Николай Цискаридзе: «Я хочу, чтобы год педагога и наставника был всегда»
Пресс-конференция народного артиста России, и.о. ректора Академии Русского балета имени А.Я.Вагановой, премьера Большого театра Николая Цискаридзе состоялась в ТАСС в преддверии Дня учителя 4 октября 2023 года. Главными темами встречи стали 285-летие всемирно известного учебного заведения, которое вот уже десять лет успешно возглавляет Николай Максимович, грядущий юбилей знаменитого танцовщика и педагога, а также подготовка к показам 19 и 20 декабря на сцене Государственного Кремлёвского дворца балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского – силами выпускников и учащихся Академии.
Отвечая на вопрос, как все-таки он решился в свое время так кардинально изменить свою жизни и возглавить Академию Русского балета в Санкт-Петербурге, Николай Цискаридзе пояснил, что с самого детства был окружен педагогами, очень достойными людьми, что называется, умеющими себя вести в любой ситуации. Как личность его сформировали три главных человека в его жизни: мама, няня и Марина Тимофеевна Семенова, учеником которой он стал в Большом театре. И все они являлись педагогами. Так что, похоже, педагогическая стезя была предначертана Николаю Максимовичу судьбой.
Знал ли он, с какими трудностями столкнется в Академии? По словам Николая Цискаридзе, Владимир Путин, назначая его на эту должность, честно обо всем предупредил, но он решил, что президент преувеличивает. И лишь приступив к исполнению своих обязанностей, убедился: главная российская балетная школа находится на грани развала.
- Владимир Владимирович Путин сказал мне: «Коля, надо показать, чего ты стоишь на самом деле. Представьте, к тому моменту, как я пришёл туда, в Академии уже полгода не было медицинской лицензии, хотя без нее по закону ни одно учебное заведение функционировать не может, - рассказал и.о. ректора.
За десятилетие при Цискаридзе Академия изменилась кардинально - теперь ребята занимаются и живут в уютных современных помещениях, оснащенных всем необходимым для учебы, быта, совершенствования творческого мастерства.
Николай Цискаридзе напомнил, что работать с детьми намного сложнее, чем со взрослыми, потому что в данном случае существует очень много ограничений и запретов. Кому-то из детей и их родителей, например, приходится озвучивать неприятный факт: о данной профессии девочке или мальчику придется забыть. Не все воспринимают подобную информацию адекватно, но Николай Максимович, по его словам, в данном случае безжалостен. Он убежден: человеку нужно озвучить «диагноз», сказать правду, а дальше он сам должен решать, как поступить.
Николай Цискаридзе и раньше всегда подчеркивал, что руководить Академией для него - это работать и решать ежедневные насущные вопросы. Его редко можно застать в кабинете.
- Тебя помнят не за то, что ты сидел в кресле, а за то, что ты сделал, - напоминает он.
Кстати, сам Николай Максимович преподаёт гораздо больше, чем положено ректору, получая каждый год на это персональное разрешение в министерстве культуры. Последние два года работает с девочками – по его словам, они хоть и капризнее, но толковее мальчиков и все быстрее схватывают.
Судьба воспитанников – болезненная тема для Николая Цискаридзе. Многие из талантливых ребят, попадая в театры к не слишком компетентным руководителям, травмируются и уходят из профессии. Такова печальная реальность, обусловленная, по мнению Николая Максимовича общим состоянием российских балетных трупп.
- Я пришел в эпоху великого Григоровича, поэтому так всё в моей судьбе удачно и сложилось, - констатирует Николай Цискаридзе. – Это гениальный человек, и команда у него была гениальной, а сейчас нет первачей, к сожалению. Если бы не Григорович, у меня очень рано случились бы травмы и я не стал бы тем, кем стал. А во многих театрах сегодня артистов на роли назначают люди, которые сами никогда ничего подобного не танцевали, они не понимают процесса, его специфики, важных профессиональных нюансов, отсюда и проблемы.
Академия русского балета отпраздновала свой юбилей выставкой в Президентской библиотеке имени Б.Н.Ельцина в Санкт-Петербурге и выпускными концертами в Мариинском театре и Государственном Кремлёвском дворце. Впереди – снова выступления учащихся и выпускников Николая Цискаридзе на главной сцене страны: 19 и 20 декабря в ГКД они покажут балет «Щелкунчик» П.И.Чайковского в исторической постановке Василия Вайнонена, которая изначально создавалась так, чтобы все партии, кроме взрослой Маши и Принца, исполняли ребята. Подготовка к спектаклям началась уже в сентябре, ведь, как справедливо заметил Николай Максимович, в отличие от взрослых трупп, в балетной школе каждый раз надо все начинать практически с нуля, с новым составом.
Говоря о своем грядущем в декабре 50-летии, Николай Цискаридзе признался, что настроен вполне философски, но пока не готов ассоциировать себя с солидным юбиляром, который сидит в красивом кресле и принимает поздравления.
Обращаясь в канун профессионального праздника к своим коллегам - педагогам, Николай Максимович пожелал всем здоровья, благодарных учеников и адекватной, в том числе и в материальном плане оценки их труда.
- Это год у нас - у нас Год педагога и наставника, - сказал в заключение Николай Цискаридзе, - и я хотел бы, чтобы он был всегда.
Справки для СМИ:pr@intermedia.ru
«Артмеханика» продолжит объединять музыкантов с поэтами
Творческий проект «Артмеханика» продолжает серию премьер нового формата — объединение звёзд современной российской музыки с поэтами Всероссийского открытого фестиваля молодой поэзии им. Л.А.Филатова «Филатов Фест». 9 ноября 2024 года тема музыкально-поэтического сотворчества, открытая «Артмеханикой» в Центральном Доме актёра 25 октября, продолжится с новым составом музыкантов — группами «Базар» и Passmurny, а также певицей Варей Демидовой – и поэтов Артёма Рагимова, Софьи Юдиной и Александра Антипова. Ведущие вечера — поэт и режиссёр Влад Маленко, актриса и поэтесса Ольга Ершова.
- «Артмеханика» — это машина творчества. И ключевое слово здесь — «движение». Движение и в прямом смысле, как способ нести культуру дальше во времени. На наших площадках встречаются, взаимодействуют, придумывают и реализуют новые проекты все те, кто и есть современное искусство. Когда-то работали великие мирискуссники, которые были передовыми для своего века: действовал великий продюсер Дягилев, искрили потом вместе Маяковский, Родченко, Шостакович, Мейерхольд… И мы пробуем не отставать во времени. Тем более, на таком переломе эпох. Внутри «Артмеханики» десятки направлений. Один из наших новых проектов — взаимодействие музыкального и поэтического сообществ и отдельных творческих единиц. Мы придумали и запустили серию концертов с участием самых интересных молодых музыкантов и поэтов. Задача проекта — объединять молодых по-настоящему творческих людей и оказать содействие их росту и продвижению, — рассказывает заслуженный деятель искусств Российской Федерации, автор проекта «Артмеханика» Влад Маленко.
- Музыкантам было предложено выбрать стихи поэтов — участников Всероссийского открытого фестиваля молодой поэзии «Филатов Фест» и написать на них свои песни. После первого премьерного дня, в котором выступили группа NLO, Lx24 и "Вереница", выбравшие для написания песен стихи поэтов Полины Корицкой, Софьи Юдиной, Антона Носова соответственно, мы получаем огромное количество самых положительных и тёплых откликов. Музыканты говорят о необычном, но интересном эксперименте для них, который стал возможен благодаря нашему проекту, а также за возможность личного знакомства с интересными художниками в самом широком смысле этого слова. Зрители, а это и подписчики на канал «Артмеханика» в Rutube и в соцсетях, и поклонники выступивших артистов, и просто те, кого заинтересовал проект в СМИ и в афише Timepad — рады возможности личной встречи и с артистами, и даже друг с другом, так как до этого концерта все общались только онлайн. Теперь мы все готовимся к новой премьере, с новым составом участников. И ждём новой встречи со зрителями и их новой оценкой проекту, — прокомментировал Влад Маленко результаты первого премьерного дня нового проекта от «Артмеханики».
Дуэт «Базар» выбрал для сотворчества стихи поэта Артёма Рагимова (финалист литературной премии «Лицей» им. А.С.Пушкина, лауреат литературной премии партии «Справедливая Россия», трижды полуфиналист фестиваля «Филатов Фест»). Группа Passmurny представит трек на стихи поэтессы Софьи Юдиной (19-летняя поэтесса, лауреат X фестиваля «Филатов Фест»). Варя Демидова представит зрителям новую песню «Алфавит», написанную на стихи поэта Александра Антипова (поэт, актёр Московского Театра поэтов. лауреат Всероссийского фестиваля молодых поэтов «Мцыри», лауреат литературной премии партии «Справедливая Россия», призёр Международной литературной премии им. С. А. Есенина, финалист и призёр «Зрительских симпатий» I-го фестиваля «Филатов Фест», с 2016 года ведущий фестиваля «Филатов Фест», входит в состав его оргкомитета). Кроме этого, в концертной программе все музыканты исполнят и свои хиты.
В этот вечер также прозвучит песня «Лето, прощай. Лето, привет» в исполнении Lx24, написанная им на одноимённые стихи поэтессы Полины Корицкой (поэт, прозаик, победительница V Всероссийского открытого фестиваля молодой поэзии «Филатов Фест», полуфиналистка премий «Дебют», «Лицей», «Большая книга», член Союза писателей Москвы). Напомним, 25 октября в первый премьерный день проекта музыкант только представил эту песню, пообещав зрителям явить песню в полном объёме на концерте второго премьерного дня.
Начало в 19.00.
Вход бесплатный, по регистрации (количество мест ограничено): https://artmekhanika-project.timepad.ru/event/3103598.
Проект проходит при поддержке Президентского Фонда Культурных Инициатив.
Информационные партнёры: Информационное агентство «Интермедиа», «Литературная газета», Культурный онлайн-портал Revizor.ru
Дополнительная информация и аккредитация СМИ: Анна Степанова +7 (903) 185-1637, pr@step-agency.ru
Памятник Ирине Мирошниченко открыли на Троекуровском кладбище
Торжественное открытие памятника народной артистке РФ Ирине Мирошниченко состоялось 1 ноября 2024 года на Троекуровском кладбище. Создателем памятника выступил народный художник России, скульптор Салават Щербаков, а автором идеи стала архитектор и дизайнер Татьяна Боронина. Автор решила увековечить главное дело жизни Ирины Мирошниченко – служению театру, в котором она работала более полувека.
На церемонии открытия памятника присутствовали друзья и коллеги актрисы – Константин Хабенский, Игорь Золотовицкий, Павел Ващилин и другие.
- Я вспоминаю тот юбилей, который Ирина Петровна устроила, это была яркая для нас вспышка, - сказал художественный руководитель МХТ им. Чехова Константин Хабенский. - Она была примером для всех, как надо жить, как надо уметь выходить на сцену и с кем надо выходить на сцену. К сожалению, не удалось осуществить все те планы, которые были у нее, связанные с театром, и у нас, связанные с Ириной Петровной. Юбилей Ирины Петровны останется со мной на всю жизнь
- В театре не осталось такого уровня «мхатовки», преданной театру всей своею жизнью, - считает ректор Школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий. – Это по-настоящему была ее семья. Она стремилась работать с молодежью, участвовать в рождественских вечерах и во всех спектаклях. Ирина Мирошниченко – страница этого невероятного пространства, которое называется Московский Художественный театр.
- Ирина Петровна Мирошниченко была королевой на сцене и на экране, была рыцарем театра и искусства, - сказал директор Музея МХАТ Павел Ващилин. - Она служила театру с невероятной самоотдачей, энергией и азартом. У Ирины Петровны было качество, присущее не всем актерам, она умела радоваться чужим успехам и победам, всегда помогала, создавала праздник и дарила его всем.
В конце церемонии выступил скульптор Салават Щербаков:
- Большое спасибо за доверие, что мне посчастливилось выступить скульптором памятника. Ирина Мирошниченко потрясающая актриса, которая могла сыграть совершенно разные роли. Она яркая представительница МХТ имени А.П.Чехова.
Анна и Надежда Михалковы приурочат «Дядю Стёпу» к новогодним праздникам
Новогоднее шоу «Дядя Стёпа. Говорят: под Новый год...» пройдут в "МТС Live Холл" с 27 декабря 2024 по 8 января 2025 года. Режиссером стала Наталья Шуляковская, удостоенная «Золотой маски» в 2014 году за спектакль «Русалочка». Авторами идеи выступили внучки писателя Сергея Михалкова — Анна и Надежда. Они объяснили, что решили создать подобный проект, чтобы таким образом возродить добрую традицию встречаться всей семьей под Новый год.
- Нам хочется воспитывать своих детей на примерах, проверенных временем и нами! Дядя Стёпа — всем знакомый герой, с ним меня связывает история из детства, как и со многими другими героями произведений: Три поросенка, Зайка-зазнайка, Упрямый лягушонок, которых создал мой дед, Сергей Михалков, — подчеркнула Анна Михалкова.
В постановке задействовано более 40 актеров, а также присутствуют меняющиеся по ходу действия декорации для 15 сцен. Изюминкой проекта станет 20-метровый прототип дома-высотки с видеопроекцией. Создатели проекта отмечают, что зрители попадут в атмосферу путешествия уже в фойе: они окажутся на вокзале с расписанием поездов, где их будут встречать настоящие проводники.
Ранее Анна и Надежда Михалковы заявили, что считают дядю Степу альтернативной западным супергероям.