Николай Цискаридзе: «Я хочу, чтобы год педагога и наставника был всегда»
Пресс-конференция народного артиста России, и.о. ректора Академии Русского балета имени А.Я.Вагановой, премьера Большого театра Николая Цискаридзе состоялась в ТАСС в преддверии Дня учителя 4 октября 2023 года. Главными темами встречи стали 285-летие всемирно известного учебного заведения, которое вот уже десять лет успешно возглавляет Николай Максимович, грядущий юбилей знаменитого танцовщика и педагога, а также подготовка к показам 19 и 20 декабря на сцене Государственного Кремлёвского дворца балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского – силами выпускников и учащихся Академии.
Отвечая на вопрос, как все-таки он решился в свое время так кардинально изменить свою жизни и возглавить Академию Русского балета в Санкт-Петербурге, Николай Цискаридзе пояснил, что с самого детства был окружен педагогами, очень достойными людьми, что называется, умеющими себя вести в любой ситуации. Как личность его сформировали три главных человека в его жизни: мама, няня и Марина Тимофеевна Семенова, учеником которой он стал в Большом театре. И все они являлись педагогами. Так что, похоже, педагогическая стезя была предначертана Николаю Максимовичу судьбой.
Знал ли он, с какими трудностями столкнется в Академии? По словам Николая Цискаридзе, Владимир Путин, назначая его на эту должность, честно обо всем предупредил, но он решил, что президент преувеличивает. И лишь приступив к исполнению своих обязанностей, убедился: главная российская балетная школа находится на грани развала.
- Владимир Владимирович Путин сказал мне: «Коля, надо показать, чего ты стоишь на самом деле. Представьте, к тому моменту, как я пришёл туда, в Академии уже полгода не было медицинской лицензии, хотя без нее по закону ни одно учебное заведение функционировать не может, - рассказал и.о. ректора.
За десятилетие при Цискаридзе Академия изменилась кардинально - теперь ребята занимаются и живут в уютных современных помещениях, оснащенных всем необходимым для учебы, быта, совершенствования творческого мастерства.
Николай Цискаридзе напомнил, что работать с детьми намного сложнее, чем со взрослыми, потому что в данном случае существует очень много ограничений и запретов. Кому-то из детей и их родителей, например, приходится озвучивать неприятный факт: о данной профессии девочке или мальчику придется забыть. Не все воспринимают подобную информацию адекватно, но Николай Максимович, по его словам, в данном случае безжалостен. Он убежден: человеку нужно озвучить «диагноз», сказать правду, а дальше он сам должен решать, как поступить.
Николай Цискаридзе и раньше всегда подчеркивал, что руководить Академией для него - это работать и решать ежедневные насущные вопросы. Его редко можно застать в кабинете.
- Тебя помнят не за то, что ты сидел в кресле, а за то, что ты сделал, - напоминает он.
Кстати, сам Николай Максимович преподаёт гораздо больше, чем положено ректору, получая каждый год на это персональное разрешение в министерстве культуры. Последние два года работает с девочками – по его словам, они хоть и капризнее, но толковее мальчиков и все быстрее схватывают.
Судьба воспитанников – болезненная тема для Николая Цискаридзе. Многие из талантливых ребят, попадая в театры к не слишком компетентным руководителям, травмируются и уходят из профессии. Такова печальная реальность, обусловленная, по мнению Николая Максимовича общим состоянием российских балетных трупп.
- Я пришел в эпоху великого Григоровича, поэтому так всё в моей судьбе удачно и сложилось, - констатирует Николай Цискаридзе. – Это гениальный человек, и команда у него была гениальной, а сейчас нет первачей, к сожалению. Если бы не Григорович, у меня очень рано случились бы травмы и я не стал бы тем, кем стал. А во многих театрах сегодня артистов на роли назначают люди, которые сами никогда ничего подобного не танцевали, они не понимают процесса, его специфики, важных профессиональных нюансов, отсюда и проблемы.
Академия русского балета отпраздновала свой юбилей выставкой в Президентской библиотеке имени Б.Н.Ельцина в Санкт-Петербурге и выпускными концертами в Мариинском театре и Государственном Кремлёвском дворце. Впереди – снова выступления учащихся и выпускников Николая Цискаридзе на главной сцене страны: 19 и 20 декабря в ГКД они покажут балет «Щелкунчик» П.И.Чайковского в исторической постановке Василия Вайнонена, которая изначально создавалась так, чтобы все партии, кроме взрослой Маши и Принца, исполняли ребята. Подготовка к спектаклям началась уже в сентябре, ведь, как справедливо заметил Николай Максимович, в отличие от взрослых трупп, в балетной школе каждый раз надо все начинать практически с нуля, с новым составом.
Говоря о своем грядущем в декабре 50-летии, Николай Цискаридзе признался, что настроен вполне философски, но пока не готов ассоциировать себя с солидным юбиляром, который сидит в красивом кресле и принимает поздравления.
Обращаясь в канун профессионального праздника к своим коллегам - педагогам, Николай Максимович пожелал всем здоровья, благодарных учеников и адекватной, в том числе и в материальном плане оценки их труда.
- Это год у нас - у нас Год педагога и наставника, - сказал в заключение Николай Цискаридзе, - и я хотел бы, чтобы он был всегда.
Справки для СМИ:pr@intermedia.ru
Новой постановке «Чайки» посвятят выставку «От Константина до Константина»
Музей МХАТ откроет выставку «От Константина до Константина» к 165-летию А.П.Чехова в Зеленом фойе МХТ имени А.П. Чехова 28 ноября 2024 года. Экспозиция посвящена постановкам пьесы «Чайка» в Московском Художественном театре. За всю историю МХТ к пьесе обращались пять раз. В этом сезоне состоится шестое обращение к пьесе А.П.Чехова «Чайка» в постановке Константина Хабенского. Главным героем выставочного проекта станет один из центральных персонажей пьесы Константин Гаврилович Треплев.
- Константин Сергеевич Станиславский считал, что театр должен жить сегодняшним днём. И наша задача как театрального музея отразить, показать и сохранить этот «сегодняшний день». Выставка «От Константина до Константина» - это история шести постановок пьесы «Чайка» в Московском Художественном театре. Без прошлого нет настоящего, а в настоящем зарождается будущее, – поделился директор Музея МХАТ Павел Ващилин.
Легендарная премьера «Чайки», поставленной К.С.Станиславским и Вл.И.Немировичем-Данченко в 1898 году, обозначила важный рубеж в истории русского и мирового театра. В этом спектакле, восторженно принятом публикой, произошло открытие чеховской драматургии и современной театральной системы.
На выставке будут представлены костюмы, эскизы, макеты, документы, афиши, фотографии и предметы бутафории шести постановок пьесы. Уникальные экспонаты выставки – режиссёрский экземпляр пьесы К.С.Станиславского и медальон с гравировкой, подаренный А.П.Чеховым Вл.И.Немировичу-Данченко со словами: «Ты дал моей «Чайке» жизнь. Спасибо!» – можно будет увидеть на выставке 28, 29 ноября и в премьерные дни «Чайки» 30 ноября и 1 декабря. Выставка продлится до 2 февраля 2025.
Алексей Дубровский и Андрей Чернышов расскажут о 200-летии Малого театра
Пресс-конференция, приуроченная к 200-летию Исторической сцены Государственного академического Малого театра России, состоится 25 ноября 2024 года в Дальнем зале пресс-центра «Россия сегодня». В ней примут участие главный режиссер Малого театра Алексей Дубровский, актеры Виктор Низовой, Андрей Чернышов и Екатерина Гревцева.
За 200 лет существования здания на Театральной площади на Исторической сцене Государственного академического Малого театра России было поставлено огромное количество спектаклей, которые стали классикой театрального искусства. Не будет исключением и новая постановка пьесы XIX века «Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка», премьера которой состоится 30 ноября.
В рамках мероприятия речь пойдет о праздновании юбилея Исторической сцены, о процессе создания сценической версии водевиля, а также о творческих планах труппы.
Аккредитация: accreditation@ria.ru.
«Похищение эС» по пьесе Петра Гладилина покажут в Театре Моссовета
Премьера спектакля «Похищение эС» состоится 23 ноября 2024 года на сцене «Под крышей» Театра имени Моссовета. Режиссером-постановщиком выступила Татьяна Архипцова, знакомая зрителям по спектаклю «Жаркое ковидное лето» в МХТ им. Чехова, премьера которого состоялась в прошлом театральном сезоне.
Жанр пьесы «Похищение Сабянинова» драматург Петр Гладилин обозначил как «комедия с балетом и синхронным плаванием». Работу над пьесой, посвященной своему отцу, автор закончил в 2007 году, тогда же по ней был поставлен спектакль, в котором одну из последних своих ролей сыграла народная артистка СССР Людмила Гурченко.
- Чтоб не выдавать ходы и не путать зрителей экстравагантностью поступков героев, рассказывать сюжет отказываюсь, - говорит Татьяна Архипцова. - Но в одном предложении события «Похищения эС» можно сформулировать так: «Соперничая из-за любви к одному мужчине две женщины – рыбачка и балерина совершают поступки, в которые трудно поверить». Могу добавить, что всё заканчивается неплохо, и все, к радости, танцуют. И как у Окуджавы «все наши глупости и мелкие злодейства так обаятельны для тех, кто понимает», поэтому в итоге и в конце концов будем и мы счастливы в обнимку с героями. Если не сами, то хотя бы за них.
Роли в постановке исполнят Алексей Трофимов, Анна Гарнова, Вера Каншина, Дмитрий Журавлев, Александр Попело, Екатерина Девкина, Глафира Лебедева, Ксения Комарова, Евдокия Карева.
Пресс-показ спектакля состоится 22 ноября в 15.00.
Премьера спектакля состоится 23 ноября в 19.00.
Аккредитация, дополнительная информация и фотоматериалы: +79153501693, vasilkov@mossoveta.ru (Валентин Васильков).