На Российской креативной неделе обсудили, как и зачем измерять креативный сектор экономики
Панельная дискуссия «За гранью ОКВЭДов: альтернативные способы оценки креативного сектора» состоялась 3 июля 2023 года в рамках деловой программы Российской креативной недели, проходящей на территории кластера «Ломоносов» Московского государственного университета.
Модератор дискуссии, директор «Центра научно-технической, инновационной и информационной политики» НИУ ВШЭ, доцент департамента образовательных программ Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Михаил Гершман начал выступление с цитаты.
– Известно высказывание ирландского физика Уильяма Томпсона: то, что нельзя измерить, нельзя и улучшить. Сегодняшняя сессия будет посвящена вопросам измерения такого сложного и комплексного явления как креативные индустрии, – сказал он.
Михаил Гершман и Татьяна Абанкина
Научный руководитель Института развития креативных индустрий НИУ ВШЭ, директор Центра креативной экономики факультета городского и регионального развития Татьяна Абанкина отметила, что важно понимать, для каких целей осуществляется измерение. Так, есть задачи, связанные с государственным управлением и поддержкой.
– Есть научные методы, позволяющие оценить этот сектор, изменения, которые в нем происходят, темп этих изменений, а также понять конфигурацию этого сектора с учетом радикальных перемен, которые мы сейчас наблюдаем. Непредсказуемо влияние, например, искусственного интеллекта. Научные исследования – это второй стержень, вокруг которого оценки должны выстраиваться, – подчеркнула она.
По мнению Татьяны Абанкиной, в будущем должны появиться инструменты, которые позволят сопоставлять Россию с другими странами, регионы с регионами, индустрии с индустриями. При этом, если исходить из задач управления, а не научных, то ориентироваться надо на классификатор видов экономической деятельности.
Ведущий эксперт Российской кластерной обсерватории ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Виктория Боос рассказала про рейтинг самых креативных мировых городов. В выборке учитывались города, в которых живет хотя бы один «некий лидер креативных индустрий».
– Креативная экономика – это не только креативный класс. Большая часть креативной экономики формируется «звездами». Чтобы стать такими, надо пройти через некую воронку от простого человека, который интересуется креативными индустриями и имеет соответствующее образование, до того, кто добивается успеха. Эта концепция была разработана экономистом Шервином Розеном. – рассказала она.
Чтобы определить звезду, достаточно выделить три критерия: доходы, влияние и слава. Полученные в ходе исследования результаты, как оказалось, коррелируют с результатами официальной статистики.
Виктория Боос также отметила, что все чаще появляются такие креативные проекты, которые ни к одному коду ОКВЭД отнести нельзя – VR-кино, иммерсивные театры, метавселенные.
Исполнительный директор Федерации креативных индустрий Анна Шутова рассказала про проект «100 креативных лидеров».
– Кто такой лидер? Это представитель своей индустрии, который имеет новаторские предложения в виде новых форм производства или дистрибьюции, представления своих услуг. У лидера должно быть понимание, что он должен выходить за рамки своего региона, – прокомментировала она.
При этом она отметила, что только локальная экспертиза внутри каждого отдельного региона России способна выявить, кто на самом деле является лидером.
Проект позволил проследить, какие креативные индустрии представлены в том или ином регионе больше, а также показать самим креативным лидерам, на что они способны.
Директор по взаимодействию с креативными индустриями и талантами аудиосервиса «Звук» Александр Гагиев рассказал, что сталкивался с проблемой кодов ОКВЭД, когда работал директором по развитию группы компаний Black Star.
– Как измерить креативность бургерной Black Star? Мы пришли к выводу, если ты не креативный – тебе на рынке делать нечего. В плоскости «цена-качество» уже невозможно конкурировать. Нужна эмоциональная составляющая, которая делает продукт востребованным, – заявил он.
По его словам, для креативного продукта важны три вещи – востребованность, стоимость прав, а также то, как он продвигает отрасль целиком. Александр Гагиев отметил, что музыкальный лейбл Black Star «драйвил все остальные бизнесы».
Советник по креативной экономике Фонда «Центр стратегических разработок» Лариса Богданова отметила, что изучение проблем ОКВЭД в конечном счете должно помочь выходу креативного бизнеса из тени.
– Надо понять, кто именно занимается креативными индустриями. На примере нашего исследования Сибирского федерального округа мы поняли, что большинство – это ИП, малый бизнес, самозанятые и те, кто находится в тени. Что нам сделать, чтобы их посчитать? – задала она вопрос.
Задача осложняется тем, что и у крупных компаний выбор ОКВЭД не всегда очевиден. Так, самой известной компанией в сфере архитектуры в рамках исследования оказался золотопромышленный прииск.
Лариса Богданова отметила, что есть большая проблема, связанная с определением того, где локализована компания, а также с верификацией кодов ОКВЭД. Так, зачастую компании меняют коды в ходе своего развития, и иногда – из-за требований налоговой. При этом решение о присвоении тех или иных кодов должно приниматься предпринимателем с четким пониманием того, к какой индустрии он себя относит. Это и должно помочь креативному сектору выйти из тени.
Главный редактор информационного агентства InterMedia Евгений Сафронов напомнил присутствующим, что сфера культуры – это не отрасль, а группа отраслей, действующих по разным правилам, и разделить их практически нельзя. При этом в разных странах эти индустрии называются по-разному (Cultural Industries, Creative Industries и др.), и их состав не совпадает, хотя подразумевается одно и то же явление. В России законодательство в сфере культуры создавалось в 1930-е годы и с тех пор серьёзно устарело, а фактическое регулирование сейчас распределено между шестью ведомствами, практически не координирующими деятельность между собой.
– Министерство цифрового развития с Министерством культуры ничего координировать не будет, как и другие ведомства - до указания сверху, и это можно понять. Деятельность ведомства ведут по своим регламентам - а ведь в законодательстве сейчас творческие и креативные индустрии вообще не упоминаются. В Распоряжении Правительства РФ не указаны объективные признаки креативности, а перечни индустрий являются открытыми – соответственно, в них можно добавлять все, что угодно. Особенно радует упоминание гастрономии. Чем же отличается высококреативная гастрономическая структура от палатки с шаурмой? Распоряжение ответа не даёт – заметил докладчик.
Евгений Сафронов обратил внимание на много лет разрабатываемый в InterMedia Классификатор видов творческой (креативной) деятельности, прошедший «полевые испытания» в ходе разработки методики изучения творческих (креативных) индустрий по заказу Московской областной Думы. В Классификаторе определено 167 видов деятельности, разделенных на основные и инфраструктурные. Из них можно составить 15 основных индустрий, а также 7 базисных (работающих на все индустрии). Евгений Сафронов также перечислил ряд видов деятельности, до сих пор никак не отраженных в ОКВЭД, из-за чего их отнесение к креативным индустриям будет просто незаконным. Важнейшими проблемами, мешающими применению ОКВЭД, является также произвольное присвоение кодов ОКВЭД компаниями, смешение в одном коде творческих и технических видов деятельности, работа многих субъектов индустрий вчерную и т.д. В этой связи методика InterMedia предполагает использование ОКВЭД лишь на первом этапе исследования. Провести достоверный анализ можно только серией специальных экспертиз.
Презентация Е.Сафронова – ссылка
Старший научный сотрудник Центра экономической теории социального сектора Ольга Славинская отметила, что главный фактор креативных индустрий – трудовые ресурсы. Этот труд – авторский, ненормированный и требующий особых знаний. При этом она отметила, что ряд зарубежных источников разделяет креативные индустрии и исполнительские искусства.
– Люди, которые заняты в креативных индустриях и заняты творческим трудом, зачастую имеют сразу несколько профессий, потому что одним творчеством не заработаешь. Имеет место платформенная занятость. Это все – специфика творческого труда, – отметила она.
Ольга Славинская также обратила внимание на то, что затруднительно найти какие-либо данные по рынку труда в сфере культуры, в т.ч. из-за перехода от ОКВЭД к ОКВЭД 2: до 2016 года статистика представлена по старым кодам. В результате культура чаще всего относится к «другим видам деятельности», без расшифровки, и это очень показательно для понимания сегодняшнего отношения к творческим (креативным) индустриям.
Павел Соломатин, InterMedia
Муж Надежды Кадышевой раскрыл секрет сорокалетнего брака
Супруг Надежды Кадышевой и руководитель ансамбля «Золотое кольцо» Александр Костюк поразмышлял о причинах его крепкого брака с певицей. Их свадьба состоялась еще в 1983 году.
- Я согласен, что в шоу-бизнесе редко, когда сохраняются семьи такой долгий период, - признался МК Александр Костюк. – Но на шоу-бизнес, артистические диаспоры, ориентироваться не надо. В России, в обычных российских семьях, не так много разводов. Поэтому мы не считаем чем-то событийным то, что мы живем больше сорока лет. Мы – обычная, хорошая, порядочная семья…
Александр Костюк говорит, что никаких особых рецептов стабильных отношений у него нет.
- Мы ориентируемся на секреты классиков, которые они написали давным-давно, - продолжает он. – Нужно любить друг друга, доверять друг другу, и, самое главное, - не предавать. В жизни сложностей у всех много, и у нас они бывают. Самое главное, как их проходить. А проходить нужно вместе. Если у нас семьи будут крепкие, то у нас и сильное государство будет.
Александр Костюк гордится их общим с Надеждой Кадышевой сыном:
- Мы с Надеждой очень довольны тем, как развивается сын. Он начинал очень рано в Национальном театре: пел, играл… Сейчас выпускает второй свой альбом. И мы счастливы, что он продолжает наше дело. У него хорошо все получается, он сам и стихи пишет. Он стал состоявшимся артистом.
Директор Ларисы Долиной прокомментировал ее попадание под санкции Евросоюза
Директор Ларисы Долиной Сергей Пудовкин, заявил, что она воздерживается от комментариев по поводу своего попадания в санкционный список Евросоюза. В данный момент певица занята подготовкой своего большого юбилейного концерта, который должен состояться в Государственном Кремлевском дворце в сентябре 2025 года. При этом Сергей Пудовкин считает, что под санкциями находится практически каждый житель России.
- Нет, она не комментирует эту тему, - сказал Газете.ру о позиции артистки Сергей Пудовкин. – От себя могу сказать: санкции против каждого жителя нашей страны существуют уже почти три года. У них чернил не хватит пофамильно написать каждого, но по факту каждый уже под этими санкциями. Не обращаем никакого внимания: работаем и готовим большой юбилей Ларисы Долиной «70».
Как «ИнтерМедиа» сообщало ранее, Евросоюз ввел санкции против 16 физических лиц, в том числе Ларисы Долиной и Тины Канделаки 16 декабря 2024 года.
Омск получил звание культурной столицы 2026 года
Торжественная церемония награждения победителей конкурса «Культурная столица 2026 года» состоялась 15 декабря 2024 года в московском «Цифровом деловом пространстве».
Смотреть запись трансляции.
Проект был учрежден для содействия культурному и социально-экономическому развитию российских городов в 2022 году, но уже успел стать важным событием для всей страны. В финал борьбы за титул «Культурной столицы 2026 года» вышли: агломерация Зарайск-Коломна, Владивосток, Владимир, Вологда, Екатеринбург, Иркутск, Омск и Томск. Все они получили максимальное количество баллов от экспертов жюри по результатам двух этапов конкурса, проводившегося с 1 июля.
Церемония началась с обращения председателя оргкомитета конкурса, депутата Государственной Думы ФС РФ Николая Новичкова:
- Наш конкурс стал уже традиционным. Так получилось, что у нас в зале сегодня будут одновременно присутствовать три культурных столицы. Потому что Нижний Новгород – Культурная столица 2024 года – прямо сейчас завершает свою программу, Грозный – Культурная столица 2025 года – эту программу начинает (7 декабря состоялась церемония передачи статуса от Нижнего Новгорода городу Грозному. – Прим.ред.), а сегодня мы узнаем, кто станет Культурной столицей 2026 года.
Николай Новичков
Заместитель губернатора Нижегородской области Олег Беркович отметил, что год в статусе Культурной столицы 2024 года был для Нижнего Новгорода весьма плодотворным:
- Это привело к нам дополнительно порядка 400 тысяч туристов за год, то есть это действительно серьезный результат: было 4,1 млн, стало 4,5 млн. Весь год мы много продвигали себя, очень активно использовали новый статус в коммуникациях. Естественно, это дало нам возможность работать с лучшими, все с огромным удовольствием откликаются на сотрудничество.
Он также дал несколько советов будущим победителям:
- Важно, чтобы вы не замыкались только на своем городе, а объединяли возможности всего региона. Тем, кто не выиграет, стоит снова и снова подаваться на этот конкурс. Если вы не готовы в этом году, то будете готовы в следующем или через год. Вы сможете еще лучше подготовиться, подобрать еще больше мероприятий, отреставрировать больше объектов.
Слова благодарности прозвучали и от министра культуры Чеченской Республики Исы Ибрагимова:
- Мы с Нижегородской областью уже подписали соглашение о дальнейшем сотрудничестве. Нижний Новгород уже имеет ценный опыт, и нам стоит взять его на вооружение в Грозном, когда он будет Культурной столицей года. Думаю, что 2025 год будет очень насыщенным, мы порадуем и гостей, и жителей республики большой позитивной программой.
Затем все города, которые дошли до финала конкурса «Культурная столица», получили дипломы финалистов.
Нововведением этого года стало учреждение специальной номинации «Восходящая звезда культурных столиц». Исполнительный директор Ассоциации продюсеров кино и телевидения Ольга Жукова вручила дипломы городам, которые были очень близки к финалу – Сыктывкару и Тамбову.
- В этом году Оргкомитетом конкурса принято, на мой взгляд, очень правильное решение – тем городам, которым чуть-чуть не хватило баллов, решено вручить специальные дипломы, – отметила она.
На этом официальная часть вечера завершилась и начались публичные презентации, которые города подготовили для 3 этапа конкурса. Каждое из выступлений предваряло стихотворное посвящение городу-финалисту.
В видеопрезентации города Зарайск не только раскрыли его богатую историю, но и продемонстрировали его современные достижения. Следом состоялась презентация Коломны, дополненная изящным танцевальным выступлением и музыкальной композицией.
В презентации Владивостока акцентировали внимание на уникальности города и его культурного наследия. Отмечалось, что библиотеки города — это не только пространства для чтения, но и площадки для дискуссий, лекций, образовательных программ и выставок. Среди уникальных достопримечательностей города была отмечена Приморская сцена Мариинского театра, разнообразие объектов уличного искусства и близость к морю.
Владимир представил несколько видеороликов, ярко демонстрирующих его культурное и историческое богатство: в городе развивается уникальный музейный комплекс, культурная и спортивная жизнь. Недавно появился и первый в регионе медицинский вуз. Один из видеороликов показал город глазами молодой пары, подчеркнув, что для молодежи во Владимире есть множество интересных, привлекательных мест. Завершилась презентация выступлением гимнасток под песню «Золотые ворота» в исполнении Алексея Молдалиева.
Презентация Вологды удивила оригинальным подходом: ее вел Иван Грозный, лично рассказавший о роли города в своей жизни. Особый акцент он сделал на единственном в России музее кружева. Девушки в костюмах, украшенных кружевами, исполнили народные песни, тем самым подчеркнув значимость традиций и мастерство вологодских кружевниц. В Вологде также проходят более 30 фестивалей и праздников, в числе которых фестиваль молодого кино Voices, международный конкурс-фестиваль искусств «Рождественские огни» и фестиваль кружева «Vita Lace». В финале презентации Иван Грозный торжественно «повелел» Вологде стать Культурной столицей.
Екатеринбург представил начальник управления культуры Илья Марков:
- Наш город всегда в движении, его невозможно остановить. Ритм жизни здесь задают шум реки и гул машин, стук трамвайных колес и бой часов на городской ратуше, звон колоколов и аккорды уличных музыкантов. Это особая атмосфера, которой невозможно не проникнуться, — отметил он, особо подчеркнув, что в Екатеринбурге невозможно заскучать, ведь это город мечтателей и новаторов, где всегда есть место для развития и вдохновения.
Презентация Иркутска началась от лица реки Ангары, на фоне которой танцоры с тканью живописно воссоздали образы текущей воды. Однако ролик неожиданно прервался словами: «Ну нельзя же так скучно рассказывать о нас!», после чего рассказ о городе резко продолжился уже в увлекательном формате с яркой графикой и динамичной подачей. Особое внимание уделили природным богатствам региона: Иркутск занимает лидирующие позиции по запасам золота и, конечно же, славится Байкалом — жемчужиной Сибири. Также упомянули о самых низких тарифах на электроэнергию и развитой промышленности города. Завершилась презентация танцевальным и музыкальным выступлениями.
Омск представил губернатор Омской области Виталий Хоценко и очаровательные члены его семьи - жена и маленькая дочь. Они рассказали о выдающихся людях, связанных с историей города, а также о культурных и архитектурных достижениях: обновленном концертном зале филармонии, Всемирном этнокультурном форуме 2026 года, самой длинной набережной в стране (15 км), богатой театральной жизни (17 театров и 6 крупных международных театральных фестивалей), строящейся туристической базе. Завершило презентацию выступление струнного оркестра на фоне живописных кадров города.
Томск, который в этом году отмечает свое 420-летие, в своей презентации рассказал об обновлении культурных учреждений и необычном семейном фестивале «Технопредки: твоё будущее», проводящемся прямо в аэропорту. Особое внимание уделили культурному коду Томска, его образовательному потенциалу — в городе расположены 6 университетов, что делает его настоящей «столицей молодости, смелости, энергии и культуры». В рамках программы представили идеи по созданию социальной сети выпускников томских вузов, а также инициативу по внедрению специальных «зачеток» для посещения культурных мероприятий. Атмосферу дополнило театрально-танцевальное представление.
Во время совещания Оргкомитета конкурса, в ходе которого выставлялись оценки за презентации городов и определялся победитель по совокупному количеству баллов за все 3 этапа конкурса, для зрителей выступили: заслуженный артист России Мурад Байкаев, народная артистка Чеченской республикиАйна Исаева, ансамбль «Россия» имени Людмилы Зыкиной.
Победителя в номинации «Народное голосование» объявили заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Олег Качанов и первый заместитель генерального директора ИД «Аргументы и факты» Марина Мишункина.С заметным отрывом победил город Владимир, набравший 171 тысячу голосов на платформе «Госуслуги».
Для объявления победителя в основной номинации на сцену вышел председатель Оргкомитета конкурса Николай Новичков:
- В этом году было сложно выбирать, потому что у нас собралось 8 сильнейших команд. Я лично отметил бы исключительные презентации как минимум четырех команд: Владивостока, Вологды, Иркутска, Омска. Не хочу говорить долго и не хочу принижать статус других презентаций, но нам было на что посмотреть, и нам есть чем гордиться. Большинством голосов культурной столицей 2026 года объявлен город Омск!
На сцену за почетным призом поднялся губернатор Омской области Виталий Хоценко, на плечах которого сидела радостная дочка:
- Приглашаем вас всех в гости в 2026 году. Мы точно удивим вас нашими культурными мероприятиями и добротой, порядочностью людей, нашими гастрономическими чудесами и многим другим.
Как отметил депутат Государственной думы Николай Новичков, каждый город России имеет шанс стать культурной столицей:
- Нам предстоит огромная работа в течение еще как минимум тысячи лет, потому что в России больше тысячи замечательных городов, и каждый из них имеет полное право стать культурной столицей своего года.
Федеральный конкурс «Культурная столица года» организован Фондом развития культурной, научно-образовательной и социально-экономической сфер территорий «Культурная столица» при поддержке Президентского Фонда культурных инициатив и содействии Министерства культуры РФ, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, Правительства Москвы.
Генеральный информационный партнер - ИД «Аргументы и факты».
Официальное пресс-агентство — «ИнтерМедиа».
Информационные партнеры: телерадиоцентр «Орфей», газеты и порталы «Культура», «Культура.рф», «Культуромания», «Мир новостей», «Ревизор.ру», «Музыкальная жизнь», «Музыкальный клондайк».
Дополнительная информация: pr@intermedia.ru, на официальном сайте проекта и в телеграме @kulturnayastolitsa.
Фотоархив: https://cloud.mail.ru/public/zGuQ/y1vP8znLY (фотограф Сергей Калугин)