Образование, арабских писателей и отмену русской культуры обсудили на ПМЭФ

Сессия «Культурное поколение: как искусство формирует личность?» состоялась 15 июня 2023 года в рамках деловой программы XXVI Петербургского международного экономического форума. Модератором дискуссии выступил Генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов.
Советник Президента РФ, председатель Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Валерий Фадеев отметил, что любая учеба требует труда.
– Наши дети и внуки, которые учатся в школе, понимают, что алгебра и геометрия – это труд и напряжение ума. Но когда мы учим искусству, это многими воспринимается как развлечение. Мы не требуем работы, когда речь идет об изучении искусства, – заявил он, – Но почему теорема Пифагора важна, а симфония Бетховена – это факультатив?
По его мнению, искусству надо учить так же серьезно, как и наукам.
Заместитель начальника Управления Президента РФ по общественным проектам Александр Журавский заявил, что культура многими воспринимается как некая дополнительная функция к базовым услугам государства. Такая позиция является ошибочной, но это стало очевидным лишь когда появились санкции, затронувшие сферу культуры.
– Попытка отмены культуры – это удар по цивилизационному коду страны. Это попытка отменить нас как страну, обладающую богатым культурным наследием, актуальным не только для нас самих, но и для других стран и наций, – заявил спикер.
Министр культуры и молодежи Объединенных Арабских Эмиратов Салем Халид Аль Касими отметил, что сейчас между Россией и ОАЭ налаживается тесное культурное взаимодействие. В частности, в страну привлекаются лучшие музыкальные исполнители из России. Кроме того, он видит потенциал для сотрудничества и в сфере литературы – многие работы российских писателей сейчас переводятся на арабский, и работы писатели из Эмиратов в ближайшее время также начнут переводиться на русский язык.
Статс-секретарь – заместитель Министра культуры РФ Надежда Преподобная напомнила присутствующим о проекте «Пушкинская карта», основная функция которого – просветительская. По этой причине сейчас очень серьезно отстаивается качество тех проектов, которые ребенок может посетить, используя свою карту.
– У нас есть культурно-образовательные онлайн-проекты, доступные любому ребенку, а также проект «Культура для школьников». Мы тесно работаем с Министерством просвещения РФ, чтобы каждый год переосмыслять наполнение этих проектов. Детских школ искусств сейчас более 5 тысяч, но нельзя ограничиваться только ими, – рассказала эксперт.
Надежда Преподобная также отметила, что, несмотря на всю недружественную международную обстановку, в России совсем несущественно уменьшилось количество иностранных студентов в творческих образовательных учреждениях. По этой причине спикер полагает, что все отношения будут со временем будут восстановлены именно благодаря культуре.
Советник-посланник по культуре Посольства КНР в РФ, директор Китайского культурного центра Фэн Литао отметил, что культура играет важную роль в формировании личности и поведения. Так, в китайской культуре и по сей день очень большое значение имеет конфуцианство.
– В нашей культуре есть понятие гармоничного, но не идентичного. Мы должны относиться к другим, как к равным, не считая, что чья-то цивилизация лучше или хуже. Но все цивилизации влияют друг на друга. Например, чайная культура впервые возникла в Китае. Но сейчас чай принадлежит народам всего мира, и у каждой нации возникла своя чайная культура – в Монголии, Великобритании, России. В России даже своя посуда для чая появилась, например, самовар, – заявил он.
Он рассказал и о том, как современная российская культура влияет на Китай: в стране активно издается русская классика, высоко ценится живопись и исполнительское искусство. Например, в конце марта на концерт Филиппа Киркорова несколько тысяч билетов закончились за первые 20 минут продаж.
Актер театра и кино, художественный руководитель Московского театра Олега Табакова Владимир Машков в своем выступлении процитировал Тютчева: «Одно поколение словно волна набегает на другое, совсем не зная друг-друга. Поэтому важно помнить, что будущее человека невозможно без его прошлого». Комментируя ситуацию в культурном образовании, он заявил:
– Образование – оно для сознания, а воспитание – оно, скорее, для подсознания или внесознания. Образованный человек может быть невоспитанным. Воспитание – это когда ты не можешь сделать зло не потому, что тебя накажут, а потому что тебе нельзя, потому что ты человек, – сказал спикер.
Он похвалил инициативу Министерства культуры РФ, касающуюся создания театральных кружков при школах, но отметил, что эти кружки должны отчасти стать и психологическими. По его мнению, они нужны не для того, чтобы все становились актерами, а для раскрытия артистического склада характера, формирования создания «не актера, а художника и творца своей жизни».
Аудитор Счетной палаты РФ Светлана Орлова объяснила, что тема воспитания молодежи представляет особую важность для экономического форума, поскольку культура, экономика и политика взаимосвязаны.
– Я была губернатором Владимирской области [с 23 сентября 2013 года по 8 октября 2018 года – прим.InterMedia]. Этот регион – средоточие великой истории России. Это не только храмы, но и государственное управление. Владимирская область – это Сперанский, написавший свод законов, это Боголюбский, который объединял страну, это Донской, это храмы 11-го века. И оказалось, что школьники всего этого не знают, – рассказала она. – Мы выделили 260 миллионов рублей, чтобы дети стали ездить по области.
По мнению эксперта, культура неотрывна от образования, и ее развитие - это инвестиция в будущее страны.
Композитор и продюсер Игорь Матвиенко отметил, что в текущей внешнеполитической ситуации, когда влияние западной культуры ослабло, появилась возможность заложить ростки патриотизма в умы молодежи с помощью отечественной культуры. В качестве примера он привел то, как его Музыкальная Академия поехала на фестиваль «Таврида».
– Мы отобрали лучших и за два года сделали из них композиторов. В качестве заданий они пишут песни для разных звезд. Например, Хабиб взял в свой репертуар уже два трека, – рассказал спикер.
Директор благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт» Фатима Мухомеджан отметила, что бизнес должен работать вместе с государством. По ее мнению, должна быть выстроена система стимулов, при которой бизнес вкладывался бы в культуру активнее.
Директор АНО «Граффити-Азбука» Юлия Сафронова рассказала о проекте, выделяющем отдельные городские стены для легального рисования граффити, в том числе – в студенческих кампусах и школах. Инициатива призвана помогать продвижению отечественной культуры через стрит-арт. Чтобы поддерживать культуру, «людям нужно место».
Павел Соломатин, InterMedia
Рецензия на сингл Mary Gu «Всё будет хорошо»: Он чужой, он чужой, он плохой

2025, S&P Digital.
Оценка: 6 из 10.
Из вышедших за последний год песен, в которых певицы либо хейтят своих бывших, либо утешают поклонниц, которым попался недостойный объект обожания, уже можно составить увесистый сборник. Эта тема всегда актуальна, но, судя по сегодняшней женской эстраде, сейчас девушек исключают из поп-профсоюза, если не споёшь про неверного абьюзера. В то же время, положа руку на сердце: кого из слушательниц, переживающих расставание, советы звезды из наушников могут реально успокоить? Ну да, мать тоже говорит «ну что ты в самом деле, найдешь себе получше», но на разбитое сердце эти слова практически не действуют.
У Mary Gu песни о разбитом сердце всегда получались неплохо, но в прошлом её подобные композиции были или по крайней мере казались автобиографичными. Недавно Мария вышла замуж и даже выпустила пару песен о счастливой любви (тоже неплохо получилась), поэтому про боль и расставание в данный момент ей петь как-то не с руки. Но она нашла выход и построила трек с жизнерадостным названием «Всё будет хорошо» в форме утешительного монолога в адрес девушки, переживающей крах на личном фронте: «Все соседи, наверное, слышали, как ты убивалась по бывшему». Рифма интересная, хотя трагедия лирической героини выглядит как-то чересчур гипертрофированно. Ну да ладно: опытный психолог справится с этим при помощи известного набора средств: «новый, яркий цвет волос», «никакой надежды но, всё закончится, слышишь», «всё будет хорошо, только не с ним». Потому что этот совершенно точно тебя недостоин: «Он не стоит слёз», «и все песни, что прямо сейчас как будто про него, больше не будут значить ничего». Среди этого парада штампов только один, пожалуй, удостоился красивого поэтического решения: «Лучше быть одной, чем одной из».
По большому счёту это единственная в песне фраза, которая может как-то достучаться до разбитого сердца и указать ему путь к исцелению. Возможно, из этого афоризма родилось и всё произведение. Но остальные образы до него не дотягивают ни текстуально, ни эмоционально.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
«Уютный весенний вайб»: Рустэм Султанов выпустил «Поцелуй под дождём»

Рустэм Султанов отметил наступление весны новым романтическим синглом «Поцелуй под дождём». Композиция вышла на всех цифровых площадках страны 4 марта 2025 года.
Работая над песней, музыкант стремился придать ей «уютный вайб».
- Что может быть лучше новой песни, которая столь хорошо ложится на слух, как будто ты знаком с ней уже много-много лет? – вопрошает Рустэм Султанов.
Подобного эффекта ему удалось добиться благодаря серьезному подходу к аранжировке: музыканты играли на живых инструментах, к записи привлекался настоящий симфонический оркестр ( «Глобалис». – Прим. ред.).
- Все это не зря: в результате ты слушаешь не неизвестно кем созданные сэмплы, а именно живую игру музыкантов на настоящих инструментах, записанную в студии. Основа аранжировки — мощные партии программируемых ударных Андрея Тимонина, красивая выпуклая бас-гитара Антона Чумаченко и вроде бы скромная, но на деле изобретательная акустическая гитара Григория Голубева. Под финал песни в дело вступает не самая заметная, но очень уместная и вносящая финальный штрих в аранжировку электрогитара Игоря Брежнева, – поделился с корреспондентом «ИнтерМедиа» музыкант.
Чувственный текст для песни создал поэт Борис Орлов, с которым Рустэм Султанов сотрудничает уже не первый год.
- Автор делает упор и на красивую, запоминающуюся мелодику, и на простой и понятный текст, и на подлинные эмоции, заложенные как в аранжировку, так и в собственное вокальное исполнение. Причём «Поцелуй под дождём» — адресован не только старшему поколению, – поясняет продюсер проекта. – Сейчас на российский музыкальной сцене происходит поворот к песенной и аранжировочной традиции 1970-х и 1980-х годов. Но это не значит, что все хотят слушать именно старые песни – нужны новые, но такие, чтобы при прослушивании было ощущение, как будто тебе снова 16.
Дополнительная информация -на официальном сайте артиста.
Илларион Маров и Елизавета Базыкина сыграют в криминальной драме «Н А В А Р»

Съемки молодежной криминальной драмы «Н А В А Р» начались в Санкт-Петербурге. В главных ролях заняты Илларион Маров, Елизавета Базыкина, Геннадий Блинов, Евгений Сидихин, а также рэп-музыкант Icegergert, автор треков «Гектор», «Amsterdam», «Casino» и др.
«Н А В А Р» - неонуар-драма, вдохновленная одноимённой VK-группой NAVAR, где участники делятся историями о выгодных сделках и полученной прибыли. В центре сюжета — Шуст, мелкий вор и мошенник, чья жизнь меняется после встречи с бывшим чемпионом СССР по толканию ядра и его дочерью Ульяной. Однако прошлое не отпускает главного героя, и он вовлекается в ограбление бурятской коммуны, занимающейся торговлей нефритом. Ошибки приводят к трагическим последствиям, после которых бежать бессмысленно. Единственный выход — искупление, какой бы высокой ни была цена.
Режиссер фильма - выпускник МШНК, дебютант Артур Григорьев (к/м «Стая», «Выдающиеся дни»). Фильм снимается на производственной базе киностудии «Ленфильм». Съемки продлятся до конца апреля 2025 года и будут проходить в Кронштадте, Репино, Ольгино, Сестрорецке и других районах Петербурга, а также в Республике Бурятия
- Нелегкое детство моей героини, все трудности, что ей довелось пережить, но в то же время ее хорошее воспитание и доверительные отношения с отцом сформировали Ульяну как смелую, сильную, волевую личность, - говорит Елизавета Базыкина. - Она умна, любопытна и знает себе цену. Учится на социолога, хочет узнать больше про разные слои общества не только в теории, но и на практике.
- Это фильм о том, как сильные личности идут через обстоятельства, - рассказывает Icegergert. - Не прогибаются, не ломаются, а остаются людьми. И в трудные моменты делают правильный выбор, хотя мир проверяет их на прочность.