«Короля» Умберто Джордано покажет Большой театр

Премьера оперы «Король» Умберто Джордано состоится 6-9 июля 2023 года на Камерной сцене Большого театра. Этот спектакль продолжает традицию постановок в Большом театре малоизвестных и редко исполняемых сочинений. По словам режиссёра-постановщика Юрия Муравицкого (на фото), дебютирующего на оперной сцене, даже знатоки музыкального искусства нередко удивляются, узнав о существовании этого произведения, которое — и о котором — ранее им никогда не приходилось слышать.
Мировая премьера «Короля» - последней оперы итальянского композитора-вериста Умберто Джордано - состоялась в миланском театре La Scala 12 января 1929 года. Написана она была специально для Тоти даль Монте — итальянской певицы так называемой «старой школы», колоратурного сопрано. Она несколько раз и с большим успехом исполнила ведущую партию Розалины, однако после ухода со сцены этой прославленной певицы публика быстро потеряла интерес и к этой опере.
Джордано — практически новое имя для Большого театра. (Лишь в 1897 году самая знаменитая опера композитора «Андре Шенье» была представлена на подмостках Большого силами итальянской труппы Дирекции Императорских театров.)
- На первый взгляд, он может показаться незатейливым: действие разворачивается вокруг Розалины, невесты Коломбелло, охладевшей к своему жениху и перенёсшей симпатии на короля в надежде в дальнейшем «зажить королевской жизнью», - рассказывает режиссер Юрий Муравицкий. - Здесь мы сталкиваемся с тем, что происходит, когда человек поддаётся напрасной иллюзии, насколько опасной для него может стать одержимость этой иллюзией. Мотив жизненно важный и не зависящий от временного контекста. Героиня вообразила нечто, во что поверила сама, и, борясь за достижение иллюзорной цели, разрушила и свою жизнь, и жизни окружающих. Сюжет, как видим, достаточно популярный и в мировом искусстве, и в жизни. Однако опера называется не «Розалина». Она называется «Король». И при ближайшем рассмотрении становится ясно, что Король в этой истории — фигура гораздо более важная и даже ключевая. Говорят, что авторы всегда пишут про себя (в том смысле, что зачастую один из персонажей произведения олицетворяет альтер эго своего создателя). Думаю, что в данном случае автор ассоциировал себя именно с Королём, не сумевшим сохранить власть над чувствами молодой девушки. Опера пронизана иронией и, я бы сказал, самоиронией — это, по большому счёту, шутка, сказка, притча. Но, как и любая притча, она несёт глубокий смысл. Джордано неспроста решил закончить свой «оперный» путь именно этим произведением. Он ведь прожил ещё около двадцати лет, но опер больше не писал. В этом определённо что-то есть.
«Король» — стилистически необычное, оригинальное сочинение. С одной стороны, оно было написано композитором-веристом, представителем позднеромантической традиции. С другой стороны, в первой половине ХХ века в Италии уже были популярны композиторы-авангардисты «Поколения 1880-х». Музыкальная культура того времени включала в себя и веризм, и неоклассицизм, и авангард. В этой опере в определённых процентах есть и то, и другое, и третье. Возможно, подобная смешанная стилистика — ещё одна причина, по которой её так редко ставят.
- Я же отталкивался от отсылок к эпохе барокко, которые наличествуют в этой опере: партия Розалины написана для колоратурного сопрано, что уже говорит само за себя, а либретто начинается с указания: «Действие происходит в XVIII веке в стране, где правил Король». Это — игра со стилем, и даже не с одним, - говорит Муравицкий. - Я очень люблю барочный театр за его яркость и нарочитую условность. Наша версия — вполне классическая. Мы не стали переносить действие в современность или, например, в будущее. Я ничего не менял в либретто, хотя небольшой сюрприз в финале всё-таки будет. Дирижёр-постановщик Антон Гришанин не вносил значительных изменений в партитуру.
Артисты, занятые в спектакле, очень увлечены новым материалом. Помимо певцов оперной труппы Камерной сцены, в премьерных показах примет участие приглашённый солист Артём Попов, дебютировавший в Большом в мае 2023 года в партии Тамино в опере «Волшебная флейта» Моцарта.
Юрий Куклачёв расскажет о туре «Самый добрый клоун»

Пресс-конференция, посвященная туру Юрия Куклачёва «Самый добрый клоун», состоится в ТАСС 20 февраля 2025 года. Как уже сообщало агентство «ИнтерМедиа», бенефисный тур в честь юбилея Куклачёва и 35-летия Театра кошек пройдёт 15-31 марта. О программе тура, его географии, специальных гостях и номерах расскажут народный артист РСФСР, клоун, дрессировщик Юрий Куклачёв, заслуженный артист России, художественный руководитель Театра кошек Куклачева Дмитрий Куклачёв, заслуженный артист России, дрессировщик Владимир Куклачёв, министр социальной политики Нижегородской области Игорь Седых и директор Культурного центра «Сайдаш» в Казани Артур Мингазов. В мероприятии также примут участие знаменитые кошки – представители хвостатой труппы Театра кошек Куклачева.
Начало в 11.00.
Трансляция будет доступна на сайте ТАСС на странице анонса, а также в группе Пресс-центра ТАСС в ВКонтакте.
Справки и аккредитация: +7 (499) 791-0387, +7 (903) 284-2541, press-center@tass.ru.
В Театре Российской Армии появилась мемориальная гримерка Владимира Зельдина

Церемония открытия мемориальной гримерки народного артиста СССР Владимира Зельдина состоялась в Центральном академическом театре Российской армии (ЦАТРА) в Москве. Десятки знакомых, близких и коллег пришли почтить память актера, со дня рождения которого 10 февраля 2025 года исполнилось 110 лет.
- Нет человека, имеющего отношение к культуре, и причем человека значимого, человека, много сделавшего, который бы не переступил порог этой маленькой гримерной, - цитирует ТАСС слова актрисы Ольги Богдановой на открытии гримерной.
Гримерка станет постоянной частью музея Театра Армии. В ней Владимир Зельдин провел 72 года, в течение которых служил в Театре Армии. К нему приходили выдающиеся полководцы, артисты, поэты и писатели. В их числе - маршал Советского Союза Георгий Жуков, поэтесса Анна Ахматова, секретарь Совета безопасности РФ Сергей Шойгу и другие.
Ольга Богданова подчеркнула, что открытие гримерной - это драгоценный момент для каждого.
- Я часто думаю о том, что Владимир Михайлович никуда от нас не ушел и видит все, что происходит в театре. Хотя он уже не живет на этой земле, я чувствую его защиту и верю, что ничего плохого с нами не произойдет, - поделилась она.
После открытия гримерки в Синем зале прошел памятный вечер в честь выдающегося артиста. Почтить память актера пришли главный режиссер театра Александр Лазарев, директор театра Милена Авимская и Юлий Гусман.
Антон Яковлев проведет следственный эксперимент по «Преступлению и наказанию» в Театре Гоголя

Премьера спектакля «Преступление и наказание» состоится на Основной сцене Театра имени Гоголя 28 февраля 2025 года. Режиссером-постановщиком выступил худрук театра Антон Яковлев.
- Это не просто стандартный пересказ гениального произведения, - сообщается в пресс-релизе. - Представьте себе, что персонажи знаменитого романа Достоевского оказались в ситуации очень необычного следственного эксперимента. Всё происходящее больше похоже на лихорадочный сон Родиона Раскольникова, настолько странным кажется место, в котором он находится. Его психика искажает реальность, вытесняя из памяти всё случившееся. Задача следственной группы, состоящей из десяти человек – восстановить событийный ряд, детали и мотивы жуткого преступления и заставить героя вспомнить все и осознать содеянное.
Роли в спектакле исполнят Василий Неверов (Родион Раскольников), Дмитрий Высоцкий (Порфирий Петрович, он же отец Родиона), Андрей Финягин (Свидригайлов, он же Адвокат), Янина Третьякова (Соня Мармеладова, она же Стенографистка), Алена Гончарова и Екатерина Сахно (Лизавета, она же Лошадь), Анастасия Епифанов и Мария Лисовая (Дуня, она же Секретарь), Анна Гуляренко и Ирина Рудницкая (Пульхерия Александровна, она же Процентщица), Ирина Гринева и Ирина Выборнова (Катерина Ивановна, она же Посетительница), Андрей Ребенков (Мармеладов), Кирилл Ковбас и Андрей Кондратьев (Лужин), Александр Груздев и Александр Хохлов (Разумихин).