод законов, это Боголюбский, который объединял страну, это Донской, это храмы 11-го века. И оказалось, что школьники всего этого не знают, – рассказала она. – Мы выделили 260 миллионов рублей, чтобы дети стали ездить по области.
По мнению эксперта, культура неотрывна от образования, и ее развитие - это инвестиция в будущее страны.
Композитор и продюсер Игорь Матвиенко отметил, что в текущей внешнеполитической ситуации, когда влияние западной культуры ослабло, появилась возможность заложить ростки патриотизма в умы молодежи с помощью отечественной культуры. В качестве примера он привел то, как его Музыкальная Академия поехала на фестиваль «Таврида».
– Мы отобрали лучших и за два года сделали из них композиторов. В качестве заданий они пишут песни для разных звезд. Например, Хабиб взял в свой репертуар уже два трека, – рассказал спикер.
Директор благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт» Фатима Мухомеджан отметила, что бизнес должен работать вместе с государством. По ее мнению, должна быть выстроена система стимулов, при которой бизнес вкладывался бы в культуру активнее.
Директор АНО «Граффити-Азбука» Юлия Сафронова рассказала о проекте, выделяющем отдельные городские стены для легального рисования граффити, в том числе – в студенческих кампусах и школах. Инициатива призвана помогать продвижению отечественной культуры через стрит-арт. Чтобы поддерживать культуру, «людям нужно место».
Павел Соломатин, InterMedia
Новой постановке «Чайки» посвятят выставку «От Константина до Константина»
Музей МХАТ откроет выставку «От Константина до Константина» к 165-летию А.П.Чехова в Зеленом фойе МХТ имени А.П. Чехова 28 ноября 2024 года. Экспозиция посвящена постановкам пьесы «Чайка» в Московском Художественном театре. За всю историю МХТ к пьесе обращались пять раз. В этом сезоне состоится шестое обращение к пьесе А.П.Чехова «Чайка» в постановке Константина Хабенского. Главным героем выставочного проекта станет один из центральных персонажей пьесы Константин Гаврилович Треплев.
- Константин Сергеевич Станиславский считал, что театр должен жить сегодняшним днём. И наша задача как театрального музея отразить, показать и сохранить этот «сегодняшний день». Выставка «От Константина до Константина» - это история шести постановок пьесы «Чайка» в Московском Художественном театре. Без прошлого нет настоящего, а в настоящем зарождается будущее, – поделился директор Музея МХАТ Павел Ващилин.
Легендарная премьера «Чайки», поставленной К.С.Станиславским и Вл.И.Немировичем-Данченко в 1898 году, обозначила важный рубеж в истории русского и мирового театра. В этом спектакле, восторженно принятом публикой, произошло открытие чеховской драматургии и современной театральной системы.
На выставке будут представлены костюмы, эскизы, макеты, документы, афиши, фотографии и предметы бутафории шести постановок пьесы. Уникальные экспонаты выставки – режиссёрский экземпляр пьесы К.С.Станиславского и медальон с гравировкой, подаренный А.П.Чеховым Вл.И.Немировичу-Данченко со словами: «Ты дал моей «Чайке» жизнь. Спасибо!» – можно будет увидеть на выставке 28, 29 ноября и в премьерные дни «Чайки» 30 ноября и 1 декабря. Выставка продлится до 2 февраля 2025.
Завершились съемки шпионского сериала «Разящий луч»
Съемки 8-серийного шпионского детектива «Разящий луч» завершились в середине ноября 2024 года. Главные роли в проекте исполнили Иван Колесников, Дарья Мороз, Евгений Харитонов, Павел Трубинер, Кирилл Гребенщиков, Марина Петренко и другие. Телепремьера сериала состоится на канале «Рен-ТВ». Съемки сериала проходили в Москве и подмосковных дворянских усадьбах Виноградово и Суханово, а также в Доме-музее семьи А.И.Морозова. Режиссером выступил Алексей Мурадов.
Сюжет разворачивается в СССР в 1960-70-х годах. В прошлом талантливый физик, ныне успешный валютный спекулянт Ким Никаноров (Иван Колесников) попадает в опасную игру двух разведок – КГБ и ЦРУ. Американцы пытаются проникнуть в секреты лаборатории нобелевского лауреата Николая Басова (Евгений Харитонов), разрабатывающей лазеры для противоракетной обороны. Полковник КГБ Валентин Симагин (Кирилл Гребенщиков) вербует Кима с целью установления канала дезинформации о деятельности лаборатории. Кима снова устраивают работать к Басову и помогают ему установить контакты с резидентом ЦРУ. Все идет по плану КГБ, пока Ким не сталкивается с очень опытной и изощренной противницей – агентом ЦРУ с позывным Леонардо (Дарья Мороз). Она уверена: Ким – подставная фигура КГБ...
– Мой герой, как и я, легок в своем отношении к жизни, – говорит Иван Колесников, исполнитель роли Кима Никанорова. – Это свойство помогает ему существовать в постоянной ситуации выбора – как в профессии, так и в личных отношениях. По мере развития сюжета он попадает в самые сложные ситуации, и эти вызовы подталкивают его к переоценке – он взрослеет и понимает, что в жизни все не так уж просто.
– Работая над ролью, я предпочитаю не придумывать заранее, а «рождать» на площадке: искать какие-то штрихи и подробности жизни моего персонажа, – признается Кирилл Гребенщиков, исполнитель роли полковника КГБ Валентина Смагина. – Мой герой неоднозначный, я бы сказал так: он – персонаж с сюрпризом. В нем есть зло и добро, черное и белое. Именно этим он мне и понравился. Всегда интересно играть человека, в котором борются два начала: как он стоит перед выбором и как его делает, на что опирается и что с ним происходит в момент решения. С режиссером Алексеем Мурадовым мы уже вместе работали, коллеги все просто замечательные. Если было совсем тяжело – начинали шутить, ирония всегда выручает.
– Мой персонаж – ученый Николай Басов – одержим идеей создания лазера, и эта одержимость настолько органично ему подходит, что становится неотъемлемой частью его личности, – утверждает Евгений Харитонов. – Его открытия уничтожают старые представления и приводят к новой эре в области физики и изобретений. Это сложно передать напрямую, но получается через его поступки и работу. И хотелось бы показать, какой это огромной силы человек, при этом легкий и понятный зрителю.
Павел Трубинер сыграл в сериале советского агента Баума:
– Мой персонаж вынужден вернуться из ФРГ в Москву, где оказывается в привычной для него игре двух разведок. Он – классический разведчик: собранный, уверенный, незаметный, как и подобает людям этой профессии. Это абсолютно положительный герой, без отрицательных сторон, как говорится, все при нем.
– В нашем проекте зрители увидят не стереотипных ученых советской эпохи, а настоящих первопроходцев науки, которые были на шаг впереди всего мира, – рассказывает Марина Петренко, исполнительница роли Веры, молодого ученого и подруги Кима Никанорова. – Эти люди двигали науку вперед, одержимые своими идеями. Они могли работать сутками в лабораториях и при этом жили яркой, полной жизнью – влюблялись, расставались, снова встречались. Моя героиня – одна из таких. Это отражается в ее образе, в том, как она одевается. Мы с художником по костюмам тщательно прорабатывали ее стиль. В кадре вы не увидите женщин с серыми лицами – у нас яркие, харизматичные женские персонажи, интересные как внешне, так и внутренне. Я уверена, что зрители полюбят этот проект за то, как мы изобразили особую атмосферу времени и людей, которые тогда жили и творили. Это история, созданная с глубоким пониманием и любовью к той эпохе. Она пронизана теплом и наполнена многогранными героями, которых нельзя разделить на «хороших» и «плохих». Они попадают в сложные ситуации, но всегда выбираются с горящими глазами и горячим сердцем – это и захватывает.
Леди Гага, Green Day и Post Malone выступят на фестивале «Коачелла»
Фестиваль «Коачелла» объявил даты проведения и лайнап 2024 года. По традиции, концерты состоятся на стадионе Empire Polo Grounds в Индио, штат Калифорния, в два уикенда – 11-13 и 18-20 апреля. Хедлайнером пятницы станет Леди Гага, субботы – группа Green Day, воскресенья – Post Malone (он случайно на день раньше анонсировал свое выступление, выложив график собственного мирового тура Big Ass). Также состоится сет Трэвиса Скотта, но дата пока не объявлена.
В числе участников фестиваля разных дней Мисси Эллиот, Megan Thee Stallion, Чарли XCX, Anitta, FKA Twigs, Лиса, Kraftwerk, Go-Gos, Prodigy, Сэм Фендер, Ty Dolla Sign и многие другие.