На ПМЭФ обсудили спонсорство и меценатство, частные и государственные инвестиции в креативную индустрию
Сессия «Фокус на креатив: новые источники инвестиций в творческие индустрии» состоялась 17 июня 2023 года в рамках деловой программы XXVI Петербургского международного экономического форума. Модератором дискуссии выступила руководитель практики стратегического и операционного консалтинга компании Kept Елена Лазько.
Генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив (ПФКИ) Роман Карманов рассказал, что для поддержки предпринимательства через фонд с 2021 года было выделено около 15,5 млрд рублей. В 2024 и 2025 годах сумма вырастет до 10,5 млрд рублей в год на проекты в области культуры, искусства и творческих (креативных) индустрий.
– Фонд дало мощный импульс, в том числе – инфраструктурным проектам. Например, появилась Биржа актеров. Она носит некоммерческий характер, но люди из разных регионов, из разных театров страны смогли с ее помощью искать и получать работу. Появился также сервис «Киноконструктор», в котором представители отрасли могут собираться в команды, – рассказал он.
По мнению Романа Карманова, деятельность ПФКИ – это в первую очередь инвестиция в регионы.
Генеральный директор «Агентства креативных индустрий» Гюльнара Агамова (на фото) отметила, что задача ее организации – заниматься тем, чтобы бизнес мог зарабатывать, и основной KPI при этом – то, какой объем налогов вернется в город, если поддерживаемые компании вырастут и будут работать "вбелую".
– Для нас обеление отрасли очень важно – чтобы предприниматели начали как минимум становиться самозанятыми и платить налоги. У нас есть разные меры поддержки – начиная от продвижения и популяризации, заканчивая грантами и субсидиями, но наши меры поддержки очень точечные, – отметила она.
В качестве примера эксперт назвала Московскую неделю моды. Мероприятие представляет собой показ мод, но фактически одна из его ключевых задач - открывать новые имена и предоставлять свою площадку новым дизайнерам.
Генеральный директор «Российской государственной библиотеки» Вадим Дуда рассказал об инвестиционных проектах своей организации.
– Инвесторы всегда хотят получать много выгоды, имея мало рисков. Выгода при этом может быть трех типов. Первый тип – экономический, когда мы можем посчитать чистую операционную прибыль от вложений. Второй тип – когда инвестор получает пиар и расширение своих коммуникационных возможностей, что повышает его собственную стоимость. Третий тип выгоды – когда инвестор хочет вписать свое имя в вечность. Что касается рисков, то в креативных индустриях самый большой риск всегда заключается в том, что бизнес обычно крутится вокруг одного главного человека, его мозгов и идей. И инвесторам важно снижать зависимость инвестицийот таких уникальных людей, – заявил он.
Эксперт также отметил, что инвесторы очень внимательно смотрят на стадию жизненного цикла проекта. Мало кто хочет инвестировать, когда есть команда и идея, но еще нет проекта. Для привлечения средств, по его мнению, нужна специальная отраслевая статистика, которой сейчас в творческих (креативных) индустриях не хватает. Кроме того, Вадим Дуда отметил, что многие представители творческих (креативных) индустрий вообще не умеют говорить с инвесторами и объяснять, зачем нужны их проекты.
Генеральный директор фонда «Газпром культурные инициативы» Вадим Навоенко отметил, что его фонд реализовал много социальных проектов по всей стране.
– Как регулировать то, что не поддается логике, и как контролировать то, что от контроля зачастую умирает? – сформулировал он проблему инвестиций в креативные индустрии.
Спикер рассказал про ряд проектов в сфере культуры и искусства, которые организовал его фонд, в частности – о Санкт-Петербургской ярмарке искусств «1703», а также новых культурно-досуговых пространствах и Академии искусств. Для поддержки творческих (креативных) индустрий, по его мнению, важно сконцентрироваться на обучении новых менеджеров, чтобы те лучше понимали, о чем им говорят творческие деятели.
Генеральный директор Sk Capital Владимир Сакович рассказал, где взять миллиард долларов. По его словам, у бизнеса накапливается много ликвидности – раньше она уезжала за рубеж, а теперь остается в стране и часто вкладывается в творческие (креативные) индустрии. По этой причине в стране сейчас нет проблем с деньгами на интересные проекты.
– Плохая новость – российские креативные индустрии пока что выглядят не настолько привлекательными, чтобы хотелось вложить в них миллиард долларов. У нас маленький рынок, Россия – это 1–1,5% от всего мира. Инвестиции не окупаются, если рассчитаны только на локальный рынок. Вторая проблема – у нас нет консолидации. У нас есть много мелких идей, но нет никого, кто был бы готов качественно принять миллиард долларов, – заявил он.
По его мнению, сейчас важно консолидировать креативные бренды в холдинговые структуры. В том числе это поможет диверсифицировать риски инвесторов.
Основатель Центра современного искусства «Винзавод», член Общественной палаты г. Москвы Софья Троценко напомнила присутствующим, что в основе творческих (креативных) индустрий лежит творческая деятельность. По этой причине какие-либо бизнес-процессы в этой сфере плохо поддаются планированию.
– Креативные индустрии невозможно объединить единой формой поддержки, потому что в каждой из них по-разному организованы все процессы. В большинстве индустрий сформированы специализированные форматы поддержки, – отметила она.
Хотя многие виды деятельности можно условно объединить, назвав «креативными индустриями», их все же необходимо разделять. Это дает возможность лучше понимать каждый из рынков и лучше его поддерживать.
Заместитель губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Елена Шумакова отметила, что главная задача сейчас – создать правильную среду для развития.
– Если есть креативная среда, то появится и индустрия. Тогда мы перейдем от практики поддержки единичных проектов к работе с экосистемой, – заявила она.
Она напомнила, что раньше в регионе выдавали гранты для детских анимационных студий, а в 2023 году одна из таких студий сделала ролик-заставку для Петербургского международного экономического форума и реализует проект «ПМЭФ глазами детей». Государственная поддержка привела к тому, что в регионе сейчас работают 14,5 тыс. малых предпринимателей, занятых в творческой (креативной) деятельности.
Павел Соломатин, InterMedia
Сегодня 40 лет Филиппу Чижевскому
18 декабря 2024 года, среда.
«Уральские пельмени» покажут «Новогоднее» в КЗ «Москва».
Евгений Писарев перенесет «Тартюфа» в наши дни в Театре Наций.
23 года певице Билли Айлиш.
27 лет актёру Денису Власенко.
35 лет актрисе Эшли Бенсон.
36 лет стендап-комику Зоя Яровицыной.
37 лет певцу Ивану Чебанову.
40 лет Филиппу Чижевскому.
Филипп Иванович Чижевский родился 18 декабря 1984 года в Москве. Российский дирижёр. Художественный руководитель и главный дирижёр Государственного академического симфонического оркестра России им. Е.Светланова (с 2024). Основатель и художественный руководитель ансамбля Questa Musica. Двукратный лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая маска» (2019, 2022).
44 года певице Кристине Агилере.
46 лет актрисе Кэти Холмс.
49 лет певице и композитору Сии.
51 год фигуристу Илье Авербуху.
56 лет актрисе Рэйчел Гриффитс.
61 год актёру Брэду Питту.
67 лет актёру Игорю Скляру.
70 лет назад родился актёр Рэй Лиотта (1954-2022).
78 лет режиссёру Стивену Спилбергу.
81 год гитаристу группы Rolling Stones Киту Ричардсу.
19 декабря.
Евгений Писарев перенесет «Тартюфа» в наши дни в Театре Наций.
27 лет актрисе и режиссёру Стасе Венковой.
41 год телепродюсеру Константину Обухову.
43 года актёру Сергею Фролову.
44 года актёру Джейку Джилленхолу.
49 лет лидеру группы «Уматурман» Владимиру Кристовскому.
52 года Евгении Дмитриевой.
52 года актрисе Алиссе Милано.
54 года актрисе Мадлен Джабраиловой.
55 лет актрисе Кристин Свэнсон.
61 год актёру Тилю Швайгеру.
80 лет актрисе Анастасии Вертинской.
20 лет назад умерла оперная певица Рената Тибальди (1922-2004).
30 лет назад умер певец Вадим Козин (1903-1994).
70 лет назад родился вокалист группы «Круиз» Александр Монин (1954-2010).
20 декабря.
32 года актёру Дэрилу Маккормаку.
32 года поэтессе и певице Екатерине Яшниковой.
39 лет актрисе Елизавете Боярской.
41 год актёру Джоне Хиллу.
42 года солистке группы «Чи-Ли» Ирине Забияке.
43 года певице Карине Кокс.
53 года кинорежиссёру и сценаристу Алексею Красовскому.
58 лет актрисе Элен Ролле.
76 лет музыканту и саунд-продюсеру Алану Парсонсу.
15 лет назад умерла актриса Бриттани Мёрфи (1977-2009).
64 года назад родился кинорежиссёр Ким Ки Дук (1960-2020).
Майкл Фассбендер выбирает между верностью стране и Кейт Бланшетт в трейлере «Чёрной сумки»
Первый трейлер фильма «Чёрная сумка» (Black Bag) обнародовала 17 декабря 2024 года кинокомпания Focus Features. Главные роли в шпионском триллере режиссера Стивена Содерберга исполнили Майкл Фассбендер и Кейт Бланшетт, а также снялись Реге-Жан Пейдж, Мариса Абела, Наоми Харрис, Том Бёрк, Пирс Броснан и др.
Фильм рассказывает о легендарном агенте разведки Джордже Вудхаусе (Фассбендер) и его любимой жене Кэтрин (Бланшетт). Когда ее начинают подозревают в госизмене, Джордж сталкивается с главным выбором - между верностью своему браку или своей стране.
В мировой прокат «Чёрная сумка» выйдет 14 марта 2025 года.
«Анора» стала лучшим фильмом года по версии IndieWire
Издание IndieWire представило свои итоги 2024 года. Списки лучших художественных и документальных фильмов, режиссеров, дебютных фильмов, сценаристов, актеров и операторов был составлен на основе опроса 177 кинокритиков и журналистов.
Лучшим фильмом стала «Анора». Ее отметили 89 участников опроса, из которых 18 поместили ее на первое место. Шона Бейкера также победил в номинации «лучший сценарий». На втором месте оказался «Бруталист» Брейди Корбета, который был назван лучшим режиссером, на третьем – «Мальчишки из «Никеля», занявшие первое место в категории «лучшая операторская работа».
Лучшими актерами признаны Марианна Жан-Батист за роль в «Суровой правде», Эдриен Броди за роль в «Бруталисте» и Майки Мэдисон, сыгравшая главную роль в «Аноре».
Лучшие фильмы 2024 года по версии IndieWire:
- «Анора»;
- «Бруталист»;
- «Мальчишки из «Никеля»;
- «Всё, что нам кажется светом»;
- «Претенденты»;
- «Я видел свечение телевизора»;
- «Cубстанция»;
- «Дюна: Часть вторая»;
- «Не ждите слишком многого от конца света»;
- «Суровая правда».