Премия «Театральный роман» будет вручена лучшей книге о театре
Х юбилейная церемония награждения лауреатов премии в области литературы о театре «Театральный роман» состоится в Государственном институте искусствознания (Козицкий пер., 5) 26 января 2024 года. Учредителями премии выступают редакция журнала «Сцена» Союза театральных деятелей России и некоммерческое партнерство «Культурная инициатива Восток-Запад».
«Театральный роман» - ежегодная премия в области литературы о театре, учрежденная в 2014 году и не имеющая аналогов в России и за рубежом. Она была создана для поддержки издательской деятельности в области литературы о театре, а также авторов, занимающихся искусством театра во всех его аспектах. Одна из приоритетных задач премии «Театральный роман» - доступность литературы о театре как можно большему числу читателей. В этом контексте разработано отдельное направление просветительского проекта «Театральный универсум» - программа «Литературная гостиная», в рамках которой в регионах России проходят презентации книг лауреатов и номинантов премии «Театральный роман», циклы публичных встреч, public-talk, творческие встречи с авторами, героями книг и др.
В этом году на премию «Театральный роман» претендуют книги:
1. «Война и мир» Римаса Туминаса. Рождение спектакля. Ответственный редактор Елена Дунаева. – М.: 2022.
2. Театрократия. Екатерина II и опера. Автор-составитель Анна Корндорф. — М.: Государственный музей-заповедник «Царицыно», 2022.
3. Письма в Художественный театр. 1898-1928. В 2 томах. Редакторы: Инна Соловьева, Ольга Абрамова, Ольга Егошина. - М.: Навона, 2022.
4. Николай Цискаридзе. Мой театр. По страницам дневника. Автор идеи и литературный текст Ирина Дешкова. В 2 книгах. - М.: АСТ, 2022-2023.
5. Лиан Гийом. «Я, Тамара Карсавина. Жизнь и судьба звезды русского балета». – М.: АСТ, 2022.
6. Кирилл Крок. Театр надо любить, причём вопреки. - М.: 2022.
7. Мордвинов Борис Аркадьевич. Воркутинская тетрадь Бориса Мордвинова. Записки для сына – будущего режиссера. Составление и послесловие Надежды Мордвиновой. - М.: Навона, «Сцена», 2023.
Жюри премии возглавляет художественный руководитель Российского государственного театра «Сатирикон» имени Аркадия Райкина, народный артист России Константин Райкин. Председатель экспертного совета - главный редактор журнала «Сцена» Дмитрий Родионов. В экспертный совет и жюри входят авторитетные театральные и общественные деятели, среди которых Елена Дунаева, Ольга Егошина, Марина Тимашева, Марина Токарева, Николай Песочинский, Феликс Коробов, Дмитрий Трубочкин, Галина Тюнина.
Из года в год количество авторов-соискателей премии неуклонно растёт. Всего с 2014 года на участие в конкурсной программе заявлено более тысячи изданий, а география проекта охватывает более 20 субъектов РФ. За годы работы премии сформирована уникальная база данных, которая включает в себя полный перечень изданий о театральном искусстве, выпущенных в России с 2013 года, актуальный реестр учреждений и издательств, публикующих литературу о театре, значительный объем материалов об авторах книг, персоналиях, более 2 000 цифровых фото- и видеозаписей. Эта база позволяет использовать материалы в создании различных образовательных и просветительских программ, созданных совместно с учреждениями культуры, издательствами, общественными организациями, творческими союзами и др.
С 2018 года премия «Театральный роман» проходит в содружестве с фестивалем «Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры».
Среди лауреатов премии прошлых лет - Алла Демидова, Александр Ширвиндт, Алексей Бородин, Кама Гинкас, Генриетта Яновская, Михаил Левитин, Сергей Бархин, Эдуард Кочергин, Борис Мессерер, Марина Азизян, Инна Соловьева, Алексей Бартошевич, Людмила Старикова, Надежда Мордвинова и др.
Пресс-конференция, посвященная Х юбилейной церемонии награждения лауреатов премии в области литературы о театре «Театральный роман», состоится в пресс-центре ТАСС 23 января 2024 года. В ней примут участие учредитель премии, главный редактор журнала «Сцена» Дмитрий Родионов, председатель жюри, художественный руководитель театра «Сатирикон» Константин Райкин, председатель Попечительского совета Хуго Эрикссен, главный дирижёр Московского академического музыкального театра имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко Феликс Коробов, член Экспертного совета премии арт-директор фестиваля «Биеннале театрального искусства» Ольга Егошина. В брифинге примет участие лауреат премии «Театральный роман» 2022 года - художественный руководитель Российского Академического Молодёжного театра, народный артист РФ Алексей Бородин.
Начало пресс-конференции в 13.00.
Справки и аккредитация: +7 (967) 103-8176,pr@intermedia.ru
Николай Цискаридзе призвал учесть опыт СССР при регулировании цен на билеты в театры и раскрыл тайну интервью с Алисой Фрейндлих
Николай Цискаридзе заявил на пресс-конференции в ТАСС о необходимости пересмотра ведущими российскими театрами ценовой политики в сторону большей доступности для публики. Балетмейстер напомнил о тех временах, когда самый дорогой билет в Большой театр в СССР стоил 3 рубля 20 копеек при минимальной зарплате в 60 рублей.
- Их достать было невозможно в Советском Союзе. Вы должны были отстоять огромную очередь, иметь каких-то знакомых. Это было всегда. Но вы хотя бы эти два билета могли себе позволить, - заявил Цискаридзе.
Николай напомнил, что в СССР студенты имели возможность проходить в театры, в том числе в Большой, бесплатно по студенческому билету:
- Ты приходил на любой спектакль с участием любого народного артиста и смотрел этот шедевр. Конечно, сейчас этого нет. Государственные театры существуют за счёт налогоплательщиков. Я уверен, что это должно быть серьезное государственное решение - поставить границу цен на билеты в государственные театры. В Советском Союзе экономически очень серьезно высчитывали стоимость билета, чтобы искусство было доступно для всех слоев населения.
Кроме того, Николай Цискаридзе высказал сомнение по поводу эксперимента по продаже билетов в театры в Москве по паспорту, о чем «ИнтерМедиа»сообщало ранее.
- Не верю в эту систему. Это очень сильно усложняет проход в театры, - считает он.
Главный редактор информационного агентства «ИнтерМедиа» Евгений Сафронов задал Николаю Цискаридзе следующий вопрос:
- Николай Максимович, в последние годы медиа с интересом наблюдают за впечатляющей профессиональной перезагрузкой бренда Цискаридзе в публичном формате «не про балет». Вас уже признали лидером общественного мнения в самых разных сферах. Самый цитируемый в медиа ректор, ведущий самых рейтинговых телешоу сразу на Первом и на России один, недавно «ИнтерМедиа» отметило абсолютный рекорд интервью на «Одноклассниках» больше 5 млн человек, тираж вашей книги «Мой театр» в 2023 году составил 200 000, опередив беллетристику Пелевина. Билеты на выступления ваших воспитанников (пока не известных) разлетаются быстрее, чем в ведущие театры страны. Конечно, у вас одна из лучших в стране команда профессионалов, но это все делаете вы. А тут мы еще узнаём, что вы обратились в сложнейший жанр телеинтервью и у вас только что записана огромная беседа с Алисой Бруновной Фрейндлих. Это в последнее время никому не удавалось - и это явно будет нестандартно и нескучно. К каким откровениям бы нам готовиться?
Николай Цискаридзе ответил, что хотел пригласить Алису Фрейндлих в студию программе «Сегодня вечером» на Первом канале. Народная артистка СССР отказалась, однако после длительных раздумий согласилась на интервью с Николаем в формате тет-а-тет.
- Мы не говорили о чем-то личном, потому что есть какие-то вещи, о которых можно поговорить без свидетелей. Я пытался с ней поговорить о каких-то творческих триумфах - немножко с другой стороны, о которой журналисты ее не спрашивали. Надеюсь, тем, кто это будет смотреть, будет интересно.
Кроме того, Николай назвал легенду отечественного балета Юрия Григоровича величайшим из ныне живущих балетмейстеров в мире.
- Слава богу, Григорович жив. Никого крупнее в мире нет. Джон Ноймайер тоже здравствует. Юрий Николаевич Григорович, Борис Яковлевич Эйфман - очень серьезные люди. Уильям Форсайт жив, Иржи Килиан, Матс Эк. Вот это великие люди, - сказал Цискаридзе.
Запись пресс-конференции - по ссылке.
Экс-хореограф Большого театра Алексей Ратманский подписал контракт в Нидерландах
Бывший руководитель балетной труппы Большого театра Алексей Ратманский подписал контракт с Национальным балетом Нидерландов. Договор будет действовать с 2024 по 2027 год. За этот период театр должен выпустить не менее трёх постановок с участием Алексея Ратманского. Хореограф будет ставить в Нидерландах не менее одного балета в год.
Алексей Ратманский руководил балетной труппой Большого театра с 2004 по 2009 годы и поставил там спектакль «Искусство фуги», показы которого к настоящему моменту отменили в связи с тем, что артист покинул Россию после начала СВО.
Билеты в театр начнут продавать только по паспортам
Департамент культуры Москвы установил новые правила на продажу билетов подведомственных ему театральных и концертных мероприятий. Начиная с 15 марта 2025 года, для этого потребуется паспорт. Пилотный проект продлится до конца 2025 года.
- При посещении мероприятия зрители может подтвердить свою личность любым из документов утвержденного списка. Кроме паспорта гражданина Российской федерации, в список включены водительское удостоверение, социальная карта москвича, студенческий билет, пенсионное удостоверение и другие варианты,- говорится в сообщении департамента.
"ИнтерМедиа" напоминает, что ранее на именные билеты перешёл Большой театр.