Николай Цискаридзе рассказал про опасность «Щелкунчика» для здоровья

Балет "Щелкунчик" в исполнении учеников Академии Русского балета имени А. Я.Вагановой будет представлен 19 и 20 декабря 2023 года в ГКД. В преддверии этого события ректор академии, артист балета Николай Цискаридзе побывал в редакции Gazetametro, чтобы рассказать про своих учеников и себя. Артист признался, что он всё-таки москвич по воспитанию и всегда рад показать столичному зрителю, каких успехов добились его ученики из петербургской академии. В "Щелкунчике", который покажут в Кремле, будут задействованы ученики всех возрастов.
– Я вообще не переживаю за выступление учеников, я в них уверен! У нас не кружок "Умелые ноги", – говорит Николай Цискаридзе. – С учениками я не сюсюкаю и часто им повторяю: "Я вас люблю больше всех, но балет я люблю больше". Я своему учителю Петру Антоновичу (Пестову) благодарен за строгость, за каждый удар, за все нервы! По-другому в нашей профессии нельзя.
По мнению нашего Цискаридзе, талант всегда стрессоустойчив, а если "у способного человека не хватает психики, значит, перед нами не талант".
– Когда мы учились, поставили два – до свидания, - рассказал он. - А сейчас обязательно две пересдачи, долгое объяснение с родителями. Сейчас все стали сумасшедшими, сразу пишут лично Путину и в прокуратуру. Все же родители родили гениев, а мы их разглядеть не можем, под лупой смотрим – и не можем.
Но, как уверяет Николай Цискаридзе, пока он на посту ректора, родители «гениальных» двоечников одержать победу не могут.
– Я юридическую академию заканчивал не для этого, – говорит артист, в 2014 году получивший красный диплом и степень магистра трудового права Московской государственной юридической академии. – В период, когда со мной воевало руководство Большого театра, мне всё время приходилось общаться с юристами. И как-то гениальный Кантемир Гусов, один из составителей Трудового кодекса, убедил меня, что надо учиться на юриста. Мне было 38 лет, я поступил на очную форму, и поблажек мне не делали.
Кстати, свой 50-летний юбилей Николай Цискаридзе отмечать не хочет. День рождения 31 декабря, как и Новый год, он с детства недолюбливает:
– Всем было не до меня, - рассказал артист. - Единственное, я ждал, когда же мы сядем за стол и подадут поросёнка, а я смогу подёргать его за хвостик. Меня это очень забавляло. Мой отчим всегда доставал ещё большой торт с живой клубникой. Самый же памятный подарок – билет от мамы в Большой театр на "Щелкунчика", в котором танцевала Надежда Павлова. Я даже помню место – ложа бенуара 1, место 1. Это было чудо!
На встрече зашла речь о давке в очередях за билетами на новогодние показы "Щелкунчика" в Большом театре.
– Всё, что сейчас происходит с билетами, – это чудовищный менеджмент. Всех, кто имеет к этому отношение, следует привлечь к ответственности, – считает Николай Цискаридзе. – Меня поражает, что Большой театр, у которого бюджет в 5 млрд, за столько лет не может наладить систему, чтобы люди смогли в личном кабинете зарегистрироваться и купить билеты, пусть и ограниченное их число. Мне больно и стыдно как премьеру Большого театра.
По мнению Цискаридзе, новогодний конвейер "Щелкунчиков" опасен для артистов и оборачивается разочарованием для зрителей.
– Я станцевал очень много "Щелкунчиков", но мы начинали в ноябре и заканчивали где-то в апреле. Между каждым спектаклем был день или два. Сейчас в афише Большого они стоят чередой, и это халтура, – говорит он. – Человеческий организм не может каждый день "являть". Это опасно для здоровья. Потому там текучка, травмы и потребитель страдает. Два года назад мои ученики танцевали "Щелкунчика" в Большом, это было 31 декабря, в мой день рождения. Они меня пригласили, я пришёл вместе с подругой – драматической актрисой, которая со мной смотрела этот спектакль раз 20. Она меня предупредила: "Я в определённых местах заплачу, ты меня не перебивай". Закончился первый акт, и она меня спрашивает: "Странно, а музыка та же? И хореография? Хм, а у меня даже в носу не засвербило..." После второго акта, выходя, она говорит: "Ты знаешь, они у меня украли сказку".
Про то, с каким трудом он поступил в Большой, про свой взлёт на сцене артист выпустил книгу "Мой театр", в декабре выйдет её вторая часть. Две части автобиографии разделены – карьера до травмы, из-за которой Цискаридзе чуть не потерял ногу, и после неё.
– Это было серьёзное испытание, но у меня впервые появилось свободное время! – рассказал артист не без удовольствия вспоминавший год, который он провёл, восстанавливаясь в Биаррице.
Николай Цискаридзе сыграет Короля-Солнце в МХТ

Николай Цискаридзе и Константин Хабенский начали репетиции спектакля по пьесе Михаила Булгакова «Кабала святош» в Московском художественном театре. Режиссер постановки – Юрий Квятковский, Мольера сыграет Константин Хабенский, а Цискаридзе досталась роль Людовика XIV.
- Конечно, для меня это очень большая ответственность и смелость, - написал Николай в соцсетях. – И вот почему я решил попробовать: Булгаков, Мольер, Король-Солнце, МХТ и Хабенский. Как Вы знаете, Булгаков один из моих самых любимых авторов, «Жизнь господина де Мольера» и «Театральный роман» я цитирую постоянно! С МХТ меня связывают отношения аж с ХХ века, Алла Юрьевна Шполянская и Олег Павлович Табаков сыграли в моей жизни колоссальную роль.
По словам Цискаридзе, он не хотел объявлять об этом проекте, но, «понимая реалии сегодняшнего дня, что всё тайное становится явным, хочу, чтобы вы узнали это от меня».
- Пока никого никуда не приглашаю, а только рискнул и сделал первый шаг…
«Главное— не врать»: интервью с главным дирижером Уральского государственного русского оркестра Павлом Васильевым

Благотворительный фонд актеров и Региональная молодежная Лаборатория театра и фольклора представят на сцене Уральского центра народного искусства им. Е.П.Родыгина премьеру спектакля «Мифы и легенды Древней Руси». Проект, поддержанный Президентским фондом культурных инициатив, объединит Уральский государственный русский оркестр, екатеринбургскую фолк-группу «Солнцеворот», заслуженного артиста России Сергея Чонишвили, актеров Максима Линникова и Илью Порошина, актрису Василину Маковцеву и студентов Екатеринбургского государственного театрального института. Мы поговорили с художественным руководителем и главным дирижером Уральского государственного русского оркестра, лауреатом премии губернатора Свердловской области Павлом Васильевым о музыкальных особенностях новой постановки.
— Павел Николаевич, вы родились в маленькой деревне в Удмуртии, а сейчас возглавляете государственный оркестр народных инструментов. Как музыка появилась в вашей жизни?
— Если смотреть на это с точки зрения профессионального подхода, то это началось с момента, когда я прошел отбор в Республиканскую детскую школу искусств - интернат в городе Ижевске. Принцип отбора детей в эту школу был – брать одаренных детей из глубинки, которые не имеют возможности получать художественное или музыкальное образование. Сейчас я понимаю, что это был подарок судьбы. Ну а любовь, интерес к музыке, наверное, прививается еще тогда, когда мы находимся под сердцем матери. Именно она научила меня в семь лет играть на гармони, и это был мой первый инструмент, с которого все и началось.
— Чем вас привлекла балалайка? Почему вы выбрали именно ее из всех других народных инструментов?
— Как и ожидаемо для такого юного возраста, мне она показалась простой в освоении. Когда проходил прослушивание, комиссия мне предложила выбрать баян или балалайку. Сказать честно, количество кнопок на баяне было больше, чем на гармони, и на тот момент это меня смутило. Знаете, ведь в десять лет хочется все же играть в футбол больше, чем заниматься на инструменте. Так и начал осваивать балалайку, впоследствии «простая снаружи» она оказалась очень богатой «изнутри».
— Что самое трудное для вас в дирижерской профессии?
— На самом деле дирижеры немного ограничены, например, инструменталист может в любой момент взять инструмент и «выплеснуть в звуках» свои эмоции, мысли. Дирижер же днями, неделями, месяцами может работать с партитурой один на один, не выходя за пульт, и это закономерно. Наверное, вот эта первая стадия работы над концертной программой или новым спектаклем для меня на сегодня самое тяжелое в профессии.
— У Уральского государственного русского оркестра потрясающе разнообразный репертуар. Есть программы о звездах советской эстрады и кино «Легенды СССР», произведения отечественных и зарубежных композиторов «Русские вечера», музыка из голливудских фильмов и мюзиклов и хиты русского рока в рамках абонемента «Не формат», а недавно появились «Сказки с оркестром». Почему, несмотря на такую загруженность, вы решили принять участие в проекте «Мифы и легенды Древней Руси»?
— Мне показалась эта идея очень интересной. Вообще, я люблю новое, к этому добавилось и то, что замысел музыкально-драматической постановки «Легенды и мифы Древней Руси» может прекрасно перекликаться с русским оркестром.
— Каких исполнителей на редких инструментах вы планируете дополнительно привлечь к работе над спектаклем?
— Мы давно знакомы и есть у нас большой совместный музыкальный проект «Расскажи мне, КолоколЪ» с самобытным мультиинструменталистом Евгением Бунтовым. Он будет играть на колесной лире, гуслях, кугиклах, калюке и других народных инструментах.
— Сколько нужно репетиций для создания новой постановки и как долго создаются аранжировки и партии для инструментов оркестра?
— Обычно мы ограничены в репетициях, у нас плотный график. На этот проект у нас всего четыре совместные репетиции. Что касается аранжировок, то всегда по-разному. Иногда на партитуру уходит несколько дней, иногда несколько месяцев. Сложно сказать. Все зависит от материала. Иногда материал пишется легко, даже, кажется, само-собой пишется, всего за пару дней, а бывает — замучаешься — пару месяцев.
— В Екатеринбурге проходит Всероссийский форум национальных оркестров, в котором артисты Уральского государственного русского оркестра принимают участие. Изменился ли, на ваш взгляд, сегодня слушатель академической музыки?
— Уральский государственный русский оркестр — коллектив, для которого этот форум создавался, и оркестр является главным модератором этого события. Мы стараемся показать нашему слушателю лучших музыкантов, дирижеров и лучшие коллективы России. Это, безусловно, дает определенные импульсы для нашего слушателя.
— Как покорить сердца слушателей? В чем секрет?
— Я всегда говорю одно: «Не врать».
— Какое самое сложное произведение для исполнения с оркестром из тех, что вам доводилось исполнять?
— Бывают партитуры, которые мне не близки, но у меня нет права говорить это перед оркестром. Так что я должен в них влюбиться. Наверное, такие опусы для меня самые сложные. О них я и вам не скажу.
— Тогда расскажите, какие у вас любимые сказки.
— Как и у многих, сказки Александра Сергеевича Пушкина, практически все, мне они кажутся «сказками-хамелеонами». Поставь немного другие смысловые акценты — и это уже совсем другая сказка. Корнея Ивановича Чуковского своим детям читаю, обожаю. Это прям сказки-триллеры!
В Театре Армии признаются в любви к Алине Покровской

Юбилейный вечер народной артистки РСФСР Алины Покровской состоится 1 марта 2025 года на Большой сцене Центрального академического театра Российской Армии. В программе под названием «Признание в любви» в честь 85-летия актрисы прозвучат поздравления от друзей и партнеров по сцене – России Валерия Баринова, Сергея Колесникова, Анны Большовой и многих других.
В Театр Армии Алина Станиславовна пришла в 1962 году, сразу после окончания Щепкинского училища, исполнив на этой сцене более 50 главных ролей в спектаклях лучших мастеров эпохи: Андрея Попова, Бориса Львова-Анохина, Леонида Хейфеца, Александра Бурдонского, Иона Унгуряну, Юрия Ерёмина. Сегодня Алина Покровская занята в спектаклях «Дом под снос», «Баба голубиная» Андрея Бадулина, «Одноклассники» Бориса Морозова, «Ретро» Галины Дубовской. Её дарованию подвластны самые разные героини – лирические, характерные, трагические.
В кино она также запомнилась яркими ролями и точными попаданиями в образы своих героинь. Для нескольких поколений Любовь Трофимова, героиня Алины Покровской из легендарного кинофильма «Офицеры» режиссера Владимира Рогового, является примером жены офицера.